Приказ 511 отходы

Приказ МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» (прекратил действие)

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. N 511
«Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»

ГАРАНТ:

Настоящий приказ фактически прекратил действие

Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду см. приказ Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536

В соответствии с письмом Минюста РФ от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2001 г., N 9)

В целях реализации статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009) приказываю:

Утвердить прилагаемые Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Критерии
отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды
(утв. приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511)

См. Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 г. N 541

См. Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденные приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды разработаны в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009).

1. Общие положения

1. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее — Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее — отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее — производители отходов).

2. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее — ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4.

N
п/п
Степень вредного
воздействия
опасных отходов на
ОПС
Критерии отнесения опасных
отходов к классу опасности для
ОПС
Класс опасности
отхода для ОПС
1. Очень высокая Экологическая система
необратимо нарушена. Период
восстановления отсутствует
I Класс
чрезвычайно
опасные
2. Высокая Экологическая система сильно
нарушена. Период
восстановления не менее 30 лет
после полного устранения
источника вредного воздействия
II Класс
высокоопасные
3. Средняя Экологическая система
нарушена. Период
восстановления не менее 10 лет
после снижения вредного
воздействия от существующего
источника
III Класс
умеренно опасные
4. Низкая Экологическая система
нарушена. Период
самовосстановления не менее
3-х лет
IV Класс
малоопасные
5. Очень низкая Экологическая система
практически не нарушена
V Класс
практически
неопасные

3. Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

4. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности.

II. Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды расчетным методом

5. Отнесение отходов к классу опасности для ОПС расчетным методом осуществляется на основании показателя (К), характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на ОПС, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход (далее компоненты отхода), для ОПС ().

Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа.

6. Показатель степени опасности компонента отхода () рассчитывается как соотношение концентраций компонентов отхода ( ) с коэффициентом его степени опасности для ОПС (); коэффициентом степени опасности компонента отхода для ОПС является условный показатель, численно равный количеству компонента отхода, ниже значения которого он не оказывает негативных воздействий на ОПС. Размерность коэффициента степени опасности для ОПС условно принимается как мг/кг.

7. Для определения коэффициента степени опасности компонента отхода для ОПС по каждому компоненту отхода устанавливаются степени их опасности для ОПС для различных природных сред в соответствии с Таблицей 2.

N
п/п
Первичные показатели
опасности компонента
отхода
Степень опасности компонента отхода для ОПС
по каждому компоненту отхода
1 2 3 4
1. ПДКп* (ОДК**), мг/кг 100
2. Класс опасности в почве 1 2 3 не
установ.
3. ПДКв (ОДУ,ОБУВ), мг/л 1
4. Класс опасности в воде
хозяйственно-питьевого
использования
1 2 3 4
5. ПДКр.х. (ОБУВ), мг/л 0.1
6. Класс опасности в воде
рыбохозяйственного
использования
1 2 3 4
7. ПДКс.с.(ПДКм.р.,ОБУВ),
мг/м3
1
8. Класс опасности в
атмосферном воздухе
1 2 3 4
9. ПДКпп (МДУ,МДС), мг/кг 10
10. Lg(S,мг/л/ПДКв,мг.л)*** >5 5-2 1.9-1 5 5-2 1.9-1 7 7-3.9 3.8-1.6 4 4-2 1.9-0 5000
15. LC_50,мг/м3 50000
16. LC_50(водн),мг/л96ч 100
17. БД=БПК_5/ХПК 100% 10
18. Персистентность
(трансформация в
окружающей природной
среде)
Образова-
ние более
токсичных
продук-
тов, в
т.ч.
обладаю-
щих
отдален-
ными
эффектами
или
новыми
свойства-
ми
Образование
продуктов с
более
выраженным
влиянием
других
критериев
опасности
Образование
продуктов,
токсичность
которых
близка к
токсичности
исходного
вещества
Образова-
ние менее
токсичных
продуктов
19. Биоаккумуляция
(поведение в пищевой
цепочке)
Выражен-
ное
накопле-
ние во
всех
звеньях
Накопление
в
нескольких
звеньях
Накопление
в одном из
звеньев
Нет
накопле-
ния

* Используемые сокращения приведены в Приложении 1.

** В случаях отсутствия ПДК токсичного компонента отхода допустимо использование другой нормативной величины, указанной в скобках.

*** Если S = , то lg (S/ПДК) = 1, если S = 0, то lg (S/ПДК) = 0.

8. В перечень показателей, используемых для расчета , включается показатель информационного обеспечения для учета недостатка информации по первичным показателям степени опасности компонентов отхода для ОПС.

Показатель информационного обеспечения рассчитывается путем деления числа установленных показателей (n) на 12 (N — количество наиболее значимых первичных показателей опасности компонентов отхода для ОПС).

Баллы присваиваются следующим диапазонам изменения показателя информационного обеспечения:

Диапазоны изменения показателя информационного
обеспечения (n/N)
БАЛЛ
0,9(n>11) 4

9. По установленным степеням опасности компонентов отхода для ОПС в различных природных средах рассчитывается относительный параметр опасности компонента отхода для ОПС ( ) делением суммы баллов по всем параметрам на число этих параметров.

10. Коэффициент рассчитывается по одной из следующих формул:

Коэффициенты () для наиболее распространенных компонентов опасных отходов приведены в Приложении 2.

11. Показатель степени опасности компонента отхода для ОПС рассчитывается по формуле:

12. Показатель степени опасности отхода для ОПС К рассчитывают по следующей формуле:

13. Компоненты отходов, состоящие из таких химических элементов как кислород, азот, углерод, фосфор, сера, кремний, алюминий, железо, натрий, калий, кальций, магний, титан в концентрациях, не превышающих их содержание в основных типах почв, относятся к практически неопасным компонентам со средним баллом () равным 4 и, следовательно, коэффициентом степени опасности для ОПС () равным .

Компоненты отходов природного органического происхождения, состоящие из таких соединений, как углеводы (клетчатка, крахмал и иное), белки, азотсодержащие органические соединения (аминокислоты, амиды и иное), то есть веществ, встречающихся в живой природе, относятся к классу практически неопасных компонентов со средним баллом () равным 4, и, следовательно, коэффициентом степени опасности для ОПС (,) равным .

Для остальных компонентов отходов показатель степени опасности для ОПС рассчитывается по выше установленному порядку (пункты 7 — 12).

14. Отнесение отходов к классу опасности расчетным методом по показателю степени опасности отхода для ОПС осуществляется в соответствии с Таблицей 3.

Класс опасности отхода Степень опасности отхода для ОПС (К)
I 10(6) >= K > 10(4)
II 10(4) >= K > 10(3)
III 10(3) >= K > 10(2)
IV 10(2) >= K > 10
V K Таблица 4

Класс опасности
отхода
Кратность разведения водной вытяжки из опасного
отхода, при которой вредное воздействие на
гидробионтов отсутствует
I >10000
II От 10000 до 1001
III От 1000 до 101
IV Приложение 1

ПДКп (мг/кг) предельно-допустимая концентрация вещества в почве
ОДК ориентировочно допустимая концентрация
ПДКв (мг/л) предельно-допустимая концентрация вещества в воде
водных объектов хозяйственно-питьевого и
культурно-бытового водопользования
ОДУ ориентировочно-допустимый уровень
ОБУВ ориентировочный безопасный уровень воздействия
ПДКр.х.(мг/л) предельно-допустимая концентрация вещества в воде
водных объектов рыбохозяйственного назначения
ПДКс.с. (мг/м3) предельно-допустимая концентрация вещества
среднесуточная в атмосферном воздухе населенных мест
ПДКм.р. (мг/м3) предельно-допустимая концентрация вещества
максимально разовая в воздухе населенных мест
ПДКр.з. (мг/м3) предельно-допустимая концентрация вещества в воздухе
рабочей зоны
МДС максимально допустимое содержание
МДУ максимально допустимый уровень
S (мг/л) растворимость компонента отхода (вещества)в воде при
20°С
Снас (мг/м3) насыщающая концентрация вещества в воздухе при 20°С и
нормальном давлении
Kow коэффициент распределения в системе октанол/вода при
20°С
LD_50 (мг/кг) средняя смертельная доза компонента в миллиграммах
действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая
гибель 50% подопытных животных при однократном
пероральном введении в унифицированных условиях
LD(кожн)_50
(мг/кг)
средняя смертельная доза компонента в миллиграммах
действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая
гибель 50% подопытных животных при однократном
нанесении на кожу в унифицированных условиях
LC_50(мг/м3) средняя смертельная концентрация вещества, вызывающая
гибель 50% подопытных животных при ингаляционном
поступлении в унифицированных условиях
БД биологическая диссимиляция

Коэффициенты W для отдельных компонентов опасных отходов

Наименование компонента XI ZI LGWI WI
Альдрин 1,857 2,14 2,14 138
Бенз(а)пирен 1,6 1,8 1,778 59,97
Бензол 2,125 2,5 2,5 316,2
Гексахлорбензол 2,166 2,55 2,55 354
2-4Динитрофенол 1,5 1,66 1,66 39,8
Ди (n)бутилфталат 2 2,33 2,33 215,44
Диоксины 1,4 1,533 1,391 24,6
Дихлорпропен 2,2 2,66 2,66 398
Диметилфтатат 2,166 2,555 2,555 358,59
Дихлорфенол 1,5 1,66 1,66 39,8
Дихлордифенилтрихлорэтан 2 2,33 2,33 213,8
Кадмий 1,42 1,56 1,43 26,9
Линдан 2,25 2,66 2,66 463,4
Марганец 2,30 2,37 2,73 537,0
Медь 2,17 2,56 2,56 358,9
Мышьяк 1,58 1,77 1,74 55,0
Нафталин 2,285 2,714 2,714 517,9
Никель 1,83 2,11 2,11 128,8
М-нитрозодифениламин 2,8 3,4 3,4 2511,88
Пентахлорбифенилы 1,6 1,8 1,778 59,98
Пентахлорфенол 1,66 1,88 1,88 75,85
Ртуть 1,25 1,33 1,00 10,0
Стронций 2,86 3,47 3,47 2951
Серебро 2,14 2,52 2,52 331,1
Свинец 1,46 1,61 1,52 33,1
Тетрахлорэтан 2,4 2,866 2,866 735,6
Толуол 2,5 3 3 1000
Трихлорбензол 2,33 2,77 2,77 598,4
Фенол 2 2,33 2,33 215,44
Фураны 2,166 2,55 2,55 359
Хлороформ 2 2,333 2,333 215,4
Хром 1,75 2,00 2,00 100,0
Цинк 2,25 2,67 2,67 463,4
Этилбензол 2,286 2,714 2,714 517,9

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. N 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»

В соответствии с письмом Минюста РФ от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2001 г., N 9)

Текст приказа опубликован в газете «Природно — ресурсные ведомости», ноябрь 2001 г., N 45

Паспортизация отходов: новые песни о главном

В декабре 2015 г. российский законодатель был как никогда щедр на сюрпризы. Так, незадолго до наступления нового года в Минюсте России были зарегистрированы Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 536) и Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности» (далее — Приказ № 541). Что же означает для природопользователя принятие этих документов?

Прежде чем перейти к анализу упомянутых нормативных правовых актов, обратимся к требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) и Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила паспортизации).

Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2016 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ была изложена в новой редакции, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1] (выделено автором):

Таким образом, в соответствии со ст. 14 (в новой редакции) Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), не требуется.

КСТАТИ

ФККО утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (в ред. от 15.12.2015).

Каталог ищите здесь:

На основании п. 7 Правил паспортизации индивидуальные предприниматели и юридические лица должны направить в территориальный орган Росприроднадзора копию паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности.

Таким образом, мы имеем дело с двумя процедурами:

1) отнесение вида отходов к конкретному классу опасности;

2) подтверждение отнесения вида отходов к конкретному классу опасности.

ОТНЕСЕНИЕ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ

Согласно Порядку отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности[2], утвержденному Приказом № 541 (далее — Порядок отнесения отходов к классу), класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

  • на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах[3] (далее — БДО);
  • при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, — на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России.
  • На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно Порядку отнесения отходов к классу для их включения в ФККО.

    Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

    В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов.

    Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

    Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется путем сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. Причем вид отходов признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков, к которым относятся:

  • происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции);
  • химический и (или) компонентный состав;
  • агрегатное состояние и физическая форма.
  • Сложность заключается в том, что далеко не все отходы, включенные в ФККО, есть в БДО, в связи с чем соотнести химический и (или) компонентный состав можно не по всем отходам.

    Как следует из текста Порядка отнесения отходов к классу, для отнесения вида отходов, включенного в ФККО, но не учтенного в БДО, к классу опасности требуется проведение расчета класса опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду[4], утвержденными Приказом № 536 (далее — Критерии). При этом подтверждение отнесения указанного вида отходов к классу опасности не требуется.

    ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТНЕСЕНИЯ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ

    Как мы уже отметили ранее, на отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования для их включения в ФККО. Отнесение таких отходов к классу опасности производится на основании Критериев.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

    Приказ № 541 был подготовлен до принятия Федерального закона № 458-ФЗ, которым предусмотрено, что с 01.01.2016 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ). В связи с этим в Приказе № 541 рассматривается процедура подтверждения соответствия видов отходов, включенных и не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, подп. «е» п. 6, абз. 2 п. 13, п. 15, абз. 2–4 п. 19 Порядка отнесения отходов к классу следует считать не соответствующими действительности. Хотя, например, у Департамента Росприроднадзора по СЗФО другое мнение на этот счет[5].

    На основании Критериев критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

  • степень опасности отхода для окружающей среды;
  • кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.
  • Степень опасности отхода для окружающей среды (К) определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход, для окружающей среды (Кi):

    где K1, K2, . Km — показатели степени опасности отдельных компонентов отхода для окружающей среды;

    m — количество компонентов отхода.

    Степень опасности компонента отхода для окружающей среды (Ki) рассчитывается как отношение концентрации компонента отхода (Ci) к коэффициенту его степени опасности для окружающей среды (Wi):

    где Ci — концентрация i-го компонента в отходе (мг/кг);

    Wi — коэффициент степени опасности i-го компонента отхода для окружающей среды[6] (мг/кг).

    Указанный метод определения класса опасности отхода уже знаком природопользователям, поскольку он основан на принципе расчета класса опасности, приведенном в Приказе Минприроды России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» (далее — Приказ № 511).

    Однако при расчете класса опасности отхода в соответствии с новыми Критериями необходимо учитывать, что некоторые показатели для наиболее распространенных компонентов отходов, приведенные в приложении № 4 к Критериям, отличаются от аналогичных показателей из Приказа № 511 (см. таблицу).

    Второй способ установления класса опасности отхода — определение кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. Данный способ основан на биотестировании водной вытяжки отходов.

    Таким образом, для установления класса опасности отхода применяется один из критериев — степень опасности отхода для окружающей среды (Критерий 1) или кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (Критерий 2).

    Для установления классов опасности отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей, отходов добычи и обогащения угля, и отходов, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм 3 ), применяется Критерий 2.

    В случае если на основании применения Критерия 1 получен V класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия 2.

    При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия 1 и применения Критерия 2, класс опасности отхода устанавливается на основании применения Критерия 2.

    В соответствии с Порядком отнесения отходов к классу после определения класса опасности отходов, не включенных в ФККО, необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в течение 90 дней со дня образования таких отходов следующие документы и материалы[7]:

  • заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности, в котором указываются:
  • – фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, — для индивидуального предпринимателя;

    – полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в т.ч. фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, — для юридического лица;

    – идентификационный номер налогоплательщика;

  • сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;
  • документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением (в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава):
  • – копия акта отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

    – копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

  • документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями;
  • копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;
  • предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования.
  • Приведенный перечень документов и материалов является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

    Порядок осуществления процедуры по подтверждению отнесения вида отходов к классу опасности приведен здесь.

    ВЫВОД

    Исходя из анализа Приказа № 536 и Приказа № 541 можно сделать вывод, что процедура паспортизации отходов заметно упростилась:

  • в отношении видов отходов, включенных в ФККО и БДО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, соотнести полученные данные с ФККО и БДО, составить паспорта отходов (на отходы I–IV классов опасности) и направить копии таких паспортов в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора;
  • в отношении видов отходов, включенных в ФККО, но отсутствующих в БДО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, провести расчет класса опасности в соответствии с Критериями (подтверждать отнесение видов отходов к классу опасности не требуется), составить паспорта отходов (на отходы I–IV классов опасности) и направить копии таких паспортов в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора;
  • в отношении видов отходов, не включенных в ФККО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, провести расчет класса опасности в соответствии с Критериями, направить в территориальный орган Росприроднадзора материалы для подтверждения отнесения видов отходов к классу опасности и дожидаться уведомления о включении данных видов отходов в ФККО и БДО.
  • Однако учтите, что отношение различных территориальных органов Росприроднадзора к требованиям Приказа № 541 может быть диаметрально противоположным (есть вероятность, что в некоторых регионах могут потребоваться расчеты класса опасности для всех образуемых у хозяйствующего субъекта отходов).

    [1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

    [2] Действие данного Порядка не распространяется на радиоактивные, биологические и медицинские отходы.

    [4] Действие Критериев не распространяется на радиоактивные, биологические и медицинские отходы.

    [5] См. разъяснения от 22.01.2016 «Об изменениях в процедурах паспортизации, отнесения отходов к конкретному классу опасности и подтверждения данного отнесения» на официальном сайте Департамента http://www.rpnszfo.ru/.

    [6] Коэффициентом степени опасности компонента отхода для окружающей среды (Wi) является показатель, численно равный количеству компонента отхода, ниже значения которого он не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Размерность коэффициента степени опасности для окружающей среды условно принимается как мг/кг.

    [7] Документы и материалы представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Также материалы хозяйствующего субъекта могут быть представлены с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью. Кроме того, Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте http://rpn.gov.ru/ бесплатный сервис для подготовки материалов хозяйствующего субъекта.

    Как мы уже отмечали ранее, подп. «е» п. 6 Порядка отнесения отходов к классу, согласно которому в составе документов и материалов должно быть предложение о соответствии вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, не соответствует действующему законодательству, т.к. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

    Е.А. Нельзикова, создатель проекта «Clever Eco»

    Приказ 511 отходы

    Журнал «Экология производства», № 1, январь 2015 г.

    В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ № 712 [1] актуальными являются вопросы о процедуре подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности, в том числе о перечне документов, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности.

    Порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности не принят.

    В заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности» от 14.08.2014 г. № 19455-ОФ/Д26и указано о наличии в последнем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    В соответствии с позицией Минприроды России, Росприроднадзора, выраженной в письмах данных ведомств, если хозяйствующим субъектом было подтверждено отнесение отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности до 01.08.2014 г., такие материалы могут быть использованы для оформления паспорта отхода согласно постановлению Правительства РФ № 712 [1] при совокупности условий, одним из которых является наличие соответствующих подтверждающих документов и обосновывающих материалов отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности.

    К таким документам и материалам относятся:

    1. свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды и паспорт опасного отхода, согласованные Росприроднадзором и его территориальными органами;
    2. копия акта отбора проб отходов и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), – в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;
    3. документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями № 511[2];
    4. копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, – в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах.

    Второе условие – наличие в указанных выше подтверждающих документах и обосновывающих материалах отнесения сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО 2014 [3] и БДО [4]. При этом необходимо понимать, что вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО 2014 [3] и БДО [4], и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

    Вышеприведенный перечень документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу, «позаимствован» Росприроднадзором и Минприроды России из вышеуказанного проекта порядка отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности, получившему отрицательное заключение Минэкономразвития России.

    Необходимо отметить, что в соответствии с действовавшим до 01.08.2014 г. приказом МПР России № 785 [5] свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды.

    В соответствии с п.2.4 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора № 570 [6] (также действовал до 01.08.2014 г.), деятельность по паспортизации опасных отходов включала, среди прочего, оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее – свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение № 1 к данному Порядку [6]); а также согласование паспорта.

    В п.2.7 указанного Порядка [6] содержалась норма, согласно которой документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является указанное в п.2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

    Никаких иных документов, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности, кроме свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, в законодательстве не было предусмотрено.

    Вместе с тем, для получения данного свидетельства и согласованного паспорта хозяйствующие субъекты представляли, среди прочего:

    В связи с указанным, во-первых, не представляется обоснованным отнесение в письмах Минприроды России и Росприроднадзора всех вышеперечисленных документов к документам, подтверждающим отнесение вида отходов к конкретному классу опасности.

    Во-вторых, не является целесообразным представление копий актов отбора проб, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации (в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений).

    Также необходимо учитывать, что в обозримой ретроспективе добросовестные хозяйствующие субъекты обращались к аккредитованным лабораториям для выполнения обязательств по паспортизации в 2007 г. (21.09.2007 г. – дата вступления в силу приказа Ростехнадзора № 570 [6]), некоторые из тех аккредитованных лабораторий уже прекратили свое существование и заверить в них документы невозможно.

    В отношении пункта из предлагаемого Минприроды России и Росприроднадзором списка «документов, подтверждающих отнесение отходов к отходам конкретного класса опасности», как «документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями № 511 [2]» необходимо пояснить следующее.

    Как следует из вышеприведенных норм Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора № 570 [6], оригиналы данных материалов представлялись добросовестными хозяйствующими субъектами для получения свидетельства и согласованного паспорта, кроме того, в Методических указаниях № 703 [7] также указано, что для видов отходов, отсутствующих в ФККО, в раздел «Приложения» включаются копии паспортов опасных отходов, свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, а при их отсутствии – материалы по обоснованию отнесения таких отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды в соответствии с Критериями № 511 [2].

    Таким образом, даже у самых «запасливых» хозяйствующих субъектов могли закончиться экземпляры оригиналов материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

    Кроме того, не совсем понятно, что имеется ввиду под «материалами и документами». Почему, например, материалами не являются требуемые Минприроды России, Росприроднадзором отдельным пунктом перечня акты отбора проб, ведь именно согласно Критериям № 511 [2] отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды расчетным методом осуществляется на основании показателя (К), характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на окружающую среду, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход (далее компоненты отхода), для окружающей среды (Кi). Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа (далее – КХА) (п.5).

    Некоторые из наших клиентов успели столкнуться с ситуацией, когда территориальный орган не принимал материалы отнесения отходов к конкретным классам опасности аккредитованной лабораторией, так как «срок действия истек».

    В письме Росприроднадзора от 04.04.2013 г. № СМ-08-03-32/4536 «О паспортизации отходов» (не является нормативным правовым актом) указано, что при документарном подтверждении неизменности технологического процесса, в результате которого образовался отход, процесса, в результате которого товар (продукция) утратил потребительские свойства, либо вида использованного исходного товара (продукции), с учетом срока действия имеющихся протоколов биотестирования и химического анализа отхода, Росприроднадзор считает допустимым ссылаться на имеющиеся материалы для подтверждения класса опасности отхода.

    В действующем законодательстве срок действия протоколов КХА отходов не установлен, кроме того, в самих протоколах результатов КХА отходов срок действия не должен быть указан.

    В соответствии с подп.5.10.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [8] результаты испытаний оформляют протоколом испытаний, в которых указывают всю требуемую заказчиком и необходимую для толкования результатов испытаний информацию, а также всю информацию, требуемую для используемой методики.

    При этом в п.п.5.10.2, 5.10.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [8], устанавливающих требования к содержанию протоколов испытаний, также не содержится положений о необходимости/возможности указания в протоколах испытаний срока действия последних.

    До вступления в силу ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [8] (до 01.01.2012 г.) действовал ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 [9], введенный в действие с 01.07.2007 г., содержавший аналогичные положения.

    Таким образом, документом, подтверждающим химический и (или) компонентный состав вида отходов, является протокол результатов КХА отходов, в котором указание срока действия не предусмотрено, что подтверждается судебной практикой.

    Например, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.11.2013 г. по делу № А10-3470/2013 «в пакете документов, представленных Обществом, имелись протокол КХА отхода на уличный смет от 28.05.2009 г., протокол испытаний отходов производства на золошлаки от 03.09.2009 г., протокол компонентного состава на отходы от жилищ, заказчиком по которым выступило МУП.

    Сроков действия указанных протоколов законодательством не установлено, при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья».

    Также не понятно, для чего требуются копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, – в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах.

    Данные документы могут содержать коммерческую тайну, тогда их представление может быть расценено как ее разглашение.

    Согласно Порядку № 570 [6] было достаточно предоставления сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки, исходного товара (продукции) и т.п. (п.2.5).

    Вместе с тем, «в случае выявления некомплектности материалов хозяйствующего субъекта территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручают заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    При этом, в случае непредставления хозяйствующим субъектом в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов хозяйствующего субъекта, территориальный орган Росприроднадзора возвращает хозяйствующему субъекту документы и материалы, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней» (п.6 письма Минприроды России от 15.09.2014 г. № 05-12-44/20925).

    Наконец, не учитывается, что значительный процент добросовестных хозяйствующих субъектов так и не получили свидетельства и согласованные паспорта, несмотря на то, что с 2007 г. неоднократно направляли необходимые документы и регулярно интересовались результатами их рассмотрения. Также не учтено и то, что не все отходы, по которым получены паспорта и согласованные свидетельства, вошли в ФККО 2014 [3] (то есть ни конвертировать, ни однозначно осуществить сопоставление невозможно).

    Использованные нормативные правовые акты и документы

    Классифицирование отходов по приказу 511

    На территории РФ, приказ 511 от 15. 06. 2001.года установил 5 различных классов опасности, в которые входят все виды отходов жизнедеятельности человека, а также промышленного и химического производства. Каждый вид имеет свою степень воздействия и влияния на природную среду.

    Классы отходов

    Класс 1

    Чрезвычайно опасный. К нему относят приборы и прочие изделия, содержащие в своём составе ртуть. В их перечень входят:

  • люминесцентные лампы;
  • градусники;
  • термометры;
  • барометры;
  • манометры;
  • и прочие приборы, содержащие гальванические элементы и ртуть.

    Ежегодное попадание таких смертоносных веществ в почву, воздух и воду с выбрасываемыми приборами даёт до 10т ртути.

    Природоохранное законодательство требует проводить сбор и утилизацию подобных отходов в соответствии с их требованиями. Раздельно от других классов. Хранить в специализированной, герметичной таре, которая обеспечивает безопасность окружающей среде. Это оцинкованный контейнер, цилиндрической формы с наружным чехлом.

    Каждый контейнер должен быть промаркирован наклейкой, содержащей в себе такие данные:

  • вид мусора;
  • правила обращения при сборе;
  • контактные данные утилизирующей компании.
  • Кроме этого, хранение тары со столь опасными химическими веществами, должно осуществляться в специализированных местах.

    Уровень вредного воздействия на природную среду этого класса чрезвычайно высокий, попадание больших скоплений ртутьсодержащих элементов в воду или почву, может привести к необратимым нарушениям экосистемы, восстановление которой будет практически невозможным. Для предотвращения подобных катастроф, нужна классификация отходов по классу опасности и дальнейшая их утилизация, с минимальным ущербом для природы.

    Класс 2

    Высокой опасности. Это, как правило, аккумуляторные батареи, содержащие свинец и раствор серной кислоты. Ежегодно в почву, через специальные места захоронения попадает около 100 тыс. т. свинца, более 20 тыс. т. серного раствора и ещё примерно 10 тыс. т. опасных компонентов, содержащихся в составе подобных элементов.

    Правила сбора отходов 2 класса, требуют производить хранение и транспортировку в специальных контейнерах, на поддонах, предотвращающих попадание электролита в землю. Хранить поддоны можно в защищённом от дождя помещении, на твёрдом покрытии, во избежание их опрокидывания.

    В случае попадания химического состава батарей в воду или почву, период восстановления может длиться до 30 лет, если полностью устранить остатки свинца.

    Класс 3

    Умеренно опасный. К данному типу можно отнести отходы нефтепродуктов, а также загрязнённых ими материалов, таких как:

    • использованные масла;
    • использованные автомобильные масляные фильтры и подобное.
    • Отработавшие масла можно поделить на индустриальные и моторные. Второе, попадая в землю, может быть частично обезврежено воздействиями природных процессов. Но большая же его часть все же наносит необратимый вред фауне и зелёным насаждениям. Такие явления, как:

    • уменьшение популяции птиц;
    • исчезновение рыб из водоёмов;
    • вымирание уникальных видов млекопитающих;
    • а также ухудшение человеческого здоровья, может быть вызвано именно воздействием нефтепродуктов на окружающую среду.

      Дабы избежать подобных случаев, нужно утилизировать каждую загрязнённую моторным маслом деталь, а также каждый литр отработанной жидкости. Переработка таких продуктов, может принести восстановленный материал ещё и на 70% ниже начальной стоимости, при минимальной потере качества.

      Одним из способов регенерации масляных отходов, считается его сжигание, что имеет, в свою очередь, очень негативное влияние на атмосферу. И несёт в себе угрозу для человека. Ведь множество химических соединений в процессе сжигания, имея устойчивость к температуре, попадают в воздух и заражают собой всю округу.

      Альтернативный метод, а главное, более целесообразный и менее затратный это регенерация, путём восстановления утраченных физико-химических свойств товара. Что позволяет его вторично использовать и не требует добывать большее количества нефти.

      Утилизация этого продукта, без вреда окружающей среде, требует его хранения и транспортировки в специально предназначенных ёмкостях. Его хранение допускается в помещениях, где предотвращено попадание масла на землю, в случае опрокидывания и пролива.

      В среднем, время восстановления территории, от негативного воздействия такого продукта это 10 и более лет.

      Класс 4

      Мало опасный. К этому классу принадлежат нефтесодержащие отходы, образовавшиеся в результате:

    • строительства газовых скважин;
    • реконструкции нефтяных вышек;
    • эксплуатации месторождения промысловых материалов;
    • очистки резервуаров для хранения;
    • утилизации оборудования;
    • промывки сточных труб нефтеперерабатывающих организаций;
    • и прочих подобных действий и работ, с нефтью.

      Нефтяные шламы – это отходы, полученные в результате работы промышленных предприятий. Они включают в себя не только нефтепродукты, но такие минеральные элементы, как:

      Их соотношение, сопоставить практически невозможно, так как оно колеблется в разных пределах.

      Состав нефтяных шламов может завесить от разных факторов, например:

    • от глубины проведения работ;
    • типа добываемого сырья;
    • качества оборудования;
    • схемы переработки.
    • В большинстве случаем, в процентном соотношение — это:

    • остатки нефти – 10-50%;
    • вода – 30-90%;
    • твёрдые примеси – 1,5-45%.

    Накопление таких отходов происходит на специальных площадках, с использованием специализированного, очистного оборудования.

    Сжигание таких продуктов, без последующей очистки выделяемых газов не является целесообразным методом утилизации, так как устойчивые к огню элементы попадают в атмосферу, при этом загрязняя её.

    Но все же имея низкую степень опасности, период восстановления земли, от воздействия таких отходов длится от 3–5 лет.

    Класс 5

    Неопасный. Это также частично изделия из нефтепродуктов, но не наносящие вред сточным водам или грунту, без воздействия термообработки.

    большинство этих материалов не представляют собой угрозы окружающей среде, поэтому разрешается утилизация данных продуктов на свалках общего пользования.

    Но все же, их сбор и дальнейшая переработка приносит пользу, так как позволяет сохранять природные ресурсы, а также уменьшать затраты на добывание и последующее производство.

    Это единственный тип отходов, компоненты которого не нарушают работу экологической системы.

    Ознакомиться с классификатором опасных отходов по классам, а также с приказом 511 можно у нас на сайте.

    Вам будет интересно — как сортируют и утилизируют отходы в европейских странах

    Смотрите так же:  Договор автокредит образец

    Оставьте комментарий