Льготы нко по налогам

Налоговые льготы для некоммерческих (общественных) организаций

Завьялов Кирилл,
Мельникова Елена,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Одной из форм некоммерческих организаций является общественная организация, которой признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ).
На сегодняшний день НК РФ предусмотрен ряд специфических норм, применяемых исключительно некоммерческими организациями.

НДС

Так, в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
— общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
— организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
— учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

НДФЛ

В части исчисления НДФЛ следует учитывать, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде:
— сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (п. 10 ст. 217 НК РФ);
— доходов, не превышающих 4000 рублей, полученных в виде сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.

Налог на прибыль

Статья 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы.
Так, п. 2 ст. 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе:
— осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон N 275-ФЗ) (пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ).
При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Также не учитываются при налогообложении имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, утвержденный в ст. 264 НК РФ, также содержит ряд расходов, присущих некоммерческим организациям.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков — учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ (пп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ). Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики (общественные организации инвалидов) вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Расходы на формирование такого резерва учитываются в составе прочих расходов (п. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Также п. 3 ст. 286 НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361).

Прочие налоги

Главой 25.3 НК РФ также установлен ряд льгот, применяемых исключительно некоммерческими организациями.
Так, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков (п. 2 ст. 333.37 НК РФ). Однако цена иска не должна превышать 1 000 000 руб. (п. 3 ст. 333.37 НК РФ).
В свою очередь, п. 4 ст. 333.38 НК РФ указывает, что от уплаты государственной пошлины за совершение всех видов нотариальных действий освобождаются общественные организации инвалидов.
В заключение отметим, что общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п. 3 ст. 381 НК РФ).
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении земельного налога.
От налогообложения данным налогом освобождаются земельные участки, используемые общероссийскими общественными организациями инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ).
В заключение хотелось бы отметить, что законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении некоммерческих организаций, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
3. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
4. Письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361.

Теоретические аспекты налогообложения некоммерческих организаций

Грищенко А. В.,
главный редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Проблемы налогообложения некоммерческих организаций являются одними из самых сложных проблем реализации налоговой политики. Особенности налогообложения некоммерческих организаций всегда будут связаны с исключениями из общих правил налогообложения, сами некоммерческие организации требуют особых процедур бухгалтерского и налогового учета. Это приводит к тому, что в отношении некоммерческих организаций применяются более сложные правила налоговой политики и налогового администрирования, чем к большинству других налогоплательщиков.

Современная российская система налогообложения некоммерческих организаций (далее – НКО) формировалась в течение последних 20 лет в значительной мере спонтанно, под влиянием текущих политических и экономических соображений. Поэтому налоговые проблемы, с которыми сталкиваются российские НКО в настоящее время, по крайней мере до последнего момента не являлись результатом какой-либо целенаправленной политики.

Вне зависимости от того, осуществляет некоммерческая организация предпринимательскую деятельность или нет, она является участником налоговых правоотношений, будучи юридическим лицом.

Уплата различных видов налогов НКО зависит от следующих факторов:
— вид осуществляемой хозяйственной деятельности, сущность хозяйственных операций;
— вид осуществляемой предпринимательской деятельности;
— объем, стоимость, состав и характеристика имущества, являющегося собственностью некоммерческой организации;
— наличие трудовых отношений;
— международная деятельность некоммерческой организации.

Необходимо отметить, что в целях соблюдения налогового законодательства и правильного исчисления сумм налогов НКО нужно четко организовать раздельный бухгалтерский и налоговый учет хозяйственных операций и сделок, связанных с ведением предпринимательской деятельности и не связанных с ней.

Основными налогами для НКО являются:
1) налог на прибыль организаций;
2) налог на добавленную стоимость;
3) страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
4) единый налог (упрощенная система налогообложения);
5) налог на имущество организаций;
6) транспортный налог;
7) земельный налог.

В налогообложении НКО предусматриваются особенности и льготы, связанные со спецификой их деятельности.

Специфика правового положения и деятельности НКО в большинстве глав НК РФ не отражена, в связи с чем у них возникает большое количество сомнений, неясностей и противоречий в правилах исчисления налогов – в отличие от организаций, функционирующих на коммерческих принципах.

Помимо федеральных льгот НКО отдельных видов могут иметь льготы по региональным и местным налогам, а также сниженную ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в соответствующие бюджеты.

НКО приобретают статус налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций с момента государственной регистрации в качестве юридического лица. Обязанность исчислять и уплачивать налог на прибыль в бюджет возникает одновременно с обязанностью вести бухгалтерский и налоговый учет, на основе которого определяется факт получения доходов, осуществления расходов и получения прибыли. Налогообложение по налогу на прибыль организаций регулируется гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее – НК РФ).

Налоговый кодекс РФ предоставляет НКО несколько возможностей для освобождения от уплаты и уменьшения налоговых платежей:
1) в НК РФ дается перечень доходов, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ);
2) льготы по налогообложению (ст. 264, 265, 267.1 НК РФ);
3) у НКО есть возможность перехода на специальные налоговые режимы.

Объектом обложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для НКО это прибыль от ведения разрешенной предпринимательской деятельности, определяемая на тех же условиях, что и прибыль коммерческих организаций.

Смотрите так же:  Приказ об увольнении из армии осень 2020

В деятельности некоммерческой организации объект обложения налогом на прибыль может возникнуть в двух случаях.
1. При получении доходов от реализации, включая:
— реализацию товаров, работ, услуг в ходе предпринимательской деятельности;
— реализацию валюты, полученной в качестве целевых поступлений;
— реализацию на возмездной основе основных средств, иного излишнего оборудования;
— разовую продажу товаров, работ, услуг, в том числе в рамках основной деятельности организации, и т. д.

2. При получении внереализационных доходов.
При определении налогооблагаемой прибыли к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. В целях обложения налогом на прибыль доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ).

Перечень внереализационных доходов приведен в ст. 250 НК РФ.

Статья 250 НК РФ была дополнена п. 23, по которому внереализационным доходом признаются суммы в виде возвращенного жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – Закон № 275-ФЗ), за вычетом следующих сумм:
— стоимость (остаточная стоимость) недвижимого имущества, по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, – при возврате денежного эквивалента недвижимого имущества;
— стоимость, по которой ценные бумаги были учтены в налоговом учете жертвователя на дату их передачи на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, – при возврате денежного эквивалента ценных бумаг.

Датой получения дохода в виде денежного эквивалента имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в установленном Законом № 275-ФЗ порядке и возвращенного жертвователю или его правопреемникам, признается дата зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика (подп. 11 п. 4 ст. 271 НК РФ).

При этом если стоимость указанных в п. 23 ст. 250 НК РФ недвижимого имущества или ценных бумаг превышает денежный эквивалент такого имущества, возвращенный жертвователю или его правопреемникам, то разница между этими величинами признается убытком и учитывается в целях налогообложения в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ.

Статья 251 НК РФ содержит перечень доходов, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Любые поступившие в НКО доходы не от реализации товаров (работ, услуг), не указанные в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными.

Кроме того, в составе внереализационных доходов учитываются также целевые поступления в виде подакцизных товаров, поскольку п. 2 ст. 251 НК РФ на них не распространяется.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» внесены изменения в гл. 25 НК РФ, касающиеся налогообложения некоммерческих организаций.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не облагаемым налогом на прибыль согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, дополнительно отнесены:

— средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи – структурные подразделения (отделения)), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1);

— средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.2).

Действие подп. 10.1 и 10.2 п. 2 ст. 251 ч. 2 НК РФ (в редакции Закона № 235-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Таким образом, доходы от предпринимательской деятельности разрешается не включать в налоговую базу весьма ограниченному кругу организаций. Из них наиболее многочисленную группу составляют религиозные организации, имеющие такие налоговые преференции.

Статьи, устанавливающие перечень, порядок и момент признания соответствующих видов расходов, одинаково регулируют эти вопросы применительно к коммерческим и НКО.

Прочие расходы связанные с производством и реализацией НКО приведены в п. 1 ст. 264 НК РФ.

НК РФ с 2012 г. дополнен ст. 267.3, по которой некоммерческие организации получили право уменьшать налоговую базу на расходы на формирование резервов предстоящих расходов.

Налогоплательщики – некоммерческие организации, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы.

Таким образом, с 2012 г. некоммерческие организации получили возможность выбирать способ налогового учета расходов на ведение предпринимательской деятельности из двух возможных:
1) признавать такие расходы в том периоде, к которому они относятся, в соответствии с общими требованиями гл. 25 НК РФ;
2) создавать резерв предстоящих расходов в порядке, предусмотренном новой ст. 267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».

Решение о создании резерва необходимо отразить в учетной политике НКО для целей налогообложения.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль НКО не учитывается ряд статей расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

Статьи НК РФ регулируют порядок исчисления и уплаты налога на прибыль НКО одинаково как для коммерческих, так и для НКО.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Доходы и расходы налогоплательщика в целях ее расчета учитываются в денежной форме.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток в данном отчетном (налоговом) периоде, налоговая база признается равной нулю. Убытки, понесенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ.

Особенности при определении налоговой базы по налогу на прибыль НКО установлены только для потребительских кооперативов, имеющих право осуществлять кооперативные выплаты по паям (ст. 277 НК РФ), и негосударственных пенсионных фондов (ст. 295–296 НК РФ).

НКО могут платить налог на прибыль, используя основную ставку – 20% – и ставки по особым налоговым базам.

В п. 2 ст. 289 НК РФ установлена упрощенная форма отчетности для НКО, а именно возможность представлять декларацию по упрощенной форме с истечением не только отчетного, но и налогового периода в случае, если у нее не возникает обязательств по уплате налога.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

НКО признаются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). При этом НК РФ не содержит специальных правил обложения НДС НКО. К числу обязанностей НКО как плательщиков НДС относятся: представление налоговых деклараций по НДС, в том числе при отсутствии объекта налогообложения; ведение книги покупок и книги продаж, журнала учета счетов-фактур; учет объектов налогообложения по НДС.

Являясь по законодательству плательщиками НДС, НКО могут использовать следующие предоставляемые НК РФ возможности для освобождения от его уплаты или уменьшения налоговых платежей.

1. Согласно ст. 145 НК РФ, НКО имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
2. Статьями 149 и 150 НК РФ установлены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), в том числе по ввозу товаров на территорию Российской Федерации.
3. Появилась возможность перехода отдельных НКО на специальные налоговые режимы, заменяющие уплату ряда налогов, в том числе НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), специально установленными налогами.

Объектом обложения НДС признаются операции, указанные в ст. 146 НК РФ.

Все операции, не подлежащие обложению НДС, можно условно разделить на четыре группы.
1. Социально значимые операции (реализация медицинских товаров или медицинской помощи, услуг детских дошкольных учреждений, услуг в сфере образования и искусства и т. п.), практически все осуществляемые НКО.
2. Экономические операции (реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализация необработанных алмазов и т. п.), как правило, не существляемые НКО.
3. Не создающие добавленной стоимости операции (страховая деятельность, игорный бизнес и т. п.), как правило, не осуществляемые НКО. Исключение составляют отдельные организационно-правовые формы – например, негосударственные пенсионные фонды.
4. Льготируемые операции (осуществляемые организациями, использующими труд инвалидов, религиозными организациями и т. п.), предусмотренные непосредственно как льготные для НКО отдельных организационно-правовых форм.

НКО имеют значительное количество льгот по НДС (ст. 149 НК РФ), в основном относящихся к группе социально значимых и льготируемых.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) по НДС устанавливается как квартал.

Налоговые ставки по НДС определяются ст. 164 НК РФ. Налогообложение производится по ставкам 0, 10 и 18%. Как правило, НКО осуществляют операции, подпадающие под налогообложение ставками 10 и 18%.

Налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Особенности деятельности налогоплательщика (коммерческой или некоммерческой) не играют роли при исчислении налоговой базы.

С 1 января 2010 г. отменен единый социальный налог. Вместо него НКО уплачивают страховые взносы. Регулирует отношения Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами и выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Закона о благотворительной деятельности гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами для НКО, поименованы в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Плательщиками налога на имущество признаются некоммерческие организации, указанные в п. 1 ст. 373 НК РФ.

Глава 30 НК РФ предусматривает налоговые льготы в виде освобождения отдельных организаций от уплаты налога. Можно выделить две группы НКО, каждая из которых имеет свои особенности применения льгот по налогу на имущество.

К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы: государственные научные центры; религиозные объединения и организации – в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности; организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения, и др.

Вторая группа – НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. Так, освобождаются от налога на имущество общественные организации инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 80%, и др.

Также существует группа НКО, которые не имеют льгот по налогу на имущество: некоммерческие партнерства, автономные НКО, автономные учреждения, фонды государственного и муниципального учреждения (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений).

Общие правила исчисления и уплаты транспортного налога содержатся в гл. 28 НК РФ. НКО уплачивают его в том случае, если имеют на балансе транспортные средства. Налог исчисляется и уплачивается НКО на общих основаниях.

Земельный налог уплачивают НКО, имеющие земельные участки как объекты налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в соответствии с правоудостоверяющими документами на земельные участки.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления в соответствии с ЗК РФ; автономным учреждениям в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Смотрите так же:  Увольнение в связи с уходом за ребенком до 14 лет запись в трудовой

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Освобождаются от налогообложения:
— религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе в форме союзов общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков, используемых для ведения уставной деятельности;
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
— организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства, кинематографии, образования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Литература
1. Гончаренко Л. И. Налогообложение некоммерческих организаций / Л. К. Чемерицкий, Е. Е. Смирнова, И. В. Липатова. – М.: Кнорус, 2012.
2. Грищенко А. В. О льготах и порядке освобождения от НДС для некоммерческих организаций // Справочник экономиста. – 2011. – № 4.
3. Грищенко А. В. Особенности исчисления налога на имущество в некоммерческой организации // Советник бухгалтера. – 2010. – № 6.
4. Грищенко А. В. Особенности исчисления налога на прибыль в некоммерческой организации // Справочник экономиста. – 2011. – № 3.
5. Грищенко А. В. Налогообложение некоммерческих организаций. – М.: Моск. гор. ун–т управления Правительства Москвы. – 2011. – С. 48–49.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ.
8. Свищева В. А. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование. – М.: ГроссМедиа; РосБух, 2008. – С. 181.
9. Филиппова Н. А. Налогообложение некоммерческих организаций: учебное пособие / Н. А. Филиппова, Л. П. Королева, О. В. Дерина, Т. В. Ермошина. – М.: Кнорус, 2012.

Получаем льготы по уплате налогов

Льготы по уплате налогов и других обязательных платежей для некоммерческих организаций.

Для НКО предусмотрена возможность осуществления предпринимательской деятельности для достижения уставных целей. Некоммерческие объединения обязаны платить установленные законом налоги и сборы. Эта обязанность не зависит от ведения ими предпринимательской деятельности. При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате налогов для некоммерческих объединений.

Какие налоговые льготы могут получать НКО?
Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения:

  • право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной системы налогообложения – налогом, взимаемым при применении УСН) целевые поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса РФ. Это право обусловлено многочисленными оговорками и дополнительными требованиями;
  • при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере, пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе 21 НК РФ);
  • право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью.
  • Льготы по налогу на прибыль некоммерческих объединений
    Налогом на прибыль не облагаются:

    • целевые, вступительные, страховые, членские взносы учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций;
    • пожертвования;
    • доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
    • отчисления на формирование в установленном порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами;
    • наследуемое некоммерческими организациями имущество;
    • финансовые перечисления из бюджетов всех уровней на определенные цели, указанные в уставе некоммерческой структуры;
    • средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
    • Льготы по НДС для НКО
      НДС не облагаются операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд на территории РФ:

      1. услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;
      2. отдельных медицинских товаров и услуг;
      3. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов;
      4. социальных услуг разным слоям населения, указанных в НК РФ;
      5. работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия;
      6. услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
      7. предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утв. Правительством РФ, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, а также организация и проведение такими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
      8. товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:
      9. общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
      10. организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
      11. учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
        1. услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
        2. иных товаров и услуг в соответствии с действующим законом.

        Отдельно следует отметить, что от уплаты НДС освобождаются организации, если их выручка от товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает два миллиона рублей.

        Льготы по налогу на имущество некоммерческих организаций
        От налога на имущество освобождены:

      12. религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
      13. общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы – те же, что и по освобождению от НДС;
      14. созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской. Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей;
      15. организации, созданные общественными объединениями инвалидов. Условия освобождения от налога на имущество – те же, что и для льготы по НДС. Уставный капитал должен состоять исключительно из взносов общественных объединений инвалидов. В штате организации должно быть не менее 50 % работников, имеющих инвалидность. Их заработная плата должна составлять не менее 25 % фонда оплаты труда.

    НПА, регламентирующие оказание услуги:
    Налоговый кодекс РФ

    Некоммерческие
    организации и налоги

    Особенности налогообложения НКО

    Обязательные платежи, с которыми сталкиваются НКО:

  • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
  • страховые взносы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на имущество организаций;
  • налог на добавленную стоимость (НДС).
  • О каждом из них поговорим подробнее.

    Налоговые режимы

    Существует несколько налоговых режимов, но для некоммерческих организаций актуальны два из них:

  • общий режим налогообложения (ОСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).
  • Налоговые режимы имеют свои особенности, раскрываемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Разберем основные отличия.

    Общий режим налогообложения

    Общий режим налогообложения действует в отношении организации по умолчанию, если она по собственной инициативе не перешла на другой налоговый режим. Основным налогом для некоммерческой организации на ОСН будет налог на прибыль организаций, стандартная ставка которого равна 20% от прибыли (то есть доходов, уменьшенных на величину произведенных для их получения расходов). Также на ОСН организация является плательщиком НДС (кроме случаев, когда у организации есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика – его легко получить, если НКО вообще не оказывает платных услуг и ничего не продает, либо такие доходы за 3 месяца не превышают 2 млн рублей).

    Упрощенная система налогообложения

    В отличие от ОСН применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций и НДС (за некоторыми исключениями, которые в деятельности НКО встречаются крайне редко), соответственно, и от отчетности по этим налогам. Вместо этого организация выбирает один из двух вариантов уплаты налога в связи с применением УСН:

  • 6% с доходов;
  • 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов.
  • При этом под доходами (как в налоге на прибыль организаций, так и при УСН) понимаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а целевое финансирование и целевые поступления (например, пожертвования) доходами не считаются.

    Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Кроме того, для НКО на УСН есть дополнительные преференции, например, возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов.

    Таким образом, преимущества УСН для НКО очевидны: меньше отчетности, нет НДС, есть возможность пользоваться дополнительными послаблениями. Даже если НКО оказывает платные услуги или занимается продажами, она все равно будет платить облегченный налог вместо налога на прибыль организаций.

    Большинство НКО соответствуют условиям, позволяющим применять УСН. Этих условий много ( статья 346.12 Налогового кодекса ), но основных из них три:

  • средняя численность работников организации не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств, которые есть на балансе организации (деньги на счетах и ценные бумаги сюда не относятся), не превышает 150 млн рублей;
  • доходы за год (не считая целевого финансирования и целевых поступлений) не превышают 150 млн рублей.
  • Как перейти на УСН?

    Вариант 1
    Со дня регистрации, точнее, со дня постановки на учет в налоговом органе. Обычно эта дата совпадает с датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Когда организация зарегистрирована, у нее есть 30 календарных дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, для того чтобы подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН. В таком случае организация считается применяющей УСН с первого дня своего существования.

    Вариант 2
    С 1 января следующего года. Для этого достаточно подать уведомление о переходе на УСН до конца текущего года (до 31 декабря).

    В любом случае в уведомлении о переходе на УСН нужно будет указать выбранный объект налогообложения:

    Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.

    Налогообложение поступлений

    Существует перечень поступлений, которые не учитываются как доходы НКО для целей налогообложения. То есть с таких поступлений не нужно платить ни налог на прибыль организаций на общем режиме налогообложения, ни налог в случае применения упрощенной системы налогообложения. Условия для обоих налоговых режимов (ОСН и УСН) одинаковые: перечень необлагаемых поступлений приведен в статье 251 Налогового кодекса. Перечислим основные из них:

  • гранты. Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются. По другим грантам необходимо проверять соблюдение условий, изложенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса: значение имеют источник (кто выделяет грант) и сфера реализации грантовой программы;
  • пожертвования ( статья 582 Гражданского кодекса Российской Федерации );
  • взносы (деньги и иное имущество), которые вносятся учредителями, участниками, членами организации и предусмотрены ее уставом;
  • безвозмездно полученные работы и услуги при наличии договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;
  • имущество и права, переходящие по завещанию в порядке наследования;
  • имущество и права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности ;
  • субсидии , предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
  • права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом .
  • Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

    Налог на имущество организаций

    С 1 января 2020 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

    Страховые взносы

    Именно со страховыми взносами НКО сталкиваются чаще всего. Они платятся как работникам по трудовым договорам, так и внешним специалистам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам для выполнения отдельных работ или услуг.

    Можно выделить 4 вида страховых взносов:

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%)

    Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2020 году она составляет 1,15 млн рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (5,1%)

    Самые простые для расчета страховые взносы – 5,1% от всей суммы выплат.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%)

    2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2020 г. она составляет 865 000 рублей.

    Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%)

    0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

    Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

    Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

  • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.

    Страховые взносы с выплат работникам, состоящим в штате организации (с кем заключены трудовые договоры), и людям, работающим по договорам гражданско-правового характера, немного отличаются:

    Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

    Социальная направленность НКО поддерживается государством в виде предоставления определенных налоговых льгот.

    Налоговое законодательство предусматривает существенные льготы для НКО, освобождая от налогообложения ряд операций.

    В этом случае НКО должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода НКО обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

    Некоторые НКО имеют право применять 0 ставку по налогу на прибыль.

    Для правомерности применения 0 ставки медицинскими и образовательными учреждениями необходимо выполнение условий:

    организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;

    доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов;

    При расчете за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего организации право на применение 0 ставки, учитываются только доходы, полученные от реализации медицинских и (или) образовательных услуг, входящих в Перечень, а также доходы от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

    в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;

    в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

    организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

    Льгота по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам

    Перечень налоговых льгот по налогу на имущество для некоторых НКО установлен ст.381 НК РФ. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

    Кроме того, на основании п.2 ст.372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Например, освобождаются от уплаты налога на имущество автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество»).

    При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст.387 НК РФ).

    Так, пп.12 п.1 ст.3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге» установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются негосударственные некоммерческие организации — в отношении земельных участков, предоставленных и используемых, в частности, для размещения объектов культуры. То есть частные музеи освобождены от уплаты земельного налога (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-05-06-02/47904).

    Налоговые льготы для НКО, порядок подтверждения (2 часть)

    Социальная направленность НКО поддерживается государством в виде предоставления определенных налоговых льгот.

    Налоговые льготы для НКО по налогу на прибыль

    По общему правилу НКО признаются плательщиками налога на прибыль (ст.246 НК РФ).

    Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в ст.251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим. При этом средства, полученные НКО на их содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ, письма Минфина РФ от 29.02.2016 г. №03-03-06/3/11364, от 23.03.2015 г. №03-03-06/4/15749).

    Например, ТСЖ при определении налоговой базы не учитывает вступительные, членские и паевые взносы, пожертвования, отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами (письма Минфина РФ от 18.11.2015 г. №03-11-06/2/669/7, от 15.07.2011 г. №03-11-11/185).

    Имущество, полученное в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании положений п.14 ст.250 НК РФ (письмо Минфина РФ от 11.04.2016 г. №03-03-6/3/20413).

    Так, медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 ставку по налогу на прибыль в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917. Для этого должны быть выполнены условия, установленные ст.284.1 НК РФ.

    А учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на применение 0 ставки при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

    Порядок подтверждения льготы

    Для правомерности применения 0 ставки медицинскими и образовательными учреждениями необходимо выполнение условий:

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов;
  • Именно это требование чаще всего становится камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности.

  • в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  • Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников (письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

    Оставьте комментарий