Требования к рисованию

организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду
статья по рисованию на тему

Влияние иобразительной деятельности на умственное, сенсорное, нравственное и трудовое воспитание детей.

Организация и структура занятий состоящая из трёх этапов.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение

изобразительной деятельности в детском саду

В изобразительной деятельности выделяется три вида – рисование, лепка, аппликация. И все они в полной мере влияют на всестороннее развитие ребенка, а именно: на умственное развитие. Ведь мыслительная деятельность ребенка находится в зависимости от деятельности руки. Благодаря руке ребенок получает более дифференцированные сведения о форме предметов, о пространстве и величине. На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся анализировать и сравнивать. Непосредственное, наглядное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного развития ребенка, т.е. происходит знакомство и овладение знаниями о цвете, форме, величине, положении в пространстве. Рисование, лепка и аппликация способствуют эстетическому развитию, формируют творческое воображение. Так же изобразительная деятельность развивает нравственные качества. Особенно это проявляется на коллективных занятиях, когда возникает необходимость делиться, оказывать помощь друг другу, советоваться и договариваться. Для создания рисунка, лепки или аппликации необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет, а также овладеть техническими навыками. Все это влияет на развитие таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них – один из видов трудового воспитания, осуществляемый в процессе изобразительной деятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность влияет на умственное, сенсорное, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание детей.

Для полноценного проведения рисования, лепки и аппликации педагогу необходимо знать методику проведения занятия и владеть техническими приемами и навыками. Как правило, занятия по изобразительной деятельности проводятся фронтально. Для успешного его проведения большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка к нему. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя. К подготовке материала относится следующее:

1.Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования и аппликации. При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходятся сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской или по другой причине.

2.Подбор красок и приготовление оттенков, необходимых для данного занятия. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется залить водой (1ч.л. воды) и размешать щетинной кистью до тех пор, пока не получится ровная однородная масса консистенции жидкой сметаны.

3.Проверка наличия и состояния кистей, карандашей, салфеток, клеенок, банок для воды. Воду в банки наливают в день занятия, примерно на 3-4 см. ниже верхнего края горла банки.

4.Подбор и нарезка цветной бумаги для аппликации. Вырезывание правильных геометрических фигур и декоративных элементов нужного размера, изготовление шаблонов, трафаретов.

5.Приготовление и разлив по чашечкам клея из пшеничной муки.

6.Приготовление и скатывание исходной формы из пластилина. Утром в день занятия следует положить пластилин в теплое место, чтобы к моменту работы он был достаточно мягок и пластичен.

7.Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить: а) подбор натуры или модели; б) приготовление образца; в) материал для показа приемов рисования, вырезывания или лепки.

Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен. Заготовка материала к таким занятиям, как аппликация или рисование требует много времени, поэтому готовить его нужно накануне, а иногда и еще раньше. На утро можно оставить мелкие дела, такие как надписывание листов бумаги, скатывание исходной формы из пластилина, варка клея для аппликации, разлив приготовленных красок в чашечки.

Целесообразно закрепить за каждым ребенком постоянное место. Примерно раз в полугодие следует производить новое распределение мест. Необходимо определить место для мольберта, на котором производится показ, крепится образец и т.д. Свет на него должен падать слева или право, чтобы все показываемое было хорошо видно. При расстановке столов в 2 ряда мольберт располагается по оси прохода на расстоянии 2 м от передних столов. Если столы стоят в 3 ряда – то по оси среднего ряда, но на расстоянии не менее2,5 метров.

К подготовке материала следует привлекать детей. Как показала практика целесообразно сочетать работу дежурных (начиная со средней группы) с самообслуживанием детей. Это дисциплинирует детей, создает серьезный, деловой настрой на занятие. Все оборудование и материал к занятиям следует размещать в определенном месте, чтобы дети знали, откуда взять все необходимое для занятияи убрать после его окончания.

Процесс занятия делится на 3 части: 1) вступительная часть; 2) руководство процессом выполнения работы; 3) заключительная часть – просмотр и оценка детских работ.

Структура первой части занятия примерно такова:

1.Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2.Анлиз изображаемого (натуры, образца), напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы. Беседа с детьми.

3.Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать во второй части занятия. В процессе выполнения детьми самой работы воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако, спешить с помощью не стоит, надо дать возможность ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если же он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения и то только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснения.

Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или после прогулки (в первой и второй младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ). В первом случае между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Очень активно и плодотворно проходит анализ работ после прогулки занимает он всего5-7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни. Вопросы, задаваемые воспитателем должны быть разнообразными. При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый, лучше всех танцующа Матрешка) и выразительность действий (лиса подкрадывается, цыпленок ловит жука). В рисунках с натуры вопросы к детям должны натолкнуть их на сопоставление рисунка с натурой, на правильность строение предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.

Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе

Автор: Ирина Нестерова ? 26.12.2016

Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе // Энциклопедия Нестеровых

В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе «по годам обучения», то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  • Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  • Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.
  • Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

    Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

    Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  • задания на составление узоров,
  • оформлению альбомов,
  • задания по декоративному оформлению помещений.
  • Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

    Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

    На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

    Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

    На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

    1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
    2. иллюстрирование литературных произведений,
    3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
    4. изображения на темы, придуманные самими детьми,
    5. На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

      Подготовка учителя к уроку ИЗО

      Подготовка учителя к уроку ИЗО является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

    6. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
    7. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
    8. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.
    9. Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

      Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

      В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

      Рисунок 4. Типы урока

      Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

      Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

    10. Определение темы урока.
    11. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
    12. Определение типа урока;
    13. Продумывание структуры урока.
    14. Обеспеченность урока.
    15. Отбор содержания учебного материала.
    16. Выбор методов обучения.
    17. Выбор форм организации педагогической деятельности.
    18. Оценка знаний, умений и навыков.
    19. Рефлексия урока.
    20. Требования к уроку ИЗО

      В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО. К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

      Рисунок 5. Дидактические принципы

      На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

      К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие технологической карты урока.

      Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС[1].

      Рисунок 6. Структура технологической карты [1]

      Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

      Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

      От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

    21. организационный момент,
    22. проверка домашнего задания,
    23. объяснение нового материала,
    24. самостоятельная работа учащихся,
    25. закрепление пройденного материала,
    26. подведение итогов.
    27. Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

      Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

      Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

      1. Организационный этап урока. Он включает в себя следующее:

    28. установление в классе должной дисциплины,
    29. регистрация отсутствующих в классном журнале,
    30. настрой на учебную работу.
    31. Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

      Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

      Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

      2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

      3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

      Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

      Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

      4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

      Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

    32. использование новейших достижений науки
    33. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
    34. реализация всех дидактических принципов
    35. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
    36. межпредметные связи
    37. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
    38. мотивация и активация всех сфер личности
    39. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
    40. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
    41. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
    42. Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

      Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

    43. четкое определение образовательных задач каждого урока;
    44. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
    45. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
    46. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
    47. творческих подходов к формированию структуры урока;
    48. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
    49. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
    50. научный расчет и мастерство проведения урока [2].
    51. И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

    52. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
    53. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
    54. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
    55. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
    56. Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

      Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

      Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

      Структура план-конспекта ИЗО

      При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

      Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

      Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО.

      1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

    57. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
    58. декоративному рисованию,
    59. тематическому рисованию,
    60. беседе об искусстве.
    61. 2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – «Рисунок гипсовой вазы», по живописи – «Натюрморт из предметов быта», по декоративному рисованию – «Составление узора в круге», по тематическому рисованию – «Осень в лесу», по беседам об искусстве – «Виды и жанры изобразительного искусства».

      3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

      4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

      5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

      6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

    62. какой материал будет освещен на уроке,
    63. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.
    64. Организация и проведение занятий по рисованию

      Алла Давыдова
      Организация и проведение занятий по рисованию

      Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста. В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятие имеет единое для всех программное содержание и воспитательные задачи.

      Подготовка занятия

      Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.

      К подготовке материала относится следующее:

      1 Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами и для аппликации. Надписывание ее.

      Бумага нарезается самой различной формы и величины в зависимости от того, что дети на ней будут изображать. Так, для рисования треугольника в средней группе хорошо дать лист белой бумаги квадратной формы, размером 12×12 см, а для изображения зимней прогулки целесообразно нарезать прямоугольники серого или голубого цвета величиной не менее 30X40 см. Декоративная композиция «Поднос» в подготовительной группе потребует большого листа бумаги овальной формы, черного цвета и т. д., т. е. буквально для каждого занятия требуется бумага определенной формы, цвета и размера, и в этом не может быть никакого трафарета. Надписываются листы до занятия, на оборотной стороне, в левом верхнем углу, причем обязательно пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, а также дата проведения занятия.

      При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-—10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской

      2. Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия. Разлив приготовленных красок в чашечки и установка их в палитры. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется, залить водой.

      При приготовлении красок накануне занятия нужно в каждую из них добавлять чайной ложкой воду и размешивать щетинной (клеевой) кистью до тех пор, пока не получится ровная сплошная масса консистенции жидкой сметаны. Как составляются различные оттенки и новые цвета – это отдельная тема.

      3. Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок

      для воды, наполнение баночек водой.

      Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды не должен превышать верхнего изгиба банки, т. е. быть примерно на 3—4 см ниже верхнего края горла банки. Если воды налить больше, до самого горлышка, то дети при промывании кистей невольно будут расплескивать ее, пачкая рисунки и столы; при малом же количестве воды она быстро загрязняется от красок и ее приходится менять.

      4. Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом).

      5. Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:

      а) подбор натуры или модели;

      б) приготовление образца;

      в) материал для показа приемов рисования, вырезывания или лепки (бумага, большая кисть, краски, уголь, сангина, глина, большие ножницы, пластилин, кнопки).

      Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен.

      Заготовка материала к таким занятиям, как рисование красками 5—10 цветов, требует очень много времени, и поэтому ее нельзя оставлять’ на утро, непосредственно перед занятием, тем более что эти часы обычно бывают заняты утренней гимнастикой, индивидуальной работой с детьми или прогулкой. Поэтому готовить материал нужно, как правило, накануне, а иногда и еще раньше. Наутро же можно оставить лишь такие мелкие дела, как надписывание листов бумаги, разлив приготовленных красок в чашечки.

      К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.

      Так, детям 4—5 лет можно поручить раскладывать кисти в подставки, а детям 5—6 лет — наливать в банки воду для промывания кистей, составлять некоторые цвета красок и т. д. В подготовительной группе эту нагрузку можно увеличить, предлагая детям проверить карандаши в коробках, починить сломанные и т. д.

      Разные занятия по изобразительной деятельности требуют различной методики. В одних случаях присутствует натура или модель,

      в других фигурирует показ приемов изображения, в третьих

      необходим образец. Однако надо хорошо помнить — что бы ни

      показывалось детям, к этому нужно заранее готовиться, но только в разных случаях эта подготовка носит различный характер.

      Например, если проводится рисование по натуре ветки с листьями, то необходимо накануне подобрать подходящую веточку

      и посмотреть, доступна ли она детскому восприятию и изображению, не сложна ли, и если есть что-либо лишнее (например, большое количество листьев, закрывающих друг друга, то удалить это лишнее; продумать, как расположить веточку на бумаге— наклонно, горизонтально или вертикально, чтобы подчерк-нуть что-то характерное (например, для березы будет естественным положение ветки сверху вниз, а для ивы — горизонтальное, так как оно лучше выявляет и подчеркивает ее плавную изогнутость); следует обратить внимание и на цвет натуры — как он

      сочетается с выбранным цветом бумаги, получше подобрать этот

      фон. Если натурой служит игрушка, надо обдумать, как показать ее таким образом, чтобы подчеркнуть, выявить главное. Например, детям 3—4 лет лучше оставить в башенке из шаров всего 3 шара из 5, но подобрать их так, чтобы разница в размерах бросалась в глаза, была бы хорошо заметна. И такого

      вдумчивого, серьезного отношения требует к себе всякая натура.

      Если же на занятии потребуется показать приемы изображения, то нужно не только подготовить материал для этого (бумагу, краски, уголь и т. д., но и потренировать накануне руку и глаз, рисуя данное изображение на бумаге нужного размера сначала на столе, а потом и в вертикальном положении, на мольберте, т. е. так, как надо будет это делать перед детьми. При показе всей группе детей следует заменить карандаш углем для художников, сангиной или пастелью, которые оставляют яркий, широкий след на бумаге. Если нужен образец (например, в декоративном рисовании, то его тоже следует сделать заранее, в том же материале, которым будут выполнять работы дети, но большего размера, чем детские, в пределах от 1,3 до 1,5 размера детской работы

      Все показы приемов рисования следует вести неторопливо, точными, четкими движениями, сопровождать соответствующим пояснением. Ни в словах, ни в дви-жениях не должно быть ничего лишнего.

      Слова, с которыми воспитатель обратится к детям, должны быть просты и точны. Текст обращения отрабатывать очень четко, чтобы в нем были только необходимые, направляющие слова. Поэтому рекомендуется, продумав весь ход занятия и свое обращение к детям, записать его, а спустя некоторое время просмотреть запись и, может быть, заменить некоторые слова более точными и образными, что-либо несущественное вычеркнуть и т. д.

      Организация занятий

      В организации занятий большую роль играет четкая последовательность этапов работы и распределение обязанностей между воспитателем, няней и детьми. Это особенно важно, когда для занятий приходится переставлять столы ближе к свету или при посадке четверых детей за шестиместный стол ставить дополнительные столы. Поэтому, принимая группу, воспитатель сразу должен продумать расстановку столов для занятия, испробовать несколько вариантов и остановиться на лучшем. Целесообразно закрепить за каждым ребенком постоянное место. Детей маленького роста сажают за передние столы, а более высоких рассаживают сзади. Исключение делается лишь для детей с ослабленным зрением — их сажают за передние столы, невзирая на рост.

      Для того чтобы быстрее и точнее запомнить место каждого ребенка, воспитатель наносит для себя схему расположения столов и подписывает на ней имя каждого ребенка. Такая схема очень полезна и при предварительном надписывании бумаги для детей: используя схему, воспитатель надписывает листы именно в том порядке, в каком будет раздавать их на занятии. Это удобно и быстро. Примерно раз в полугодие следует производить новое распределение мест: дети растут неравномерно, и тот, кто в начале года был маленьким по сравнению с другими детьми, через полгода может обогнать их. Кроме того, некоторая часть детей сидит спиной к окнам, необходимо их время от времени пересаживать на более светлые места, чтобы они не напрягали все время зрение. Следует определить место для мольберта, на котором проводится показ, крепится натура и т. д. Свет на него должен падать слева или справа, чтобы все показываемое было хорошо видно. При расстановке столов в 2 ряда мольберт располагается по оси прохода на расстоянии примерно 2 м от передних столов. Если же столы двухместные и стоят в 3 ряда, то мольберт лучше поставить по оси среднего ряда, но на расстоянии не менее 2,5 м.

      При уменьшении этого расстояния угол зрения детей, сидящих слева и справа за передними столами, становится чересчур острым, и они видят предметы и изображения в сильно искаженном виде.

      Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования полностью возлагается на дежурных.

      Как показала практика, гораздо целесообразнее сочетать работу дежурных с самообслуживанием детей. Это дисциплинирует детей, создает серьезный, деловой настрой. Весь процесс подготовки проходит во много раз быстрее, чем при работе только дежурных. У детей вырабатывается ценная привычка самостоятельно приготовить все для себя, а затем все убрать за собой, что очень пригодится им при поступлении в школу. Самообслуживание следует вводить со второй младшей группы, давая вначале всем детям самые простые поручения, например, принести для себя коробку карандашей или подставку с кисточкой. Постепенно, год от года следует повышать требования, добиваясь, чтобы в подготовительной группе каж-дый ребенок полностью подготавливал себе рабочее место и полностью убирал его по окончании работы. Организуется это примерно следующим образом.

      Вторая младшая группа (3 – 4 года). Дети, окончив завтрак, идут играть. Няня в это время убирает со столов и протирает пол, сразу ставя стулья так, как это требуется для занятия (по 4 стула, каждый к ножке стола, а также подготавливает дополнительные столы.

      Если же столы на время занятия передвигаются ближе к свету, то по окончании завтрака следует предложить детям сразу взять свои стулья и поставить их вдоль свободной стены и простенков, чтобы они не мешали передвижке столов. Пока дети заняты размещением стульев, воспитатель ставит в двух местах то оборудование, которое они будут брать сами: кисточки, подставки к ним, подкладки, тряпочки, коробки с карандашами. Затем воспитательница и няня ставят столы так, как нужно для занятия. Воспитатель предлагает детям убрать игрушки, взять стулья и поставить их к столам на свои места, а потом принести и положить справа подставку и кисточку, а около банки с водой сложенную тряпочку. Пока дети все это проделывают, воспитатель расставляет банки с водой и наборы красок. После этого детям предлагается тихо сесть за столы и воспитатель раздает им заранее подписанные листки бумаги. Занятие начинается.

      По окончании занятия дети должны тихо задвинуть свои стулья и отнести (каждый) на место подставку, кисточку и тряпочку. Рисунки, выполненные карандашами, дети приносят и сразу ставят на стенд, работы же красками лучше оставите на некоторое время на столах для просыхания, а позднее воспитатель ставит их на стенд для просмотра.

      Банки с водой и краски составляются воспитателем или няней на стол воспитателя. Сюда же дежурные приносят собранное детьми индивидуальное мелкое оборудование (кисти, подставки и пр., причем кисти для красок, воспитателю целесообразно сразу же промыть начисто под краном, чтобы они не засохли.

      Примечание: в начале учебного года (1—2 месяца) все мелкое оборудование раскладывает и убирает воспитатель.

      Средняя группа (4 – 5 лет). Воспитатель переставляет столы с помощью дежурных (к концу года дежурные это делают самостоятельно, ставит на каждый стол воду, краски. По окончании занятия сливает краски во флаконы и замачивает баночки из-под них, позднее моет их и банки из-под воды, начисто промывает кисти.

      Дежурные первую половину года делают то же, что и в предыдущей группе. Кроме того, наливают заранее воду. Во второй половине года сами приносят и ставят воду и заготовленные воспитателем краски. Когда занятие окончится, они выполняют всю ту же работу, что и в прошлом году, и сверх того — относят и выливают воду, собирают со столов наборы красок, ставят их в условленное место. К концу года они помогают воспитателю мыть банки и палитры. Проверяют укладку цветных карандашей в коробки (последовательность расположения цветов по спектру, зачиненным концом в одну сторону). Остальные дети выполняют то же, что и в младшей группе.

      Старшая группа (5 – 6 лет). Воспитатель, установив порядок расстановки столов для занятий (если столы двухместные, то они ставятся в 2—3 ряда, знакомит с ним всех детей, которые в дальнейшем, дежуря, должны будут располагать столы в этом порядке. Воспитатель лишь наблюдает за дежурными, давая указания, советы и оценивая их работу. В течение первого месяца он обучает детей правильным и рациональным приемам мытья посуды из-под красок, помогая им; в дальнейшем же лишь наблюдает за выполнением установленных правил. В этой группе целесообразно назначать 3 пары дежурных по количеству рядов, поручая каждой паре расстановку и оборудование своего ряда столов.

      Дежурные расставляют столы, ставят на них воду, краски, клей, бумагу. После занятия выливают воду, замачивают посуду из-под красок (позднее моют ее). Оставшиеся после рисования краски сливаются во флаконы самим воспитателем. Все дети выполняют то же, что и в предшествующих группах. По окончании занятия все индивидуальное оборудование кладут на место.

      Подготовительная группа (6 7 лет). Воспитатель, определив в начале года обязанности дежурных и остальных детей, лишь наблюдает за их выполнением. Дежурные расставляют в рабочем порядке столы, относят в установленное место бокалы с кистями или графитными карандашами, подкладки, коробку с тряпочками, подставки. Если проводится рисование акварельными красками, то до завтрака замачивают их. Дежурные наблюдают за подготовкой всеми детьми своих рабочих мест. По окончании занятия следят за тем, чтобы каждый не только убрал за» собой все индивидуальное оборудование, но и оставил рабочее место в образцовом порядке (на столе чисто, стул поставлен ровно, на полу чисто). Дежурные моют палитры, начисто прополаскивают кисти.

      Все дети по указанию воспитателя полностью оборудуют свое рабочее место, т. е., кроме индивидуального оборудования, сами приносят и ставят воду, наборы красок. Эту работу целесообразно распределить следующим образом: если столы двухместные, то, например, сегодня наливают и приносят воду все дети, сидящие слева, а сидящие справа приносят и ставят наборы красок, на следующем занятии они меняются ролями. Такое распределение создает большую четкость в организации занятия.

      В этой группе при рисовании красками можно разрешать в отдельных случаях выйти ребенку из-за стола, сменить воду, при рисовании карандашами сменить сломавшийся карандаш или взять дополнительно что-нибудь. Необходимо приучать детей делать это по возможности бесшумно, чтобы не мешать другим работать. Подписанные листы бумаги, а также индивидуальную натуру воспитатель раздает сам, распределяя последнюю с учетом возможностей каждого ребенка.

      Организация процесса занятия

      Процесс занятия делится на 3 части:

      1) вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;

      2) руководство процессом выполнения работы и

      3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.

      Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:

      1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

      2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.

      3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

      В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того, соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится анализу предмета, например в предметном рисовании, в других — соз-данию живого, выразительного образа, например в сюжетном рисовании и т. д.

      Первые слова, с которыми воспитатель обращается к детям,

      должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать, вырезывать или лепить.

      В младших и средней группах интерес к занятию можно возбудить, внеся в рассматривание предмета элементы игры: разговор детей с мишкой или куклой, со снеговиком как с живым персонажем, включив игровые действия, моменты сюрпризности, неожиданного появления игрушки и пр.

      В старшей и подготовительной группах, разговор следует вести в более деловом и серьезном тоне, но не забывать о выразительной интонации.

      Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами: «Дети, сегодня вы будете рисовать и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а, следовательно, и интерес к занятию.

      Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца. Воспитатель задает вопросы — дети отвечают. Плохо, когда воспитатель все объясняет и рассказывает сам, не вызывая детей на ответы, на разговор и не давая пищи детскому уму. Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно опереться на предыдущий опыт детей, то следует обратиться к их памяти и сообразительности, задавая вопросы, вызывая на высказывания, замечания. В ходе беседы полезно вызвать 1—2 детей к мольберту и предложить жестом показать то, о чем говорилось. Вот пример такого анализа для детей 5—6 лет.

      . Дети, чтобы хорошо нарисовать мишку, давайте его получше рассмотрим. Какой формы у мишки туловище? Скажи, Оля. Верно, овальной. А голова? Да, круглая и на ней полукруглые уши. Лапы у мишки тоже овальной, но удлиненной формы. А где прикрепляются передние лапы? Вова, скажи. Правильно, наверху, к плечам. А задние? Конечно, внизу. Нина, подойди сюда, покажи и назови, что ты сначала нарисуешь, что потом. Верно, сначала посередине листа большое туловище овальной формы, потом сверху круглую голову, а после лапы.

      В отдельных случаях, когда дети возбуждены чем-либо, еще недостаточно хорошо организованы, или когда надо всем показать что-либо с близкого расстояния (могут быть и другие причины, воспитатель собирает их около себя. Обращается ко всем, говоря о том, чем будут заниматься, или обещает что-то показать, или показывает всем какую-либо вещицу, игрушку и т. д.

      После того как дети успокоились и внимание их собрано и возбуждено их любопытство, воспитатель предлагает им тихо сесть на свои места. Если необходимо, воспитатель дает дополнительные пояснения или показывает что-либо, когда все сели за столы. Различная организации детей в процессе первой и второй части повышает восприимчивость детей, интерес к занятию. Задерживать около себя стоящих детей можно не более 1—2 минут.

      Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать активное участие — отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Воспитатель возбуждает мысль детей, их инициативу в отношении того, что как можно вылепить, вырезать, наклеить, нарисовать. Он вызывает отдельных детей к мольберту для показа.

      Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель.

      Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних детей работа спорится и протекает ровно, у других тотчас после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Таких со-мневающихся детей в группе может оказаться несколько человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. Это общее указание поможет неуве-ренным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой.

      После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно. Чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего – либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.

      Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи для того. Чтобы посмотреть, как протекает работа всей группы. Если намечается какое – либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и послушать дополнительное разъяснение. Если в процессе работы ребенок хочет спросить о чем – то воспитателя. То он должен поднять руку подождать, пока воспитатель подойдет к нему.

      Заключительная часть занятия. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.

      В первом случае между процессом работы и анализом – необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям.

      Целесообразно предложить детям встать из – за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем тут же собрать их полукругом (или опять посадить на места) около стенда и дать оценку проделанной работе. Очень активно и плодотворно анализ проходит после прогулки, занимает он всего 5 – 7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни.

      Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к «правильно » или «неправильно».

      При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой – либо работе.

      При оценке сюжетных и многих предметных рисунков, вначале надо сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и веселый Петрушка, замечательная танцующая Матрешка и т. д.) и выразительность действия (лиса подкрадывается, цыплята ловят жука и т. д.).

      В рисунках с натуры – на правильность строения предмета.

      Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.

      После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию.

      Контроль в ДОУ Схемы:«Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня», «Соблюдение режима дня и организация работы группы»[cut=Читать далее. ].

      Контроль в ДОУ Схемы:«Проведение и организация прогулки»,«Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»,«Планирование и организация.

      Требования к знаниям. Студент должен знать методику обучения рисованию с натуры, на темы, методику обучения декоративному рисованию; специфические особенности уроков

      Студент должен знать методику обучения рисованию с натуры, на темы, методику обучения декоративному рисованию; специфические особенности уроков изобразительного искусства по каждому виду.

      Требования к умениям

      Студент должен уметь составлять конспекты уроков по каждому из видов занятий по рисованию и уметь их проводить на практике.

      Общепрофессиональные компетенции

      *организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач;

      *оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

      *осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

      *использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

      *работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами.

      Содержание учебного материала

      1.Организация художественной деятельности

      Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа предусматривает четыре вида занятий. По годам обучения часы занятий распределяются следующим образом:

      Вид занятий Количество часов в каждом классе

      Рисование с натуры 10 12 21 19

      Декоративное рисование 10 9 5 5

      Рисование на темы 16 15 6 6

      Беседы об искусстве — — 4 5

      Из приведенных цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик рассматривает ее, отмечает ее характерные особенности, старается понять структуру предмета.

      2.Рисование с натуры в соответствии с программой начальных классов общеобразовательной школы является одним из основных видов учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объема предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.

      При рисовании с натуры учащиеся изображают предмет не только как они его видят, но и учитывают то, что знают о нем с учетом прошлой рисовальной практики. На этом строится рисование с натуры, по памяти и по представлению – в основе логика изображения.

      3.Сущность рисования с натуры – учитель ставит перед детьми предмет для рисования — натуру, а учащиеся изображают ее со своего рабочего места так как видят. При этом поставленный предмет с начала и до конца работы остается в неизменном положении, а рисующий изображает его с определенной точки зрения.

      4.Задачи рисования с натуры:

      -формирование умения анализировать форму, конструктивное строение, цвет изображаемого предмета, сравнить по этим признакам один предмет с другим и свой рисунок с натурой;

      -формирование умения использовать различные схемы построения рисунка, выполнение рисунка от общего к частностям и от частностей снова к общему;

      -формирование умения рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы: натюрморты, пейзажи, фигуру человека, животных, птиц;

      -формирование умения точно передавать пропорции, пространственное расположение, перспективу, цвет тональных отношений, колорит, контрасты светотени, типичные черты явлений и предметов;

      -освоение технических навыков работы карандашом, акварелью, гуашью.

      5. Содержание занятий по рисованию с натуры

      Рисунки с натуры, как правило, предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

      Основное внимание в I-II классе направлено на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкции, цвета изображаемых объектов. Предметы рисуются без передачи перспективы и объема, во фронтальном / профильном / положении.

      Дети учатся определять и называть цвета, а во втором классе знакомятся с понятием хроматических и ахроматических, холодных и теплых цветов, а также цветового тона.

      6.В III-IV классе дети начинают изучать закономерностиперспективы, конструкции, светотени; дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся не только во фронтальной, но и в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращения в перспективе форм.

      У учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают цветовое богатство окружающего мира

      В школе должно быть соответствующее оборудование для проведения урока рисования с натуры. Натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей, в противном случае объемная форма не будет видна и часть предмета будет загораживаться краем подставки. Желательно иметь три натурных постановки и располагать их в следующих местах: одна у доски, а две между рядами посередине класса. Модели небольшого размера / листья деревьев, цветы, насекомые, коробки, кубики / раздаются на парты.

      8.Требования к моделям:

      1.Модели должны быть разными по форме, цвету и величине / яблоки могут быть разные по этим параметрам – большие и маленькие, красные и зеленые, вытянутые по вертикале и приплюснутые /.

      2.Колличество мелких моделей должно соответствовать числу детей в классе: необходимо иметь коллекцию насекомых, гербарий листьев разных пород, набор детских игрушек разных животных, набор муляжей фруктов и овощей, картонные кубики, одноцветные мячи.

      3.Модели должны быть без узоров, матовые / блестящие дают слишком много рефлексов /.

      4.Модели должны быть в большом количестве /предметы не должны повторятся в натюрмортах, иначе снизится интерес к рисованию /.

      5.Предметы для постановки подбираются доступные для изображения ими детьми и должны вызывать интерес у ребят, эстетически и эмоционально обогащать учащихся, способствовать приобретению ими новых знаний об изображаемом предмете, средствах рисования.

      9.Средствами развития зрительного восприятия учащихся являются организация наблюдения ими натуры, сообщение детям необходимых знаний и отбор для рекомендации им способов построения рисунка.

      10. К организации восприятия относятся различные приемы активизации внимания учащихся – постановка для рисования парных моделей, сравнение между которыми помогает лучше определить характер формы, строения, цвета каждого предмета; а так же приемы анализа натуры, помогающие учителю при объяснении: измерения соотношений величин меркой, сравнения направлений уходящих в глубину линий с горизонтальной или вертикальной линией.

      Для развития у учащихся умения наблюдать большую форму играет ознакомление их с некоторыми геометрическими формами / сначала – квадратом, треугольником, кругом; потом – кубом, цилиндром, шаром /. Зная действительную форму предметов, учащиеся уясняют ее изменения в пространстве.

      11.Отбирая для рекомендации учащимся способы построения рисунка, учитель исходит из того, что они должны соответствовать развитию у учащихся умения последовательно рисовать от целого к части, наблюдать предметы не по контуру, а по форме в целом. Они должны также вырабатывать привычку сравнивать рисунок с натурой по сходству, содействовать развитию глазомера, учить размещению рисунка на бумаге. При правильном размещении на бумаге рисунок должен быть найден по величине и месту, он должен, как говорят, быть уравновешен с окружающими его полями бумаги.

      Рисуют учащиеся от руки, не пользуясь линейкой, циркулем и другими механическими средствами.

      Применяемые в первом классе способы построения рисунка должны содействовать развитию у учащихся умения последовательно рисовать предметы, передавая два измерения / горизонтальные и вертикальные линии /. Привыкая правильно располагать рисунок на листе бумаги, учащиеся должны уяснить основное правило, относящееся к расположению: если в предмете больше высота, лист бумаги кладется перед рисующим длинной стороной вертикально; если же предмет больше в длину, бумага располагается длинной стороной горизонтально.

      Для успешного овладения передачей светотени очень важна правильная постановка модели в классе. Нужно, чтобы свет падал на модель слева, сверху и немного спереди.

      Вечером, в условиях электрического света уроки рисования, связанные с передачей светотени, проводить нецелесообразно – это необходимо учитывать при составлении расписания уроков.

      В третьем классе усложняются задачи, относящиеся к рисованию предметов акварелью. Учащиеся здесь уже учатся смешивать краски, ослаблять их тон прибавлением воды, добиваясь сходства получаемого цвета с цветом натуры.

      При рисовании листьев деревьев дети учатся пользоваться двумя прокладками цвета, ’’сливать’’ рядом лежащие цвета.

      Наиболее простыми предметами для рисования акварелью являются овощи и фрукты, которые ставятся на белом фоне и изображаются отдельно, не в группе.

      После дети рисуют акварелью предмет более трудной формы / эмалированную кружку на белом фоне /.

      В конце четвертого года обучения рисуются уже предметы на цветном – светлом, неярком фоне.

      Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

      Смотрите так же:  Приказ об увольнении по ст 81 п 2

    Оставьте комментарий