Лицензия на осуществление строительства зданий и сооружений

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ в статью 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326 утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

вещание дополнительной информации;

деятельность по распространению шифровальных средств;

деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств;

предоставление услуг в области шифрования информации;

деятельность по производству специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации;

деятельность центров обязательной сертификации;

деятельность испытательных лабораторий (экспертных центров) в области обязательной сертификации;

производство специальных средств самообороны;

утилизация систем вооружения, военной техники, специальных средств самообороны, боеприпасов;

проектирование взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

проектирование горных производств и объектов;

проектирование магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

проектирование котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;

строительство взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

строительство горных производств и объектов;

строительство магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

производство котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;

эксплуатация взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

эксплуатация горных производств и объектов;

эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

эксплуатация котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

ремонт взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

ремонт горных производств и объектов;

ремонт магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

производство взрывозащищенного электротехнического оборудования;

производство аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

монтаж взрывозащищенного электротехнического оборудования;

монтаж аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

монтаж котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

эксплуатация бурового оборудования;

эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования;

эксплуатация геолого-разведочного оборудования;

эксплуатация горно-шахтного оборудования;

эксплуатация взрывозащищенного электротехнического оборудования;

эксплуатация аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

ремонт взрывозащищенного электротехнического оборудования;

ремонт аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

производство взрывчатых материалов промышленного назначения;

производство оборудования и приборов взрывного дела;

испытание взрывчатых материалов промышленного назначения;

испытание оборудования и приборов взрывного дела;

хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;

хранение оборудования и приборов взрывного дела;

распространение взрывчатых материалов промышленного назначения;

распространение оборудования и приборов взрывного дела;

применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

применение оборудования и приборов взрывного дела;

производство подводных работ специального назначения;

производство драгоценных металлов, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;

деятельность по проведению геолого-съемочных работ;

деятельность по производству электрической и тепловой энергии;

деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей;

деятельность по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии;

деятельность по получению (покупке) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности);

переработка нефти и транспортировка по магистральным нефтепроводам и продуктопроводам нефти и продуктов ее переработки;

хранение нефти и продуктов ее переработки;

переработка газа и транспортировка по магистральным газопроводам газа и продуктов его переработки;

хранение газа и продуктов его переработки;

осуществление инженерных изысканий для строительства;

гидрометеорологическая экспертиза проектов строительства и освоения территорий;

деятельность по проектированию зданий и сооружений;

деятельность по строительству зданий и сооружений;

производство строительных конструкций и материалов;

погрузочно-разгрузочная деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей на федеральном железнодорожном транспорте;

деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте;

деятельность по изготовлению технологического оборудования для промышленного производства этилового спирта, а также для промышленного производства и розлива алкогольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность по реализации технологического оборудования, в том числе импортного технологического оборудования, для промышленного производства этилового спирта, а также для промышленного производства и розлива алкогольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна;

деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий;

деятельность по закупке зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

деятельность по переработке зерна для государственных нужд;

деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

деятельность по реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

производство изделий медицинского назначения;

хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

производство медицинской техники;

распространение, в том числе предоставление в пользование, медицинской техники;

техническое обслуживание медицинской техники;

культивирование растений, указанных в статье 9 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

разработка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

разработка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

производство наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

производство психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

изготовление наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

изготовление психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

переработка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

переработка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

хранение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

хранение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

перевозка и пересылка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

перевозка и пересылка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

отпуск и реализация наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

отпуск и реализация психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

распределение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

распределение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

приобретение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

приобретение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

использование наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

использование психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

уничтожение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

уничтожение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

перевозки грузов морским транспортом;

перевозки пассажиров морским транспортом;

деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;

буксировка судов и иных плавучих средств;

агентское обслуживание морских судов в морских портах;

сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

шипчандлерское обслуживание морских судов в морских портах;

техническое обслуживание морских судов в морских портах;

навигационное обслуживание морских судов в морских портах;

водолазные работы по обслуживанию морских судов в морских портах;

проводка морских судов лоцманами и береговыми службами управления движением морских судов;

деятельность по осуществлению швартования морских судов в морских портах;

сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов на акваториях морских портов и их очистка;

обслуживание пассажиров на территориях и акваториях морских портов и рейдов;

перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

перегрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

агентская деятельность на внутреннем водном транспорте;

лоцманская проводка судов на внутреннем водном транспорте;

деятельность по проведению океанографических работ;

деятельность по проведению гелиогеофизических работ;

деятельность по проведению работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

деятельность по проведению геофизических работ в области изучения недр;

деятельность по бурению скважин на воду;

деятельность по бурению геолого-разведочных скважин на твердые полезные ископаемые;

деятельность по утилизации отходов производства и потребления;

описание, консервация, реставрация архивных документов;

деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

деятельность по реставрации музейных предметов;

организация и проведение лотерей;

распространение и ремонт контрольно-кассовых машин;

деятельность по использованию радиоактивных материалов;

производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;

эксплуатация инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов;

публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;

распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;

Смотрите так же:  Хищение в особо крупном размере рб

воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;

распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей;

воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей;

организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению;

деятельность инвестиционных фондов;

деятельность по управлению инвестиционными фондами и паевыми инвестиционными фондами;

деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов;

деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды;

перевозочная и транспортно-эксплуатационная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта;

проектирование централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

строительство централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения) и физических лиц;

деятельность по изготовлению и нумерации официальных бланков органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения);

деятельность по изготовлению всех видов бланков, форма которых утверждена решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды,

а также другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации

Лицензирование строительно-монтажных работ на территории России было введено в 1991 году на основании закона РФ «О защите прав потребителей» и постановления Правительства РФ № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РФ». Лицензированию подлежали такие виды работ, как проектирование, СМР, инженерно-геодезические работы и изыскания, производство строительных материалов. Позднее к списку лицензируемых работ добавилось лицензирование выполнения архитектурной и эксплуатационно-ремонтной деятельности. Согласно действующему на тот момент законодательству лицензированию подлежали все физические и юридические лица, имеющие намерение или выполняющие работы по вышеуказанным видам деятельности.

Сегодня, следуя политике страны на дебюрократизацию госаппарата и общества в целом, список видов деятельности, подлежащий лицензированию, как и самих центров лицензирования, значительно сократился. На текущий момент, согласно 128-ФЗ и принятому в Госстрое РФ классификатору, лицензированию в строительстве подлежит только выполнение проектных работ и работ по строительно-монтажной деятельности.

Необходимость лицензирования указанных работ назревала давно. Далеко не каждый заказчик может согласиться с тем, что работы по договору с ним выполнены контрагентом с надлежащим мастерством силами людей с необходимым опытом работы, безукоризненной репутацией и имеющих нужную квалификацию.

По существу процесс лицензирования есть не что иное как экспертиза физического или юридического лица, подавшего заявку, а также поступивших документов соискателя лицензии на предмет готовности к выполнению им заявленных видов деятельности. Специальной комиссией проверяется наличие технической базы, уровень контроля по выполнению технологического процесса, а также наличие квалифицированных кадров, имеющих к тому же необходимый стаж работы. Также соискатель должен иметь и необходимую библиотеку нормативных документов. Особенное внимание уделяется и наличию отзывов от заказчиков соискателя.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ № 174 от 21.03.2002 г. и «Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» и «Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» от 21.03.2002 г. добавилось такое требование к лицензиату, как наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (для соискателей по проектной деятельности) и такого же количества специалистов с высшим профессиональным образованием и стажем работы не менее 3-х лет по специальности (для специалистов с высшим образованием) и не менее 5-ти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием) для фирм, занимающихся строительно-монтажной деятельностью. Эти условия являются более жесткими по сравнению с условиями, обозначенными в предыдущем положении о лицензировании, базирующемся на старом федеральном законе.

Вступившее в силу положение о лицензировании СМР однозначно регламентирует и наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на иных законных основаниях зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, механизированного и иного ручного инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений. При соблюдении вышеуказанных условий лицензия выдается на срок до 5 лет.

Следует отметить, что процесс выбора лицензируемых видов работ не носит спонтанный характер, а упорядочен вступившим недавно в действие Классификатором проектных и строительно-монтажных работ для зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, который был утвержден Госстроем РФ.

Классификатор состоит из трех частей:

В инженерно-геодезическом разделе представлен очень широкий спектр видов работ. Здесь присутствуют работы по созданию опорных и съемочных геодезических сетей, топографические съемки, инженерно-гидрографические работы, инженерно-геологические, гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, работы по формированию и ведению ведомственных картографо-геодезическогих фондов, работы по контролю качества работ и инжиниринговые услуги в области изысканий.

В разделе проектных работ более точно выделены понятия по архитектурно-строительному проектированию, а также по строительному конструированию. Появились более четкие градации по объектам и видам работ, относящихся к проектной деятельности. Нынешний классификатор в разделе «Проектирование» стал более проработанным. В нем появились подразделы, включающие в себя конкретные виды выполняемых работ, что существенно упрощает процесс их выбора при лицензировании. Подраздел «Технологическое проектирование» разбит на тематические связки, такие как проектирование жилых зданий и комплексов, общественные сооружения, производственные здания и сооружения, объекты транспортного

назначения, сельскохозяйственные здания и сооружения. Добавлены разделы, ранее во «Временном примерном классификаторе» не встречавшиеся. Например, увеличено количество работ по проектированию специальных сооружений, таких как объекты военно-промышленного комплекса, объекты и учреждения уголовно-исправительной системы, объекты и сооружения аэрокосмической съемки, и добавлены работы, связанные с подготовкой тендерной документации для подрядных торгов. Не забыто и проектирование объектов межотраслевого хозяйства: мачты, башни, резервуары, газгольдеры, вантовые конструкции, дамбы, объекты и сооружения, аккумулирующие нетрадиционные виды энергии.

В разделе, касающемся проектирования инженерных сетей и коммуникаций, представлен широкий спектр внутренних и наружных сетей объектов, проектирование которых подлежит лицензированию.

Внимание уделено и проектированию транспортного строительства. Подлежат лицензированию работы по проектированию подъездных дорог к объектам строительства, внутрихозяйственных автодорог, автомобильных дорог I-V категорий, а также метрополитена, мостов, тоннелей и т. д.

Разработки специальных разделов проектной документации (охрана окружающей среды, организация строительства, сметная документация, архитектурное освещение, эффективность инвестиций) также подлежат лицензированию, равно как и осуществление функций генерального проектировщика. В классификаторе освещены и работы по проектному инжинирингу: оформление исходно-разрешительной документации, разработка инвестиционных намерений и технико-экономических обоснований в строительстве, организация деятельности проектировщиков.

Аналогичный подход прослеживается и по разделу строительно-монтажной деятельности. В него включены работы по проведению инженерно-геодезических изысканий, подготовительные работы, земляные работы, свайные работы, каменные работы, работы с бетоном и железобетоном. Монтажные работы разбиты на монтаж конструкций общестроительного назначения (деревянные, бетонные, каменные, каркасно-обшивные, всевозможные ограждающие и пр.) и монтаж технологического оборудования и специальных конструкций. Специальные конструкции и технологическое оборудование очень широко освещено в одноименном разделе классификатора. В качестве примера можно привести такие конструкции, как подъемно-транспортные, теплосиловые, оборудование атомных электростанций и пр.

Виды работ по пусконаладке технологического оборудования более четко приведены в соответствие с монтажом.

Смонтированные конструкции нуждаются в гидро-, теплоизоляции и тщательной отделке. Отделочные, кровельные работы, работы по устройству полов, изоляционные работы присутствуют в классификаторе.

Немаловажно и то, что в классификаторе сведены воедино работы в рамках отраслевого и функционального назначений объектов (сельскохозяйственные объекты, объекты транспортного строительства, объекты военно-промышленного комплекса, объекты аэрокосмической отрасли и т. д.). Например, соискатели, выполняющие комплексные работы по объектам, могут теперь получить лицензию на проектирование, монтаж, пусконаладку, функции управления и эксплуатации объектов в гарантийный период, а при наличии соответствующего оборудования – организацию контроля качества выполняемых работ.

В соответствии с расширением применения на строительном рынке различных видов систем и технологий в действующий классификатор включены соответствующие подсистемы (например, магистральные кабельные, внутризоновые линии связи, соединительные, местные электрические, волоконно-оптические, воздушные линии связи).

Особенно хочется отметить, что в соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежит не только деятельность, непосредственно связанная с выполнением вышеуказанных работ, но и деятельность по выполнению функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика. Лицензированию подлежит деятельность по строительному инжинирингу (технический надзор за строительством, организация управления строительством, предоставление технологий, организация поставки технологического оборудования, оказание помощи в управлении производством, экспертно-консультационная деятельность).

Следует учесть, что участие в разработке тендерной документации тоже отнесено к выполнению СМР. Проведение предварительных исследований, содействие в проведении торгов, разработка условий предквалификационного отбора соискателей, экспертиза оферт, выдача рекомендаций по определению победителя торгов и консультации по условиям контракта подлежат лицензированию в Федеральном лицензионном центре (ФЛЦ) при Госстрое РФ.

В классификаторе представлены работы, к выполнению которых предъявляются повышенные требования, касающиеся наличия у соискателя лицензии специалистов узкой квалификации и соответствующего материально-технического обеспечения. Выполнение таких работ требует повышенных мер безопасности и должно проводиться под контролем аккредитованной при ФЛЦ специализированной лаборатории по качеству. Например, проведение работ по монтажу зданий высотой более 40 метров или монтажу и пусконаладке тепловых сетей с теплоносителем свыше 115°С. Необходимость получения экспертного заключения специализированных базовых центров для выполнения вышеуказанных работ предусмотрено действующим законодательством.

Обязательным условием получения лицензии является наличие страхового полиса на предмет страхования строительных рисков у соискателя лицензии. Эта превентивная мера введена после участившихся случаев повреждения строящихся конструкций и сооружений.

С вступлением в силу нового КЗОТ РФ особую роль в строительстве стали играть меры по защите охраны труда работников на предприятии. При отсутствии вышеуказанных мер на предприятии лицензия государством не выдается.

Следует отметить, что не все виды работ по строительству и монтажу оборудования лицензируются Федеральным лицензионным центром при Госстрое РФ. Часть видов сопутствующих работ (например, работ по замеру сопротивления изоляции проводов или определению петли фаза-нуль) лицензируются Министерством топлива и энергетики РФ, а работы по монтажу систем пожаротушения лицензируются и в ФЛЦ при Госстрое, и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Данное разделение компетенций Центров при лицензировании способно ввести в заблуждение соискателя, незнакомого с федеральным законодательством РФ и с соответствующими положениями о лицензировании, принимаемыми Правительством РФ.

Несомненно, указанные меры способствуют росту качества выполняемых работ на рынке строительно-монтажных и проектных услуг, а также помогают упорядочить отношения между субъектами строительной деятельности, что значительно расширяет возможность интеграции России в Европейское сообщество. Этому способствуют и недавно принятые в России законы о лицензировании. Однако следует учесть, что в рыночных условиях нарастающий спрос всегда диктует предложение. А Россия в настоящее время – страна с рыночной экономикой, что уже является общепризнанным фактом. Поэтому для последующей интеграции в мировую экономику России необходимо внести свой вклад, касающийся приведению строительных норм и правил в соответствии с мировыми требованиями.

Смотрите так же:  Субсидия на такси 2020

Нормативные документы

Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом

Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур (далее именуется – деятельность по проектированию зданий и сооружений).

2. Лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее именуется – лицензирующий орган).

3. Лицензия на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.

4. Лицензионными требованиями и условиями являются:

а) наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и застройке территорий, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному обслуживанию, сетям и системам, транспорту, специальным разделам проекта), имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет; наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего профессионального образования и стажа работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет;

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих проектирование зданий и сооружений;

г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве;

д) наличие системы контроля за качеством разрабатываемой правовой документации.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

— наименования организационно-правовой формы и места нахождения – для юридического лица;

— фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность – для индивидуального предпринимателя;

— лицензируемой деятельности, ее состава и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица – для юридического лица; копию свидетельства государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов, документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Копии документов, указанных в подпунктах б) и в) настоящего пункта, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

6. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать специализированные проектные организации, профессионально-творческие организации в области строительства, архитектуры и градостроительства, органы (организации) государственной экспертизы, надзорные

органы, а также отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят для лицензирующего органа рекомендательный характер.

7. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

— наименование и организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, места нахождения – для юридического лица;

— фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

— код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;

г) адреса зданий и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о выдаче лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении срока действия лицензии;

к) сведения о переоформлении лицензии;

л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

8. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действий лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.

9. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок в письменной форме лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

10. Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.

11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Положением.

О Своде правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом»

Постановлением от 14.02.02 г. № 6 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС) и Межрегиональным центром обучения и качества легкокаркасного домостроения.

О своде правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

Постановлением от 14.02.02 г. № 7 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС), АО «ЦНИИПромзданий» и НП «АВОК».

О Своде правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом»

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановлением от 04.06.02 г. № 34 одобрил Свод правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом». Свод правил разработан Государственным унитарным предприятием «НИИМосстрой» и Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС).

Выполнение указаний данного Свода правил обеспечит соблюдение обязательных требований к наружным системам водоснабжения, установленных действующими СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 3-05.04-85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации».

В Своде правил рассмотрены вопросы, касающиеся применения труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, изготовляемых, например, Синарским и Липецким трубными заводами. Приведены основные показатели труб, соединительных частей и способы их соединения, рассмотрены правила хранения труб, вопросы монтажа и испытания трубопроводов, а также техники безопасности при их монтаже. Приведены методики гидравлического расчета трубопроводов водоснабжения, а также выбора типоразмеров труб для напорных трубопроводов при подземной прокладке в грунте с учетом требований прочности, предъявляемых к водопроводным сетям.

О теплозащите строящихся зданий

Госстрой России принимает последовательные меры по повышению энергоэффективности строящихся зданий и сооружений.

Постановлениями Госкомитета от 11.08.95 г. № 18-81 и от 19.01.98 г. № 18-8 приняты изменения №№ 3 и 4 строительных норм и правил СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника», устанавливающие новые повышенные требования к теплозащите ограждающих, в том числе светопрозрачных, конструкций зданий.

По поручению Госстроя России АО «ЦНИИЭПжилища» в 1999 году выполнило работу по объективной оценке экономической обоснованности принятых нормативных требований. Результаты указанной работы свидетельствуют о том, что новые нормативные требования обоснованы и практически реализуемы.

За истекший после принятия изменений №№ 3 и 4 к СНиП II-3-79 период в Российской Федерации создана соответствующая база для сооружения зданий, отвечающих нормативным требованиям по теплозащите. Разработаны новые технологии, выпускаются необходимые для реализации указанных требований строительные материалы, оконные и дверные блоки. В ряде субъектов Российской Федерации приняты в этом плане территориальные строительные нормы.

Постановлением Госстроя России от 02.02.98 № 18-11 с 1 января 2000 года была запрещена приемка в эксплуатацию объектов при нарушении действующих норм по теплозащите ограждающих конструкций, независимо от начала их строительства.

Тем не менее, в отдельных субъектах Российской Федерации требования указанных выше постановлений не соблюдаются. В первую очередь это относится к Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, для которых вопросы теплоэнергосбережения должны быть первостепенными.

Госстрой России подтверждает требования СНиП II-3-79* и зарегистрированных Госкомитетом территориальных строительных норм к наружным ограждающим конструкциям зданий и запрещает приемку их в эксплуатацию при нарушении указанных требований, независимо от начала строительства.

Смотрите так же:  Нотариус г. Владивостока

Лицензирование в строительстве отменяется

У организации есть лицензия на осуществление строительства зданий и сооружений, выданная на срок до 25 декабря 2013 г. Можно ли выполнять разрешенные виды работ до окончания срока действия лицензии, не вступая в саморегулируемую организацию?

Согласно п. 6.1 ст.18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ) с 1 января 2010 г. прекратилось лицензирование деятельности по строительству зданий и сооружений. С этой даты работы по строительству, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства и включенные в Перечень, утвержденный приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274, могут выполнять только юридические лица (либо индивидуальные предприниматели), имеющие выданные СРО свидетельства о допуске к таким работам (п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Продление действия ранее выданных лицензий на строительство зданий и сооружений после 1 января 2010 г. до окончания их срока законодательством не предусмотрено. Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.11.2009 № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона „О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, с 1 января 2010 г. в сфере строительства прекратилось действие лицензий на осуществление следующих видов деятельности:

— проектирования зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

— строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

— инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

В соответствии с названным законом с нового года прекращается действие и тех лицензий, срок действия которых продлен. Поэтому организация обязана получить свидетельство о допуске к указанным видам работ, вступив в СРО (п. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).

Административное наказание за выполнение строительных работ без свидетельства о допуске — штраф от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ).

По ФЗ №273 от 25.11.2009 года все ранее действующие строительные лицензии утратили силу 01.01.2010 года. С этого момента для выполнения работ в этой сфере требуется допуск СРО (саморегулируемой организации) на выполнение строительных работ. Оформление такого допуска позволяет решить главные задачи:

  • Обеспечить собственную защиту.
  • Задача органа заключается в обеспечении и регулировании взаимодействия между компаниями, которые занимаются проектной деятельностью, а также лицами, выступающими в роли заказчиков. СРО помогает в решении спорных моментов и работает над повышением качества выполняемых проектов посредством проведения обучения сотрудников организаций и оказания информационных услуг. Получение допуска СРО делает проектную организацию более конкурентоспособной и повышает шансы на заключение крупных договоров.

    Принципы получения разрешения на проектирования и его цена зависят от того, кто выступает в роли соискателя. Рассмотрим алгоритм действий для каждого из вариантов.

    Для получения разрешения, позволяющего осуществлять работы по проектированию частного дома, стоит обратиться в отдел архитектуры и градостроительства в своем регионе. Из документов потребуется выписка из кадастрового паспорта для земельного надела и кадастровый план (копия). Если на участке земли, где планируется возведение объекта, уже имеются другие постройки, необходимо предъявить кадастровый план построек (копию), а также выписку из кадастрового паспорта. Для этого стоит обратиться в БТИ.

    Последним этапом является обращение в местную администрацию и резервирование там документов. Разрешение выдается на срок до 10 лет. Если за этот период получатель не успел возвести постройку, документ придется продлить.

    По законодательству (ГК РФ) лицензия на проектирование и строительство может оформляться физическими лицами (ИП) и компаниями (юрлицами). У предприятия, которое ведет такую деятельность, должна быть соответствующая запись в уставе. Подобный список работ может быть получен в Госкомстате и ближайшем к компании ФНС.

    Если организация зарегистрирована, как благотворительная или некоммерческая структура, лучшим решением является регистрация дочернего предприятия, имеющего право получать прибыль за счет выполнения работ по проектированию.

    Если разрешение требуется ИП, он должен иметь регистрационное свидетельство. Документ можно оформить по месту жительства. В нем должно быть точное указание основных видов выполняемой деятельности. Кроме того, требуется отметка ФНС о постановке на учет.

    При наличии на руках уставных документов или бумаг, способных подтвердить возможность заниматься теми или иными видами работ, можно поднимать вопрос о предоставлении лицензии на проектирование зданий 1 уровня и 2 уровня ответственности. При этом в лицензирующую структуру требуется передать следующие бумаги, подтверждающие:

  • Выплату сбора за рассмотрение заявления и предоставление лицензии (стоимость пошлины стоит уточнить заранее).
  • Право собственности компании на объекты.
  • Квалификацию работников в штате компании. Здесь достаточно сертификатов, подтверждающих прохождение курсов.
  • Заполнить специальную форму на руководителей и сотрудников, имеющих высшее образование и обладающие стажем деятельности от 3-х лет. Количество таких сотрудников должно быть не меньше половины от общего количества работников компании.
  • Передать специальную форму, где отмечается периодичность и наличие курсов повышения квалификации людей, занимающихся строительством, обслуживанием зданий и сооружений. Подобные курсы должны проходить с периодичностью раз в 5 лет. Они предназначаются для работников, не имеющих строительного или высшего образования.
  • Что дальше?

  • Удостоверения с подтверждением прохождения курсов по соблюдению ОТ в компании и техники безопасности. Документ должен быть выдан организацией, имеющей соответствующую лицензию на проведение обучения.
  • Договоры об аренде ТС, технического оснащения и строительных машины, специального инструмента (ручного и механизированного), энергетических установок и другого оборудования. Также потребуется предъявление свидетельства, подтверждающего прохождение госпроверки.
  • Требования к застройщику и условия выдачи лицензии

    К основным лицензионным требованиям и условиям, которые предъявляются к соискателю при получении лицензии, стоит отнести:

  • Наличие в компании более 50% специалистов и руководителей, имеющих высшее образование в сфере проектирования (конструкторов, архитекторов, технологов и представителей других направлений). Такие работники должны иметь стаж работы от 5 лет и более.
  • Наличие у ИП высшего образования по профилю и стажа работы в сфере проектирования от 5 лет.
  • Наличие системы контроля качества создаваемой проектной документации.
  • Могут ли органы отказать в выдаче лицензии?

    Отрицательный ответ в предоставлении лицензии возможен при отсутствии необходимых бумаг, при неправильном составлении заявления и несоответствии предоставляемой информации.

    После предоставления лицензии уполномоченный орган вправе периодически проводить проверки. В случае их осуществления проверяемое лицо должно быть проинформировано за 10 суток. Если во время проверки обнаружен факт нарушения требований лицензии на проектирование, ее действие временно приостанавливается. Возобновить его можно только после устранения имеющихся проблем.

    Лицензия на проектирование зданий и сооружений

    Лицензия на проектирование зданий и сооружений выдавалась организациям, которые занимались этим видом деятельности, до начала 2010 года. Получение документа производится в Государственной архитектурно-строительной инспекции. Сама лицензия состоит из основной части и приложения, в котором перечисляются виды разрешенных работ (те, что может выполнять получатель). Разрешение на проектирование выдается любому субъекту, будь это физическое лицо (ИП) или компания. Что такое лицензия на проектирование? Для чего она необходима? В чем особенности ее оформления? Этим и другим моментам уделим внимание в статье.

    Что такое лицензия на проектирование зданий и сооружений?

    Для выполнения определенных задач требуется разрешение уполномоченных органов. Это касается не только разработки проектов, но и ряда других работ. Лицензия на проектирование — специальный документ, который позволяет получателю заниматься разработкой проектной документации при условии соблюдения действующих условий и требований. Получателем лицензии может выступать юридическое или физлицо.

    Для чего она нужна?

    Лицензия на проектирование обеспечивает регулирование работы компаний, которые выполняют подобные задачи и являются конкурентами на строительном рынке. Наличие такого разрешения является подтверждением качества выполняемых мероприятий. После внесения изменений в закон лицензии, оформленные до 2010 года, потеряли силу.

    Стоит отметить, что упомянутый документ бывает двух видов:

  • Бессрочным (без ограничения по сроку).
  • С определенным периодом действия и возможностью дальнейшего продления.
  • Ранее символом надежности компании, работающей в строительной сфере, была лицензия. На современном этапе ее заменил сертификат ISO 9001. Его наличие у организации является подтверждением хорошей репутации, поднимает инвестиционную привлекательность и обеспечивает стабильнее развитие в обновленных условиях законодательства.

  • Получить необходимый пакет бумаг, подтверждающих соответствие организации нормам и требованиям, которые прописаны в ГСК РФ.
  • Как оформить лицензию?

    Для хозяев жилых домов (ИЖС)

    Далее требуется действовать так:

  • Оформить заявление с просьбой о выдаче разрешения на осуществление строительных и проектных работ. Стоит предъявить эскиз будущего сооружения и его инженерных коммуникаций. Здесь же потребуются бумаги, которые подтверждают право владения землей.
  • Получить в отделе архитектуры бумаги в отношении проектного согласования строительных работ. В них указывается перечень компаний, где требуется получить одобрение и поставить печать. Для начала стоит побывать в местных коммунальных системах для получения согласования у руководителя соответствующей службы. После документ требуется согласовать в пожарной инспекции, а на последнем этапе — у местного головы администрации.
  • Полученные бумаги передаются в отдел архитектуры, где на руки соискателю выдается строительный паспорт. В нем имеются пункты о месте застройки, количестве этажей здания и его допустимой высоте. Кроме того, упомянутый орган передает разрешение на строительство и разработку проектов (в документе должна стоять подпись главного архитектора).
  • Для хозяев строительных фирм

      Копии всех указанных выше бумаг (кроме заявления) заверяются в нотариальном органе. Как только рассмотренные вопросы решены, компания, нуждающаяся в получении лицензии, обязана:

    • Передать заполненную форму на имущество, которое принадлежит организации. Здесь стоит указать здания, автомобили, передвижные установки для питания энергией, средства обеспечения безопасности и контроля.
    • Подтверждением того, что компания соответствует всем требованиям, являются следующие бумаги (должны быть заверены нотариально или своей печатью):

      При успешной подготовке всех необходимых бумаг, вопрос о получении лицензии на проектирование сооружений и зданий почти решен. Остается пройти несколько простых процедур — получить страховой полис и положительное заключение от экспертного центра. Также требуется оформить договор с лабораторией по контролю качества выполняемых в компании работ и пройти курсы по выполнению экологических норм.

    • Наличие у получателя лицензии помещений и оборудования, необходимого для проведения запланированных мероприятий. Упомянутые материальные ценности должны принадлежать на праве собственности или аренды.
    • Повышение квалификации ИП и работников компании не реже, чем один раз в 5 лет.
    • Выполнение деятельности с учетом лицензии и требований законодательства, нормативных документов и стандартов в строительной сфере.
    • После передачи полного пакета бумаг у лицензирующего органа имеется два месяца на предоставление решения — положительного или отрицательного. В первом случае заявитель получает уведомление о необходимости получить лицензию. Ее стоимость составляет 1000 рублей. Платеж необходимо осуществить в течение 3-х месяцев, после чего передать поручение в лицензирующий орган. Как только оплата необходимой суммы подтверждена, на руки передается сама лицензия на строительство.

    Оставьте комментарий