Муниципальное имущество в залог

Статья 17. Порядок передачи муниципального недвижимого имущества в залог.

Статья 17. Порядок передачи муниципального недвижимого имущества в залог.

1. Решение о передаче муниципального недвижимого имущества в залог принимается Главой города или начальником Департамента по имуществу в соответствии с Уставом, путем издания соответствующего правового акта.

2. Не может быть предметом залога муниципальное имущество, ограниченное в обороте, не подлежащее отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имущество, находящееся в оперативном управлении.

3. Муниципальное имущество может быть передано в залог в качестве способа обеспечения:

1) обязательств муниципального образования город Губкинский по кредитным и иным договорам;

2) обязательств муниципальных унитарных предприятий;

4. Залогодателем муниципального имущества могут выступать:

1) муниципальные унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения;

2) муниципальное образование город Губкинский в лице Департамента по имуществу — в отношении муниципального имущества, составляющего муниципальную казну.

5. Для принятия решения о передаче муниципального недвижимого имущества в залог инициатором предоставляются в Департамент по имуществу следующие документы:

1) заявление в произвольной форме;

2) наименование и характеристики муниципального недвижимого имущества, предлагаемого в качестве предмета залога;

3) обоснование (потребность) предоставления муниципального имущества в залог, в том числе: проект кредитного договора/соглашения, содержащий условия о размере основных обязательств, их сроках, порядке обращения взыскания (судебный/внесудебный); иной документ, предусматривающий обязательность залога;

4) экономический расчет, содержащий плановые сроки погашения основного обязательства, их размер, источники погашения задолженности.

6. Не позднее 15 дней со дня получения документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, Департаментом по имуществу осуществляется подготовка заключения о возможности/целесообразности либо невозможности/нецелесообразности передачи муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, в залог, а также подготовка проекта соответствующего решения Главы города или начальника Департамента по имуществу в соответствии с Уставом.

7. Заключение договора о залоге муниципального имущества осуществляется на основании принятого решения о передаче муниципального имущества в залог в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации:

1) уполномоченным органом в сфере управления муниципальным имуществом — в отношении муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения;

2) муниципальными унитарными предприятиями — в отношении муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Залог

Залог – это способ обеспечения исполнения обязательств в виде имущества и других объектов гражданских прав (за исключением денежных средств), находящихся в собственности залогодателя и гарантирующих погашение займа или иных гражданско-правовых обязательств.

С определением «залог» связаны следующие термины:

Залогодатель – лицо, которое передает свое имущество в обеспечение взятых на себя обязательств. Иными словами – должник. Причем залогодателем может быть и сам должник, и другое лицо, позволяющее воспользоваться своим имуществом в целях использования чужого обязательства;

Залогодержатель – кредитор, которому имущество передается по договору залога в качестве гарантии;

Предмет залога – непосредственно само имущество, которое передается во исполнение обязательств.

Договор залога и существенные условия

Основание для передачи имущества в залог возникает только при заключении соответствующего соглашения между сторонами в письменной форме.

К числу обязательных условий договора залога относятся:

оценочная стоимость предмета залога;

размер и сроки исполнения обязательств.

При отсутствии существенных условий договор признается недействительным.

Предмет залога

В качестве предмета залога может выступать любое имущество должника. Это может быть недвижимость, транспорт, изделия из драгоценных металлов, ценные бумаги, а так же имущественные права.

недвижимость, вещи и ценные бумаги, изъятые государством из оборота;

земельные участки, являющиеся государственной или муниципальной собственностью;

сельскохозяйственные угодья, входящие в фермерские или сельскохозяйственные организации;

культурные ценности, являющиеся достоянием государства.

Основные виды залога

То, какой вид залога предусмотрен в договоре, влияет на распределение прав и обязанностей между кредитором и заемщиком.

Всего в России существует два основных вида:

Залог, предусматривающий передачу имущества залогодержателю (заклад). В случае заклада залогодатель – лицо, предоставившее имущество, имеет право владения этим имуществом, а в некоторых случаях и право пользования. Залогодатель может осуществлять контроль за состоянием и порядком использования заложенного имущества;

Залог, по которому имущество остается у лица, его предоставившего. Например, залог товара в обороте.

По инициативе залогодержателя могут быть ограничены права третьих лиц и собственно заемщика на это имущество.

Рассмотрим эти два вида залога.

Залог товаров в обороте

При таком виде залога, как товары, находящиеся в обороте, предмет залога не передается в распоряжение лицу, выступающему кредитором, а остается у залогодателя.

При этом залогодатель контролирует товары в обороте, являясь при этом представителем другой стороны залоговых отношений.

То есть, залогодатель распоряжается товарами по своему усмотрению, а именно, залогодатель имеет право на изменение состава залога, внося соответствующие корректировки в товарные запасы, сырье, готовую продукцию и прочее имущество.

При этом важно, чтобы стоимость не уменьшалась, по сравнению с той, что указана в договоре. Когда товары реализованы (то есть перешли во владение и пользование приобретателя), они уже не являются предметом залога. И наоборот. Когда заемщик приобретает товары, их рассматривают как предмет залога.

При залоге товаров в обороте заемщик обязан контролировать и соблюдать условия договора, ведя учет всех операций, которые могут повлечь за собой изменение состава или натуральной формы залога. Для этого ему необходимо в обязательном порядке вносить необходимые сведения в Книгу записи залогов.

Права и обязанности сторон при закладе

При закладе основными обязанностями кредитора являются:

Страхование предмета залога на сумму его полной стоимости за счет средств и в интересах заемщика;

Сохранение имущества в целости и сохранности;

Предоставление информации залогодателю о возможной угрозе утраты или повреждения заложенного имущества;

Составление на постоянной основе отчетов о пользовании предметом залога и отправка этих отчетов в адрес заемщика (если такое условие прописано в договоре залога);

Возвращение предмета заклада, когда обязательство выполнено.

Залогодержатель при закладе имеет право на:

Пользование предметом залога в тех случаях, когда договор это предусматривает. При этом полученные доходы покрывают расходы на содержание предмета залога, и идут на погашение процентов и (или) суммы основного долга.

Досрочное исполнение обязательства.

Порядок действий в случае не выполнения обязательств по договору залога

Итак, согласно договору залога, залогодатель передает залогодержателю имущество, которое служит гарантией исполнения взятых обязательств.

Если же эти обязательств не будут выполнены, то кредитор в этом случае вправе удовлетворить требования за счет предмета залога. То есть имущество должника будет продано.

Из этой суммы кредитор забирает сумму долга с начисленными за период действия договора процентами и всякого рода издержками. Разница, если таковая возникает, передается залогодателю. Взамен должник получает полную свободу от долговых обязательств.

Книга записи залогов

Законодательство накладывает на залогодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) обязанность по ведению книги записи залогов, с отражением существенных условий таких сделок в виде реестра.

Этот реестр залогодатели должны предъявлять для ознакомления по требованию заинтересованных лиц.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Муниципальное имущество как основа обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований

Municipal property as the basis for ensuring the financial sustainability of municipalities

Тухбатуллин Рустем Марсилевич
аспирант кафедры финансов
Россия, Казанский (Приволжский) федеральный университет
[email protected]

В статье, на основе анализа законодательства Российской Федерации, автором доказывается, что основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, наряду с местным бюджетом, составляет муниципальное имущество. Для этого, автором подробно проанализированы структура и состав муниципального имущества, а также условия и способы приватизации и залога муниципального имущества. Сделан вывод, что муниципальное имущество, которое может быть приватизировано и заложено, составляет основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований.

муниципальное имущество, муниципальное образование, имущество муниципальных образований, приватизация, залог, имущество казны, финансовая устойчивость, доходы местных бюджетов

Tuhbatullin Rustem Marsilevich
graduate student of chair department «Finance»
Russia, Kazan (Volga region) Federal University
[email protected]

In this article, based on analysis of the legislation of the Russian Federation, the author proves that the basis of ensuring fiscal sustainability of municipalities, along with the local budget, is the municipal property. For this, the author analyzed the structure and composition of the municipal property, as well as the conditions and methods of privatization and of pledge of the municipal property. It is concluded that the municipal property, which can be privatized and pledged, is the basis of ensuring the fiscal sustainability of municipalities.

municipal property, municipal, property municipalities, privatization, mortgage, property, treasury, financial stability, incomes of local budgets

Введение

Проблема финансовой устойчивости публично-правовых образований обсуждается в отечественной экономической литературе. При этом, существуют разные подходы к ее оценке. Не менее обсуждаема проблема оценки финансовой устойчивости муниципальных образований. В данной статье мы разделяем мнение профессора Сабитовой Н.М. в части необходимости разделения финансовой и бюджетной устойчивости [5, с. 29]. К сожалению, основная часть исследователей, при оценке финансовой устойчивости публично-правовых образований, за основу берут лишь их бюджеты, то есть оценивают бюджетную устойчивость, при этом, бюджетная и финансовая устойчивость отождествляются. В отношении муниципального уровня, если обратимся к определению казны муниципального образования, то согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, казна состоит не только из средств соответствующего бюджета, но и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. А согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальное имущество и имущественные права, средства местных бюджетов. По нашему мнению, данные факты свидетельствуют о том, что основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, наряду с местными бюджетами, составляет и муниципальное имущество. В связи с чем, по нашему мнению, понятие финансовой устойчивости является более широким, чем понятие бюджетной устойчивости. И в данной статье мы хотим более подробно рассмотреть какое муниципальное имущество может составлять основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований. Этот вопрос является актуальным и важным в условиях высокой дотационности местных бюджетов, когда муниципальное имущество может выступать в качестве дополнительного источника привлечения финансовых ресурсов для социально-экономического развития муниципалитетов.

Структура и состав муниципального имущества

Проанализируем структуру и состав имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо кратко – муниципального имущества. На рисунке 1, в схематичном виде, представлены структура и состав муниципального имущества.

Рис.1 Структура и состав муниципального имущества

Источник: составлено автором

Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны муниципального образования. Остальное имущество закреплено учредителем, то есть муниципальным образованием, за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно статьям 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество муниципальных унитарных предприятии (МУП) закрепляется на праве хозяйственного ведения, а имущество муниципальных казенных предприятий и муниципальных учреждений – на праве оперативного управления. Необходимо отметить, что, согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальное учреждение может быть трех типов: казенным, бюджетным, автономным. Бюджетные и автономные учреждения создаются муниципальным образованием исключительно для выполнения работ, оказания услуг в различных сферах, в таких как наука, образование, здравоохранение, культура и прочих. Отличие казенных учреждений заключается в том, что, помимо выполнения работ и оказания услуг, они создаются для исполнения муниципальных функции, то есть наделяются определенными властными полномочиями.

Смотрите так же:  Приказ о создании комиссии по списанию брака

Все муниципальное имущество, включая имущество казны, имущество муниципальных унитарных или казенных предприятий, имущество муниципальных учреждений, состоит из движимого и недвижимого имущества. Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимому имуществу относится все, что прочно связано с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. То есть это земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, и иное имущество, которое более подробно представлено в статье 130 Гражданского кодекса РФ. В этой же статье указано, что все то, что не относится к недвижимому имуществу, признается движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. В отношении муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) существует отдельная категория движимого имущества, определяемая как особо ценное движимое имущество, под которым понимается такое движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено [1, п. 11 ст. 9.2; 3, п. 3 ст. 3]. В постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 установлен порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. В этом же постановлении установлено, что виды особо ценного движимого имущества в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений, созданных на основе муниципального имущества, определяются местной администрацией.

Важно подчеркнуть тот факт, что муниципальные предприятия и учреждения не наделяются правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, то есть муниципальным образованием. Именно поэтому они не могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом без согласия своего собственника. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений по различным признакам, включая возможности распоряжения имуществом без согласия учредителя.

Таблица 1 — Сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений по отдельным признакам* [4]

Признак Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Возможность открытия и ведение счетов (лицевых счетов) в кредитной организации «-» «-» «+»
Субсидиарная ответственность учредителя «+» «+» — по обязательствам, возникшим до 01.01.2011

«-» — по обязательствам, возникшим с 01.01.2011

«-»
Получение (предоставление) кредитов (займов) «-» Прямого запрета законодательство РФ не содержит «+»
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя, в т.ч.:
недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств «-» «-» «-»
недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности «-» «-» «+»
особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств «-» «-» «-»
особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности «-» «+» «+»
иным имуществом «-» «+» «+»

*Источник: информационно-правовая система ГАРАНТ.РУ

Как видно из таблицы 1, наибольшую самостоятельность в плане распоряжения финансовыми ресурсами и имуществом имеют автономные и бюджетные учреждения, а наименьшую – казенные учреждения. Что касается муниципальных предприятий, то муниципальные унитарные предприятия, согласно статье 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», распоряжаются движимым имуществом самостоятельно, а недвижимым – только с согласия собственника. А муниципальные казенные предприятия, согласно статье 19 вышеупомянутого Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, распоряжаются принадлежащим им имуществом только с согласия собственника. Также муниципальные предприятия не вправе без согласия собственника совершать различные сделки, связанные с предоставлением и получением займов, поручительств, получением банковских гарантий и иных сделок. Таким образом, ни муниципальное предприятие, ни муниципальное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника этого имущества, то есть муниципального образования. В отношении движимого имущества, без согласия собственника не могут распоряжаться движимым имуществом муниципальные казенные учреждения и предприятия, а муниципальные унитарные предприятия, бюджетные и автономные учреждения имеют такую возможность.

Проанализировав структуру и состав всего муниципального имущества, далее нам необходимо выделить такое имущество, которое может быть рассмотрено в качестве основы обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований. То есть это то имущество, которое, в случае необходимости, может быть реализовано (приватизировано) или заложено муниципальным образованием.

Муниципальное имущество как дополнительный источник привлечения финансовых ресурсов

Каким образом муниципальное имущество может выступать в качестве основы финансовой устойчивости муниципальных образований? Отвечая на данный вопрос, необходимо учитывать тот факт, что любое муниципальное имущество имеет стоимость или цену. То есть при необходимости, оно может быть продано или заложено муниципальным образованием для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, может выступать в качестве гарантии инвесторам со стороны местной администрации при привлечении инвестиционных ресурсов в муниципальную экономику, а также применяться для участия в приоритетных региональных и федеральных программах по развитию предпринимательства и бизнеса в муниципалитетах, где требуется обязательное муниципальное участие. Последнее очень важно для тех муниципалитетов, которые являются дотационными, в бюджете которых нет средств для обеспечения муниципальных и иных гарантии перед инвесторами и для участия в приоритетных региональных и федеральных программах, но которые заинтересованы в привлечении дополнительных финансовых ресурсов и инвестиции для социально-экономического развития своих территорий. Именно поэтому, на наш взгляд, при определении или оценке финансовой устойчивости муниципальных образований необходимо анализировать не только местные бюджеты, но и муниципальное имущество, которое является потенциальным источником привлечения дополнительных финансовых и инвестиционных ресурсов в муниципальную экономику. Необходимо отметить, что некоторая часть используемого и приватизированного (проданного) муниципального имущества уже отражается в доходах местного бюджета и анализируется отечественными авторами при оценке устойчивости местных бюджетов. Речь идет о неналоговых доходах – доходах от использования имущества и доходах от продажи материальных и нематериальных активов. Данные неналоговые доходы вместе взятые, к примеру, составляют в среднем всего лишь 6,1% от всего объема доходов местных бюджетов в Республике Татарстан в 2015 году. То есть это всего лишь малая часть доходов местного бюджета и всего муниципального имущества, учитываемое различными авторами при оценке бюджетной устойчивости. А если сравнить величину всего муниципального имущества с объемом всех доходов местных бюджетов, к примеру, в Республике Татарстан, то по данным 2015 года величина муниципального имущества превышает объемы доходов местных бюджетов более чем в 5 раз. Конечно, необходимо учитывать тот факт, что это все муниципальное имущество не может быть продано или заложено в силу того, что большая часть муниципального имущества закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями и используется в их уставной деятельности.

Для определения муниципального имущества, которое может быть продано, то есть приватизировано или отчуждено на возмездной основе муниципальным образованием, необходимо обратиться к Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В 3 статье данного федерального закона перечислены случаи отчуждения имущества, на которые действие данного федерального закона не распространяется, а такие случаи регулируются иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами. На основе изучения 3 статьи Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ можно сделать вывод, что не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями имущество, то есть имущество казны может быть приватизировано и приватизируется в соответствии с данным федеральным законом. При этом, следует учитывать, что согласно 3 пункту 3 статьи Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, приватизации не подлежит имущество, изъятое из оборота, а также имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности.

В соответствии с данным федеральным законом, существуют следующие способы приватизации муниципального имущества [2, ст. 13]:

  • преобразование муниципального унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа муниципального имущества на аукционе, конкурсе, посредством публичного предложения или без объявления цены;
  • продажа акции акционерных обществ на специализированном аукционе или по результатам доверительного управления;
  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.
  • Органы местного самоуправления осуществляют приватизацию муниципального имущества самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии с данным федеральным законом органы местного самоуправления самостоятельно составляют прогнозные планы (программы) приватизации имущества, определяют цену приватизируемого муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, самостоятельно выбирают способы приватизации муниципального имущества и самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

    Для определения муниципального имущества, которое может быть предметом залога, необходимо обратиться к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В соответствии с 1 пунктом 6 статьи данного федерального закона, ипотека может быть установлена на имущество, которое принадлежит залогодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения. Не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущество, то есть имущество казны принадлежит муниципальному образованию на праве собственности, а значит, в соответствии с данным федеральным законом, может быть заложено. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором оно расположено. Соответственно, здание или сооружение, находящееся в муниципальной собственности, располагается на земельном участке, которое также находится в муниципальной собственности. Однако, в статье 63 Федерального Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» содержится запрет на ипотеку земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поэтому заключение только договора об ипотеке здания или сооружения, без ипотеки земельного участка, на котором оно расположено, будет впоследствии признано ничтожной сделкой. Это означает, что непосредственно передать в залог объекты муниципальной недвижимости, составляющие имущество казны, не получится. Для того, чтобы использовать объекты муниципальной недвижимости в качестве залога, на практике существует лишь следующий легитимный способ. Муниципальная недвижимость, составляющая имущество казны, передается, то есть закрепляется за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с целевым назначением для обеспечения заемных обязательств, что должно быть также прописано в уставе данного унитарного предприятия. И при передаче здания или сооружения в залог вместе с ними передаются в залог и арендные права на земельный участок, который находится в аренде у муниципального унитарного предприятия. Таким образом, не нарушая законодательства Российской Федерации, у муниципальных образований появляется возможность залога муниципальной недвижимости.

    На основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также нормативно-правовых актов муниципального уровня о порядке залога и положений о залоговых фондах, предметами залога не могут являться следующие объекты муниципальной собственности:

    • средства местного бюджета;
    • имущество, изъятое из оборота и имущество, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание;
    • имущество, включенное в план (программу) приватизации либо приватизация которого запрещена;
    • имущество, в отношении которого в установленном законом порядке предусмотрена обязательная приватизация;
    • иные объекты, на которые наложены ограничения к отчуждению.
    • В соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии отсутствия иных законодательных запретов, все остальное муниципальное имущество может быть заложено для обеспечения исполнения обязательств муниципального образования, а также для реализации проектов муниципального значения и создания условий для привлечения инвестиций в муниципальную экономику. К примеру, в Республике Татарстан есть примеры реализации региональных и федеральных программ развития семейных животноводческих ферм в муниципальных районах, где требовалось также обязательное участие муниципальных районов через выделение собственных средств на эти цели. Однако, ввиду дотационности многих муниципальных районов, в их бюджетах не было средств для обеспечения муниципального участия в этих программах. Поэтому, данные муниципальные районы прибегли к варианту с залогом муниципального имущества, которое позволило им обеспечить муниципальное участие в этих программах и привлечь дополнительные региональные и федеральные средства для развития сельского хозяйства на своей территории.

      Заключение

      Таким образом, на наш взгляд, муниципальное имущество может составлять основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, так как оно имеет определенную стоимость, то есть финансовую составляющую, и, в случае необходимости, может быть продано (приватизировано) или заложено муниципальным образованием. Основной целью продажи или приватизации муниципального имущества является привлечение дополнительных финансовых средств в местные бюджеты. А залог имущества применяется преимущественно для обеспечения исполнения обязательств муниципальных образований, а также для реализации инвестиционных проектов муниципального значения и создания условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в муниципальную экономику, что приобретает особую актуальность при нехватке средств в бюджете для этих целей.

      Муниципальным имуществом, которое может быть приватизировано или заложено, является, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, имущество казны муниципальных образований. В случае с залогом муниципального имущества, имущество казны напрямую не может быть предметом залога, однако, путем закрепления или передачи имущества казны муниципальным унитарным предприятиям в хозяйственное ведение, появляется такая возможность. Необходимо учитывать и тот факт, что в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества, то есть муниципальное образование, в праве изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями и казенными предприятиями. Изъятым имуществом собственник распоряжается по своему усмотрению. Это означает, что потенциальным объектом залога или приватизации фактически может являться даже закрепленное на праве оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. В то же время необходимо учитывать и тот факт, что не все имущество казны подлежит приватизации или может быть заложено в силу существующих законодательных запретов, рассмотренных в данной статье. Однако, на наш взгляд кажется логичным, что чем большим муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны, владеет муниципальное образование, тем больше в их составе будет имущества, которое может быть приватизировано или заложено, а значит тем выше будет и финансовая устойчивость муниципальных образований. Конечно, могут быть исключения и для более точной оценки такого имущества необходима подробная и детализированная информация о составе всего муниципального имущества оцениваемых муниципальных образований.

      Объявление

      Залог муниципального имущества

    • Регистрация: 29.11.2006
    • 1. ГК ст 350 — реализация заложенного имущества с торгов,
      2. Разрешение на заключение договора залогу муниц.имущества дает тот, что имеет право распоряжеться этим имуществот по Уставу города, чаще — местний орган представительной власти.
      3. Есть органичение по Бюджетному кодексу (ст. 111 и далее) к ОМСУ, но в данном случае это не наша песня.
      4. Бюджет в данном вопросе совсем ни при чем!

      КАКИЕ ЕЩЕ «муниципальное имущество имеет серьезные ограничения по продаже. » .

      Это не продажа, а взыскание по кредиту.

    • Регистрация: 21.10.2005
    • Сообщений: 477
    • Сообщений: 10
    • Комментарий

    • Регистрация: 23.04.2002
    • Сообщений: 1716
    • Olga O.
      Это не продажа, а взыскание по кредиту.
      При определении возможности принятия в залог имущества в первую очередь оценивается возможность продажи залогодателем этого имущества, т.е. полная дееспособность владельца.
      В вашем случае существуют ограничения: а именно такое имущество может продаваться только по конкурсу (т.е. вобщем-то совпадает с условиями реализации залогов), но вот необходимо смотреть конкретные документы (Устав муниципалитета и пр.) как и кем принимается решение о выставлении имущества на торги. Один из вариантов, что продажа/приватизация данного имущества должна быть предусмотрена бюджетом, если же этого нет, то ни-ни. Разумеется бюджет может быть скорректирован по ходу дела.
      Сталкивался: со следующей ситуацией: выставлено муниципальное здание в аренду, но мне была интересна собственность (идеальное расположение, только необходима полная реконструкция здания, второй этаж деревянный, вспыхнет как спичка): говорят не предусмотрено, мы можем только сдать в аренду по конкурсу.

      «административный ресурс» раз уж вступил в гражданско-хозяйственную деятельность , подписав кредитный договор, административным ресурсом уже не является.
      (многозначительное молчание)
      Ну кто-то же должен попробовать и доказать, что кредитование МО возможно.
      А кто сказал, что не возможно? Риски (в основном юридические)и их обеспечение.

      • Регистрация: 18.06.2004
      • Сообщений: 940
      • Посмотрите Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями от 8 декабря 2003 г.)

        Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия

        2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, ….. или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

        Коментарий: Пункт 2 ст. 18 Закона по смыслу воспроизводит общую норму первого абзаца п. 2 ст. 295 ГК РФ. Отличие п. 2 комментируемой статьи от названного положения ГК РФ заключается лишь в том, что в последнем не указаны виды унитарных предприятий, создаваемых на праве хозяйственного ведения.

        3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

        Коментарий: Установленное в п. 3 Закона положение имеет важное значение. Оно основано на ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которой унитарные предприятия всех видов, в отличие от иных коммерческих организаций, наделены не общей, а специальной (целевой) правоспособностью. В связи с этим необходимо обратить внимание на п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (Вестник ВАС РФ, 1998, N 10). В нем установлено, что в случаях, когда действия предприятия, в т.ч. и осуществленные в порядке требований п. 2 ст. 295 ГК РФ, по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием.Таким образом, сделка, нарушающая требование п. 3 комментируемой статьи, является ничтожной. Недействительность этой сделки вытекает из самого факта ее совершения (признание ее недействительной судом не требуется). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, в частности, уполномоченным органом (см. ст. 166-168 ГК РФ).
        Например, на основании ст. 168 ГК РФ будут ничтожными следующие сделки названных унитарных предприятий, совершенные ими без согласия собственника: купля-продажа, ипотека, аренда недвижимого имущества, внесение этого имущества в качестве вклада в уставный капитал соответствующего юридического лица, вклада в общее дело по договору простого товарищества, продажа акций. Следует обратить внимание на то, что будут ничтожными сделки таких предприятий и с движимым имуществом, распоряжаться которым они вправе самостоятельно (например, продажа или передача в аренду на длительный срок оборудования, непосредственно участвующего в производственном процессе).
        Судебной практике известны случаи, когда между собственниками унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и данными предприятиями заключались договоры, изменяющие характер и пределы правомочий, установленных ст. 294, 295 ГК РФ (т.е. унитарному предприятию предоставлялось право (согласие) на будущее самостоятельно распоряжаться тем или иным недвижимым имуществом). Условия таких договоров являются ничтожными (см. п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». — Вестник ВАС РФ, 1996, N 9). Естественно, что и любые договоры, заключенные такими организациями в процессе хозяйственной деятельности на основании подобных соглашений, являются ничтожными.

        Муниципальное имущество в залог

        Вправе ли городские и сельские поселения отдавать имущество в залог?

        Органы местного самоуправления имеют право передавать в залог имущество по рыночной стоимости в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (ст. 334-358), Федеральным законом от 16.07.1998 № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Уставом поселе­ния, положением по управлению имуществом, принятыми в муниципальном поселении.

        Вправе ли городские и сельские поселения вносить имущество в качестве вклада в устав­ный капитал хозяйственных обществ и това­риществ?

        В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (п. 4 ст. 66) МСУ не вправе выступать участниками хозяйственных об­ществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

        Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 п. 1, ст. 68 органы МСУ могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйствен­ных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

        Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 178 от 21.12.2001 «О приватизации государственного и му­ниципального имущества» в качестве способа приватиза­ции муниципального имущества предусматривается, что по решению органа МСУ муниципальное имущество мо­жет быть внесено в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

        Следовательно, приобретение имущества на праве част­ной собственности должно допускаться лишь в режиме за­конодательства о приватизации (ст. 217 ГК РФ).

        Во всех остальных случаях внесение объектов в устав­ный капитал хозяйственных обществ, товариществ долж­но осуществляться лишь путем передачи права пользова­ния ими (Имущественные права, ст. 15, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»), а не по праву собственности.

        Унитарное предприятие может с согласия собственника вносить имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, товариществ (ст. 295 ГК РФ и ФЗ-161 от 14.11.2002).

        Давать муниципальное имущество в Комсомольске под банковский залог хотят на семь лет (ВИДЕО)

        Глава администрации Комсомольска внёс предложение в пять раз увеличить срок предоставления объектов недвижимости муниципалитета предпринимателям для обеспечения их банковских кредитов. В настоящее время, согласно Положению о залоговом фонде, городское имущество в этих целях предоставляется инвесторам на полтора года.

        В 2016 году в Комсомольске был сформирован залоговый фонд, как одна из дополнительных мер, направленных на улучшение условий для бизнес-деятельности и увеличение притока инвестиций в экономику города. Суть идеи заключается в том, что предпринимателю, чей инвест-проект шибко понравился властям, но, чтобы его реализовать, нужно брать кредит в банке, оказывается помощь в виде предоставления недвижимости в качестве имущественного обеспечения займа.

        Депутаты поинтересовались у представителя мэрии, какова потребность давать залоговое имущество на более длительный срок.

        ? Потребность по большому счёту отсутствует, ? сказала Елена Гутник, заместитель председателя комитета по управлению имуществом. – Все, кто обращались, просили увеличить срок как минимум. Если срок увеличим, надеемся, что желающие найдутся. Заявления поступают, было два обращения.

        Народных избранников смутила столь ощутимая разница прежнего срока с предлагаемым нынче.

        ? Складывается впечатление, что этот срок – семь лет – делается специально под кого-то, ? заметил Андрей Староселец. – Семилетнее кредитование в условиях политической и экономической ситуации в стране просто опасно. Отдав имущество в залог на такой срок, мы с вами в итоге можем его просто лишиться. 18 месяцев – это нормальный срок, здесь легче контролировать. Если есть конкретный проект, давайте его обсуждать.

        Гутник заверила депутатов, что никакого конкретного проекта не существует, мол, семилетний срок предлагается, исходя из анализа обращений инвесторов, заинтересовавшихся возможностью взять кредит под залог муниципальной недвижимости или пакета акций. А опасения депутатов, по её словам, напрасны.

        ? Мы не настолько сильно рискуем своим имуществом, поскольку у нас заложены механизмы специального страхования, ? сказала Елена Гутник.

        К страхованию залога народные избранники отнеслись скептически – мол, у вас это, может быть, и предусмотрено, тогда вам «осталось удивить этим страховую компанию». В итоге проект решения об увеличении срока предоставления муниципального имущества под залог выносить на рассмотрение думы не стали, отправив его на доработку.

        Отметим, что в настоящее время залоговый фонд Комсомольска состоит из восьми объектов недвижимости и двух пакетов акций предприятий.

        § 4. Запрет на залог отдельных видов имущества

        Запрет на залог определенных видов имущества должен быть обоснован теми или иными юридическими, экономическими или политическими причинами.

        К случаям, когда закон прямо запрещает залог отдельных видов имущества, относятся и случаи, указанные в ст.

        Положение, запрещающее ипотеку имущества, в отношении которого приватизация запрещена, легко объяснить, поскольку такое имущество фактически представляет собой (во всяком случае, на данный момент времени) имущество, изъятое из оборота.

        Запрет на залог имущества, подлежащего обязательной приватизации, напротив, объяснить можно, только исходя из норм приватизационного законодательства.

        Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными указанным Законом. В п. 1 ст. 13 предусмотрено, что приватизация государственного и муниципального имущества возможна только одним из следующих способов:

        «1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2)

        продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3)

        продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4)

        продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5)

        продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6)

        продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7)

        продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8)

        продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9)

        внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10)

        продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления».

        Как очевидно следует из этого перечня способов приватизации государственного и муниципального имущества, в случае, если бы залог такого имущества был бы возможен, то в силу Закона о приватизации его отчуждение в частную собственность физических и юридических лиц, с одной стороны, не могло бы быть осуществлено в порядке обращения на него взыскания (в судебном или внесудебном порядке) и в результате последующей реализации в соответствии с общими правилами гражданского законодательства о порядке обращения взыскания и реализации заложенного имущества.

        Любопытно, однако, что подобного запрета формально законодатель не устанавливает в отношении движимого государственного и муниципального имущества, подлежащего приватизации. Тем не менее, как представляется, и в отношении такого движимого имущества его залог следует признать невозможным, поскольку в случае обращения на него взыскания будут нарушены императивные нормы российского приватизационного законодательства о порядке отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность при его приватизации.

        Соображениями подобного рода, хотя и не абсолютно идентичными, видимо, следует объяснить установленный п. 1 ст. 63 Закона об ипотеке запрет на ипотеку земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, указанных в п. 1 ст. 62.1 этого Закона. Согласно же п. 1 ст. 62.1 предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

        Хотя п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), гарантируя право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, устанавливает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, однако одновременно Кодекс устанавливает специальные императивные правила об отчуждении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность. Следствием этих специальных правил и является, по существу, установленный Законом об ипотеке общий запрет на ипотеку государственных и муниципальных земельных участков.

        Во-первых, в ряде случаев российское законодательство закрепляет за строго определенными лицами право на приобретение государственных и муниципальных земельных участков в собственность.

        Так, например, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на их приватизацию (абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ), а религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно (абз. 3 п. 1 ст. 36 ЗК РФ). В силу п. 5 ст. 20 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их однократно бесплатно в собственность.

        Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования до вступления в силу Земельного кодекса РФ, но которым такие участки в силу п. 1 ст. 20 ЗК РФ более на таком праве предоставляться не могут, вправе до 1 января 2008 г. по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

        Очевидно, что во всех указанных и иных случаях, когда законодатель признает за участниками оборота право на приобретение земельных участков, собственники этих участков (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) должны обеспечить, чтобы соответствующие участки на момент реализации участниками оборота этого права были свободны от таких обременений, как ипотека. По существу, данная правовая позиция вытекает из нормы п. 1 ст. 460 ГК РФ, обязывающей продавца передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

        Правовой гарантией в данной ситуации служит введенный законодателем общий запрет на ипотеку государственных и муниципальных земель.

        Во-вторых, российским законодательством также предусмотрено в определенных ситуациях право участников оборота на пользование государственными или муниципальными земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования. В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ «в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления».

        Однако действующее гражданское законодательство не предусматривает возможность ипотеки собственником земельного участка, переданного им другому лицу на праве постоянного бессрочного пользования. Кроме того, если бы ипотека подобных участков была бы разрешена, то при переходе их в частные руки вследствие обращения на них взыскания и реализации в установленном порядке лица, имевшие на эти участки право постоянного (бессрочного) пользования, это право неизбежно бы утратили. В силу п. 1 ст. 268 ГК РФ каким-либо субъектам гражданского оборота на праве постоянного (бессрочного) пользования могут принадлежать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Следовательно, прекращение права государственной или муниципальной собственности на земельный участок в результате отчуждения его в частную собственность влечет и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, на котором этот участок был предоставлен какому-либо лицу.

        В-третьих, Земельный кодекс РФ устанавливает специальные правила о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для определенных целей. Так, например, ст. 30 ЗК РФ регламентирует общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ст. 30.1 определяет особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а ст. 30.2 — особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен ст. 34 ЗК РФ.

        Как уже отмечалось выше, в силу императивного характера правил российского земельного законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных земельных участков гражданам и юридическим лицам в частную собственность ипотеку таких земельных участков также следует признать невозможной, поскольку в случае обращения на них взыскания и реализации их как предметов ипотеки будут нарушены эти императивные нормы законодательства.

        На этом основании может быть сделан один общий вывод, согласно которому недопустим залог такого имущества, отчуждение которого допускается в силу императивных норм закона только в таком порядке и такими способами, которые не согласуются с установленными гражданским законодательством порядком и способами реализации такого имущества при его залоге.

        Смотрите так же:  Образец заявления в подотчет на командировку

    Оставьте комментарий