Налог на прибыль в 2011 ставки

Ставки налогов в 2011 году в России.

Настоящий текст, представляет собой краткую упрощенную справку по ставкам основных налогов, действующим в России в 2011 году. Текст не претендует на всеохватность и идеальную точность, за которыми следует обращаться напрямую к текстам законов о налогах и сборах.

Следует иметь в виду, что крайне важное значение имеет не только ставка определенного налога, но и объект налогообложения к которому применяется эта ставка.

Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2011 году.

  1. Ставка НДС — 18% . Применяется чаще всего
  2. Ставка НДС на отдельные группы товаров — 10%
  3. Ставка НДС — 0% , в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ

  4. В определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки

  5. Производная от ставки НДС 10% — рассчитывается как ( 10 / (100+10) ) * 100%
  6. Производная от НДС 18% — рассчитывается как ( 18 / (100 + 18) ) * 100%
  7. Указанные ставки НДС действуют с 01 января 2009 года.

    Ставка налога на прибыль в 2011 году.

  8. С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль — 20%

  9. Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки

  10. Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%
  11. Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов — 0%, 9%, 15%
  12. Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства — 10%, 20%
  13. Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%
  14. Ставка налога на доходы физических лиц в 2011 году.

  15. Основная ставка НДФЛ в 2011 году — 13%.

  16. Применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ — 9%, 15%, 30%, 35%

    Ставка НДФЛ 35% применяется для:

    А) доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры
    Б) доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры
    В) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров

    Ставкой НДФЛ 30% облагаются:

    доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

    Ставка НДФЛ 15% действует в отношении:

    доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

    Ставка НДФЛ 9% применяется для:

    А) доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ
    Б) доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

    Ставки налогов в 2011 году при применении специальных налоговых режимов:

  17. Ставка ЕСХН в 2011 году (единого сельскохозяйственного налога) — 6%
  18. Ставка ЕНВД в 2011 году (единый налог на вмененный доход) — 15% от вмененного дохода
  19. Ставка УСНО в 2011 году с объектом обложения доходы (упрощенная система налогообложения) — 6%
  20. Ставка УСНО в 2011 году с объектом обложения доходы минус расходы — 15%

Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки по УСНО (доходы минус расходы), в размерах от 5 до 15%

Ставки налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам. Он также является прямым налогом, то есть исчисляется с величины прибыли организации, с разницы между доходами и расходами. Порядок налогообложения налогом на прибыль приведен в главе 25 Налогового кодекса РФ. В этой статье предлагаем полезную информацию о ставках налога на прибыль.

Ставки налога на прибыль для российских организаций

Налоговые ставки российских организаций определяются п. 1 ст. 284 НК РФ в размере 20 % от налоговой базы во всех случаях, кроме ниже перечисленных:

  • согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ ставка 0 % применяется к дивидендам при выполнении следующих условий:
    • организация не менее 365 дней обладает не менее чем 50 процентами уставного (складочного) капитала;
    • стоимость приобретения (получения) указанной доли составляет не менее 500 млн. рублей. С 1 января 2011 года это ограничение начиная с дивидендов за 2010 год не действует;
    • согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ – 0 % от налоговой базы, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность;
    • согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ – 0 % от налоговой базы, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций;
    • согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ – 9 % от налоговой базы по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций и иностранных организаций;
    • По мнению Минфина России, если чистая прибыль между участниками распределяется непропорционально их долям в уставном капитале общества, то выплаты в части, превышающей сумму, рассчитанную пропорционально долям, дивидендами не признаются и облагаются налогом на прибыль по ставке 20 процентов (письмо от 30.07.2012 № 03-03-10/84).

    • согласно пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ – 15 % от налоговой базы по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и этого пункта);
    • согласно пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ – 9 % от налоговой базы по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
    • согласно пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ – 0 % от налоговой базы по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно и по доходу в виде процентов по облигациям ГВВЗ 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III.

    Ставки налога на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства

    По общему правилу ставка налога на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянно представительство, устанавливается в размере 20 %. Однако в отношении некоторых доходов ст. 284 НК РФ предусматривает иные ставки:

    · 15 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ);

    · 15 процентов — по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в пп.пп. 2 и 3 п. 4 ст. 284 НК РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ);

    · 9 процентов — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года (пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ);

    · 0 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).

    · с 1 января 2014 года ставка в размере 30 процентов применяется в отношении дивидендов, по акциям, выпущенным российской организацией, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 НК РФ (п. 4.2 ст. 284 НК РФ).

    Ставки налога на прибыль для иностранных организаций без постоянных представительств

    Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, определяются согласно пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ в размере 20 %. Однако из этого правила есть исключения:

  • согласно пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ ставка 10 % устанавливается в отношении доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;
  • согласно пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ для доходов, поименованных в п.п.3 и 4 этой статьи, применяются ставки в соответствии со ст. 310 НК РФ.
  • Кроме того, в п. 3 ст. 310 НК РФ указано, что международными договорами могут устанавливаться пониженные ставки в отношении некоторых видов доходов.

    Распределение ставки 20 % между бюджетами

    Сумма налога, уплачиваемая по ставке 20 %, распределяется между бюджетами разных уровней следующим образом:

  • в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 2%;
  • в бюджет субъекта федерации зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 18%.
  • По суммам налога, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, ставка налога может быть уменьшена законами субъектов РФ до уровня 13,5%. При этом в письме Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-520 отмечается, такое уменьшение ставки налога не является льготой.

    Отметим, что налог, исчисленный по ставкам, установленным п.п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ , подлежит зачислению в федеральный бюджет.

    Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность

    Статья 284.1НК РФ устанавливает особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность.

    Образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

    Условия применения налоговой ставки 0 процентов:

    · организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ;

    · доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, составляют не менее 90 процентов ее доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При определении указанной доли необходимо учитывать не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы (включая положительные курсовые разницы). Например, если организация осуществляет в налоговом периоде только льготируемую деятельность и для ее обеспечения использует валютные заемные средства, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных обязательств, признаются частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с этой деятельностью, а также учитываются в общей сумме доходов, полученных за налоговый период (письма Минфина России от 29.05.2014 № 03-03-10/25627, ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/[email protected]). В то же время в своих более ранних разъяснениях финансовое ведомство отмечало, что организация должна учитывать только доходы от реализации при осуществлении льготируемой деятельности в общем объеме всех своих доходов (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580);

    · в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

    · в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

    · организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

    При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка в размере 20 % от налоговой базы. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней (п. 7 ст. 284.1 НК РФ).

    При этом, перестав применять ставку 0 %, организация не сможет вернуться к ней в течение пяти лет с того налогового периода, в котором она перешла на ставку 20 %. Это правило действует независимо от того, был ли переход добровольным или же налогоплательщик утратил право на применение нулевой ставки в связи с несоблюдением перечисленных выше условий (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

    В свою очередь, ФНС России в письме от от 17.03.2014 N ГД-4-3/[email protected] отметила, что правило п. 8 ст. 284.1 НК РФ не распространяется на те случаи, когда организация, применявшая ставку 0%, перешла на УСН, а затем вернулась к общей системе налогообложения. Таким образом, налогоплательщик, применявший ставку 0 %, перешедший на УСН, а потом снова ставший плательщиком налога на прибыль, может сразу вернуться к ставке 0 %, не дожидаясь истечения пяти лет.

    Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

    Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

  • о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • о численности работников в штате организации.

Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов, вправе перейти на применение обычной налоговой ставки, направив в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление. Повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов можно через пять лет.

Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций

Статья 284.2 НК РФ устанавливает особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций.

Налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

С учетом этого требования налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций, при соблюдении в отношении указанных акций одного из следующих условий:

· если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями;

· если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

· если акции российских организаций на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики устанавливается Правительством РФ.

Нулевой «образовательно-медицинский» налог на прибыль

Комментарий к поправкам в гл. 25 НК РФ, установившим с 1 января 2011 г. новую ставку налога на прибыль и правила ее применения

С 2011 г. введена нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаци й п. 1.1 ст. 284 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 . Однако сейчас применить ее не получится.

Ведь для использования этой ставки предусмотрен целый ряд услови й ст. 284.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 . Одно из них — деятельность организации должна входить в перечень видов образовательной и медицинской деятельности, который должно утвердить Правительство РФ. Сейчас этого перечня, само собой, еще нет.

Второе условие для применения нулевой «образовательно-медицинской» ставки, мешающее ее использованию в 2011 г., такое. Чтобы применять нулевую ставку, организация должна до 1 декабря предшествующего года подать в инспекцию заявление и копию образовательной/медицинской лицензи и п. 5 ст. 284.1 НК РФ . Разумеется, заявлений, поступивших в инспекцию до 1 декабря 2010 г., не было и быть не могло.

Таким образом, если никаких особых официальных разъяснений не будет, реально льготная «образовательно-медицинская» ставка заработает только с 2012 г . п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010

Законодатель очертил довольно жесткие рамки для применения новой нулевой ставки

Но чтобы воспользоваться новой льготной ставкой даже в 2012 г., организациям надо будет соблюсти еще ряд услови й п. 3 ст. 284.1 НК РФ :

  • нужна лицензия на медицинскую или образовательную деятельность;
  • облагаемые налогом на прибыль доходы от образовательной/медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны быть не менее 90% от всех доходов (учитываемых при расчете налога на прибыль) либо у организации за год вообще не должно быть доходов, включаемых в базу по прибыли;
  • у медицинских организаций должно быть не менее 50% медицинского персонала с сертификатами специалиста;
  • в штате должно быть не менее 15 работников;
  • не должно быть операций с векселями и инструментами срочных сделок.
  • А если хотя бы одно из условий в течение года организация нарушит, то ей придется платить налог на прибыль по полной ставке — 20%. Причем с самого начала года. Да еще надо будет заплатить пен и п. 4 ст. 284.1 НК РФ .

    Кроме того, по окончании каждого года (не позднее 28 марта следующего год а п. 4 ст. 289 НК РФ ) надо будет дополнительно подтверждать свое право на нулевую ставку по форме, которую должна утвердить налоговая. Если же организация хотя бы на день опоздает со сдачей такого подтверждения, то за весь год ей придется пересчитать налог на прибыль по ставке 20%. И опять же, заплатить пен и п. 6 ст. 284.1 НК РФ .

    Как видим, для того чтобы воспользоваться нулевой «образовательно-медицинской» ставкой по налогу на прибыль, надо будет очень постараться.

    Налог на прибыль организаций с учетом последних изменений

    Один из Всероссийских онлайн-семинаров, регулярно проводимых компанией «Гарант», был посвящен новшествам налога на прибыль организаций. О том, как их применять на практике, рассказал Константин Викторович Новоселов, к. э. н., советник государственной гражданской службы Российской Федерации I класса, член Палаты налоговых консультантов России, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ.

    В июле был принят Федеральный закон N 229 ФЗ 1 , который вносит многочисленные поправки в Налоговый кодекс. Некоторые из них уже вступили в силу со 2 сентября этого года, а другие организациям необходимо будет учитывать с 1 января 2011 года. Изменения части первой Налогового кодекса касаются вопросов постановки на налоговый учет, предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, введения электронного документооборота во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, увеличения размеров штрафов за налоговые правонарушения и т. д. Поправки в часть вторую Налогового кодекса следующие: изменен порядок учета в расходах процентов по долговым обязательствам; первоначальная стоимость имущества, при которой оно признается амортизируемым, возросла вдвое; уточнен срок уплаты НДФЛ; и т. д. В ходе мероприятия лектор осветил изменения, касающиеся главы 25 Налогового кодекса. Кроме того, он рассказал, как эти нововведения и разъяснения Минфина России и ФНС России нужно применять на практике.

    Поправки в главу 25 Налогового кодекса

    В закон включили множество важных изменений главы 25 Налогового кодекса. Одни исправляют неточности и решают вопросы, возникшие в последние годы в правоприменительной практике. Другие устанавливают новые возможности, а также дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Самые выгодные из них можно применять уже с отчетности за 9 месяцев.

    Константин Новоселов:
    — Согласно статье 5 Федерального закона N 212 ФЗ 2 организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. В течение расчетного периода они должны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей 3 . При этом компании вправе отнести их на расходы при определении налогооблагаемой прибыли в момент начисления. Однако до вступления в силу Закона N 229 ФЗ не было ясно, куда включать страховые взносы. Были разные мнения и позиции по этому вопросу. Некоторые считали, что их нужно учитывать по статье 263 Налогового кодекса как расходы по страхованию, другие — по статье 255 как страховые взносы по договорам страхования. А специалисты финансового ведомства разъясняли, что страховые взносы следует включать в прочие расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса как прочие. Теперь же этот вопрос разрешен. Согласно внесенным изменениям их следует относить на прочие расходы по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

    При этом, сдавая декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года, страховые взносы следует отражать по строке 041 приложения 2, поскольку она как раз ориентирована на эту норму. За прошедшие отчетные периоды организация может не подавать «уточненки», поскольку произведенные корректировки не повлияют на суммы налога на прибыль.
    Хотелось бы отметить, что компании вправе включить в расходы по налогу на прибыль страховые взносы, начисленные с тех выплат, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Об этом не раз говорили специалисты финансового ведомства 4 .
    Следующая поправка касается статьи 254 Налогового кодекса. Теперь организации вправе учесть в расходах по налогу на прибыль также материалы и иное имущество, используемые в производстве или реализуемые на сторону, полученные в результате проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения и частичной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости. Конечно, при этом их стоимость в момент оприходования должна быть учтена в составе внереализационных доходов.

    Компании вправе сделать соответствующие корректировки уже в отчете за 9 месяцев текущего года. Напомню, что с 1 января 2010 года в статью 254 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым стоимость материально-производственных запасов в виде излишков при списании в производство определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 Налогового кодекса.
    Очень много вопросов возникает у налогоплательщиков при применении этой статьи, когда материалы и иное имущество приходовались в 2009 году, а списывались в 2010 году. Какую сумму затрат в этом случае можно учесть в расходах при определении базы по налогу на прибыль? Так, если выявленное и оприходованное до 1 января 2010 года имущество было использовано в 2010 году в собственном производстве, то в расходах можно учесть лишь налог с суммы дохода, по которой оно было оприходовано. Если же компании решили реализовать такое имущество, то в расходы его можно списать в той сумме, в которой оно было оприходовано. В том случае если излишки имущества были выявлены в 2010 году и в том же году организация приняла решение продать их, то она вправе уменьшить полученный доход на рыночную стоимость данного имущества. Законом N 229 ФЗ также внесены поправки в пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса. Согласно новой редакции данной нормы с 2011 года в налоговом учете амортизироваться будут основные средства стоимостью более 40 000 рублей. Имущество стоимостью 40 000 рублей и меньше будет списываться в расходы единовременно 5 . При этом в ПБУ 6/01 никакие уточнения пока не вносились.
    Изменения коснулись статьи 272 Налогового кодекса. Они направлены на отмену включения в состав внереализационных доходов и расходов на последнее число месяца курсовых разниц, которые образовались в результате получения или перечисления авансов в иностранной валюте. Эти поправки вступили в силу со 2 сентября 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
    Со следующего года убытки, которые плательщики понесли в периоде налогообложения доходов по ставке 0 процентов, не будут подлежать переносу на будущее. Это связано с тем, что пункт 1 статьи 283 Налогового кодекса дополнен абзацем, который регулирует этот вопрос.
    С 2011 года увеличен предел доходов, который предоставляет право организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, — с 3 миллионов до 10 миллионов рублей. Кроме того, до одного дня сокращены сроки для перечисления налога в бюджет налоговым агентом.


    Л.В. Полежарова,
    заместитель начальника отдела налогообложения прибыли организаций Минфина России, к. э. н.

    На практике может возникнуть такая ситуация, что организация одновременно обнаружила неучтенные доходы и расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде. Учитывать такие доходы и расходы для целей налога на прибыль с точки зрения Минфина России необходимо в следующем порядке. В своем письме от 15 марта 2010 года N 03-02-07/1-105 специалисты указали, что компания должна уточнять базу по налогу на прибыль и сумму налога в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Организация не вправе провести перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде, если в отношении выявленных ею ошибок установлен период их совершения и они не привели к переплате налога. Если же в результате допущенных ошибок (искажений) были занижены налоговая база и сумма налога, то их следует отразить в периоде, к которому они относятся, но если этот период известен.

    Учет процентов в расходах по налогу на прибыль

    Закон N 229 ФЗ внес изменения в порядок учета процентов для целей налогообложения прибыли. Согласно этим нововведениям увеличится норма расхода по рублевым долговым обязательствам, в пределах которой налогоплательщики вправе сумму процентов отнести на расходы. Помимо этого, в 2011 м и 2012 году «процентные» расходы по валютным кредитам и займам будут нормироваться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Константин Новоселов:
    — Изменен порядок признания процентов по долговым обязательствам при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, признаваемых расходом при определении налогооблагаемой прибыли, принимается:
    с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза (ранее — в 1,1 раза), при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 Налогового кодекса;
    с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
    Для расходов в виде процентов, которые были начислены по рублевым долговым обязательствам, полученным до 1 ноября 2009 года, и учитывались в расходах с 1 января по 30 июня 2010 года, действует специальная норма, сохранившая применение коэффициента 2 к ставке рефинансирования ЦБ РФ.
    Обращаю ваше внимание, что уже с отчетности за 9 месяцев организации вправе воспользоваться этими новшествами и признать проценты в расходах в большем размере за весь отчетный период.

    Применение статьи 54 Налогового кодекса на практике

    При исчислении налога на прибыль у организаций возникает много вопросов. Один из них связан с применением статьи 54 Налогового кодекса.

    Константин Новоселов:
    — С 1 января 2010 года в статью 54 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым налогоплательщик вправе исправлять ошибки прошлых периодов путем корректировки текущей налоговой базы. Однако это возможно, только если нельзя определить период совершения ошибки либо если допущенные в прошлом ошибки привели к переплате налога. Соответственно, необходимость подачи «уточненок» за прошлые периоды отпадает, а учесть расходы можно в текущем периоде. Обратите внимание также, что уточнять можно только те расходы, которые относятся к предыдущим 3 годам. При этом следует помнить, что в 2007 м и 2008 году ставка налога на прибыль была 24 процента. В связи с этим выгоднее подать «уточненку» за те периоды, когда расходы не были учтены при определении налогооблагаемой прибыли, чем отразить их в текущем периоде. Важно также помнить, когда у организации возникает право на применение статьи 54 Налогового кодекса. Оно напрямую связано с наличием налоговой базы и суммы налога в предыдущих налоговых периодах.
    Например, если по итогам 2009 года получена прибыль, то при выявлении неучтенных расходов за прошлый период (2009 г.) организация вправе как подать уточненную декларацию, так и учесть их в текущем периоде (2010 г.). А по какой статье Налогового кодекса такие затраты нужно включать в расходы при определении налогооблагаемой прибыли? Специалисты финансового ведомства придерживаются следующей точки зрения:

    Если по итогам 2009 года организация получила убыток, а впоследствии выявлены расходы, которые его могут увеличить, то учитывать их в 2010 году нельзя. В этом случае компания должна подать «уточненку» за 2009 год 6 .
    Что делать, если неучтенные доходы и расходы были обнаружены одновременно? По мнению Минфина России, при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших за собой как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). При этом ошибки (искажения), приведшие к занижению налоговой базы и суммы налога, отражаются в периоде, в котором они были совершены, если этот период известен 7 .

    Подготовила
    Е.Н. Подлипалина
    ,
    эксперт журнала

    1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее — Закон N 229-ФЗ)
    2 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ)
    3 п. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ
    4 письма Минфина России от 18.03.2010 N 03-03-06/1/144, от 19.10.2009 N 03-03-06/2/197
    5 подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ
    6 письмо Минфина России от 15.03.2010 N 03-02-07/1-105.
    7 письма Минфина России от 28.06.2010 N 03-03-06/4/64, от 08.06.2010 N 03-03-06/1/388

    Налоги в 2011–2012 годах

    — Сергей Викторович, какие изменения предполагается внести в законодательство о налогах и сборах в ближайшее время?

    — В настоящее время законодательство о налогах и сборах формируется в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика в ближайшей перспективе впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.

    Изменения в законодательстве о налогах и сборах направлены на решение двух основных задач. Первая связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.

    — Что касается первой задачи, какие мероприятия планируются в части поиска новых источников поступлений в бюджет?

    — Проведенный анализ показывает, что резервом увеличения налоговых поступлений являются налоги на потребление, недра, недвижимость. Проиндексированы ставки акцизов на период 2011–2013 годов (Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации “О налоговых органах”»). Это дополнительно принесет в бюджет в 2011 году 109,9 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет — 103,4 миллиарда рублей, в 2012 году — 225,8 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет — 121 миллиард рублей.

    Значительной индексации подверглись ставки на бензин, моторные масла и дизельное топливо. Особое внимание предполагается уделить акцизам на табачную продукцию, алкоголь. При этом можно прогнозировать, что в перспективе ставки акцизов на табачную продукцию будут доведены до среднего уровня акцизных ставок в странах Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Аналогичное увеличение акцизов может коснуться алкогольной продукции. Также можно отметить введение авансового платежа по подакцизной продукции при приобретении спирта, расширение списка подакцизной продукции (за счет включения коньячного спирта, пива и изготовленных на его основе напитков).

    Увеличиваются ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную: с 1 января 2012 года — 446 рублей, с 1 января 2013 года — 470 рублей за 1 тонну добытой нефти. Повышение налоговой ставки по НДПИ на добычу горючего природного газа: с 1 января 2011 года — 237 рублей (или на 61,2 %), с 1 января 2012 года — 251 рубль, с 1 января 2013 года — 265 рублей за одну тысячу кубических метров газа (Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Дополнительные поступления в федеральный бюджет по НДПИ должны составить: в 2011 году — 51,2 миллиарда рублей, в 2012 году — 138,5 миллиарда рублей, в 2013 году — 261,1 миллиарда рублей.

    — Регионы и муниципалитеты жалуются на большое число льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством. Федеральные власти неоднократно обещали данные льготы пересмотреть и часть из них отменить. На каком этапе находится решение данного вопроса?

    — По общему правилу, например, представительным органам муниципальных образований даны полномочия по установлению в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, отдельных элементов налогообложения по местным налогам, а именно: налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом. Если налоговая льгота или исключение из объекта налогообложения или налоговой базы по региональным и местным налогам установлены на федеральном уровне, то соответствующие положения применяются на всей территории Российской Федерации и не требуют подтверждения на региональном и местном уровнях.

    В Правительстве РФ рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Данным законопроектом предусматривается поэтапная отмена ряда налоговых льгот, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам. В частности, предполагается включение в налоговую базу имущества организаций естественных монополий, земельных участков, ограниченных в обороте.

    — Когда ожидается введение налога на недвижимость?

    — Проект Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым Налоговый кодекс дополняется главой «Местный налог на недвижимость», принят в первом чтении еще 10 июня 2004 года. Налог устанавливается в отношении недвижимого имущества жилого назначения и земельных участков. Поскольку определение рыночной стоимости каждого объекта налогообложения требует значительных финансовых, временных и иных затрат, налоговой базой для целей местного налога на недвижимость предполагается признать кадастровую стоимость объектов. Кадастровая стоимость представляет собой стоимость, приближенную к рыночной, однако отличающуюся от нее ввиду того, что при массовой оценке не учитываются специфические характеристики объекта оценки. Для введения местного налога на недвижимость в первую очередь необходимо формирование государственного кадастра недвижимости и определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с применением методов массовой оценки на базе рыночной стоимости.

    Ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, а также порядок утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости установлены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно Плану реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, необходимо определение методики проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, издание необходимых подзаконных актов, в том числе административных регламентов по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки». Предполагается проведение массовой оценки объектов капитального строительства в период 2011–2012 годов. С учетом анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости предполагается завершить работу над главой Налогового кодекса о налоге на недвижимость в четвертом квартале 2012 года.

    — В 2010 году вступили в силу изменения в части первой Налогового кодекса РФ, касающиеся налогового администрирования. Какие дополнительные шаги ожидаются в этом направлении?

    — Cо 2 сентября 2010 года за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Данный закон содержит меры по урегулированию задолженности, совершенствованию порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах, более широкому использованию электронных документов в налоговых правоотношениях. Закон увеличил размеры штрафов за налоговые правонарушения, но одновременно создал дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков при оформлении результатов проверок, использовании налоговыми органами обеспечительных мер.

    Самостоятельным направлением является совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения. Нормы о трансфертном ценообразовании связаны с введением в законодательство института консолидированной группы налогоплательщиков1. В рамках консолидированной группы налог на прибыль организаций исчисляется на основании консолидированной налоговой базы всех участников этой группы. При этом сумма налога на прибыль организаций консолидированной группы налогоплательщиков будет распределяться между бюджетами субъектов РФ так же, как в настоящее время распределяется сумма налога, исчисленная в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, то есть пропорционально средней арифметической доле компании в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы. Вступление в силу новых положений возможно уже в 2011 году.

    — Будут ли органам местного самоуправления предоставлены полномочия по администрированию местных налогов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с налоговыми органами?

    — Согласно пункту 4 статьи 30 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Для обеспечения полноты и своевременности направления налоговыми органами налогоплательщикам налоговых уведомлений на уплату местных налогов органы местного самоуправления обязаны на основании пункта 92 статьи 85 Налогового кодекса ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговое уведомление на основании пункта 4 статьи 52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) может направляться налогоплательщикам по почте заказным письмом или передаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Такой способ передачи налоговых уведомлений исключает используемое ранее в правоприменительной практике привлечение органов местного самоуправления для вручения налоговых уведомлений физическим лицам.

    Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и об их владельцах. В соответствии с пунктом 91.1 статьи 85 Налогового кодекса органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Эти сведения представляются в налоговые органы в электронном виде. Для целей формирования достоверной информации, содержащейся в базах данных информационных систем налоговых органов, а также обеспечения полноты и своевременности уплаты местных налогов необходимо совершенствовать информационное взаимодействие между налоговыми органами, органами местного самоуправления и регистрирующими органами.

    Органы местного самоуправления участвуют в приеме денежных средств от физических лиц в счет уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов (пункт 4 статьи 58 НК РФ), в том числе они обязаны осуществлять учет принятых денежных средств и представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, финансовые органы муниципальных образований обязаны проводить разъяснительную работу с налогоплательщиками по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах является основной функцией налогового контроля, которую осуществляют налоговые органы. Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны осуществлять налоговый контроль в отношении всех налогов и сборов, включая местные налоги.

    Органы местного самоуправления не являются участниками отношений, регулируемых Налоговым кодексом. НК РФ регламентирует порядок, периодичность проведения налоговыми органами налоговых проверок, их длительность и повторность. В случаях неуплаты налога налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об уплате налога, а при неисполнении налогоплательщиком этого требования налоговый орган производит взыскание соответствующего налога в установленном порядке. Налоговым органам предоставлено право в установленном порядке проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий. Представляется, что функции налоговых органов, реализуемые согласно Налоговому кодексу в части администрирования местных налогов, не могут передаваться органам местного самоуправления в соответствии с соглашениями, заключаемыми с налоговыми органами.

    — А как обстоят дела с реализацией второй задачи, о которой вы говорили в начале интервью, — созданием налоговых механизмов поддержки приоритетных сфер деятельности и прежде всего налоговым стимулированием инновационной деятельности?

    — Работа над созданием стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации будет продолжена. Создан специальный режим налогообложения для организаций, зарегистрированных в качестве участника проекта «Сколково» (Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об инновационном центре «Сколково»”»). В целях поддержки инноваций в Российской Федерации Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». Законопроект уточняет порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли организаций. В частности, предусматривается, что расходы на НИОКР будут равномерно включаться налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), вне зависимости от даты начала использования указанных исследований и разработок в производственной деятельности налогоплательщика.

    В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщикам предоставляется право формирования в налоговом учете резервов предстоящих расходов на НИОКР. Законопроект предусматривает освобождение от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более пяти лет. Реализация данных мер потребует разработки порядка отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики, который может быть установлен постановлением Правительства РФ. Данные меры направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности. Также предусматривается предоставление налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, сроком на три года.

    — Что может ожидать от изменений в законодательстве некоммерческий сектор?

    — В части поддержки организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения, предлагается освобождение от налогообложения прибыли, получаемой от соответствующей деятельности.

    — Рост нагрузки в связи с увеличением размера тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхо вание будет особенно чувствителен для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход. Возможны ли какие-то компенсационные меры?

    — Действительно, указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике. При этом с 2011 года тарифы для названной вами категории вырастут более чем в два раза. Необходим поиск новых возможностей для развития упрощенной системы налогообложения, которая используются представителями малого и среднего предпринимательства.

    Наряду с этим предполагается постепенное сокращение сферы применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В качестве самостоятельного режима налогообложения будет выделена патентная система налогообложения, предназначенная для индивидуальных предпринимателей. За бюджетами муниципальных районов и городских округов закрепится фиксированная величина отчислений от этого налога.

    Налог на прибыль в 2020 году: новые ставки, таблица

    Статьи по теме

    В 2020 году произошли изменения по налогу на прибыль. В частности другими стали региональные ставки для некоторых компаний, отменили льготы. В статье мы привели привели все новые ставки в удобной таблице.

    Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

    Налог на прибыль платят компании, применяющие общую систему налогообложения. Компании, которые перешли на применение одного из специальных налоговых режимов, например, УСН или ЕНВД, не уплачивают этот налог. Порядок уплаты налога установлен главой 25 НК РФ. В ней предусмотрены разные ставки налога в зависимости от вида дохода, особенностей компании или ее местонахождения. Скачать таблицу со всеми ставками, актуальными для 2020 года, вы сможете ниже.

    Ставки налога на прибыль в 2020 году для организаций

    Сразу скажем, что в 2020 году ставки налога на прибыль не изменятся. Налогоплательщики будут рассчитывать налог по ставкам, действующим в 2018 году.

    Общая ставка установлена в ст.284 НК РФ. Она равна 20%, из них:

  • 3% налогоплательщики перечисляют в федеральный бюджет,
  • 17% — в бюджет субъекта РФ.
  • Такое разграничение и ставки будут действовать до конца 2020 года.

    Пример

    ООО «Сфера» работает в Новосибирской области, льгот по налогу на прибыль в регионе не установлено. В первом квартале 2020 года компания получила доходы в размере 2 600 000 руб., а расходы составили 1 850 000 руб.

    Налоговая база составляет 750 000 руб. (2 600 000 – 1 850 000). По итогам первого квартала ООО «Сфера» рассчитывает налог на прибыль:

  • В федеральный бюджет – 22 500 руб. (750 000 * 3%),
  • В бюджет Новосибирской области – 127 500 руб. (750 000 * 17%).
  • Всего компания заплатит 150 000 рублей.

    Помимо общих ставок, НК РФ устанавливает еще ряд дифференцированных налоговых ставок. Их могут использовать определенные категории налогоплательщиков или компании, получающие определенные виды доходов.

    Например, доходы с дивидендов облагаются по ставке 0% или 13%, в зависимости от доли компании в уставном капитале источника дивидендов. А иностранные компании платят налог с дивидендов по ставке 15%.

    Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам старше трех лет облагаются по ставке 9%. Причем налог полностью перечисляется в федеральный бюджет.

    По ставке 15% облагаются доходы по целому ряду ценных бумаг. А по российским ценным бумагам, учитываемым на счетах депо у иностранных держателей, доход облагается по ставке 30%.

    Например, в составе расходов можно учитывать расходы на туристические путевки работникам. Налоговую базу можно уменьшить на стоимость проезда, проживания, питания, санаторно-курортного обслуживания и экскурсий не только работников, но и членов их семей. Правда, есть три ограничения:

  • Учесть можно расходы на турпутевки по территории России,
  • Максимальная сумма на каждого работника и его родственника – 50 000 рублей,
  • Расходы на турпутевки вместе с затратами на добровольное личное страхование и медицинское обслуживание работников не должны превышать 6% расходов на оплату труда.
  • Льготные ставки по налогу на прибыль в 2020 году для юридических лиц

    Налоговым кодексом предусмотрены льготные ставки. Их вводят на территориях субъектов РФ региональные власти. Для этого принимают соответствующий закон. Региональные чиновники ограничены двумя условиями:

  • Они могут снижать налоговую ставку, по которой рассчитывается региональная часть налога. При этом в федеральный бюджет ставка остается равной 3%,
  • Снижать ставку могут до 12,5%, ниже ставка налога опускаться не может.
  • С 2020 года льготы по налогу на прибыль сократятся. Власти субъектов теперь не смогут снижать ставки налога на прибыль по своему усмотрению. такое право у них будет только в отношении категорий налогоплательщиков, которые указаны в НК. Например, для резидентов особых экономических зон и участников региональных инвестиционных проектов.

    Еще одна группа льготников – организации, осуществляющие свою деятельность на территориях особых экономических зон и на территории Крыма и Севастополя. Для этих компаний максимальная ставка по налогу на прибыль равна 13,5%.

    Пониженные ставки, которые региональные власти ввели до начала 2018 года, можно применять до истечения их срока действия. Но есть оговорка. С 1 января 2023 года все прежние сниженные ставки утратят силу. Более того, на 2020 — 2020 год региональные власти вправе повысить ставку, которую ранее приняли.

    Кто может не платить налог на прибыль?

    Речь не об оффшорах и различных серых схемах, как вы могли подумать. Действительно, в России с 1 января 2011 года можно абсолютно в рамках закона не платить налог на прибыль. Правда, для этого нужно соблюсти ряд требований. Первое и основное – ваша компания должна осуществлять образовательную и (или) медицинскую деятельность. Если она не имеет с этими двумя сферами деятельности ничего общего, то нулевой налог на прибыль – не для вас. А если вы работаете в этих сферах, имеет смысл детальнее ознакомиться с более конкретными требованиями. Обо всем по порядку, а точнее – согласно ст. 284.1 Налогового кодекса РФ.

    Кому можно не платить налог на прибыль?

    Итак, кто же может претендовать на нулевую ставку по налогу на прибыль? Вот список необходимых требований (все должны выполняться одновременно).

  • Ваша организация должна заниматься образовательной и/или медицинской деятельностью. Узнать, относится это к вам или нет, можно из перечня видов образовательной и медицинской деятельности, установленного Правительством Российской Федерации. Для перечня образовательной деятельности – см. Постановление Правительства РФ № 277 от 31.03.2009, а для медицинской деятельности – Постановление Правительства РФ № 30 от 22.01.2007. Постановления постоянно меняются, поэтому обратите внимание, чтобы вы смотрели последнюю редакцию данных документов. Важно, что деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.
  • Ваша организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ.
  • Доходы вашей организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок составляют не менее 90% ее доходов. Правда, если ваша компания за налоговый период вообще доходов не имела, она тоже этим правилам удовлетворяет.
  • У вас в штате в течение всего налогового периода должно быть не меньше 15 человек работников. А для компаний, осуществляющих медицинскую деятельность, дополнительное требование: у вас в штате в течение года не меньше 50% сотрудников должны быть медперсоналом с сертификатом специалиста.
  • Ваша компания не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (опционы, фьючерсы и т.д.).
  • Исключения из правил
    Ставка в 0% применяется не ко всей налоговой базе по налогу на прибыль. Так, если у вашей компании имеются доходы от дивидендов, а также доходы в виде процентов от облигаций, то такие доходы от налога на прибыль не освобождаются. Они будут облагаться налогом по ставкам 0, 9 или 15% в зависимости от вида дохода. Подробнее – см. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ.

    Льготы не бесконечны
    Ставка по налогу на прибыль в размере 0% будет длиться не вечно, а всего лишь с 1.01.2011 по 01.01.2020.

    Как перейти на ставку 0%?
    Итак, если ваша компания подходит подо все описанные выше требования, то дело за малым – известить налоговые органы о вашем желании не платить лишних налогов. Все просто: вам нужно не позднее чем за 1 месяц до того момента, как начнется налоговый период, с которого вы хотите перейти на ставку 0%, подать в налоговую по месту регистрации вашей компании пакет документов:

  • заявление
  • копию (копии) лицензий на соответствующие виды деятельности
  • Иными словами, если хотите с января перейти на ставку 0%, то нужно предоставить все документы до конца ноября. И т.д.
    Однако для первого периода есть послабление. Ведь многие захотят перейти на 0% уже с 1 января, но уже не успевают подать все документы в срок. Не страшно: для первого налогового периода, когда вы хотите начать применять 0%, сделано исключение вы можете уточнить указанные выше сведения и предоставить заявление и копии лицензий вместе с налоговой декларацией за этот период.

    Что делать после перехода на ставку 0%?
    Сразу стоит сказать, что одним лишь заявлением и копиями лицензий вы не отделаетесь. Вам придется каждый раз по окончании каждого налогового периода, когда вы применяли ставку 0%, в те же сроки, когда вы подаете налоговую декларацию, вместе с ней предоставлять в вашу налоговую дополнительные документы:

  • о доле доходов вашей организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации (вы помните, вам нужно подтвердить, что это не ниже 90%);
  • о численности работников в штате организации (не ниже 15). А если ваша компания работает в сфере меддеятельности, вам придется еще предоставлять сведения о количестве медперсонала в штате компании с сертификатами специалиста (не меньше 50%).
  • Иными словами, вам нужно будет подтвердить ваше право на ставку 0%, на которое вы заявили до начала периода. Все указанные формы вы сможете запросить в вашей налоговой.
    Помните также, что, если вы не успели подать заявление и копии лицензий до начала вашего первого налогового периода, когда вы применяли ставку 0%, вы сможете их предоставить в конце этого периода вместе с декларацией.

    Цена ошибки: последствия нарушений
    Что будет, если не предоставить вместе с налоговой декларацией все необходимые сведения, подтверждающие ваше право на ставку в 0%? Либо если ваша компания по итогам налогового периода не выполнила обязательные требования для ставки 0% (скажем, доля доходов от медицины или образовательных услуг была меньше 90% либо сотрудников было меньше 15 человек и т.д.)?
    Тогда за этот налоговый период к вашей компании будет применяться общая ставка 20% (п.1 ст. 284 НК РФ). Соответственно, сумма налога будет уже восстановлена по этой ставке и вам придется ее уплатить в бюджет, плюс к ней еще будут начислены суммы пеней. Пени будут начисляться со следующего дня после той даты, когда вам по налоговому законодательству нужно было уплатить налог (подробнее о датах уплаты налога на прибыль – в ст. 287 НК РФ).
    Однако пеней можно избежать. Если вы понимаете, что в следующем налоговом периоде ваша компания не будет соответствовать требованиям для ставки 0%, вы можете вернуться к прежней ставке по налогу на прибыль. Вам нужно будет направить в налоговую по месту регистрации вашей компании заявление. Только делать это нужно заранее, до начала налогового периода.
    Есть, правда, одно «но». Если ваша компания перешла на ставку 0%, а потом вновь вернулась к прежней ставке по налогу на прибыль, то обратно на ставку 0% вашей компании перейти будет невозможно в течение 5 лет, начиная с того налогового периода, когда ваша компания вернулась со ставки в 0% к прежней ставке.
    Так что перед тем, как переходить на нулевую ставку, тщательно взвесьте возможности вашей компании. Переход будет оправдан в том случае, если вы уверены, что ваша компания будет соответствовать требованиям для ставки 0% хотя бы год, а лучше – несколько лет.

    Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»

    Автор: Наталья Смирнова, Гендиректор компании «Персональный советник»

    Смотрите так же:  Договор полной материальной ответственности с завхозом

    Оставьте комментарий