Ргс осаго новости

Новости компании Росгосстрах

Ответственность компании «Вагонтрэйд Плюс» под защитой «РГС»

СК «Росгосстрах» подписала страховой договор с калининградским предприятием «Вагонтрэйд Плюс». Завод специализируется на выпуске саморазгружающихся вагонов-самосвалов. По условиям контракта застрахованы риски наступления гражданской ответственности организации в процессе эксплуатации опасных объектов – 5 производственных

За 9 месяцев «РГС» заработал более 7 млрд руб.

По договорам прямого страхования в январе-сентябре текущего года компания «Росгосстрах» собрала почти 57 млрд рублей страховых премий. В сфере перестрахования «РГС» получил 1,7 млрд. На выплаты за 9 месяцев компания направила 25 млрд рублей. Темпы роста сборов за отчётный период составили по компании около 130% относительно данных

8 мошенников из 3 регионов получат срок за свои преступления

«Работа» в составе ОПГ всегда карается строже и суровее: если за единичный обман страховщика можно отделаться исправительными работами, то за систематическое получение незаконных страховых выплат расплатой всегда становится реальный срок. Подробности читайте в свежей подборке новостей «Ингуру» от областных прокуратур.

Ивановский филиал «РГС» за 9 месяцев выплатил около 175 млн руб.

За первые 3 квартала текущего года Ивановский филиал компании «Росгосстрах» направил на страховые выплаты более 175 млн рублей. Около 65% этой суммы пришлось на сегменты автокаско и «автогражданки». Общий объём выплат в сфере страховой защиты недвижимого имущества достиг по компании 44 млн рублей. «РГС» лидирует на страховом рынке

Персонал «Нефтегазобезопасности» под защитой «РГС»

СК «Росгосстрах» обеспечила полисами страховой защиты от несчастных случаев сотрудников компании «Нефтегазобезопасность». Специализированное предприятие занимается ликвидацией открытых фонтанов на нефтяных и газовых скважинах, прочими видами работ. Страховое покрытие соглашения включает полный пакет рисков, в том числе

«Росгосстрах» выплатил почти 1,5 млн руб. по факту угона авто

Житель Тамбовского региона получил от компании «Росгосстрах» в рамках соглашения автокаско без малого 1,5 млн рублей. Поводом для крупной выплаты стал угон автомашины марки Toyota Camry, застрахованной в компании по полному пакету рисков. Страховое событие произошло в Подмосковье. Сотрудникам правоохранительных органов разыскать

За 3 квартала Пермский филиал «РГС» собрал 1,4 млрд руб.

В январе-сентябре текущего года СК «Росгосстрах» собрала на территории Пермского края более 1,4 млрд рублей страховых премий. На выплаты потерпевшим за 9 месяцев филиал направил около 740 млн. За отчётный период компания заключила более 280 тысяч страховых соглашений с розничными и корпоративными клиентами. Более 84 тысяч жителей

Автопарк «Северавтодора» под защитой «РГС»

СК «Росгосстрах» обеспечила страховой защитой транспортные средства, машины и оборудование, принадлежащие госкомпании «Северавтодор». В рамках договора специализированная техника (катки, асфальтоукладчики, грейдеры, экскаваторы и пр.) застрахована по полному пакету рисков от угона и ущерба до действий стихии. Объём страховой

ВС РФ: дело о не вписанном в страховку водителе

Порой в аварию попадает человек, который случайно оказался за рулём, и владелец автомобиля не успел или не захотел вписать его в страховку. Должен ли оплачивать страховщик ремонт машины, решал Верховный суд. В свежем обзоре «Ингуру» сразу два идентичных дела с одинаковым исходом. Денис Попов доверил свой автомобиль, застрахованный

Cosmos Hotel Group под защитой «РГС»

«Росгосстрах» обеспечил страховой защитой имущество и риски наступления гражданской ответственности отелей Cosmos Hotel Group. Контракт подписан по результатам открытого тендера. Общая страховая сумма по договору составила порядка 15 млрд рублей. Всего застраховано более 10 гостиниц, расположенных в различных регионах страны. Страховое

S&P улучшило прогноз по рейтингу «РГС»

Показатели капитализации страховой компании «Росгосстрах» улучшаются за счёт продолжения роста накапливаемой с прошлого года прибыли. В связи с этим аналитики S&P изменили прогноз по рейтингу надёжности страховщика на «позитивный», сам рейтинг подтвердив на прежней позиции. Агентство рассчитывает, что в обозримом будущем

«РГС» страховал запуск ракеты «Протон-М»

СК «Росгосстрах» обеспечивала страховой защитой запуск ракеты-носителя «Протон-М» и двух телекоммуникационных спутников. Страховое покрытие договора включало риски гибели имущества. Запуск и полёт ракеты прошли без эксцессов. Спутники выведены на орбиту. В последнее время «РГС» заключил ещё 2 относительно крупных страховых

Отзывы о страховой компании «Росгосстрах (СК ПАО)»

Продолжение отзыва » СК Росгосстрах, которая принадлежит банку Открытие занимается мошеничеством» от 01.11.2020.

05.11.2020 с эл. почты [email protected] пришло сообщение следующего содержания:
Наши технические специалисты занимаются решением этого вопроса.
Приносим извинения за доставленные неудобства.

НО ВОПРОС ДО СИХ ПОР НЕ РЕШЕН

16.10.2020г. для получениякредита в ПАО Банк “ФК Открытие”, сотрудниками банка мне был навязан страховой договор
№ 3023135 — Д0 — СПБ — 19 между мной и ПАО СК «Росгоссграх». Вэтот же день, 16.10.2020г. мной была оплачена страховая премия в пользу страховой
компании в размере 20083 руб. 00коп.21.10.2020г. путем личного визитав Филиал ПАО СК “РОСГОССТРАХ” в Вологодской области по адресу г. Вологда, ул.
Ленинградская 32, мной было подано заявление о досрочном прекращение договора
страхования, к данному заявлению были предоставлены оригиналы следующих
документов: паспорт, договор добровольного страхования, выписка с лицевого счёт
подтверждающая оплату страховой премии, реквизиты для пополнения карты
Бинбанка. Сотрудником компании были приняты документы и сняты их копии и
проставлен номер входящего обращения 9205.05.11.2020г. при обращении в call-центр ПАО СК “РОСГОССТРАХпо номеру 8-800-200-09-00, о ходе рассмотрения моего заявления, от оператора
была получена информация о необходимости дополнительного предоставления 16
значного номера банковской карты для возврата денежных средств, № обращения
Т-2833446.05.11.2020г. путем личного визитав Филиал ПАО СК “РОСГОССТРАХ” в Вологодской области по адресу г. Вологда, ул.
Ленинградская 32, сотрудник компании Петухова Ольга Николаевна ПАО СК “РОСГОССТРАХ” при свидетелях отказался принимать реквизиты банковской
карты без письменного заявления, мотивировав свои действия словами “так ему
велит руководство и денежные средства без заявления мне возвращены не будут, а
в случае написания, возврат произойдет за 3 банковских дня + время на обработку
платежа банком получателем”. Данные
неправомерные действия сотрудника ПАО СК “РОСГОССТРАХ” принудили меня к
написанию заявления с приложением копии лицевой стороны банковской карты, номер
входящего обращения 9598.07.11.2020г. при обращении в call-центр ПАО СК“РОСГОССТРАХ по номеру 8-800-200-09-00, о ходе рассмотрения моего заявления, от
оператора была получена информация, что согласно внутреннего регламента
компании ПАО СК «Росгоссграх», к которому я как физическое лицо не имею
никакого отношения, срок рассмотрения заявления о досрочном прекращение
договора страхования продлевается на 10 дней. Согласно Закону РФ от07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей», Санкции за просрочку
срока исполнения договора является предусмотренная ч.5 ст.28 указанного Закона
неустойка (пеня) в размере 3% от цены оказания услуги. Согласно ст.395 ГК РФ В
случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата,
иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер
процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в
соответствующие периоды. До настоящего времени 08.11.2020г. ПАО СК
«Росгосстрах» свои обязательства по возврату страховой премии не
исполнил. На основании вышеизложенноготребую в трёхдневный срок осуществить в добровольном порядке возврат денежных
средств, а именно: страховая премия в размере 20083 руб. 00 коп., а так же пени
за весь период просрочки обязательств по возврату страховой премии, начиная с
01.11.2020г. и до момента исполнения обязательств по возврату.

В случае неисполнения требований в добровольном порядке оставляю за собой право
обратится в ЦБ РФ, суд, с предъявлением дополнительных требований компенсации
морального вреда, судебных расходов, а так же взыскании штрафов за несоблюдение
в добровольном порядке требования потребителя (согласно п.6, ст.12 Закона о
защите прав потребителя).

Дырявое ведро: ОСАГО теряет доверие

Госдума отложила рассмотрение законопроекта об индивидуальных тарифах ОСАГО — вокруг него развернулась серьезная полемика, в том числе и в прессе. Противники курса на «либерализацию» опасаются, что цена полиса может значительно вырасти. Они также требуют сначала навести порядок в страховании и выяснить, куда исчезли миллиарды рублей, выведенные в том числе из компании «Росгосстрах». Не окажется ли разрекламированная реформа преждевременной, разбирались «Известия».

Депутаты против роста цен

Решение отложить первое чтение правительственного законопроекта об индивидуальных тарифах заместитель председателя Госдумы Александр Жуков назвал «важным». Ранее «Единая Россия» выступила против отмены территориального коэффициента в ОСАГО.

Депутатов смущает, что законопроект меняет слишком много параметров — увеличивается сумма возмещения вреда здоровья и жизни с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей за каждого потерпевшего, исчезают территориальный и мощностной коэффициенты. Кроме того, предусмотрено дальнейшее расширение базового коридора.

«Поддерживая в целом идею законопроекта стимулировать стоимостью полиса безаварийное вождение, считаем, что действовать надо поэтапно. Наши опасения связаны с возможным увеличением стоимости полиса ОСАГО на 82% для жителей малых городов из-за отмены территориального коэффициента и расширения базового коридора», — рассказал член комитета Госдумы по финансовому рынку, депутат «Единой России» Алексей Изотов.

Подорожает ли полис?

О возможном удорожании полисов подробно писали «Известия». В Российском союзе страховщиков (РСА) с выводами редакции не согласились. По их данным, расширение тарифного коридора уже увеличило конкуренцию между страховщиками и снизило среднюю цену ОСАГО на 5–6%.

Автоэксперт Игорь Моржаретто предположил, что после перехода на новые тарифы на первом этапе произойдет «какой-то рост цен». В перспективе же для абсолютного большинства правильных водителей стоимость ОСАГО может снизиться. Новый законопроект как раз и направлен на экономическое стимулирование водителей к соблюдению ПДД.

Первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что несправедливые коэффициенты по мощности двигателя и по территории следовало отменить давно, так как они не влияют на аварийность. Однако индивидуальные тарифы не снизят стоимость полисов.

«Как бы ни менялись цены на углеводороды на мировом рынке, топливо у нас только дорожает», — привел аналогию Лысаков.

Куда выводят деньги

Лысаков усомнился в еще одном аргументе страховщиков — росте убыточности в связи с отменой территориального и мощностного коэффициентов, а также в связи с увеличением страховой суммы в четыре раза. В РСА считают, что общая сумма выплат по ОСАГО увеличится на 15%.

«Официальная цифра убыточности определена в законе — 77%. То есть собрали страховщики с нас деньги, себе они должны оставить 20%, а 3% перечислить в резервный фонд. За всё время до 77% еще никогда на доходило, платили 58, 62, 66%. Поэтому говорить о том, что страховщики на грани разорения, неправильно», — отметил Лысаков. Главную проблему рынка ОСАГО депутат видит в злоупотреблениях страховщиков и отсутствии надзора за ними, что привело к исчезновению многомиллиардных сумм.

— Господин Юргенс (глава РСА. — «Известия») в ноябре прошлого года признал, что недобросовестные страховщики вывели 24,2 млрд рублей, еще столько же было выплачено по их обязательствам из резервного фонда. Итого 50 млрд ушли неизвестно куда. РСА заявляет, что ущерб от страховых мошенничеств составляет 50–70 млрд в год. Только никаких автоюристов-мошенников нет. МВД по поручению главы государства провело проверку и оказалось, что в общей сумме пропавших средств выведенные мошенниками деньги занимают лишь 0,6%. На самом деле эти деньги выплачены по решению судов.

Лидер в создании проблем

По словам Лысакова, более других «отличилась» компания «Росгосстрах» — ее финансовый крах в 2017 году обрушил рынок почти на 1,5 трлн рублей, в том числе 100 млрд было выведено с рынка ОСАГО. Тем не менее, отметил депутат, на предложение МВД о совместной проверке «Росгосстраха» Банк России ответил отказом.

«Нельзя реформировать систему, если из нее, как из дырявого ведра, всё время исчезают деньги, а мы заливаем туда новые средства. Надо запаять эту дырку», — отметил первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству. Лысаков рассказал, что по поручению спикера нижней палаты Вячеслава Володина готовит проект постановления, предписывающего Следственному комитету, Генпрокуратуре и МВД установить, какой ущерб был нанесен рынку ОСАГО недобросовестными страховщиками.

«Росгосстрах» в 2017 году получил рекордный убыток — 59 млрд рублей. Новый председатель совета директоров РГС Михаил Задорнов в интервью «Коммерсанту» заявит, что в крупнейшей российской страховой компании «сверху донизу царило воровство». После санации вместе с банком «ФК Открытие», докапитализации на сотню миллиардов и смены руководства «Росгосстрах» уже в 2018 году показал прибыль — 6,2 млрд рублей.

В октябре 2020 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) изменило прогноз по рейтингу компании со «стабильного» на «позитивный». Между тем за полгода в «Росгосстрахе» сменилось сразу несколько топ-менеджеров. В мае совет директоров «Росгосстраха» назначил руководителем блока урегулирования убытков Татьяну Федосееву вместо Алексея Гессена, проработавшего там менее двух лет. В июле компанию возглавил экс-директор СК «ВТБ Страхование» Геннадий Гальперин. Николаус Фрай покинул свой пост до истечения срока трудового контракта. В августе были досрочно прекращены полномочия еще трех топ-менеджеров.

«Росгосстрах» предпринял ряд мер, направленных на минимизацию убытка по ОСАГО. Если в 2014 году компания была лидером на рынке обязательного страхования автогражданcкой ответственности с долей 40%, то к концу 2018 года она уменьшила долю до 11%. Значительные силы были направлены на борьбу с мошенниками. Между тем за страховщиком по-прежнему тянется токсичный шлейф судебных разбирательств. Одно из них грозит существенными рисками для системы взаиморасчетов между страховщиками, а Росгосстраху — многомиллионными убытками.

Требования со многими нулями

В ноябре 2018 года СГ «Уралсиб» обратилась в арбитражный суд Московской области и потребовала взыскать с «Росгосстраха» 605 млн рублей в качестве возмещения расходов, связанных с выплатами клиентам «Росгосстраха» по системе прямого возмещения убытков (ПВУ) в ОСАГО.

ПВУ — это способ возмещения вреда в рамках ОСАГО, согласно которому потерпевший в ДТП может предъявить требование о возмещении вреда своей страховой. После этого страховая водителя, причинившего вред, возместит ей расходы, но только по одному требованию. Если потерпевший не согласился с суммой выплаты и обратился в суд, то дополнительные расходы, которые понес его страховщик, не будут возмещены другой компанией. Это так называемые «нулевые требования» и именно на них пришлась большая часть суммы заявленной СГ «Уралсиб», рассказали в пресс-службе страховой группы. Еще 95,2 млн рублей — это проценты за пользование чужими денежными средствами.

Смотрите так же:  Подать заявление в загс по беременности

В 2017 году СГ «Уралсиб» перестала страховать ОСАГО, передав «автогражданский» портфель компании «Опора», вышла из РСА и одновременно из соглашения о ПВУ. Ситуация нестандартная — обычно если компания уходит из сегмента ОСАГО, она покидает рынок страхования. СГ «Уралсиб» поэтому поступила вразрез с устоявшейся практикой — обратилась в арбитражный суд, который в начале июля 2020 года удовлетворил иск, фактически признав страховую группу слабой стороной при присоединении к соглашению о ПВУ. И подтвердил право страховщика оспаривать несправедливые, по его мнению, положения о взаиморасчетах по ОСАГО.

В «Росгосстрахе» заявили, что решение суда является угрозой для системы ПВУ в целом, и попросили Банк России вмешаться. Однако апелляцию ЦБ суд отклонил, сообщает Агентство страховых новостей, следившее за развитием дела. В то же время адвокат Андрей Мисаров, представлявший интересы СГ «Уралсиб», рассказал, что спор с большой вероятностью перейдет в кассацию.

Повлечет существенные риски

«Решение суда не соответствуют действующему законодательству. Поэтому, безусловно, будем обжаловать его», — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Росгосстраха». Между тем ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев, ознакомившийся с решением суда, отметил, что нет оснований говорить о его спорности.

Адвокат Тимур Чанышев, заместитель управляющего партнера АБ «Бишенов и Партнеры», считает дело обычным гражданско-правовым спором по поводу расчетов между двумя крупными субъектами.

Один из офисов Российского союза автостраховщиков (РСА)

Между тем в РСА обеспокоены решением суда, которое может иметь далеко идущие последствия. Дело в том, что при введении иной модели расчетов страховщик потерпевшего не будет мотивирован на выстраивание процесса урегулирования убытков так, чтобы не допускать излишних расходов. Поскольку ему будет гарантировано полное возмещение.

«Другие страховщики, продолжающие осуществлять ОСАГО и являющиеся участниками системы ПВУ, не имеют возможности взыскать аналогичные выплаты со страховщиков, которые вышли из соглашения и прекратили свою деятельность, например, по банкротству. Таким образом, вследствие таких решений убытки несут только действующие участники рынка, осуществляющие свою деятельность в соответствии с условиями соглашения», — рассказали в пресс-службе РСА.

Сотни тысяч исков

Источник в страховой компании рассказал «Известиям», что существующая ПВУ изначально ориентирована на меньшую судебную активность. Между тем, по данным Верховного суда, в год в суды поступает несколько сотен тысяч исков, связанных с ОСАГО. И если пострадавшие в ДТП не всегда готовы ввязываться в длительные судебные разборки, то страховщики сражаются за каждый рубль выплаты.

Верховный суд Российской Федерации

В курьезную историю попал руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. Мошенники вписали его данные в европротокол, оформленный в результате ДТП в Волгограде в июне 2016 года. Шумский утверждает, что в этом городе не был, а в момент совершения аварии вел передачу на радио в прямом эфире. Он обратился в суд, чтобы вернуть списанные приставами 50 тыс. рублей, однако юристы «Росгосстраха» требуют дополнительных доказательств.

«Насколько я понял, они не настроены решать вопрос добровольно. Несмотря на то что всё достаточно очевидно. Более того, они сами подали заявление в полицию, то есть понимают, что это были мошеннические действия», — рассказал «Известиям» Шумский.

С июня все автомобилисты России при наличии спора со страховщиками о размере выплаты после ДТП обязаны обращаться к страховому омбудсмену — он выступает арбитром. При этом страховщики могут, как и прежде, судиться с гражданами без посредничества финуполномоченного.

«Росгосстрах» продолжает платить по ОСАГО больше, чем собирать премий

В среду «Росгосстрах», ровно год назад отправившийся вместе с санируемым банком «ФК Открытие» в Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС), отчитался по международным стандартам за первое полугодие. Несмотря на сворачивание бизнеса по ОСАГО, принесшего страховщику многомиллиардные убытки, выплаты в этом сегменте все еще превышают собранные премии, показала отчетность. По итогам первого полугодия «Росгосстрах» собрал по ОСАГО 9,3 млрд руб., а выплатил 11,3 млрд руб.

В 2017 г. компания начала сворачивать бизнес по ОСАГО, в результате в IV квартале ее доля на этом рынке составила 10%, хотя еще в 2015 г. она была почти 40%. Тогда же «Росгосстрах» получил первый убыток в размере 5 млрд руб., с тех пор он только рос. Рекордным стал прошлый год, когда компания потеряла 55,6 млрд руб. Новому собственнику – банку «ФК Открытие» – пришлось вложить в «Росгосстрах» 106 млрд руб.

Руководству «Росгосстраха» удалось «разорвать порочный круг убыточности от ОСАГО, которое стало прибыльным», говорит представитель компании. «Росгосстрах» уже ровно год продает ОСАГО с прибылью, сказал в интервью ТАСС его гендиректор Николаус Фрай: положительный эффект дало в том числе натуральное возмещение (ремонт вместо денег), также компания стала «более осторожно продавать» ОСАГО в убыточных сегментах.

Обязательная автогражданка у «Росгосстраха» действительно стала прибыльной: показатель убыточности по ОСАГО за январь – июнь составил 45%, говорит директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова. Это произошло из-за того, что компания высвободила резервы на 6 млрд руб., объясняет она.

За первое полугодие «Росгосстрах» заработал 2,5 млрд руб. прибыли. Годом ранее у него был убыток на 15,4 млрд руб. При этом размер бизнеса у страховщика сильно сократился: премии упали на 38% до 32,4 млрд руб., выплаты – на 55% до 23,1 млрд.

«Росгосстрах» нарушает нормативы ЦБ по структуре активов, сказано в отчетности. На 30 июня в отношении компании действовало соответствующее предписание регулятора. Оно продолжает действовать и связано с концентрацией размещенных средств в связанных сторонах, объясняет представитель «Росгосстраха». Речь идет о группе компаний «ФК Открытие», говорит он. Какие-либо меры воздействия в отношении «Росгосстраха» маловероятны, так как страховщик находится в ФКБС, объясняет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.

Устранить нарушения страховщик должен до конца года, указано в отчетности: руководство группы прилагает все усилия, чтобы привести структуру активов в полное соответствие в обозначенные сроки. К концу 2018 г., когда прекратится действие договоров по размещению средств в «ФК Открытие», «Росгосстрах» планирует диверсифицировать структуру активов, сообщил его представитель. ЦБ дал компании достаточно большой срок на устранение нарушений и этого времени должно хватить, заключает Литвинова.-

«Росгосстрах» резко увеличил продажи полисов ОСАГО

В I квартале у «Росгосстраха» резко повысились продажи полисов ОСАГО, таковы данные Российского союза автостраховщиков (РСА, обобщает информацию страховщиков ОСАГО). «Росгосстрах» принадлежит банку «ФК Открытие», взятому на санацию ЦБ.

«Росгосстрах» долго был лидером ОСАГО, в 2014 г. – с долей более 40%. Но в 2017 г. «Росгосстрах» счел бизнес ОСАГО убыточным и начал его сворачивать. В I квартале 2018 г. «Росгосстрах» еще продолжал сокращать присутствие на рынке ОСАГО, занимался оздоровлением портфеля ОСАГО, которое, как уверяла компания, завершилось, напоминает директор группы рейтингов институтов агентства НКР Евгений Шарапов.

В I квартале 2020 г. доля «Росгосстраха» на рынке ОСАГО достигла 11,1%, в I квартале 2018 г. была 8,3%, по статистике РСА. Но в тройке лидеров по сборам в ОСАГО у «Росгосстраха» самый быстрый рост количества проданных полисов: на 32,7% в сравнении с I кварталом 2018 г., компания продала 1,04 млн полисов. Сборы выросли на 31,7% и достигли 5,09 млрд руб.

У лидера – «Альфастрахования» – количество проданных полисов выросло на 21,5% и составило 1,2 млн, сборы достигли 7,1 млрд руб. (рост на 20,1%). «РЕСО-гарантия» – вторая, но по количеству проданных полисов «Росгосстрах» в I квартале 2020 г. обошел ее: «РЕСО-гарантия» продала 984 577 полисов, на 12,5% меньше, чем в I квартале 2018 г., сборы сократились на 14,8% и составили 6,4 млрд руб. У «РЕСО-гарантии» самая высокая из лидеров средняя премия: 6572 руб.

Полисов ОСАГО продается все больше: в I квартале 2020 г. – 8,28 млн, на 2,9% больше, чем в I квартале 2018 г., а сборы сократились на 1% и составили 45,96 млрд руб.

В этом году «Росгосстрах» планирует умеренный рост в ОСАГО, передал через представителя гендиректор страховщика Николаус Фрай, но не сказал, какую долю рынка рассчитывает занять в 2020 г. Он рад, что в I квартале «Росгосстрах» выполнил обещание и вновь на первых позициях по количеству проданных полисов ОСАГО.

«Росгосстрах», возможно, стремится частично восстановить прежние позиции, думает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.

«Альфастрахование» планирует удерживать лидерство в ОСАГО, говорит Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования: компания умеет управлять рентабельностью и понимает важность этого вида. Гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик пока не видел статистики РСА, но, по собственным данным, у компании снижение продаж, и это осознанная политика. Компания, продолжает он, будет корректировать тарифы в зависимости от конкурентной среды.

На рынке ОСАГО усиливается конкуренция, что снижает среднюю цену полиса, считает президент РСА Игорь Юргенс. По данным союза, в I квартале средняя премия (учитывает и полисы для юридических лиц. – «Ведомости») в ОСАГО снизилась на 4% и составила 5600 руб., а отдельно для автомобилей физических лиц – на 3,56% и составила 5040 руб.

На рынке ОСАГО серьезная конкуренция за клиента, соглашается Макаров: «И она только растет, тарифы корректируются по нескольку раз в месяц». Макарова тревожит демпинг некоторых некрупных и средних страховщиков: это может привести к дестабилизации рынка и их банкротствам.

В Москве самая ожесточенная борьба, здесь больше возможностей снизить среднюю премию по ОСАГО при сохранении прибыли, говорит директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова: «РЕСО-гарантия» могла стать основной пострадавшей, у нее были сильные позиции.

А Юргенс обращает внимание, что в сегменте ОСАГО выросли выплаты – сразу на 10% (они составили 36,74 млрд руб.). Это настораживающая тенденция, союз продолжает пристально следить за этим, заключает Юргенс. Макаров увеличение выплат связывает с ростом цен на запасные части.

Представители банка «ФК Открытие» и ЦБ предоставить оперативные комментарии не смогли.

«Пузырь мы не надули»

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс — о реформе ОСАГО, давлении силовиков и законе «русского авось»

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

  • 7 октября состоится внеочередное заседание Всероссийского союза страховщиков (ВСС), на котором пройдут выборы президента организации. Самый вероятный исход — продление полномочий Игоря Юргенса, который занимает этот пост с 2013 года, а в страховой отрасли работает больше 20 лет. По словам Юргенса, российский рынок страхования сегодня — это успешный кейс реализации либеральных реформ, который можно перенести на другие сферы экономики. С другой стороны, громкие случаи мошенничества и общая бедность населения мешают развитию культуры страхования в стране. «Новая» обсудила с главным страховщиком России, что государство и бизнес могут сделать для решения этих проблем.

    Начнем с хорошей новости. По данным ЦБ, с января по август 2020 года стоимость полиса ОСАГО для легковых автомобилей физлиц снизилась на 4%, хотя многие ожидали от реформы обратного эффекта — резкого роста цен на страховку. Это расширение тарифного коридора [c 1 января 2020 года в рамках реформы ОСАГО] дало такой результат?

    — Проблема с ОСАГО раньше состояла в монополизации сектора. Это было наследство монопольного положения Госстраха, который в СССР всем этим занимался единолично. Когда в силу целого ряда обстоятельств Росгосстрах ушел с этого рынка, вернее, снизил свою долю до 9% и у нас возникло пять игроков с долей приблизительно по 12–15%, которые конкурируют между собой, плюс Центральный банк навел некий порядок с большей дифференциацией тарифов, появилось ожидание, что рынок будет когда-то сбалансирован. А если у вас есть такие ожидания, то вы сразу видите, как улучшается экономическая конъюнктура в любом сегменте, будь то атомная энергетика или автострахование.

    Так вот, Центральный банк, с одной стороны, вывел слабых игроков с рынка, с другой стороны, дал понять Росгосстраху, который уже в тяжелом состоянии, что так больше нельзя.

    Соответственно, создалась конкурентная среда и появились ожидания того, что тариф будет дифференцирован и дальше. Все это привело к тому, что, несмотря на вопли неких групп специальных интересов о том, что страховщики сейчас всех обманут и обворуют, произошло именно снижение среднего национального тарифа на 4–5%. При этом по некоторым группам физлиц стоимость упала даже сильнее. По другим, наоборот, чуть выросла: например, у таксистов, потому что их убыточность просто легендарная в силу целого ряда обстоятельств.

    — Зачем вообще понадобилось сильнее дифференцировать тарифы?

    — Изначально лимиты страховых выплат были 160 тысяч рублей по страхованию жизни и 120 тысяч — по «железу». Потом они увеличились до 500 тысяч и 400 тысяч. А сейчас мы на третьем этапе выходим на 2 млн и 400 тысяч. Это все должно было сопровождаться соответствующим увеличением тарифа. При этом раньше внутри тарифа существовало только четыре группы по возрасту и стажу, а сейчас их пятьдесят восемь. То есть страховщик может, оценивая ваш возраст и стаж, сделать индивидуальный тариф, снизив его тем, кто не становится виновником аварий, и повысить тем, кто становится.

    Сейчас среди страховщиков есть ожидание того, что жизнь наладится, и это будет не высокомаржинальный, но все-таки и не убыточный вид страхования.

    Ожидается второй этап реформы. В настоящий момент профильный комитет Государственной думы принял соответствующий пакет, внесенный Министерством финансов, и рекомендовал на первое чтение.

    Читайте также

    Цены разгоняются по коридору. ЦБ увеличил пределы колебаний тарифа ОСАГО

    — А до реформы похожего снижения тарифов не наблюдалось?

    — Рабочая карта по либерализации и индивидуализации тарифа была создана в конце 2017 года. В 2018 году она начала действовать, и тогда же началась тенденция к снижению цен. Если посмотреть в исторической перспективе, то закон об ОСАГО был принят в 2003 году. Тогда были установлены тарифы, классы и коэффициенты: возраст, стаж, территория, мощность и т.д. По каждому из них есть коридор — минимальное и максимальное значение.

    С 2003 по 2013 год тариф не менялся, а потом произошла девальвация рубля, и тарифа стало категорически не хватать. Ведь что в него входит? Это стоимость ремонта, лакокрасочных изделий и всего остального. А 60% автомобилей в России — импортные, значит, лакокрасочные покрытия и детали на замену тоже импортные. Плюс к этому общая инфляция и нормо-час, который подорожал.

    Смотрите так же:  Органы опеки владимирский

    — Люди привыкли, что аргумент о «либерализации» часто используется как предлог для повышения цен. Во многих случаях именно так и получается: тарифы отпускают в свободное плавание, а цены при этом растут. Почему в ситуации с ОСАГО произошло по-другому?

    — Да, повышением цен как раз пугали те группы интересантов, о которых я вам говорил выше. Но конкуренция и правильное устройство тарифа путем индивидуализации привели к позитивным результатам. Конечно, какой-то рост тарифов со временем начнется. Но запас и импульс данной реформы привел к тому, что сейчас тариф стал более сбалансированным.

    — В других отраслях экономики, например в энергетике, почему-то так не получается.

    — Здесь либеральные экономисты с вами поспорили бы, потому что если бы в энергетике была проведена такая же демонополизация, как в страховании, то вы бы увидели, что все совсем не так страшно. Просто это дико монополизированный сектор, где одной или двум компаниям постоянно дают и налоговые бонусы, и все остальное, и из так называемых неестественных монополий делают естественные. Если бы в энергетической области не было такого давления некоторых сильных игроков, близких к политическому руководству, то, я вас уверяю, все было бы совсем по-другому.

    Если туда запустить десяток «НОВАТЭКов» вместо одного, не знаю, «Газпрома», — то нет вопросов, была бы другая политика в области ценообразования.

    Большой игрок для маленьких. Как реформировать нефтянку: создать крупную структуру для эксплуатации небольших месторождений

    — Те же либеральные экономисты часто говорят, что, например, тарифы ЖКХ в России искусственно занижены и что это политическое решение руководства страны. То есть потребители не всегда проигрывают от такой ситуации.

    — Тариф ЖКХ складывается из цен тех же монополистов. Вот по цепочке пройдемся, и вы увидите, что будет, если провести приватизацию, запустить туда многих субъектов, наладить транспарентное ценообразование. И если появится такой же грамотный мегарегулятор в ЖКХ, как Центральный банк в отношении финансовых рынков, — то результат будет налицо. Реформа ОСАГО в этом смысле — это такой маленький и успешный, с моей точки зрения, кейс. Сколько раз пытались помешать, в том числе из Думы и группы этих людей специальных интересов — автоюристов якобы…

    — Такое противодействие со стороны депутатов Госдумы, вы его с чем связываете? Они преследуют коммерческие интересы, выступают лоббистами от чьего-то лица?

    — Я не буду сейчас в это вдаваться, потому что это заново заведет такую войну с ними, а мы ее только потушили.

    Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

    — Ходят слухи о том, что силовые структуры проявляют большой интерес к рынку страхования, давят на него, пытаются получить контроль над ключевыми игроками. Получается, это правда?

    — Нет-нет, я бы так не сказал. У нас не было ни одного случая, который был схож, не знаю, с Черкалиным или Захарченко. Во-первых, страхование — это одна сотая капитализации банков, то есть здесь снять то, что снималось с них, физически невозможно. Это раз. Во-вторых, те, кто остался на рынке, — это люди, которые прошли огонь и воду, и они на Черкалина не поведутся. Саркисов, Цикалюк, Авен, Дерипаска… Это те, кто владеет основными компаниями на этом рынке, это матерые бизнесмены. Поэтому у нас такого не было.

    Прессовать — прессовали, но я не могу сказать, что к нам был какой-то повышенный интерес. Вот честь мундира — да, когда мы написали: «Слушайте, ну не борются у вас с мошенничеством». Приходишь, а они в ответ: «Ах так, ну мы тогда вам докажем, что это вы воришки». Был трудный период два года назад, когда действительно все дрожало. Ну самый лучший способ отбояриться — найти компромат и ахнуть по нему. Не нашли, слава богу. Мы отбились, они как-то немножко опамятовались. Вопрос поручен был какому-то здравому новому человеку, который финансами занимается. Ну и как-то все уравнялось.

    — Вот вы говорите, что ЦБ хороший регулятор…

    — Хороший, самый грамотный, что я когда-либо встречал начиная с 1998 года.

    — И тем не менее что в банковской сфере, что в страховом секторе есть вопиющие случаи, связанные с санацией и отзывом лицензий у крупнейших игроков. По многим из этих случаев открыты уголовные дела на миллиарды рублей. Разве это можно назвать хорошим надзором? Чья это ошибка, что даже самые масштабные случаи мошенничества в финансовом секторе вскрываются так поздно?

    — Смотрите, пришла Набиуллина и сказала: «Мы очистим рынок от плохого и потом будем его стимулировать к развитию». Пообещала и в основном сделала. Мы не видим, что с нашего рынка вывели кого-то, кто был бы недостоин вывода.

    Вот специально кого-то вывести для того, чтобы наказать, не говоря уже о том, что попросить какую-то мзду за это, — такого у нас не было. Когда я пришел, было 400 с небольшим компаний, сейчас 184. И 200 компаний, которые ушли, — это, безусловно, маленькие компании, которые не выдерживали, не могли создавать те резервы и выполнять обязательства, которые они на себя брали.

    Были случаи совершенно очевидные: мелкие региональные компании, которые по закону теперь должны увеличить свой уставный капитал, причем в ликвидной форме, до 300 млн рублей, категорически не справлялись. Некоторые из них уходили совершенно чисто: приходили, сдавали лицензию, говорили, что больше не можем и если вы нам скажете, куда мы можем продаться… И такая консолидация тоже шла. Есть два-три позорных случая на рынке, когда компании ушли с рынка, не расплатившись, они сейчас находятся в процессе разбирательства, весь рынок знал, что их надо выводить.

    — Позорный случай — это, например, Александр Кондратенков, который выводил миллионы рублей из принадлежащей ему страховой группы «Опора»?

    — Ну, например, да. При этом, еще раз, ни в РСА (Российский союз автостраховщиков. — А. Х.), ни в ВСС нет функции доследовать дела до такой степени, чтобы знать точно, что происходит. Это функция надзорного блока регулятора. Но тут всем давно было известно, что все смахивает на схематоз. Но это трудно доказуемая вещь, потому что, как оказалось, Кондратенков нигде, собственно говоря, никем и не был, он каким-то образом управлял своими компаниями так, что доказать, что конечный бенефициар он, довольно трудно.

    Процесс очистки сектора еще не закончен, потому что продолжается докапитализация, но основная масса таких компаний ушла. В этом смысле мы можем сейчас начинать говорить о несколько избыточном регулировании, такой разговор уже пошел, но недорегулирование или нечестное регулирование — нет, на страховом рынке такого нет.

    Александр Кондратенков. Фото: РИА Новости

    — Но ведь основная претензия к надзору не в том, что с рынка выгоняют не тех игроков, а в том, что это делают слишком поздно, когда деньги уже выведены на иностранные счета. Поэтому и возвращать пострадавшим клиентам нечего.

    — Да, поэтому ЦБ и попросил себе целый ряд дополнительных полномочий, приняли закон о банкротстве, закон о поведенческом контроле. И до сих пор говорят о том, что и этого в общем-то недостаточно. Что тут можно сказать? С одной стороны, позиция предпринимательского сообщества — отстаньте, декриминализируйте, прекратите кошмарить бизнес, с другой стороны — поведение некоторых личностей, которых вы упомянули, настолько тонкое и хитрое…

    Мне кажется, что в случае с Центральным банком всегда можно прийти, поговорить и до чего-то договориться. Хотя, насколько я знаю, даже в том одиозном случае, о котором вы упомянули, Арбитражный суд города Москвы отказывается признать отзыв лицензии. Мы, все сообщество, знаем, что это случилось слишком поздно, а Арбитражный суд города Москвы говорит: «Нет, у вас до сих пор нет оснований для этого». Я надеюсь, что это оспорят, но это факт нашей трудной жизни, где все переплетено — и коррупция, и правильные вещи, и неправильные вещи. С этим долго надо будет разбираться.

    — А угрозы для конкуренции из-за этой расчистки, оздоровления рынка вы не видите?

    — Вы понимаете, 185 компаний — это пока не угроза.

    — Вопрос же в рыночных долях, а не в количестве компаний.

    — Сожаление вызывает то, что региональных компаний практически нет.

    Мы сталкиваемся только с филиалами первой двадцатки. Они действуют, действуют хорошо, местные власти с ними взаимодействуют, но региональный бизнес, к сожалению, исчезает.

    Когда только, по-моему, 12 губерний генерируют доход в бюджет, а остальные — реципиенты, ну такова жизнь, — это экономика страны, при чем тут страхование? А что касается верхнего эшелона, то пока такой большой озабоченности по поводу отсутствия конкуренции нет, мы не чувствуем.

    — После расширения тарифного коридора намечен второй этап либерализации ОСАГО. Минфин в рамках промокампании этой реформы рассчитал профиль «идеального водителя», и оказалось, что страховку он сможет купить за 2,5 тысячи рублей. Согласны с этой оценкой?

    — Я слышал как-то такие расчеты от Алексея Владимировича Моисеева, а он человек, очень погруженный в тематику. И это очень полезно — то, что Министерство финансов занимается законодательной частью нашего сектора. Да, хороший водитель с многолетним опытом может получить полис по таким деньгам. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть саму сумму, но тенденцию мы видим: максимальная скидка по КБМ (коэффициент бонус-малус, влияющий на стоимость полиса в соответствии с аварийностью. — А. Х.) — 50%. Средняя цена полиса по стране сейчас шесть с небольшим тысяч, максимальная скидка плюс еще что-нибудь — ну да, три тысячи. Это вполне мыслимая вещь для небольшой машины, которая не бывала в авариях. А таксисту, который работает 24 часа с плохим режимом отдыха и с аварийностью 60%, — там все 26 тысяч.

    Фото: РИА Новости

    — И это станет возможным, когда у страховых компаний появится возможность самим рассчитывать коэффициенты?

    — Да, по коэффициенту «возраст–стаж» (КВС) есть такая возможность, компания борется за хороших водителей и пытается отклонить плохих. Когда модель позволит это делать нормально, то да, я думаю, что все это будет возможно.

    В Англии, у которой на 150 лет больше опыта в этом деле, молодая девушка, садящаяся за руль впервые на втором году существования своих прав на, условно говоря, «Рендж Ровер», будет платить ОСАГО в размере примерно 8700 фунтов. Умножаем — это приблизительно 87 тысяч рублей. А водитель с огромным стажем заплатит меньше 400 фунтов. Поэтому разрыв именно такой во всем мире, и это логично. Мы постараемся сделать его менее резким, Центральный банк не позволит никаких 8700 фунтов, всегда будет верхняя крышка. Но внутри коридора мобильность будет намного больше, появится возможность для индивидуализации.

    — Не получится ли дискриминации молодых и неопытных водителей? Ведь не факт, что они самые аварийные.

    — Опять же, и в этом коэффициенте КВС есть свой ограничительный максимум. Поэтому запретительных тарифов никто не позволит. Но, по крайней мере, вот эта гибкость даст возможность страховщикам находить общий язык со всеми. Если у вас большая аварийность, сведения от ДПС о многократном или грубом нарушении правил, то тогда да, тариф повышается. А в остальных случаях — нет.

    — А есть прогнозы насчет того, как изменится собираемость страховых премий в результате реформы?

    — Мы делали оценку, что собираемая масса страховых премий будет примерно такая же, как и сейчас. Просто распределение будет другое. А средняя аварийность, наверное, так и останется в районе 6%. В то время как, скажем, у таксистов Санкт-Петербурга — 32%. Вряд ли тут какое-то радикальное изменение произойдет. Нулевая смертность на дорогах — вопрос, который перед собой ставит наше Министерство внутренних дел и дорожно-патрульная служба, — это некая, конечно, нереальная вещь.

    Но то, что процентов на 10% она снизилась за последние 5 лет — это факт.

    А если брать с 2003 года, то, я думаю, что и процентов на 30. Это отмечалось даже Международной ассоциацией по борьбе с аварийностью на дорогах. Более правильные дороги, разметка, штрафы, разделительные ограды, освещение — все это, конечно, потихонечку приносит свои плоды.

    Фото: Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС

    — Больше всего будут платить таксисты?

    — Ну, в среднем, да. Большая аварийность еще у общественного транспорта. У трамваев, например, большие ущербы, потому что основные аварии тяжелые, они везут много людей. Сейчас ждем закон о такси, с которого начнется наведение порядка. Но в целом более жесткие нормы подготовки для тех, кто перевозит людей, — это абсолютно необходимо. Я трижды сталкивался со случаем, когда узбек, которого лишали здесь таксистских прав за вождение в пьяном виде, через неделю приезжал с новыми правами, полученными в Узбекистане. Его лишали еще раз, он приезжал с третьими, и каждый раз на новое имя. Я, честно, не интересовался аварийностью таксистов, скажем, в Париже или Лондоне, но думаю, что в Германии и Швеции она, конечно, в разы меньше нашей, потому что больше порядка в лицензировании, в регулировании и т.д.

    Призрак прекариата. В Калифорнии Uber заставят регистрировать работников

    — Выход, который сейчас предлагают депутаты, тоже, мягко скажем, радикальный: запретить вообще всем мигрантам водить такси, а это 80% сотрудников того же «Яндекс.Такси».

    — Если мигрант проходит здесь наши экзамены и имеет реальный опыт вождения, который все-таки по совместным базам, особенно в ЕАЭС, можно установить, — тогда почему бы и нет. Но, повторяю, я не забегаю вперед, пускай законодатель сам решает. Но, к сожалению, агрегаторам важно и нужно другое — это дешевизна. И она выливается в то, во что выливается. Это начинает распространяться в том числе на гражданскую авиацию.

    Смотрите так же:  Штраф 300000 пдд

    Нам рассказывали товарищи-профессионалы, что поймали человека, который вообще не имеет лицензии на управление самолетом. Летных прав нет, при этом он управляет самолетом на линии. Ну что это?

    — Вы часто говорите про «автоюризм» в негативном ключе, но не кажется ли вам, что само это явление появилось из-за того, что страховщики часто недоплачивали деньги пострадавшим, обманывали их?

    — Наверное, да, автоюризм — это порождение самих страховщиков. Недоплачивали, медленно регулировали. Есть защитники автомобилистов, такие как Шкуматов, которым мы кланяемся, признаем — суперские специалисты, которые отстаивают права водителей. А есть определенные преступные группировки, которые тут же выкупают право на страховые выплаты, подстраивают аварии, на них зарабатывают, при этом находятся в сговоре с местными ДПСниками. Они приезжают на аварию раньше их, иногда в форме, с раскрашенными машинами.

    У них есть подпольные мастерские, где наносятся так называемые дополнительные и скрытые повреждения. Это многомиллиардный бизнес.

    Поэтому отделяем одно от другого. Автоюризм есть не то что законный, а абсолютно необходимый, а есть ОПГ. И таких вот ОПГ много стало, на некоторые аварии в Ростовской области выезжало по пять-шесть групп, они и перестрелки между собой устраивали. Поэтому с этим мы будем бороться, и боремся, и судейское сообщество борется, и МВД борется. А с этим будем сотрудничать и сотрудничаем.

    — И вы, по-моему, оценивали масштаб этих операций незаконных чуть ли не в 100% рынка автострахования?

    — Это очень сложная оценка, потому что она исходит из того, сколько страховщики заплатили по требованию суда, а сколько вне требований суда…

    — В виде штрафов?

    — Да. И вот эта оценка, когда накручивают пени, штраф, свою собственную экспертизу, — тут трудно сказать, когда все правильно, а когда то, о чем я говорил. Ну, по этой оценке, от 20 до 40 млрд рублей на этом зарабатывают мошенники. В Лондоне есть полиция по страховому мошенничеству в ОСАГО, целый отдел. Так вот, они говорят, что 10–15% выплат имеют признаки мошенничества во всех странах. Если мы исходим из этого, то в прошлом году мы выплатили 180 млрд рублей — ну вот 18–20 млрд и получается. Доказать это довольно сложно. Что можем, доказываем.

    — Это мошенничество со стороны страхователя. А со стороны компаний, то есть страховщиков?

    — Со стороны страховщиков мошенничество в данном случае довольно трудно себе представить. То есть вы хотите, чтобы они сами у себя воровали?

    — Нет, я имею в виду недоплаты по страховым случаям, манипуляции в пунктах договора и так далее — все, что позволяет им занижать выплаты.

    — Недоплаты — это в судах решается. Суд говорит: «Нет, вынь да плати». А мошенничество связано с нестраховыми выплатами. Когда страховщик платит 10–50% штрафа, 50% пени и еще за собственную экспертизу, которая стоит 60 тысяч вместо пяти. Это началось, когда в 2013 году закон о защите прав потребителей был введен в отношении страховщиков. И сейчас эти нестраховые выплаты по судам достигают гигантских масштабов.

    Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

    — Какие есть гарантии, что финансовый омбудсмен будет работать на благо клиентов, а не замедлять или как-то препятствовать разбирательствам?

    — У него есть жесткий срок, 30 дней, когда он должен ответить. Человек может не согласиться и идти после этого в суд на страховую компанию, а страховая компания может обжаловать решение омбудсмена в суде. Всегда и все связано, в том числе с человеческим фактором и здравым смыслом. В настоящий момент, что Воронин как человек, что три омбудсмена, которых они назначили, — это нормальные, адекватные люди. Досудебное урегулирование в данном случае помимо закона и здравого смысла построено еще и на авторитете и репутации тех людей, которые являются омбудсменами.

    — Насколько я понимаю, обращение к омбусдмену — это платная услуга, причем довольно дорогая?

    — Для гражданина она абсолютно бесплатна. А вот страховщик заплатит 45 тысяч рублей, если решение будет вынесено не в его пользу. Деньги эти возвращаются, если страховщик оказался прав. Еще 15 тысяч с юриста-посредника и ноль — с простого человека.

    — И вы надеетесь, что омбудсмен существенную долю жалоб возьмет на себя?

    — Если создается честный институт досудебного урегулирования, такой, как английское прецедентное право, — да, это во многом упрощает процесс.

    Если омбудсмен станет инстанцией институционального решения досудебных проблем, то мы треть обращений снимем, если не больше.

    Собственно, уже есть статистика очень приличная, хотя он начал действовать только в июне.

    — Кроме реформы ОСАГО есть еще одна громкая инициатива страховщиков — программа страхования жилья от чрезвычайных ситуаций. Многих напугала новость о том, что соответствующая графа появится в платежках ЖКХ, это около 150 рублей в месяц, — правда, пока что на добровольной основе. Расскажите, о чем речь?

    — В Москве в платежке она уже появилась, и никто не вздрогнул. Изначально, поскольку это богатый город, страховщик за ущерб платил 30%, еще 70% доплачивали власти. Программа действует с 1994 года.

    Это региональная программа, поэтому от регионов сейчас будет зависеть, какая сумма появится в платежке и появится ли вообще. По нашим, очень предварительным подсчетам, если бы мы собрали 60 рублей с человека в регионе, таком как Иркутск, то хватило бы денег на то, чтобы в случае затопления выплатить пострадавшим от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. По данным Минстроя, этих денег достаточно для предоставления ему квартиры в этом регионе. А 150 рублей уже страхуют от любых рисков. Затопило, молния ударила…

    — Газ взорвался.

    — Да. У такого страхования есть три источника. Первый — это взносы граждан. Второе — федеральный бюджет. И третий — региональный бюджет. За федеральный уровень мы не боимся: там все посчитано, средства будут переводиться. Размеры мы пока не знаем, но это будет указ президента. За региональные боимся: 70 регионов дотационные, только 16 что-то платят Федерации. А если регион не включится в кампанию, то это не взлетит. В Москве взлетело, потому что была проведена большая работа Лужковым.

    Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

    — А за граждан не боитесь? Потому что сейчас стимулов платить нет, людям и так по закону должны выдавать новое жилье после больших катаклизмов. Значит, это должен быть какой-то обязательный или квазиобязательный платеж.

    — Это самый философский вопрос. Квазиобязательный платеж здесь никогда не будет, Конституция запрещает. Хотя говорят, что можно найти какую-то статью в Конституции, которая делает это возможным…

    — Как капитальный ремонт, например.

    — Да, можно. Но это они не сделают.

    — Почему?

    — Ну не сделают и все, потому что побоятся после «пенсионной реформы» такого же взрыва. Как пока происходит: вот сейчас миллиардов 15, наверное, переведут Хабаровску из федерального фонда президентского резерва. Если каждый раз правительство будет так делать, то никакого стимула для взносов не будет. Мы говорим правительству: «Вы сейчас тратите на это около 40 млрд рублей. А если придут тяжелые времена, когда у вас вообще не будет в бюджете профицита? Тогда страховые принципы, как они действуют в других странах, должны быть задействованы». С нами согласились и на базе этого сделали закон, но из него много всего вынули, в том числе стимулы для граждан.

    — Конечно, это же выпадающие доходы бюджета.

    — С одной стороны, это правильно, мы социальное государство, давайте мы всем предоставим льготы. Но это говорят те, кто не разбирается в экономике вопроса.

    Как Набиуллина с Силуановым достигли профицита бюджета? Не мне вам говорить, какая это была битва с теми же нефтяниками и всеми остальными. А когда не будет таких условий? Уронится нефть до 30 за баррель, что вообще-то реально. И потом, это ведь только резонансные случаи получают компенсации, а сколько нерезонансных заливов, местных ЧС, о которых никто ничего не знает.

    — Считается, что в России якобы нет культуры страхования, что люди страхуются, только когда бумажка нужна, а так они воспринимают это как какой-то дополнительный налог.

    — Мне еще в 1998 году говорили, что закон жизни в нашей стране — это авось, небось и накося выкуси. В принципе, так и есть. Да, есть риск, если он 10-процентный, то это вообще катастрофа, но даже если он однопроцентный, то зачем мне рисковать? Но первый вопрос — денег не столько, сколько у датчанина и шведа. А дальше идет культура, когда пфеннинг к пфеннингу. Вы почитайте братьев Гримм: отвела детей в лес, чтобы их там волки съели, потому что кормить больше нечем. В русской сказке можно себе такое представить? Это разный совершенно менталитет. Ну не будем ударяться в психологию нации.

    — Это все-таки психология или банальная бедность?

    — Ну шведы тоже начинали с большой бедности. В 1830 году Стокгольм — это ужас, крайняя бедность.

    Постепенно, копеечка к копеечке — бум — и первая страна в мире. Почему? Накопления, разумный труд — это первая ценность, отдых — это восемнадцатая ценность.

    Здесь немножко все по-другому. Вы знаете, у нас с вами не один том уйдет, а не то что статья, для того, чтобы это анализировать, но это факт жизни. Даже у китайца спросишь: «Я каждый доллар складываю для того, чтобы ребенок пошел в школу получше». Старики — нет, сдаем без всякого сожаления в дом престарелых. А дети мои должны быть устроены. У нас немножко по-другому. Страна огромная, возможности другие, залихватские идеи, БАМ, то, се…

    Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

    — Какое сейчас общее состояния рынка страхования? В прошлом году был рекордный рост за последние 6 лет, но сейчас все говорят, что он исчерпан, и будет стагнация.

    — Рост в 5% все же есть. Это большое сокращение с 18% роста, который мы дали в прошлом году в результате спроса на инвестиционное страхование жизни. Этот продукт полыхнул в результате нулевой инфляции и неинтересных депозитов в банках. В этом продукте выдержали конкуренцию очень немногие, но Сбербанк смог за счет больших чисел. А остальные быстро сократили свои портфели инвестиционного страхования, потому что инструментов, на которых получают такую доходность, сейчас нет. Поэтому в ИСЖ бум закончился, но НСЖ (страхование от несчастных случаев и т.д.) потихонечку растет. Теперь страховщикам жизни, которые все-таки приучили через это людей, вот им теперь предстоит творчески поработать.

    Но, в отличие от ОСАГО, где десятилетиями надувался пузырь, а потом ахнуло кошмарным кризисом, здесь все спокойно сдули. Свой стандарт приняли, заставили их раскрывать больше данных, Центральный банк нажал, и сам потребитель пришел и сказал: «Нет, слушайте, вы мне обещали десятку, а дали 1%», — и тихо, постепенно от этого вида отплыли.

    А в этот год — да, пятерочку, может быть, дадим. ДМС начинает расти, потому что люди начинают все больше беспокоиться о здоровье. НСЖ — страхование жизни в том числе. Сейчас вновь восстанавливается КАСКО.

    Так что рынок жив, база низкая. У нас на страхование тратит человек 160 долларов, а средний европеец — 600 с лишним, а какой-нибудь гонконгец — 4000 и т.д.

    Плюс «цифра» с ее проникновением более легким. Для миллениалов, я думаю, напридумывают всякого свободного, легкого и быстрого.

    — На маркетплейсы пойдете?

    — Маркетплейс — это несколько другая история, но она, конечно, будет тариф упрощать, занижать. Но здесь мне вдолгую не очень понятно: Центральный банк хочет, чтобы классическое страхование развивалось или просто финансовая услуга? Но тогда будет большое размывание традиционного страхования в какие-то другие формы.

    — В любом случае страховой бизнес — это же производная от экономики в целом. Вот пока потребительские кредиты растут, растет и сопутствующее страхование. А когда охладят рынок, это ударит и по вам в том числе.

    — Абсолютно. Банки заставляют заемщиков страховать жизнь, и, конечно, как только охладят там, мы это увидим в цифрах у себя. Мы не можем жить лучше, чем экономика в целом. Но на каком-то этапе мы рванули в результате наведения порядка, правильного регулятора и привлечения нами в сектор умных людей.

    — Я видел исследование о том, что средняя рентабельность за все время существования страхового рынка составила около 20%, то есть довольно много.

    — Да, у нас высокая рентабельность, ROE 24% по сравнению с 12% у банков. Это факт прошлого года. Поэтому есть чем гордиться, но и работать есть над чем.

    — А по структуре российский рынок сильно отличается от мирового?

    — Самое яркое отличие — это страхование жизни, да. В западных странах у страхования жизни огромные цифры, а у нас они по-прежнему очень маленькие. Это ограниченная потребительская возможность и некий общий фатализм. Но в основном — просто отсутствие денег. Страховщики, конечно, могли бы показать, что, вложившись в это, вы получаете двойной продукт: вы участвуете в инвестиционном доходе страховщика те 30 лет, на которые вложились, это ваша пенсия. А если, не дай бог, что-то произошло, то вся эта сумма достается вашим наследникам. На Западе смогли убедить. У нас эта работа еще впереди.

    Друзья!

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    Оставьте комментарий