Трудовой договор гражданка

Оглавление:

Примерная форма трудового договора с горничной (работодатель — физическое лицо) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

ГАРАНТ:

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями гл. 48 ТК РФ.

Трудовой договор с горничной
(работодатель — физическое лицо)

г. [ место заключения договора ]

[ число, месяц, год ]

Гражданин(ка) РФ [ Ф. И. О. работодателя ], именуемый(ая) в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны и

гражданка РФ [ Ф. И. О. работника ], именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет трудового договора

1.1. По настоящему трудовому договору Работник принимается на должность горничной по адресу места жительства Работодателя: [ вписать нужное ], а Работодатель обязуется обеспечивать Работнику необходимые условия труда, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а также своевременную и полную выплату заработной платы.

1.2. Работа по настоящему договору является для Работника основным местом работы.

1.3. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются [ оптимальными (1 класс)/допустимыми (2 класс)/вредными (указать класс и подкласс вредности)/опасными (4 класс) ].

1.4. Срок испытания при приеме на работу составляет [ указать срок ]./Работник принимается на работу без испытания.

1.5. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

1.6. Работник обязан приступить к работе с [ число, месяц, год ].

2. Права и обязанности работника

2.1. Работник имеет право:

— на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

— на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда;

— на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

— на отдых, обеспечиваемый предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

— на полную достоверную информацию об условиях труда;

— на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

— на разрешение трудовых споров;

— на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— на обязательное социальное страхование;

2.2. Работник обязан:

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

— бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

— незамедлительно сообщить Работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);

3. Трудовые функции работника

3.1. По настоящему трудовому договору Работник:

— осуществляет машинную и ручную стирку, а также глажение одежды и белья;

— производит уборку помещений (генеральную — 1 раз в неделю, поддерживающую — ежедневно);

— моет окна не менее двух раз в год (весной и осенью);

— выполняет поручения по ведению домашнего хозяйства (сдача вещей в химчистку, закупка продуктов питания, лекарственных препаратов, оплата счетов и пр.);

3.2. Работнику запрещается:

— перепоручать выполнение своих функций и обязанностей третьим лицам;

— в рабочее время курить, употреблять алкогольные напитки, а также являться на работу в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;

4. Права и обязанности работодателя

4.1. Работодатель имеет право:

— заключать, изменять и расторгать трудовой договор с Работником в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— поощрять Работника за добросовестный эффективный труд;

— требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

— привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— в любое время проверять порядок осуществления Работником своих обязанностей;

4.2. Работодатель обязан:

— в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией);

— при прекращении трудового договора в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор;

— соблюдать трудовое законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, условия трудового договора;

— предоставить Работнику работу, обусловленную трудовым договором;

— обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

— обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

— обеспечивать Работнику равную оплату за труд равной ценности;

— выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ и трудовым договором;

— обеспечивать бытовые нужды Работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;

— уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

— оформить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования [ если Работник поступает на работу впервые ];

— возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— предоставлять Работнику выходные дни в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего договора;

— соблюдать продолжительность рабочего дня Работника;

5. Рабочее время и время отдыха

5.1. Работнику устанавливается [ пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями/шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем/рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику/неполная рабочая неделя ].

5.2. Продолжительность ежедневной работы/неполной рабочей недели составляет [ значение ] часов.

5.3. Время начала работы — [ вписать нужное ], время окончания работы — [ вписать нужное ], время предоставления перерыва — [ вписать нужное ].

5.4. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью [ значение ] календарных дней.

5.5. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью [ значение ] календарных дней [ указать основание предоставления дополнительного отпуска ].

5.6. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между Работником и Работодателем.

6. Условия оплаты труда

6.1. Работнику устанавливается оклад в размере [ сумма цифрами и пропись ю] рублей.

6.2. Заработная плата выплачивается Работнику [ указать конкретные числа календарного месяца ].

6.3. При выполнении работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, при совмещении профессий (должностей), при исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника Работнику производятся соответствующие доплаты в порядке и размере, установленных действующим трудовым законодательством РФ.

6.4. На период действия настоящего трудового договора на Работника распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством РФ.

7. Ответственность сторон

7.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих обязанностей, указанных в настоящем трудовом договоре, нарушения трудового законодательства РФ, а также причинения Работодателю материального ущерба он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

7.2. Работодатель несет перед Работником материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

8. Прекращение трудового договора

8.1. Основаниями для прекращения настоящего трудового договора являются основания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, а также [ указать дополнительные основания, например, совершение Работником действий (бездействия), в результате которых Работодателю и/или членам его семьи нанесен вред здоровью, независимо от наличия или отсутствия вины Работника ].

8.2. Во всех случаях днем увольнения Работника является последний день его работы.

9. Заключительные положения

9.1. Споры между Сторонами, возникающие при исполнении настоящего трудового договора, рассматриваются в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

9.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим трудовым договором, Стороны руководствуются законодательством РФ, регулирующим трудовые отношения.

9.3. Трудовой договор заключен в письменной форме, составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

9.4. Все изменения и дополнения к настоящему трудовому договору оформляются двусторонним письменным соглашением.

10. Реквизиты и подписи сторон

[ подпись, инициалы, фамилия ]

Экземпляр трудового договора мною получен [ число, месяц, год ] [ подпись, фамилия, инициалы работника ].

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма трудового договора с горничной (работодатель — физическое лицо)

Разработана: Компания «Гарант», июнь 2015 г.

Изменение трудового договора с гражданкой Украины после получения ею гражданства РФ

Новый трудовой договор составлять точно НЕ нужно.
Трудовой договор заключается (составляется) при приеме на работу.
Статья 68. Оформление приема на работу[Трудовой кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 68]
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Все остальные изменения по трудовой деятельности работника вносятся в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора[Трудовой кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 72]
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Можно просто изложить в следующей редакции пункт о характере работы:
Например, у Вас было так:
Раздел 1 «Общие положения».
.
1.3. трудовой договор заключен на определенный срок с. по. в связи с тем-то и тем-то.

Теперь, в допсоглашении Вы прописываете:
Пункт 1.3. раздела 1 изложить в следующей редакции:
Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Работник-иностранец: особенности трудового договора в 2020 году

Все вопросы, связанные с регулированием жизни и работы иностранцев в России регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В статье 13 предусмотрено право иностранцев работать в РФ, а также определено, что заключить с ними трудовой договор могут как физические, так и юридические лица, – в этом плане никаких ограничений нет. Однако, они есть в порядке оформления трудового договора и других документов и зависят в первую очередь от статуса иностранного гражданина в Российской Федерации:

  • временно пребывающий на территории РФ (по визе или без нее);
  • временно проживающий на территории РФ;
  • постоянно проживающий на территории РФ.
  • Кроме того, человек может приехать в Россию из стран, с которыми действует безвизовый режим и особые условия трудоустройства, а может приехать из государства, с которым действую трудовые визы и другие ограничения. Во втором случае заключить трудовой договор с иностранцем будет сложнее, поскольку надо учитывать квоты и другие важные моменты. Также отдельный порядок заключения трудовых договоров с российскими организациями предусмотрен в главе 50.1 Трудового кодекса РФ для граждан Евразийского экономического союза. Рассмотрим подробнее весь алгоритм трудоустройства и образец трудового договора с иностранным работником 2020 подробнее.

    Как только иностранец получит гражданство России, трудовые отношения с ним оформляются уже как с обычным гражданином страны.

    По вакансии пришел иностранец: действия работодателя

    Если в вакансии не уточняется, что рабочее место предоставляется исключительно гражданину РФ, определить, что трудоустраиваться пришел иностранец не всегда удается сразу. Этот факт может “всплыть”, только когда соискатель напишет в отделе кадров заявление о приеме на работу. В этом случае работодателю, если он заинтересован принять на работу именно этого кандидата, придется срочно выяснять его статус. Дело в том, что без особых сложностей можно принять на работу иностранного гражданина, если он временно или постоянно проживает на территории России.

    Обычное трудоустройство

    Иностранцы, у которых есть вид на жительство в России (ВНЖ) или же разрешение на временное пребывание (РВП) могут быть трудоустроены в соответствии с нормами Трудового кодекса на тех же условиях, что и россияне. Надо только проверить срок действия ВНЖ и РВП и своевременное уведомить миграционные органы о приеме на работу иностранного работника (срок 3 дня).

    Аналогичный порядок также действует для лиц, которые прибыли из стран, входящих в ЕАЭС: Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Они фактически уравнены в правах с россиянами. Им не требуется никаких дополнительных разрешений на работу и они могут пользоваться всеми социальными преимуществами. Кроме того, на казахов, армян, белорусов и киргизов не распространяются квоты на привлечение иностранцев, действующие в отдельных отраслях экономики, а их дипломы о высшем образовании признаются в России без дополнительных процедур проверки. Может только потребоваться перевод дипломов на русский язык с нотариальным заверением.

    Разрешение на работу

    Тем лицам, которые прибыли в Россию в визовом порядке необходимо обязательно получить разрешение на работу. Такой документ сроком на один год выдают органы МВД, которые отвечают за вопросы миграции. Они же могут его приостановить или аннулировать в отношении каждого конкретного иностранца. Обычно в оформлении разрешения на работу принимает участие сам работодатель. В этом документе должны быть указаны:

    • наименование работодателя;
    • дата выдачи разрешения на работу;
    • срок действия документа;
    • указание на территорию, где работник может работать.
    • Необходимо иметь в виду, что если кандидат на вакансию уже был трудоустроен и имеет действующее разрешение на работу, то для работы в новой организации ему все равно необходимо получить отдельное разрешение. Также работодатель должен знать, что за получение разрешения придется заплатить госпошлину в размере 3,5 тысяч рублей.

      Патент на работу

      Иностранные граждане, которые прибыли в безвизовом порядке могут работать на основании патента на работу, который также выдают органы МВД. Патент на право работы иностранный гражданин оформляет самостоятельно. При приеме на работу иностранного гражданина на основании патента необходимо проверить срок его действия и территорию, где работник может работать. Организация, расположенная в одном субъекте РФ, имеет право принять на работу иностранного гражданина, патент которого оформлен в другом субъекте РФ, в котором он планирует работать. Необходимо отметить, что в трудовом договоре должно быть закреплено место работы, находящееся на территории субъекта РФ, на территории которого оформлен патент. Работать такой человек имеет право только по специальностям, указанным в патенте и в том регионе, который в нем прописан.

      Стоимость патента зависит от срока его действия и региона, где он выдан. Иностранец должен ежемесячно вносить авансовые платежи за право работать. Кроме того, он должен иметь действующий полис добровольного медицинского страхования. Работать по патенту можно не более двух лет подряд, после чего гражданин должен выехать за пределы РФ, а после опять въехать в страну, если он хочет продолжать работать. О приеме на работу по трудовому патенту необходимо обязательно уведомить органы, уполномоченные на решение миграционных вопросов. Сделать это нужно в трехдневный срок с даты трудоустройства, иначе придется заплатить штраф.

      Высококвалифицированные кадры

      Особые условия законодательство предусматривает при приеме на работу высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Они имеют определенные преференции при оформлении на работу в российские компании. При этом под понятие высококвалифицированного специалиста попадают любые иностранные сотрудники (как из визовых, так и из безвизовых стран), отвечающие условиям из пункта 1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ):

    • по уровню квалификации;
    • по размеру заработной платы (вознаграждения).
    Смотрите так же:  Жалоба на почту россии в роспотребнадзор

    Особенности таких граждан приведены в таблице:

    Размер заработной платы (вознаграждения)

    Категория иностранного гражданина

    58 500 руб и более — из расчета за один календарный месяц

    Иностранные граждане, привлекаемые к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (кроме ИП)

    83 500 руб. и более — из расчета за один календарный месяц

    Научные работники или преподаватели, приглашенные для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по образовательным программам, имеющим госаккредитацию:

  • образовательными организациями высшего образования;
  • государственными академиями наук либо их региональными отделениями;
  • национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами.
  • Специалисты, привлекаемые к трудовой деятельности:

  • резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (кроме индивидуальных предпринимателей);
  • российскими коммерческими организациями, российскими научными организациями и иными перечисленными в абз. 3 пп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ организациями, которые осуществляют деятельность в сфере информационных технологий и имеют документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей соответствующую деятельность (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).
  • Иностранные граждане, привлекаемые к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность в Республике Крым и г. Севастополе

    167 000 руб. и более — из расчета за один календарный месяц

    Остальные иностранные граждане

    1 млн руб. и более — из расчета за один год (365 календарных дней)

    Медицинские, педагогические или научные работники, приглашенные для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера

    Без учета требования к размеру заработной платы

    Иностранные граждане, участвующие в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ

    При этом компетентность и уровень квалификации иностранного специалиста, которого работодатель планирует привлечь к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного, он оценивает самостоятельно, на основании представленных документов и сведений. Связанные с результатами этой оценки риски несет работодатель. Для ВКС разрешение на работу может быть выдано на срок до трех лет с возможностью работать в нескольких регионах РФ. Однако, существует ряд работ на которые их привлекать нельзя. Перечни таких видов деятельности приведены в статье 13.2 и статье 14 Закона № 115-ФЗ.

    Трудовой договор с иностранцем: оформление

    Процедура трудоустройства иностранца описана общими нормами Трудового кодекса и не отличается от механизма, действующего при найме россиянина. Тем не менее, есть несколько особенностей, знание которых поможет работодателю оставаться чистым перед законом. Скачать бланк трудового договора с иностранным гражданином с учетом этих условий, а также для оформления в разных ситуациях можно в конце статьи. Например, работодатель не имеет права нанимать иностранного гражданина, не достигшего совершеннолетия. Если лицу более 18 лет, трудовой договор заключается в обычном порядке. При этом в контракт с иностранцем можно включать дополнительную информацию, касающуюся его статуса в России и связанных с этим деталей:

  • разрешение на работу;
  • вид на жительство или РВП;
  • полис ДМС;
  • условия оплаты пути к месту работы и обратно;
  • обязанность работодателя обеспечить работника жильем.
  • Кроме того, если новоиспеченный сотрудник не говорит по-русски, договор нужно перевести на его родной язык или на тот, которым он владеет (скажем, если работник — японец, то контракт проще будет перевести на английский язык). Таким образом, документ должен быть составлен на двух языках, чтобы сотрудник знал, что подписывает.

    Если есть сомнения в правильности перевода, то можно начать с черновика. Для этого следует подготовить предварительный бланк трудового договора с иностранным гражданином и предварительно согласовать образец трудового договора с иностранным гражданином 2020. Нужно убедиться, что договоры на разных языках будут понятны обеим сторонам и идентичны по условиям. Важно понимать, что образец трудового договора с иностранным работником 2020 будет отличаться в зависимости от всех вышеперечисленных условий, а также характера деятельности и должности лица, с которым он будет заключен. Таким образом, универсальный образец трудового договора с иностранцем просто не существует, но при желании работодатель может адаптировать типовой трудовой договор, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858 . Для этого в форму просто нужно добавить условия, предусмотренные нормами статьи 327.2 ТК РФ . Кроме того, унифицированную форму, разработанную специалистами Консультант Плюс специально для трудоустройства иностранцев, можно будет скачать ниже.

    Передача данных в ФМС

    Особое внимание работодатель должен уделить процедуре уведомления контролирующих органов о начале своего сотрудничества с иностранцем. В частности, закон дает три дня с даты подписания трудового договора на то, чтобы уведомить территориальные органы ФМС о его существовании. Уведомление, которое работодатель должен направить в миграционную службу, заполняется на специальном бланке, утвержденным приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (в ред. приказа ФМС России от 12.03.2015 N 149). Его можно передать лично, по почте или по электронным каналам связи (в последнем случае потребуется электронная подпись). Заполненное уведомление о заключении трудового договора с иностранцем выглядит примерно так:

    Кроме уведомления, никаких других документов представлять в МВД не нужно. Но если не выполнить эту норму, то работодателю грозит штраф до 800 тысяч рублей. Санкции для московских и петербургских предприятий выше — до 1 миллиона рублей.

    Оформление медицинского полиса

    По закону, в России могут работать только те иностранные граждане, у которых есть полис ДМС либо другой договор о предоставлении ему медицинских услуг на территории страны. Без медицинской страховки трудоустраивать иностранцев нельзя. Законодательство не дает точного ответа на вопрос, кто конкретно должен обеспечить сотруднику такой полис ДМС. На компанию такая обязанность не возложена, на работника — тоже. В этом случае эксперты предлагают договариваться. Если стороны заинтересованы в партнерстве и этому мешает только отсутствие документа об оказании медицинских услуг, то лучше прийти к согласию, нежели расстаться навсегда.

    Увольнение

    В целом увольнять иностранца надо так же, как и гражданина России. Но и в этой процедуре есть несколько особенностей. Например, иностранных граждан можно уволить по нескольким дополнительным основаниям, определенным статьей 327.6 ТК РФ . А именно:

  • у сотрудника закончился срок действия или отозван вид на жительство в РФ или разрешение на временное проживание;
  • у работника истек срок действия разрешения на работу;
  • у иностранца закончился срок действия патента;
  • у компании превышено количество иностранных работников в штате. Этот показатель ежегодно устанавливает правительство в зависимости от вида экономической деятельности;
  • у компании закончился срок действия или отозвано разрешение на трудоустройство иностранцев;
  • у сотрудника истек срок действия полиса ДМС либо иного договора, подтверждающего наличие медицинской страховки на территории РФ.
  • Если прекращение трудового договора с сотрудником связано с окончанием срока действия его документов, то у работодателя есть 30 дней на его увольнение. О расторжении трудового договора с иностранным гражданином 2020 также нужно уведомить миграционную службу. За несоблюдение этого правила работодателю грозят такие же штрафы, как и при пропуске срока извещения о трудоустройстве мигранта.

    Трудовой договор с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином

    Правовое положение иностранцев в нашей стране регулируется Законом № 115?ФЗ [1] . В пункте 1 ст. 2 этого документа определены варианты правового статуса иностранцев. Это:

  • постоянно проживающие в РФ иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство;
  • временно проживающие в РФ иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающие в РФ иностранные граждане – лица, прибывшие в страну на основании визы или в безвизовом порядке и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
  • Об особенностях заключения трудовых договоров с временно пребывающими в Российской Федерации иностранцами и пойдет речь в данном материале.

    Что надо помнить при заключении договора?

    Согласно ст. 327.1 ТК РФ иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.

    Трудовой договор заключается на неопределенный срок. В случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, заключается срочный трудовой договор (на время выполнения временных (до двух месяцев), сезонных работ, работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и др.), работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы; в иных случаях).

    Препятствием для заключения договора с иностранцем может служить прямой запрет работодателям, установленный федеральными законами или международными договорами.

    Согласно п. 8 ст. 13 Закона № 115?ФЗ работодатели обязаны уведомлять территориальный орган ФМС в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового или гражданско-правового договора, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора. После получения уведомления территориальный орган ФМС осуществляет проверку регистрации работодателя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

    С 01.01.2015 работодателю не нужно посылать в налоговую инспекцию уведомление о приеме иностранца на работу (утратил силу пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115?ФЗ [2] ).

    Документы, предъявляемые временно пребывающими в Российской Федерации иностранцами при приеме на работу, перечислены в ст. 327.3 ТК РФ. Согласно этой норме наряду со стандартным набором документов [3] , предусмотренных ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора работодателю предъявляются:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином);
  • разрешение на работу или патент.
  • Сведения об этих документах заносятся в трудовой договор на основании ст. 327.2 ТК РФ.

    В каких случаях документом на осуществление трудовой деятельности на территории РФ будет разрешение на работу, а в каких – патент, зависит от страны прибытия работника. Это может быть:

  • страна, с которой установлен визовый режим въезда;
  • страна, с которой установлен безвизовый режим въезда [4] ;
  • страна – участница Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС).
  • Иностранные граждане, прибывшие в порядке, требующем получения визы, оформляют разрешение на работу, «безвизовые» граждане – патент. Если иностранцы прибыли из стран – членов ЕАЭС, они оформляются на работу как граждане РФ (разрешение на работу и патент не предоставляются). Далее мы более подробно рассмотрим порядок оформления этих документов.

    Документы, на основании которых иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ

    Иностранный гражданин прибыл
    Из страны – участницы Договора о ЕАЭС

    Из страны, с которой установлен визовый режим въезда

    Из страны, с которой установлен безвизовый режим въезда

    Получать разрешение на работу или патент не требуется

    Об иностранцах, прибывших из стран – участниц Договора о ЕАЭС

    Согласно ст. 97 Договора о ЕАЭС трудящимся государств – участников этого договора не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1). Их трудовая деятельность регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений указанного договора (п. 4).

    Таким образом, с начала 2015 года организации, принимающие на работу граждан Белоруссии, Казахстана, Армении (для Киргизии – с 12.08.2015), должны помнить, что договор с ними заключается по общим правилам, предусмотренным ТК РФ (аналогично правилам, установленным для приема на работу российских граждан). Иностранцам, прибывшим из стран – участниц Договора о ЕАЭС, не требуется получать разрешение на работу или патент в России.

    О разрешениях на работу для иностранцев из «визовых» стран

    Отметим, что исходя из положений абз. 6 ст. 327.3 НК РФ работодатель может заключить с иностранцем договор до получения разрешения на работу. Такая возможность предоставлена для случаев, когда заключенный трудовой договор необходим для получения разрешения. Тогда трудовой договор вступит в силу не ранее дня получения разрешения, а сведения о нем вносятся непосредственно в текст договора на основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

    В соответствии с п. 7 ст. 15.1 Закона № 115?ФЗ получивший разрешение на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения представить в территориальный орган ФМС документ, подтверждающий владение данным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ [5] . Если такое требование не будет соблюдено, то на основании п. 9.1-1 ст. 18 Закона № 115?ФЗ разрешение на работу аннулируется.

    О патентах для иностранцев из «безвизовых» стран

    До 2015 года по патентной системе иностранные граждане трудились только у физических лиц, выполняя работы или оказывая услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С этого года на основании патента иностранный гражданин из «безвизовой» страны вправе трудиться как у физических, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [6] .

    Отметим, что привлекать к работе иностранцев вправе организации и ИП, не имеющие на момент заключения с ними трудового или гражданско-правового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.

    Согласно п. 2 ст. 13.3 Закона № 115?ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию из «безвизовой» страны должен обратиться в территориальный орган ФМС и представить пакет документов, перечисленных в этой норме. Если иностранец представит эти документы по истечении 30 календарных дней со дня въезда в страну, ему придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ) и приложить документ об уплате штрафа.

    Территориальный орган ФМС не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранца заявления обязан выдать ему патент (или уведомление об отказе в его выдаче).

    Исходя из п. 6 ст. 13.3 Закона № 115?ФЗ при получении патента иностранный гражданин предъявляет документ, который удостоверяет его личность, а также документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа [7] на период действия патента.

    К сведению

    Патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115?ФЗ). При этом срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца. Общий срок действия с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента.

    Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

    Форма патента утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 № 638. В примечании 1 к этой форме указано, что если иностранец собирается трудиться у юридического лица или индивидуального предпринимателя, патент, как правило, оформляется на бланке синего цвета, если у физического лица – то красного цвета.

    По общему правилу в патенте не указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. Однако, как следует из положений п. 29 ст. 13.3 Закона № 115?ФЗ, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение об указании в патенте перечисленных сведений, о чем оно информирует территориальный орган ФМС.

    Таким образом, если на территории субъекта РФ, где организация осуществляет свою деятельность, установлены такие правила, то иностранный работник должен трудиться в соответствии с записью в его патенте. Если возникнет необходимость сменить профессию (вид деятельности), работнику следует обратиться в орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте (п. 15 ст. 13.3 Закона № 115?ФЗ).

    Итак, иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу приходит к работодателю с готовым патентом, процедура приобретения данного документа организации не касается. Если иностранец принес патент, значит, у него в порядке и миграционная карта, и справка о здоровье, и документы о знании русского языка (то есть те документы, которые предоставляются им в миграционную службу для получения патента, в их отсутствие он бы не смог получить патент).

    Административная ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ

    Штрафы налагаются в случаях, когда работодатель нанимает иностранного работника:

  • из «визовой» страны – без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование труда таких работников (если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом) (п. 2);
  • из «безвизовой» страны – при отсутствии у него патента, либо по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте (если патент содержит такие сведения), либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному гражданину выдан патент (п. 1).
  • В обоих случаях нарушения влекут за собой наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
  • Если указанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, штрафы согласно п. 4ст. 18.15 КоАП РФ составляют:

  • для должностных лиц – от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
  • О документах, подтверждающих владение иностранным гражданином русским языком

  • сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ (далее – сертификат) (пп. 1);
  • документом государственного образца об образовании (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991 (пп. 2);
  • документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 01.09.1991 (пп. 3).
  • Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона №115?ФЗ указанный сертификат выдается образовательными организациями на территории РФ либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.

    Срок действия сертификата составляет пять лет со дня его выдачи.

    Во исполнение положений п. 4 ст. 15.1 Закона № 115?ФЗ Мин­обрнауки издало приказы, которыми утверждены:

  • форма сертификата, порядок его выдачи и технические требования к сертификату (Приказ от 29.08.2014 №1154);
  • порядок проведения экзамена, а также требования к минимальному уровню знаний, необходимых для его сдачи (Приказ от 29.08.2014 №1156);
  • перечень организаций, которые вправе проводить названный экзамен и выдавать по его итогам сертификат (Приказ от 02.12.2014 №1533).
  • Согласно п. 8 ст. 15.1 Закона №115?ФЗ помимо документов, предусмотренных п. 1 указанной статьи, в том числе сертификата, иностранный гражданин при обращении за получением патента может представить документ о прохождении экзаменана владение русским языком, знание истории и основ законодательства РФ, форма которого утверждена Приказом Минобрнауки России от 26.01.2015 №21.

    Документы, подтверждающие владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ

    Из страны – участницы Договора о ЕАЭС

    Из страны, с которой установлен визовый режим въезда*

    Из страны, с которой установлен безвизовый режим въезда**

    Не установлена обязанность представить эти документы

    Документы, указанные в п. 1 ст. 15.1 Закона № 115?ФЗ

    (или) Документы, указанные в п. 8 ст. 15.1 Закона № 115?ФЗ

    Сертификат по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 29.08.2014 № 1154.

    (или) Документ гособразца об образовании, выданный на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991.

    (или) Документ об образовании, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 01.09.1991

    Документ о прохождении экзамена по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 26.01.2015 № 21

    ** Документ, подтверждающий владение русским языком, представляется в течение 30 календарных дней со дня въезда в пакете документов для получения патента.

    Об учете для целей налогообложения расходов на оплату обучения иностранных работников

    Исходя из разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 16.07.2015 № 03?03?07/41000, если указанные услуги относятся к перечню образовательных программ, установленному ст. 12 Закона об образовании [8] , то затраты на их оплату могут относиться к расходам, предусмотренным пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

    Понятие «образовательная программа» дано в п. 9 ст. 2 Закона об образовании. Это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

    В пункте 2 ст. 12 Закона об образовании указано, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

    Вполне логично, что в перечне образовательных программ (или следуя их определению – в перечне основных характеристик образования), на который ссылается Минфин, не содержится прямого упоминания об услугах по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих.

    Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик выяснять, по «нужной» программе занимались его работники-иностранцы или нет, имеет ли эта программа прямое отношению к перечню, чтобы расходы на вышеуказанные услуги можно было смело отнести в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль?

    Полагаем, что не должен. Совсем не обязательно знать, по каким программам учились иностранные работники, если итогом их обучения стал сертификат или документ о прохождении экзамена по утвержденным формам, выданные в учебных центрах, перечень которых регулируется Минобрнауки.

    Для отражения в расходах затрат на оплату услуг по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ надо соблюдать следующие условия. Во-первых, договор на обучение должен быть заключен с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию. Во-вторых, в договоре должно быть прописано, что обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор, или физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность этих лиц не позднее трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у него не менее года (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

    Отметим, что если организация заключает трудовой договор с физическим лицом, уже проходящим обучение в образовательном учреждении и самостоятельно оплатившим свое обучение, а впоследствии возмещает работнику стоимость обучения, расходы на компенсацию стоимости обучения сотрудника могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль. Такие разъяснения даны в Письме от 17.02.2012 № 03?03?06/1/90.

    [1] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115?ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

    [2] Изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 357?ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 357?ФЗ).

    [3] При заключении трудового договора поступающие на работу иностранцы не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных законодательством.

    [4] Перечень стран, с которыми установлен безвизовый режим въезда в РФ иностранных граждан в соответствии с международными соглашениями РФ, можно найти на сайте МИД www.mid.ru.

    [5] Это положение не распространяется на граждан, имеющих статус высококвалифицированных специалистов и осуществляющих трудовую деятельность в порядке, установленном ст. 13.2 Закона № 115?ФЗ.

    [6] Изменения внесены Законом № 357?ФЗ.

    [7] Подробнее об этом читайте в статье «Порядок исчисления НДФЛ с доходов работников-иностранцев» на стр. 34.

    [8] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

    Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

    Вопрос: Гражданка С. являлась работницей фирмы А, с ней был заключен трудовой договор на неопределенный срок. В результате реорганизации в форме слияния была создана компания В, а прежние организации — фирма А и фирма Б — прекратили свое существование. В связи с реорганизацией фирмы А гражданка С. была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов. Законно ли увольнение гражданки С. по данному основанию? (Консультация эксперта, 2010)

    Вопрос: Гражданка С. являлась работницей фирмы А, с ней был заключен трудовой договор на неопределенный срок. В результате реорганизации в форме слияния была создана компания В, а прежние организации — фирма А и фирма Б — прекратили свое существование. В связи с реорганизацией фирмы А гражданка С. была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов. Законно ли увольнение гражданки С. по данному основанию?
    Ответ: Как следует из вопроса, с гражданкой С. был заключен трудовой договор (контракт) на неопределенный срок. То есть на нее в полной мере распространяется действие норм трудового законодательства, включая положения о правовых гарантиях для работников при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
    При реорганизации в форме слияния создается одна организация, а прежние прекращают свое существование. К возникшему новому юридическому лицу по передаточному акту переходят соответствующие права и обязанности реорганизованных юридических лиц (п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).
    Согласно ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Прекращение трудового договора в такой ситуации возможно по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ при отказе работника от продолжения работы.
    Следовательно, при реорганизации сохраняют силу трудовой договор (ст. 56 ТК РФ) и трудовые отношения с обусловленной трудовой функцией (работой по определенной специальности, квалификации или должности) (ст. 15 ТК РФ).
    Если в новом штатном расписании образованной в результате реорганизации организации — компании В — должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.
    Следовательно, в указанной ситуации действие прежнего трудового договора с гражданкой С. не прекращается и новый трудовой договор не заключается, а все условия, установленные прежним трудовым договором, должны применяться и соблюдаться. При реорганизации фирмы А и фирмы Б в компанию В с гражданкой С. отношения продолжены не были и она была незаконно уволена, несмотря на то что от продолжения работы в компании В она не отказывалась.
    Учитывая вышеуказанные обстоятельства, увольнение гражданки С. по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов при реорганизации нельзя признать законным и обоснованным.
    Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной практики (Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2008 N 11-В08-16).
    Вывод. При реорганизации организации сохраняет силу трудовой договор с обусловленной трудовой функцией (работой по определенной специальности, квалификации или должности). Следовательно, увольнение гражданки С. по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штатов при реорганизации нельзя признать законным и обоснованным.
    Л.В.Попова
    Директор Департамента
    налогового консультирования
    ООО «Центр консалтинга «Панацея»
    19.03.2010

    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2018 г. N 37-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.А. Третьяковой»

    Документ является поправкой к

    Комментарии Российской Газеты

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

    руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47 1 , 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

    рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки О.А.Третьяковой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.

    Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.М.Жарковой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

    1. Согласно части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные главой 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» данного Кодекса для руководителя организации.

    Оспаривающая конституционность приведенного законоположения гражданка О.А.Третьякова с 2008 года на основании трудового договора работала в должности начальника финансово-аналитического отдела кредитной организации «Акционерное общество Коммерческий банк «РУБанк». В июле 2011 года на заседании его наблюдательного совета О.А.Третьякова была назначена на должность члена правления РУБанка и на нее возложено курирование вопросов по утверждению лимитов по банковским рискам.

    Приказом Банка России от 22 августа 2016 года у РУБанка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, а 25 августа 2016 года О.А.Третьяковой было вручено уведомление руководителя назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, в котором указывалось, что в связи с сокращением должности начальника финансово-аналитического отдела, которую она занимает, трудовой договор с ней будет расторгнут 28 ноября 2016 года по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2016 года РУБанк признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, полномочия его временной администрации и иных органов управления прекращены. Приказом представителя конкурсного управляющего от 31 октября 2016 года О.А.Третьякова как член правления РУБанка была уволена по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

    Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону решением от 7 февраля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 апреля 2017 года, отказал в удовлетворении исковых требований О.А.Третьяковой о признании приказа о ее увольнении незаконным, изменении даты и формулировки основания увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и выходного пособия, предусмотренного при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда. При этом суды со ссылкой на часть первую статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации указали, что О.А.Третьякова могла быть уволена по пункту 1 статьи 278 данного Кодекса, поскольку являлась членом правления РУБанка — коллегиального исполнительного органа кредитной организации, и оценили как не имеющие правового значения доводы заявительницы о том, что трудовой договор о выполнении ею трудовой функции члена правления РУБанка с ней не заключался, приказ о ее назначении в порядке совмещения должностей или внутреннего совместительства на эту должность не издавался, заработная плата как члену правления ей не начислялась.

    Определением судьи Ростовского областного суда от 23 июня 2017 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2017 года О.А.Третьяковой отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Об отсутствии оснований для несогласия с таким отказом она уведомлена письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года.

    Нарушение оспариваемым законоположением своих прав, гарантированных статьями 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 7, 15 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 37 (части 1, 3 и 5), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, гражданка О.А.Третьякова усматривает в том, что оно, позволяя увольнять по основанию, предусмотренному для руководителя организации, работников, являющихся одновременно членами коллегиального исполнительного органа этой организации без заключения соответствующего трудового договора и не получающих денежного вознаграждения за участие в его работе, лишает таких работников гарантий при увольнении в связи с сокращением штата, что приводит к несоразмерному ограничению их прав.

    Таким образом, с учетом требований статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», часть первая статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос об увольнении работника акционерного общества — кредитной организации, осуществляющего наряду с выполнением трудовых обязанностей руководителя структурного подразделения данной организации функции члена ее коллегиального исполнительного органа без заключения трудового договора, по основанию, предусмотренному Трудовым кодексом Российской Федерации для руководителя организации.

    2. Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

    В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в его договорном характере. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по той или иной профессии, специальности, квалификации или должности. Соответственно, правовое положение работника в значительной степени определяется той трудовой функцией, которую он выполняет (должностью, которую он занимает), а различия прав и обязанностей работников, равно как и прав и обязанностей работодателей по отношению к ним, по смыслу правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1999 года N 19-П, должны устанавливаться законом с учетом специфики выполняемой функции, в том числе связанной с замещаемой должностью, и исходя из общих требований, вытекающих из статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, т.е. быть оправданными, обоснованными и отвечать конституционно значимым целям.

    При соблюдении этих требований введение для лиц, заключивших трудовой договор о выполнении работы определенного рода и по определенной должности, особых правил, в частности касающихся прекращения трудовых правоотношений, которые обусловлены характером возложенных на них обязанностей в рамках разделения труда в организации, у индивидуального предпринимателя, не вступает в противоречие с конституционными предписаниями.

    Так, местом и ролью в механизме управления организацией обусловлен правовой статус ее руководителя как единоличного исполнительного органа организации. Поскольку именно руководитель в силу заключенного трудового договора в установленном порядке реализует права и обязанности организации — юридического лица как участника гражданского оборота, включая полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных непосредственно связанных с трудовыми отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом, от качества его работы во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само ее существование.

    Соответственно, федеральный законодатель, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 марта 2005 года N 3-П, вправе, исходя из объективно существующих особенностей характера и содержания труда руководителя организации, выполняемой им трудовой функции, предусматривать особые правила расторжения с ним трудового договора, что не может расцениваться ни как нарушение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), ни как нарушение гарантированного статьей 19 Конституции Российской Федерации равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина.

    Что касается распространения особенностей правового регулирования труда руководителя организации, в том числе дополнительных оснований увольнения, на другие категории работников, то оно может осуществляться на основе признаков схожести содержания их трудовой деятельности и выполняемых обязанностей.

    3. В силу части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования труда, установленные для руководителя организации, могут распространяться на членов ее коллегиального исполнительного органа, заключивших трудовой договор, если это вытекает из положений федеральных законов, учредительных документов организации.

    Само по себе предоставление такой возможности согласуется как с дискреционными полномочиями федерального законодателя по определению правового положения, включая внутреннее устройство, юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (пункт 4 статьи 49 ГК Российской Федерации), так и с правами их учредителей (участников, членов) по утверждению и изменению устава, иных внутренних документов (пункты 1 и 5 статьи 52, абзац второй пункта 1 статьи 65 2 ГК Российской Федерации), детализирующих соответствующие законоположения с учетом целей, сфер и направлений деятельности конкретного юридического лица, соображений экономической и организационной целесообразности.

    3.1. Коллегиальный исполнительный орган организации не является обязательным элементом ее внутренней структуры и образуется в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 65 3 , пункт 2 статьи 123 7 , пункт 2 статьи 123 10 , пункт 2 статьи 123 14 и пункт 2 статьи 123 19 ), а также специальными законами или уставом данной организации.

    В частности, органами управления кредитной организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества, наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган; текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется ее единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (части первая и вторая статьи 11 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I «О банках и банковской деятельности»); при этом в силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» функции председателя коллегиального исполнительного органа акционерного общества — кредитной организации (правления, дирекции) возлагаются на лицо, осуществляющее функции ее единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора).

    Гражданский кодекс Российской Федерации обязывает лиц, осуществляющих функции членов коллегиального исполнительного органа и функции единоличного исполнительного органа юридического лица, действовать добросовестно и разумно в интересах данного юридического лица (пункт 3 статьи 53) и возлагает на этих лиц ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу по их вине (статья 53 1 ). Соответственно, деятельность членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, функции которых фактически заключаются в участии наряду с его председателем как единоличным исполнительным органом данной организации в принятии решений по наиболее значимым вопросам текущей, прежде всего финансовой, деятельности, может быть по своим задачам, характеру и влиянию на ее результаты сопоставима с деятельностью единоличного исполнительного органа.

    3.2. Федеральными законами, как следует из положений пункта 4 статьи 49, пунктов 1 и 4 статьи 53 ГК Российской Федерации, могут устанавливаться также особенности порядка формирования коллегиальных исполнительных органов юридического лица конкретной организационно-правовой формы и особенности правового положения членов его коллегиального исполнительного органа, включая определение правовых оснований осуществления ими соответствующих функций. Так, согласно пункту 3 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» образование исполнительных органов акционерного общества (в том числе являющегося кредитной организацией) и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества; права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются данным Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом; договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества. Регламентируя особенности правового положения кредитных организаций, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает обязательное уведомление Банка России при избрании (назначении) лиц, осуществляющих функции членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, и требования к кандидатурам на соответствующие должности (статья 11 1 ).

    В силу приведенных законоположений во взаимосвязи с подпунктом 8 пункта 1 статьи 48 и подпунктом 9 пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» члены коллегиального исполнительного органа кредитной организации выполняют функции по управлению организацией на основании решения компетентного органа об их избрании (назначении), а права и обязанности этих лиц определяются в том числе заключенным с ней договором, каковым, как следует из части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации, может быть трудовой договор. В случае его заключения трудовая по своей правовой природе деятельность членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации по своим задачам, характеру и влиянию на результаты ее финансовой деятельности сопоставима с деятельностью единоличного исполнительного органа (руководителя) данной организации. Именно для подобных ситуаций часть первая статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации, по ее буквальному смыслу, предусматривает возможность распространения федеральным законом или учредительными документами организации на членов ее коллегиального исполнительного органа особенностей регулирования труда, установленных главой 43 данного Кодекса для руководителя организации.

    3.3. По сложившемуся обыкновению, заключение трудового договора с лицом, избранным (назначенным) решением компетентного органа управления кредитной организации членом ее коллегиального исполнительного органа, не рассматривается в качестве обязательного условия исполнения им обязанностей по этой должности, — как показывает практика, первостепенное значение при определении правового положения такого работника придается соответствующему решению компетентного органа управления организации.

    Между тем необходимо учитывать, что трудовая деятельность работников производится в установленное для них рабочее время и связана с теми полномочиями и обязанностями, которые возложены на них по занимаемой в соответствии с трудовым договором должности. Работник же организации, введенный в состав ее коллегиального исполнительного органа (как правило, это работники, занимающие руководящие должности главных специалистов или руководителей структурных подразделений) без заключения соответствующего трудового договора (по основному месту работы или по совместительству), осуществляет управленческую деятельность наряду с работой по основной должности, которую он продолжает занимать. При этом его правовое положение в трудовых отношениях не претерпевает существенных изменений, а функции члена коллегиального исполнительного органа осуществляются им в дополнение к трудовым обязанностям.

    3.4. В соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, в том числе от 27 декабря 1999 года N 19-П и от 15 марта 2005 года N 3-П, конституционный принцип равенства не препятствует федеральному законодателю при осуществлении регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, определении их основного содержания, а также гарантий реализации предусматривать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям; при этом различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий должны быть основаны на специфических требованиях определенной работы, — только в этом случае они являются оправданными, не считаются дискриминацией и не приводят к нарушению принципа справедливости.

    Поскольку, по смыслу приведенных правовых позиций, специфика выполняемой работы, являющаяся одним из оснований для установления различий в правовом положении работников, определяется в том числе занимаемой должностью, руководитель структурного подразделения организации, на которого наряду с работой по этой должности в силу решения ее компетентного органа возложены функции члена коллегиального исполнительного органа данной организации без заключения соответствующего трудового договора, по своему положению в сфере трудовых отношений не может быть приравнен к лицу, осуществляющему в качестве члена коллегиального исполнительного органа юридического лица управленческую деятельность на основании трудового договора. Его правовой статус, включая основания, порядок и условия увольнения, должен определяться занимаемой по трудовому договору должностью руководителя структурного подразделения организации и свойственными ей обязанностями и ответственностью, — иное означало бы возложение на него необоснованных обременении, установленных для руководителя организации в связи с особой значимостью выполняемой им трудовой функции.

    Следовательно, распространение особенностей увольнения руководителя организации на работника, занимающего должность руководителя структурного подразделения акционерного общества — кредитной организации, который наряду с выполнением обязанностей по трудовому договору осуществляет функции члена коллегиального исполнительного органа данной организации на основании решения ее компетентного органа о его избрании (назначении) без заключения трудового договора, приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав такого работника и вступало бы в противоречие с конституционными принципами справедливости, равенства и соразмерности. Данный вывод в полной мере применим к случаям увольнения работника, занимающего должность руководителя структурного подразделения акционерного общества — кредитной организации, по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

    Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47 1 , 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

    1. Признать часть первую статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в ней положение — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагает возможность увольнения по основаниям, предусмотренным данным Кодексом для руководителя организации, работника, занимающего должность руководителя структурного подразделения акционерного общества — кредитной организации и осуществляющего наряду с выполнением возложенных на него трудовым договором обязанностей по данной должности функции члена коллегиального исполнительного органа этой организации на основании решения ее компетентного органа о его избрании (назначении) без заключения соответствующего трудового договора.

    2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

    3. Правоприменительные решения по делу гражданки Третьяковой Ольги Анатольевны, вынесенные на основании части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

    4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

    5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

    Конституционный Суд Российской Федерации

    Смотрите так же:  Размер госпошлины за договор купли продажи квартиры

    Оставьте комментарий