Полномочия депутата российского парламента

Статус и полномочия

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена Совета Федерации (ФЗ от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ») начинались со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступал к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми представителей Российской Федерации в Совете Федерации назначает и освобождает Президент Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Советом Федерации образованы:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

Смотрите так же:  Термин нормативный договор

Комитет Совета Федерации по экономической политике;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
  • В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

    Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

    По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

    Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

    Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

    Какие полномочия и ограничения есть у депутатов Государственной Думы?

    В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

  • участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов и поправок к ним;
  • внесение парламентского и направление депутатского запроса;
  • обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством голосов) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первооочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Законом «О статусе…» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт, либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным. Также он не может быть одновременно депутатом ГД и любого иного законодательного (представительного) органа власти и не может параллельно находиться на государственной или муниципальной службе.

Строгие ограничения установлены Законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из?за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Наконец, закон четко прописывает запрет для парламентариев иметь за границей счета или хранить сбережения в зарубежных банках. За нарушение этого требования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Еще два строгих требования Закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании — как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе, депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по Закону «депутат обязаны соблюдать этические нормы».

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

Полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Малкин Д. В.

В статье рассмотрен институт полномочий депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а также положение полномочий депутата в системе элементов компетенции депутата . Автором на основе исследования федерального и регионального законодательства выполнен анализ моментов начала и окончания срока полномочий депутата .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Малкин Д. В.,

Authority of deputy of legislative (representative) body in subdivision of the Russian Federation

The article considers the authority institute of a deputy of a legislative (representative) body in a subdivision of the Russian Federation and position of a deputy’s power in the system of competence elements. The author analyses the moments of beginning and termination of a deputy’s power on the basis of study of the federal and regional legislation.

Текст научной работы на тему «Полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации»

ПОЛНОМОЧИЯ ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа представлена кафедрой государственного и международного права Северо-Западной академии государственной службы.

Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор В. В. Пылин

В статье рассмотрен институт полномочий депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а также положение полномочий депутата в системе элементов компетенции депутата. Автором на основе исследования федерального и регионального законодательства выполнен анализ моментов начала и окончания срока полномочий депутата.

The article considers the authority institute of a deputy of a legislative (representative) body in a subdivision of the Russian Federation and position of a deputy’s power in the system of competence elements. The author analyses the moments of beginning and termination of a deputy’s power on the basis of study of the federal and regional legislation.

Юридическая литература по государ-ствоведению и парламентаризму полна разнообразных формулировок, обозначающих деятельность тех или иных органов и должностных лиц: «функции», «компетенция», «полномочия». Представляется, что

эти термины употребляются как элементы одной известной конструкции, согласно которой компетенция есть юридическое выражение функций, а ее структура складывается из предметов ведения и полномочий1. Так, М. В. Баглай, говоря о компе-

тенции парламента, дал этому понятию следующее определение: «Компетенция парламента — это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти»2. С другой стороны, очевидно и то, что понятия «полномочия» и «компетенция» все-таки не являются тождественными.

В науке управления, а также в административном, государственном, уголовном и некоторых других отраслях права полномочие рассматривается как составная часть компетенции органа, должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в организации, а также некоторых иных лиц, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством (полномочия органа, должностное полномочие, служебное полномочие). Таким образом, сначала необходимо определиться с положением, которое занимает институт полномочий депутата в системе его компетенции.

С этой точки зрения больший интерес представляет мнение Ю. А. Тихомирова, который раскрыл природу и элементы компетенции в своей книге «Теория компетенции», являющейся наиболее капитальным современным трудом по данной проблеме3.

Ю. А. Тихомиров в самом общем виде определяет компетенцию как возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Будучи сложным явлением, компетенция, по его мнению, состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам Ю. А. Тихомиров относит: а) нормативно установленные цели как способ длительной нормативной ориентации субъектов права и устойчивую деятельность по достижению этих целей, б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия, в) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение или, другими словами, гарантии исполнения компетенции. Без

этих гарантий компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

С учетом данного общего определения понятия «компетенции» можно опередить понятие и структуру компетенции депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Компетенция депутата — возложенный на депутата избирателями объем властных полномочий, через которые раскрываются основные его функции по реализации функций парламента, определенный нормативно установленными целями, ограниченный предметами ведения и обеспеченный гарантиями его исполнения.

Из определения видно, что компетенция депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации состоит из трех элементов: 1) полномочия депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, направленные на реализацию основных функций парламента; 2) нормативно установленные цели депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации; 3) предметы ведения депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Кроме того, сопутствующим элементом компетенции депутата законодательного (представительного) органа являются гарантии реализации депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации своей компетенции.

Смотрите так же:  Стороны договор аренды транспортного средства без экипажа

Таким образом, компетенция депутата представляет собой не столько объем полномочий, сколько является более сложной многоэлементной структурой. Однако очевидным также является и то, что данные элементы не равнозначны по своему объему и содержанию. Представляется, что именно полномочия являются основным элементом компетенции депутата. Недаром большинство авторов при рассмотрении понятия компетенции органа власти или

должностного лица неизменно определяют это понятие прежде всего как совокупность полномочий соответствующего органа или должностного лица4.

Теперь, определившись с основными моментами положения полномочий депутата в системе его компетенции, можно перейти к рассмотрению правовой сути полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как правило, под полномочием понимают право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом5. В этом смысле не являются исключением и полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые представляют собой прежде всего совокупность его прав и обязанностей.

Вместе с тем если рассматривать властные полномочия депутата законодательного (представительного) органа государ-ственной власти субъекта Российской Федерации необходимо в первую очередь чет -ко представлять, что полномочия — это не только наличие прав как охраняемая законом возможность поступать каким-либо образом, как свобода усмотрения в их использовании6. Властные полномочия депутата — это и обязанность осуществлять эти права. Всякая публичная сфера предполагает соединение прав и обязанностей в формулу «полномочия» как правообязанность, которую нельзя не реализовать в публичных интересах.

Более того, полномочие любого должностного лица, и депутата в том числе, предполагает его надлежащее использование, соответствующее принципу законности. Поэтому по уголовному законодатель -ству Российской Федерации использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или

иной личной заинтересованности, является преступление против государственной службы и службы в органах местного самоуправления7.

Теперь необходимо определиться с моментом «начала» полномочий депутата. Как справедливо указал А. А.Безуглов, «полномочия депутата начинаются с дня его избрания»8. На практике этот тезис, как правило, находит свое отражение в нормативных актах о статусе депутатов. Так, по аналогии с федеральным законодательством о статусе депутатов Федерального Собрания9, в большинстве субъектов Федерации существует норма, в соответствии с которой срок полномочий регионального депутата начинается со дня его избрания.

Однако существуют и исключения. Так, в Карелии срок полномочий депутата начинается со дня принятия решения соответствующей избирательной комиссией об установлении результатов выборов10. В данном случае, очевидно, была произведена попытка устранить неточность законодательного регулирования статуса депутата о которой, в частности, упоминал В. Д. Карпович. Речь идет о том, что и в день избрания, и в течение ряда последующих дней до объявления результатов выборов даже само избранное лицо не знает о своем избрании и, соответственно, фактически приступить к исполнению своих обязанностей после избрания не может. Однако рассматриваемая норма законодательства Республики Карелии не решает эту проблему, так как, в соответствии с федеральным законодательством о выборах11, результатами выборов может являться как признание их состоявшимися, так и несостоявшимися. То есть установление итогов растянуто во времени и не всегда является определени -ем победившего кандидата (списка кандидатов).

В Санкт-Петербурге, в свою очередь, установлено, что полномочия возникают со дня первого заседания Законодательного собрания нового созыва12. В данном случае, очевидно, имела место попытка упраз-

днить заложенную еще в Конституции России коллизию, характерную для срока полномочий депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Исходя из анализа ч. 4 ст. 99 Конституции, можно сделать вывод, что в период между днем выборов и днем первого заседания новоизбранной Думы действуют полномочия депутатов обоих созывов13. Данная коллизия возникает в случае, если полномочия депутата прекращаются со дня первого заседания вновь избранного парламента14. Кроме того, в законодательстве Санкт-Петербурга существует коллизия относительно момента возникновения полномочий. С одной стороны, в Уставе Санкт-Петербурга говорится , что полномочия депутата возника-ют со дня принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения об общих результатах выборов15. С другой стороны, в законе о статусе депутата указано, что полномочия депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга очередного созыва возникают со дня первого заседания Законодательного собрания этого созыва16. Таким образом, хотя оба нормативных акта не отменены, очевидно, действуют нормы Устава как акта, имеющего большую юридическую силу, т. е. ив Санкт-Петербурге применяется общерос-сийская практика относительно возникновения мандата со дня избрания депутата.

Следует также остановиться на вопросе о моменте прекращения полномочий. По аналогии со статусом федеральных депутатов17 в большинстве субъектов Федерации срок полномочий депутата прекращается со дня начала работы регионального парламента нового созыва. Данное положение обеспечивает непрерывность действия законодательной власти, в том числе и в период передачи полномочий от одного состава следующему18. Хотя и здесь встреча -ются исключения.

В Калининградской области полномочия депутатов прекращаются с момента подтверждения полномочий не менее двух третей от установленного числа депутатов

нового созыва19. Однако такой подход представляется неправильным, так как между избранием правомочного состава законодательного органа и его первым заседанием может пройти значительное время, что, в свою очередь, нарушает принцип непрерывности полномочий законодательного органа.

В Санкт-Петербурге действуют две аль -тернативные нормы. Во-первых, в соответствии с законом о статусе депутата Санкт-Петербурга, полномочия последнего прекращаются в день первого заседания Законодательного собрания нового созыва20. Как указал Уставный суд Санкт-Петербурга, данная позиция является общепризнанной, что подтверждается аналогичной нормой ч. 4 ст. 99 Конституции России, кроме того, такой подход обеспечивает принцип непрерывности полномочий законодательного органа21. Во-вторых, в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга, полномочия депутата прекращаются со дня возникновения полномочий у избранного по соответствующему избирательному округу депутата Законодательного собрания нового созыва, что является альтернативным взглядом на данный вопрос22. При этом Уставный суд Санкт-Петербурга23 указал, что реализация данного положения не допускает существования одновременно двух и более органов государственной власти, а также гарантирует соблюдение принципа сменяемости выборных органов и периодичности выборов.

Полномочия депутата могут быть также прекращены досрочно. Общими основаниями для всех парламентариев являются: 1) утрата гражданства РФ или приобретение иностранного гражданства; 2) вступление в законную силу обвинительного приговора; 3) признание недееспособным на основании решения суда; 4) признание судом безвестно отсутствующим или умершим; 5) смерть; 6) призыв парламентария на военную службу с его согласия24.

С учетом изложенного можно смело утверждать, что полномочия депутата за-

конодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации начинаются с момента избрания и прекращаются в момент начала работы законодательного (представительного) органа нового созыва, причем в силу имеющихся разногласий относительно данного вопроса в законодательстве субъектов Российской Федерации указанную формулу необходимо закрепить на уровне федерального законодательства, регулирующего общие принципы деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации.

Говоря об объеме полномочий депута-та, мы неизменно сталкиваемся с необходимостью их классификации для более полного исследования и раскрытия всех аспектов каждого полномочия в отдельности. Однако в литературе не существует единого подхода к классификации полномочий депутата. Так, И. В. Гранкин говорит о трех группах полномочий, в которые входят, соответственно, следующие права депутатов: 1) права, реализация которых обусловлена деятельностью депутата непосредственно в парламенте; 2) права депутатов участвовать в деятельности правительств и других органов государственной власти и местного самоуправления; 3) права депутатов осуществлять контроль за исполнением законов и других решений парламента25. В. Е. Чиркин подразделяет полномочия депутатов по возможности их реализации на две группы: индивидуальные и коллективные26. А. И. Лукьянов утверждал, что полномочия депутата лежат в областях: 1) участия в выявлении, выра-жении и формировании воли избирателей;

2) участия в принятии решения парламентом; 3) участия в выполнении решения парламентом27. По мнению В. И. Васильева, полномочия региональных депутатов, как и в советские годы, подразделяются на две группы: 1) деятельность депутата на сессии парламента; 2) деятельность депутата в органах парламента и в избирательном округе28.

Однако любая из указанных классификаций не учитывает того, что депутат является членом коллективного органа — парламента и что через полномочия депутата, как составную часть его компетенции, реализуются основные функций парламента.

Как указывал коллектив авторов во главе с В. И. Васильевым, в обобщенном виде функции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в конечном счете сводятся к четырем группам: 1) представительная; 2) законодательная;

3) контрольная; 4) организационная (кадровая)29.

Таким образом, с учетом данной классификации основных функций регионального парламента правильнее разделить полномочия депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федера-ции на четыре группы в зависимости от того, на реализацию каких функций законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации они направлены: 1) полномочия депутата по осуществлению представительной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федера-ции; 2) полномочия депутата по осуществлению законодательной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) полномочия депутата по осуществлению контрольной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) полномочия депутата по осуществлению организационной (кадровой) функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем остается открытым вопрос

о том, есть ли полномочия у депутата за -конодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не связанные с осу-

ществлением функций парламента? Существует мнение, характерное для советского понимания роли депутата в системе государственной власти, в соответствии с которым депутат является самостоятельным должностным лицом, и, соответственно, в его компетенцию могут входить полномочия, не связанные с реализацией функций парламента. В настоящее время нет однозначного подхода к вопросу, является ли депутат должностным лицом30 и может ли он обладать полномочиями, не связанными с реализацией функций парламента. Однако этот вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, президент Российской Федерации в своем открытом письме31, посвященном принятию первой редакции Федерального закона о статусе депутатов Федерального Собрания в 1994 г., указывал, что депутат в данном законе рассматривался как самостоятельное должностное лицо, а не как законодатель. Данный подход, по мнению президента, был неправильным, и, соответственно, все полномочия, не связанные с законодательным процессом, из закона необходимо было исключить. Указанное мнение представляется отчасти верным. Действительно, принцип разделения властей не позволяет депутату прини-

мать активное участие в деятельности органов, относящихся к другим ветвям власти, как это было в советский период, когда исполнительные комитеты являлись органами Советов народных депутатов и формировались из депутатов32. С другой стороны, у парламента кроме законодательной, очевидно, есть еще и другие функции, а реализация этих функций требует от депутатов деятельности, не связанной с законодательным процессом. В любом случае есть основания утверждать, что депутат может рассматриваться как самостоятельное должностное лицо, однако его деятельность в этом качестве все-таки должна быть направлена на реализацию основных функций парламента, и прежде всего функции представления воли и защиты интересов избирателей, а данные полномочия должны входить в одну из вышеуказанных групп.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляют собой права и обязанности депутата по реализации основных функций парламента, т. е. являются важным элементом не только его компетенции, но и деятельности парламента в целом.

1 Кутафин O.E., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М., 1982. С. 36.

2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА; М-НОРМА, 1997. С. 472.

3 Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001. С. 53-67.

4 Баглай М. В. Указ. соч. С.472.; Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М.: Юридическая литература, 1972. С. 26-33; Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1996. С. 137.

5 Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1998.С. 331.

6 Новый юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2006. С. 592.

7 Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Указ. соч. С. 331.

Смотрите так же:  Приказ на проведение инвентаризации тмц бланк

8 Советское строительство: Учебник / Под. ред. А. А. Безуглова. М.: Юрид. лит., 1985. С. 249.

9 Часть 2 ст. 3 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

10 Статья 3 закона Республики Карелия от 25 июля 2002 г. № 612-ЗРК «О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия».

11 Статья 70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

12 Статья 3 закона Санкт-Петербурга от 8 февраля 1995 г. № 13-3 «О статусе депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

13 Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под общ. ред. В. Д. Карповича М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

14 Данный подход к моменту окончания полномочий депутата является обще признанным, о чем будет сказано ниже.

15 Пункт 12 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга.

16 Статью 3 Санкт-Петербурга от 8 февраля 1995 г. № 13-3 «О статусе депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

17 Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации; ч. 2 ст. 3 Федеральный закон от 8 мая 1994 гола № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

18 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и пераб. М.: Спарк. 2001. С. 493.

19 Статья 2 Закона Калининградской области от 18 сентября 1995 г. № 21 «О статусе депутата Калининградской областной Думы».

20 Статья 3 Санкт-Петербурга от 8 февраля 1995 г. № 13-3 «О статусе депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

21 Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2002 г. № 047-П «По делу о толковании положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга».

22 Пункт 12 ст. 25 Устава Санкт-Петербурга.

23 Пункт 4.5 мотивировочной части Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2001 г. № 015-П «По делу о толковании статьи 24, пункта 3 статьи 25, пункта 12 статьи 26 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга».

24 Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М.: Юристъ, 2003. С. 321.

25 Гранкин И. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. М., 1998. С. 56-57.

26 Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 323-324.

27 Советское строительство. С. 254.

28 Васильев В. И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 248-249.

30 В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собра-ния Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» депутат Государственной Думы Российской Федерации не замещает государственную должность, а в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Ленинградской области от 16 декабря 2005 г. № 117-оз «О государственных должностях Ленинградской области» к лицам, замещающим государственные должности Ленинградской области, относятся депутаты Законодательного собрания Ленинградской области.

31 См.: Российская газета. 1994. 12 мая. № 88 (945)

Полномочия депутата российского парламента

Конституция Рoссийской Фeдерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Оставьте комментарий