Прогулы и стаж службы

Вопрос: Включается ли в страховой стаж (для назначения пенсии) период работы, когда работник отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины (прогул)? День отсутствия на рабочем месте организацией не был оплачен. Какие периоды отсутствия на рабочем месте включаются в страховой стаж? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2012 г.)

Включается ли в страховой стаж (для назначения пенсии) период работы, когда работник отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины (прогул)? День отсутствия на рабочем месте организацией не был оплачен.

Какие периоды отсутствия на рабочем месте включаются в страховой стаж?

1. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2002 регулируется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ). В соответствии со ст. 10 Закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ*(1).

Уплата страховых взносов происходит в соответствии с положениями главы 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ). В частности, согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. База для начисления страховых взносов определяется как сумма указанных выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Согласно пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ прогул — это отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) либо отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены)*(2). Заработная плата (какое-либо иное вознаграждение) за время прогула не начисляется. Следовательно, ввиду отсутствия базы для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ) страховые взносы за время прогула также не начисляются и не уплачиваются в Пенсионный фонд РФ. Поэтому правовых оснований для включения в страховой стаж работника времени прогула не имеется.

2. Что касается включения в страховой стаж иных периодов, когда застрахованное в системе обязательного пенсионного страхования лицо состоит в трудовых отношениях, однако отсутствует на рабочем месте, необходимо отметить, что в соответствии с нормами ТК РФ на отдельные такие периоды за работником сохраняется средний заработок (часть первая ст. 39, часть 3 ст. 76, ст. 114, часть первая ст. 173, часть первая ст. 174, часть первая ст. 175, часть первая ст. 176, ст. 185, часть пятая ст. 186, ст.ст. 187, 254, ст. 394, часть первая ст. 405 ТК РФ), облагаемый страховыми взносами. Поэтому данные периоды включаются в страховой стаж.

Периоды отсутствия работника на рабочем месте, за которые работнику не выплачивается средний заработок, подлежат включению в его страховой стаж, если они поименованы в исчерпывающем перечне п. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ. Согласно данному перечню в страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются:

— период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Однако данные периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), которые выполнялись на территории Российской Федерации и за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 2 ст. 11 Закона N 173-ФЗ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

8 ноября 2012 г.

*(1) Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П признано, что исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав — в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд РФ или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ. До установления законодателем правового механизма, гарантирующего реализацию приобретенных застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

*(2) Отметим, что для того, чтобы квалифицировать отсутствие работника на рабочем месте как прогул, работодателю необходимо установить, что неявка работника на работу не была вызвана уважительными причинами. В случае, если причины невыхода сотрудника на работу не ясны, а время его отсутствия в отчетном периоде не оплачено, то, хотя прогулом этот период считаться и не может, в страховой стаж он также не включается. О порядке предоставления в таком случае сведений индивидуального персонифицированного учета на работника смотрите ответ заместителя управляющего ГУ — ОПФР по г. Москве и Московской области О.И. Прыговой:

— Вопрос: Работник вот уже месяц не выходит на работу (дома говорят, что пропал). Уволить его мы не можем. В табеле учета рабочего времени ставим НН (неявка по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)). Подскажите, пожалуйста, как в таком случае заполнить форму СЗВ-6-1 в части страхового стажа? («Зарплата», N 6, июнь 2012 г.).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Статья 314 ТК РФ. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций

Новая редакция Ст. 314 ТК РФ

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Статье 314 ТК РФ

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» норм с таким содержанием не имел. В нем, в статье 12, предусматривалось, что порядок установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате определяется Правительством РФ.

Несмотря на то что в статье 314 ТК об этом непосредственно не сказано, в ней речь идет об установлении и исчислении трудового стажа для получения гарантий и компенсаций лицами, работающими в названных районах и местностях.

На федеральном уровне могут устанавливаться только государственные гарантии и компенсации. Поэтому принятый Правительством РФ порядок исчисления стажа распространяется только на них. В отношении гарантий и компенсаций для работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта Федерации или из местного бюджета, действуют правила предоставления, установленные соответственно органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Эти правила могут распространяться на случаи предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, правила, установленные для предоставления государственных гарантий и компенсаций, в том числе и правила исчисления стажа, установленные Правительством РФ.

Исходя из положений статьи 314 ТК, федеральным законом и Правительством РФ должен урегулироваться порядок установления и исчисления трудового стажа для получения всех гарантий и компенсаций, предоставляемых в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В настоящее время с трудовым стажем увязано только право на:

— процентные надбавки к заработной плате;

— оплату один раз в два года стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также стоимости провоза багажа, в соответствии со статьей 325 ТК;

— приобретение квартиры или вступление в жилищно-строительный кооператив либо на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства по вновь избранному месту жительства, на основании статьи 327 ТК;

— трудовые пенсии на льготных условиях (ст. 327 ТК);

— статьей 327 ТК предусмотрено суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда;

— сохранение размера пенсии при выезде из северных районов, в соответствии со статьей 327 ТК;

— компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно пенсионерам по старости (ст. 327 ТК).

Все остальные гарантии и компенсации не обусловлены наличием определенного стажа работы, и право на них возникает сразу после заключения трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

К этим гарантиям и компенсациям относятся:

— выплата районного коэффициента;

— дополнительный отпуск за работу на Севере;

— сохранение средней заработной платы на период трудоустройства;

— дополнительный выходной день;

— оплата стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения;

— компенсация расходов, связанных с переездом.

В трудовой стаж для получения названных выше гарантий и компенсаций засчитывается все рабочее время и время отдыха, а также периоды, обусловленные заключенным трудовым или коллективным договором, а также законодательством, в течение которых работник состоял в штате (списочном составе) работодателя и подлежал государственному социальному страхованию.

К таким периодам, может относиться: время фактической трудовой деятельности, ежегодных отпусков, отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, отгулов, междувахтового отдыха, командировок, временной нетрудоспособности, выполнения государственных и общественных обязанностей, повышения квалификации без отрыва или с отрывом от производства, вынужденного прогула при незаконном увольнении.

Важно помнить, что не имеет значения, где находился работник в тот или иной период — в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях либо за их пределами.

В стаж, дающий право на указанные гарантии и компенсации, включаются отдельные периоды, в течение которых гражданин не состоял в штате (списочном составе) работодателя то есть не являлся работником, но находился в районах Крайнего Севера, либо в приравненных к ним местностях:

— военной службы, службы в органах внутренних дел и налоговой полиции;

— обучения на дневных отделениях в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях, за исключением общеобразовательных;

— высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с обучением;

— работы или производственной практики (независимо от их оплаты) в период обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования;

— безработицы, когда гражданин получал в соответствии с законодательством о занятости пособие по безработице или стипендию, а также времени, затраченного на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства.

Основные вопросы исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникающие по поводу суммирования данного стажа и перерасчета выслуженных надбавок при переходе на работу из одного северного района в другой, разъяснены в Постановлении Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 и разъяснении Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7. В них предусмотрено, что:

— трудовой стаж, дающий право на процентные надбавки к заработной плате, исчисляется для лиц, заключивших трудовой договор, со дня работы у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, в Республике Тыва, Республике Хакасия;

— трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия, которое произведено по следующим основаниям:

осуждение работника к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического или иного опьянения;

разглашение охраняемой законом тайны;

совершение работником по месту работы хищения чужого имущества (в том числе мелкого), растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

нарушение работником требований по охране труда, если эти нарушения повлекли за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавали реальную угрозу наступления таких последствий;

Смотрите так же:  Арбитражный суд москвы получение исполнительных листов

совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы;

принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

В соответствии с частью 2 статьи 77 и пунктом 14 статьи 81 ТК, федеральными законами могут быть предусмотрены и иные основания, по которым работник может быть уволен за совершение других виновных действий.

При увольнении работника совершение виновных действий, при поступлении на работу к другому работодателю предыдущий стаж для получения процентной надбавки к заработной плате (даже если он позволял получать надбавку в максимальном размере) не засчитывается (не суммируется). Таким образом, работнику нужно заново выслуживать стаж для получения надбавок, включая первую.

Перерасчет надбавки, в случае перехода работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу к работодателю, расположенному в другом районе или другой местности, производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в порядке, установленном по новому месту работы, с соблюдением следующих правил:

— при переходе работника от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной десятипроцентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера. Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;

— в случае перехода работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном начислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная надбавка пропорционально числу месяцев. Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через шесть месяцев с момента перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, установленном для этого района;

— при переходе работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им у каждого из этих работодателей. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.

— в случае перехода работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, от работодателей, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка. Следующая очередная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Если на момент перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, то время работы после первой или второй надбавки пересчитывается из расчета за год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия, за три месяца работы в районах Крайнего Севера и за шесть месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Если имеющий необходимый для получения надбавки стаж работы работник переходит от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской или Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

— при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.

Это правило не распространяется на работников, занятых у работодателей, расположенных в указанных местностях и имеющих ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В этом случае с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.

Другой комментарий к Ст. 314 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Хотя в ст. 314 ТК РФ об этом непосредственно не сказано, в ней (с учетом названия гл. 50 и ст. 313 ТК РФ) речь идет об установлении и исчислении трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Поскольку на федеральном уровне могут устанавливаться только государственные гарантии и компенсации (см. ч. 1 ст. 313 ТК РФ), принятый Правительством РФ порядок исчисления стажа распространяется лишь на них.

В отношении же дополнительных гарантий и компенсаций (см. ч. 2 ст. 313 ТК РФ) должны действовать правила их предоставления, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Эти правила могут содержать и нормы, регламентирующие исчисление стажа, которые отличаются от установленных Правительством РФ для государственных гарантий и компенсаций.

2. В ст. 314 полномочие Правительству РФ на порядок установления и исчисления трудового стажа дано не непосредственно, а через (в соответствии с) федеральный закон. Иными словами, в федеральном законе могут быть предусмотрены важнейшие принципы и нормы, которыми должно руководствоваться Правительство при определении правил исчисления стажа.

В настоящее время таковым законом можно считать Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Однако в ст. 5 этого Закона указано лишь, что порядок установления трудового стажа регулируется ТК РФ и законодательством РФ.

3. Стаж, о котором идет речь в ст. 314 ТК, является специальным по сравнению с общим стажем работы, используемым для всех категорий работников.

4. Исходя из ст. 314 ТК, федеральным законом и Правительством должны быть урегулированы порядок установления и исчисления трудового стажа для получения всех гарантий и компенсаций, предоставляемых в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.

Однако в настоящее время с трудовым стажем увязано только право на:

процентные надбавки к заработной плате;

оплату один раз в два года стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также стоимости провоза багажа;

приобретение квартиры или вступление в жилищно-строительный кооператив либо на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства по вновь избранному месту жительства;

трудовые пенсии, назначаемые досрочно;

суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда;

сохранение размера пенсии при выезде из северных районов;

компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно пенсионерам по старости.

Другие гарантии и компенсации (а их большинство) не обусловливаются наличием определенного стажа работы и соответственно право на них возникает сразу после заключения трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

К этим (другим) гарантиям и компенсациям, в частности, относятся: выплата районного коэффициента (ст. 316 ТК РФ), дополнительный отпуск за работу на Севере (ст. 321), сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (ст. 318), дополнительный выходной день (ст. 319), оплата стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения (ст. 323), компенсация расходов, связанных с переездом (ст. 326).

5. В трудовой стаж для получения названных в п. 4 гарантий и компенсаций в первую очередь засчитываются все рабочее время и время отдыха, а также иные периоды, обусловленные заключенным трудовым договором (в определенных случаях и коллективным договором), а также законодательством, в течение которых работник состоял в штате (списочном составе) работодателя и подлежал государственному социальному страхованию.

К таким периодам, в частности, относятся: время фактической трудовой деятельности, ежегодных отпусков, отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, отгулов, междувахтового отдыха, командировок, временной нетрудоспособности, выполнения государственных и общественных обязанностей, повышения квалификации без отрыва или с отрывом от производства, вынужденного прогула при незаконном увольнении.

При этом не имеет значения, где находился работник в тот или иной период — в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях либо за их пределами.

В силу п. 30 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, в стаж, дающий право на указанные выше гарантии и компенсации, включаются отдельные периоды, в течение которых гражданин не состоял в штате (списочном составе) работодателя (т.е. не являлся работником), но находился в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

военной службы, службы в органах внутренних дел и налоговой полиции;

работы или производственной практики (независимо от их оплаты) в период обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с обучением;

обучения на дневных отделениях в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях, за исключением общеобразовательных;

безработицы, когда гражданин получал в соответствии с законодательством о занятости пособие по безработице или стипендию, а также времени, затраченного на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства.

6. Основные вопросы исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникающие по поводу суммирования данного стажа и перерасчета выслуженных надбавок при переходе на работу из одного северного района в другой, регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 и разъяснении Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 (с последующими изменениями). В них, в частности, предусмотрены нижеследующие правила, которые приводятся с учетом норм ТК:

1) трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, исчисляется для лиц, заключивших трудовой договор, со дня работы у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия;

2) трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, в том числе связанных с виновными действиями работников (последнее нашло отражение в практике Верховного Суда РФ (в частности, в Определении Кассационной коллегии от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 и решении от 30 июня 2005 г. N ГКПИ2005-727));

3) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки за стаж работы, на работу к работодателю, расположенному в другом районе или местности, перерасчет этой надбавки производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:

а) в случаях перехода работника от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета 0,1-процентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.

Пример. Работник, имеющий стаж работы в районах Крайнего Севера 2 года 9 месяцев и получивший надбавку к заработной плате в размере 50%, при переходе на работу к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должен получать процентную надбавку в размере 28% по следующему расчету: за полные два года (24 месяца) — 20% и за девять месяцев — 7,5% (9 месяцев : 12 месяцев x 10%), итого 27,5%. При этом образующиеся дробные доли процента при величине от 0,5 и более округляются до целой единицы, а при величине менее 0,5 — отбрасываются.

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;

б) в случае перехода работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном выражении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная надбавка пропорционально количеству месяцев.

Пример. Работник, проработавший у работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 3 года 10 месяцев, получает процентную надбавку 30%. При переходе на работу к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, ему сохраняется процентная надбавка в размере 30% за 3 года работы, а за 10 месяцев дополнительно начисляется 8,3% (10 месяцев : 12 месяцев x 10%). При этом образующиеся дробные доли процента при величине от 0,5 и более округляются до целой единицы, а при величине менее 0,5 — отбрасываются.

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через 6 месяцев с момента перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера в размере, установленном для этого района;

в) в случае перехода работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им у каждого из этих работодателей. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.

В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего от работодателя, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу к работодателю, расположенному в других районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, и обратно;

Смотрите так же:  Голографическая экспертиза

г) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, от работодателей, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.

Следующая очередная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через 6 месяцев со дня перехода к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Если на момент перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, то время работы после первой или второй надбавки пересчитывается из расчета за год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия за 3 месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки трудовой стаж, от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

4) при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.

Исключение составляют работники, занятые у работодателей, расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям. В этих случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.

Пример 1. Работник, имеющий стаж работы 5 лет у работодателя, расположенного в местности, относящейся ранее к Европейскому Северу, получает процентную надбавку к заработной плате в размере 30%. С 1 января 1994 г. эта территория отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Начисление следующей очередной надбавки в размере 10% должно производиться через 12 месяцев после отнесения территории к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, т.е. с 1 января 1995 г. (для лиц в возрасте до 30 лет — с 1 июля 1994 г.).

Пример 2. Работник, имеющий стаж работы 6 лет у работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получает процентную надбавку к заработной плате в размере 50%. С 1 января 1994 г. эта местность отнесена к районам Крайнего Севера. Начисление следующей процентной надбавки в размере 10% должно производиться в общем порядке через 6 месяцев после отнесения местности к районам Крайнего Севера, т.е. с 1 июля 1994 г. Если надбавку в размере 50% получает работник в возрасте до 30 лет, то через 3 месяца (с 1 апреля 1994 г.) ему надлежит выплачивать надбавку в размере 60%, а с 1 апреля 1995 г. — в размере 80%.

Пример 3. Работник, ранее имевший стаж работы в районах Крайнего Севера 6 лет и работающий у работодателя, находящегося в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получал надбавку в размере 50%. С 1 января 1994 г. местность отнесена к районам Крайнего Севера. В этом случае указанному работнику с 1 января 1994 г. должна быть восстановлена ранее выслуженная надбавка, установленная для районов Крайнего Севера.

7. Об особенностях исчисления стажа для лиц, работающих вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, см. ст. ст. 300 и 302 ТК РФ.

Время вынужденного прогула включается в льготный стаж

В случае незаконного увольнения работник восстанавливается в трудовых правах наравне с гражданами, состоящими в трудовых отношениях, и выполняющими трудовые функции по определенной профессии, должности, в том числе работа которых сопряжена с особыми условиями труда, неблагоприятными факторами и, соответственно, имеющими право на определенные льготы по пенсионному обеспечению. Такие разъяснения дает ОПФР по Воронежской области.

Время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу, при последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочную пенсию, включается в стаж на соответствующих видах работ.

Принцип восстановления на работе незаконно уволенного работника означает восстановление данного работника во всех его трудовых правах. В связи с этим, если выполняемая работа подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочную пенсию в льготном исчислении (например, оперирующему врачу-хирургу отделения хирургического профиля стационара 1 год работы учитывается за 1 год и 6 месяцев), то и время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении и последующем восстановлении на этой работе исчисляется в льготном порядке.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Прогулы не включаются в стаж для назначения пенсии

Специалисты ПФР пояснили, включается ли в стаж для назначения пенсии прогул работника без уважительной причины.

Как отмечается в сообщении ОПФР по Нижегородской области, прогул без уважительных причин является грубым нарушением работником трудового договора, поскольку он не соблюдает основные условия этого договора.

Соответственно, прогул не может быть включен в страховой и общий трудовой стаж.

В ведомстве также уточняют, что в указанный стаж включается только период вынужденного прогула при неправомерном увольнении.

РЕГИСТРАЦИЯ

Опросы

Мероприятия

  • Где купить СОФТ
  • Вакансии фирм-партнеров «1С»
  • Центры Сертифицированного Обучения
  • Интернет курсы обучения «1С»
  • Самоучители
  • Учебный центр № 1
  • Учебный центр № 3
  • Сертификация по «1С:Профессионал»
  • Организация обучения под заказ
  • Книги по 1С:Предприятию

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

  • WWW.1С.ru
  • 1С:Предприятие 8
  • 1С Отраслевые решения
  • Образовательные программы
  • 1С:Линк
  • 1С:Консалтинг
  • 1С:Дистрибьюция
  • 1С для торговли
  • 1С-Онлайн
  • 1С Интерес
  • 1С:Образование

    При использовании материалов активная прямая гиперссылка вида
    ИСТОЧНИК: БУХ.1С обязательна.

    Редакция БУХ.1С не несет ответственности за мнения и информацию, опубликованную в комментариях к материалам.

    Редакция уважает мнение авторов, но не всегда разделяет его.

    На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

    Мы используем файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вас это устраивает.

    Включается ли время прогулов в стаж для выслуги и стаж работы на предприятии?

    Вопрос-ответ по теме

    Вопрос

    Включается ли время прогулов в стаж для выслуги и стаж работы на предприятии?

    Ответ

    По общим правилам, единственный стаж работы, в который не включается время прогула, это стаж работы, дающий право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска. Так как об этом прямо указано в части второй статьи 121 Трудового кодекса РФ.

    Все остальные предусмотренные законодательством стажи (общий трудовой стаж, выслуга лет и т.п.), как правило, исчисляются непрерывным периодом от начала приёма на работу до расторжения трудового договора. Время отпусков, временной нетрудоспособности, прогулов и т.п., включается во время соответствующего стажа. Не включение прогула в стаж возможно только, если подобное прямо закреплено нормативным актом, регулирующим порядок исчисления определённого стажа.

    Следовательно, если на Вашем предприятии, установлен свой порядок исчисления стажа локальным нормативным актом (например, для начисления надбавки к заработной плате за выслугу лет), и в данном локальном нормативном акте определенно, что время прогула не засчитывается в такой стаж, то так на практике и будет.

    Дополнительно, обращаю Ваше внимание, что длительный (месяц и более) прогул, не включается также в стаж для назначения трудовой пенсии (страховой стаж). Так как в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж, включается время работы, когда за работника уплачивались страховые взносы. В случае если работник прогулял менее месяца, ему всё равно полагается часть заработной платы, с которой отчисляются страховые взносы. И подобный период включается в страховой стаж. В случае если работник прогулял более месяца, заработная плата ему не полагается. Соответственно, страховые взносы с такой заработной платы не отчисляются и страховой стаж за такой период не учитывается.

    Подробности в материалах Системы:

    Ответ: Как рассчитать стаж работы сотрудника.

    Понятие трудового стажа

    Трудовой стаж – это продолжительность трудовой или общественной деятельности граждан, которая исчисляется в установленном порядке . Установление и исчисление трудового стажа необходимо для получения гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством. Так, стаж является основанием для возникновения права работника на получение пособия по временной нетрудоспособности, отпуска, пенсионного обеспечения, а также надбавок к зарплате. Об этом сказано в части 3 статьи 121, статье 122 Трудового кодекса РФ.

    Расчет трудового стажа

    Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и специальные правила исчисления для разных видов трудового стажа .

    По общему правилу расчет стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев переводятся в полные годы ( п. 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 ).

    Специальные правила подсчета трудового стажа предусмотрены для назначения пенсии:

    по старости работникам летного состава гражданской авиации – постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 ;

    за работу на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности – постановлением Совмина РСФСР от 4 июля 1991 г. № 381 ;

    за работу в организациях отраслей рыбной, мясной, молочной и сахарной промышленности – постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498 .

    Общий трудовой стаж

    Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности сотрудника независимо от имевшихся в работе перерывов.

    Общий трудовой стаж определяет право на пенсии по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и на досрочную пенсию. От общего трудового стажа также зависит размер пенсии по старости.

    Расчетный размер трудовой пенсии определяют для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин – не менее 20 лет ( Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ ).

    В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года, общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости. С 1 января 2002 года вместо общего трудового для назначения пенсии требуется страховой стаж .

    Непрерывный трудовой стаж

    Непрерывный трудовой стаж представляет собой продолжительность последней непрерывной деятельности сотрудника в организации, а также время его предыдущей работы или иной деятельности. Он сохраняется при переходе с одного места на другое при условии, что перерыв в работе не превышал по общему правилу одного месяца.

    Ранее непрерывный трудовой стаж рассчитывали по Правилам , утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 . В настоящее время этот документ утратил силу.

    Долгое время данный вид трудового стажа сохранял свое значение для определения размера пособия по временной нетрудоспособности. Вопросы, касающиеся выплаты этого пособия, регулировались постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191 . Однако это противоречило части 1 статьи 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С 1984 года по 2006 год пособие по болезни выплачивалось на основании подзаконного акта. Данная ситуация изменилась с принятием Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ . В соответствии с ним для определения размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается страховой стаж .

    Таким образом, с 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж практически утратил свое значение для назначения пособия по временной нетрудоспособности, за исключением одного случая. Если продолжительность страхового стажа, исчисленного до 1 января 2007 года по нормам Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ , окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, рассчитанного по старым Правилам , утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 , за тот же период, то за продолжительность страхового стажа применяется продолжительность непрерывного трудового стажа ( ч. 2 ст. 17 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ ).

    Страховой стаж может оказаться меньше непрерывного, рассчитанного по ранее действовавшему законодательству, во многих случаях. Это объясняется тем, что ранее в непрерывный трудовой стаж, помимо периодов работы, входили:

    служба в составе Вооруженных сил СССР, в органах КГБ СССР, ФСБ России, МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах. При этом перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в т. ч. на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не должен превышать трех месяцев;

    служба и периоды, когда женщинам-военнослужащим, уволенным из Вооруженных сил СССР и органов КГБ СССР в связи с беременностью или рождением ребенка, выплачивалось пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, если они поступили на работу или учебу до достижения ребенком возраста 1,5 лет;

    время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

    время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т. д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

    время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо служба в составе Вооруженных сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России, МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.

    Смотрите так же:  Договор оказания услуг по доставке продукции

    Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а нахождение на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы ( п. 3 ст. 10 , п. 5 ст. 23 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

    Кроме того, непрерывный трудовой стаж продолжают применять в ряде случаев, в частности, при определении права на получение различных доплат и надбавок к зарплате, при предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям сотрудников. Например, непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера используется для начисления северной надбавки ( п. 1 постановления Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1012 ).

    Таким образом, непрерывный трудовой стаж имеет значение только при получении сотрудником дополнительных гарантий и компенсаций, которые могут быть установлены ведомственными или локальными нормативными актами организации как мера поощрения и стимулирования. В этом случае продолжительность непрерывного трудового стажа необходимо указать в соответствующей графе пункта 8 раздела I личной карточки сотрудника.

    Специальный трудовой стаж

    Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда.

    Стаж, выделенный по условиям труда, а также местности, дает право на определенные льготы при пенсионном обеспечении, например, стаж работы на Крайнем Севере, на работах с вредными и опасными условиями труда .

    Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, значим для назначения пенсии за выслугу лет.

    К специальному трудовому стажу относят:

    Стаж для досрочного назначения пенсии

    Специальный стаж необходим для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).

    Сотрудник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения пенсионного возраста), если имеет специальный стаж, который включает в себя периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями ( ст. 27–28 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ ).

    По общему правилу в этот стаж включают только периоды непосредственной работы в особых условиях или в особой должности и при условии, что такая работа выполнялась в течение полного рабочего дня ( п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 ). Помимо непосредственной работы по должности, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включают также период обучения сотрудника на курсах повышения квалификации, в том числе и с отрывом от работы. В ряде случаев такое обучение является обязательным условием выполнения отдельных видов работ ( ч. 4 ст. 196 ТК РФ ). В частности, обучение является обязательным для сотрудников органов внутренних дел ( ч. 8 ст. 76 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ ).

    Специальный трудовой стаж исчисляют в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 . Кроме того, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяют списки № 1 и № 2 , утвержденные постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 . Порядок применения указанных списков определен постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 .

    Сотрудники, профессии и должности которых предусмотрены списками № 1 и № 2 , пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в списках, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест .

    С учетом специального стажа устанавливают пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсию за выслугу лет.

    Вопрос о праве на досрочную пенсию также регламентируют:

    Подробнее о том, какие периоды включают в льготный стаж для назначения пенсии, см. Как оформить выход сотрудника на льготную пенсию .

    Стаж для надбавок к зарплате

    Работодатель может, а иногда обязан установить надбавки к зарплате сотрудника в зависимости от стажа его работы. Виды таких надбавок и порядок их выплаты, в том числе расчет стажа для выплаты, регулируются нормативными документами либо действующими в организации локальными актами, коллективными или трудовыми договорами.

    Например, для федеральных бюджетных учреждений определен перечень выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818 . Данный перечень носит рекомендательный характер, и учреждения вправе по своему усмотрению выбрать из него те виды стимулирующих выплат, которые будут начислять сотрудникам. Таким образом, надбавка за выслугу лет выплачивается, если она предусмотрена коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.

    Согласно постановлению правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1590-п сотрудникам бюджетных учреждений здравоохранения устанавливаются стимулирующие выплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. В стаж засчитывается время непрерывной работы как по основному месту работы, так и на работе по совместительству на любых должностях, в том числе на должностях врачей и провизоров-интернов в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности ( п. 2.1.2 общих условий, утвержденных постановлением правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1590-п ). При этом непрерывный стаж работы сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения при отсутствии во время перерыва другой работы по общему правилу не позднее одного месяца со дня увольнения с предыдущего места работы.

    Входит ли период военной службы и службы в органах внутренних дел в специальный стаж для надбавки за выслугу лет

    Время нахождения граждан на военной службе засчитывается в их общий трудовой стаж , включается в стаж госслужбы государственного служащего и в стаж работы по специальности ( п. 3 ст. 10 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ ).

    Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитывают в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.

    Об этом сказано в пункте 6 статьи 38 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

    Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ работодатель самостоятельно устанавливает систему оплаты труда сотрудников, включая систему доплат и надбавок стимулирующего характера, к которым относится надбавка за выслугу лет. При этом порядок определения стажа работы для начисления премии за выслугу лет устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в трудовых договорах и (или) коллективном договоре, а также локальном нормативном акте.

    Таким образом, законодательство не обязывает организации включать в стаж работы для начисления надбавки за выслугу лет периоды нахождения на военной службе и службе в органах внутренних дел. Однако организации вправе сделать это по своему усмотрению, закрепив в локальном нормативном акте, определяющем порядок расчета стажа для выплаты надбавки за выслугу лет.

    Стаж для дополнительных отпусков

    Обязанность предоставлять ежегодные дополнительные отпуска отдельным категориям работников зафиксирована в Трудовом кодексе РФ. Продолжительность такого отпуска устанавливает Правительство РФ ( ст. 350 ТК РФ ).

    Дополнительный отпуск сотруднику нужно предоставить вместе с основным ( п. 14 Правил, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169 , ст. 423 ТК РФ ). При этом стаж, дающий право на дополнительный отпуск, не всегда следует рассчитывать в том же порядке, как и для основного . Ряд дополнительных отпусков имеют свои особенности расчета стажа.

    Так, при предоставлении дополнительного отпуска за вредность в стаж, дающий право на такой отпуск, включите только время, фактически отработанное во вредных условиях ( ч. 3 ст. 121 ТК РФ ).

    Свои особенности имеет и исчисление стажа для предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

    Порядок расчета специального стажа, а также правила предоставления дополнительных отпусков, которые не предусмотрены законодательством и предоставляют по инициативе работодателя, следует закрепить в локальном акте ( ст. 8 ТК РФ ).

    Стаж работы по специальности

    Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).

    Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

    Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.

    Еще один пример. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначают лиц, имеющих стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. На должности прокурора субъекта РФ или приравненных к нему прокуроров назначают лиц со стажем работы прокурором или следователем не менее пяти лет. Об этом говорится в части 5 статьи 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.

    Стаж для расчета больничного

    Страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности представляет собой суммарную продолжительность времени уплаты страховых взносов с заработка сотрудника ( ст. 3 Закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ ). Подробнее о порядке расчета данного вида стажа см. Страховой стаж .

    Страховой стаж для назначения пенсии

    Страховой стаж для назначения трудовой пенсии представляет собой общую продолжительность:

    периодов работы и (или) другой деятельности, в течение которых подлежали перечислению взносы на пенсионное страхование;

    иных периодов, засчитываемых в страховой стаж согласно статье 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

    К иным периодам относятся:

    период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 ;

    период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

    период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

    период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

    период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

    период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

    период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

    период проживания за границей супругов сотрудников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения России, постоянные представительства России при международных организациях, торговые представительства России в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства госучреждений России (государственных органов и госучреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

    Указанные периоды засчитывают в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

    Указанный порядок расчета стажа следует из положений абзаца 3 статьи 2, статей 10 , 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 , абзаца 3 пункта 2 постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и абзаца 3 пункта 2.1 определения Конституционного суда РФ от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О.

    Страховой стаж для назначения пенсии определяют на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ и (или) по трудовым договорам, справкам, выданным сотрудникам на предыдущих местах работы, по военным билетам и другим документам, показаниям свидетелей. Это следует из статьи 13 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и разделов II–VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 .

    Трудовую пенсию по старости назначают при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Об этом говорится в статье 7 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

    Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

    В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии ( ст. 12 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ ).

    При подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ периоды работы и прочей деятельности сотрудники подтверждают документами, которые в установленном порядке оформляют и выдают работодатели или соответствующие государственные (муниципальные) органы. К числу таких документов, в частности, относятся трудовые книжки, а при их отсутствии – письменные трудовые договоры, справки , выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты, справки архивных учреждений, свидетельские показания.

    Периоды работы на территории России, предусмотренные статьей 10 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены показаниями двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и др.) не по вине сотрудника. При этом характер работы показания свидетелей не подтверждают, а доказывают только период деятельности.

    При подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и прочей деятельности подтверждают на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Об этом сказано в статье 13 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Правилах , утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 .

    Подробнее о том, какие еще периоды включаются в страховой стаж для назначения пенсии, см. Как оформить выход сотрудника на пенсию .

  • Оставьте комментарий