Как оформить субсидии на сельское хозяйство

Субсидии фермерам в 2020 году

Правительством РФ было принято решение об увеличении бюджета на фермерское субсидирование. Самым главным регулятором для агропромышленной отрасли сельского хозяйства выступает ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Правительством РФ была смоделирована государственная программа поддержки сельского хозяйства и регулирования, которая рассчитана на период с 2013 по 2020 год включительно. В программу включен полный спектр государственных планов и инициатив на предстоящее время. В данном документе отражены подразделы по всем направлениям развития сельского хозяйства.

Ежегодно в законодательную базу данной программы вносятся поправки со стороны Правительства РФ.

Формы государственной помощи фермерам

В 2020 году фермеры могут рассчитывать на следующие формы поддержки развития сельскохозяйственного бизнеса:

  1. Грант для открытия бизнеса (для начинающих фермеров).
  2. Единовременная поддержка фермеров.
  3. Возмещение затрат на оформление земельного участка.
  4. Кредитные программы.
  5. Гранты могут предоставляться фермерам на конкурсной основе. Чтобы участвовать в ней, фермер должен подать заявку, подкрепленную следующими документами:

  6. Анкета.
  7. Заявка.
  8. Два документа (об окончании с/х спецкурсов, трудовая книжка, свидетельство об образовании, выписка, которая удостоверяет ведение хозяйства).
  9. Выписка из ЕГРИП.
  10. Копия паспорта.
  11. Бизнес-план.
  12. Копия свидетельства регистрации КФХ.
  13. Смета.
  14. Справка из ФНС.
  15. Выписка с личного банковского расчетного счета.
  16. Справка о наличии живности, спецтехники, с/х оборудования.
  17. Реализационный договор на сумму более 30 000 руб.
  18. Характеристика.
  19. Данный перечень не может быть изменен участником. Необходимо подать для участия в конкурсе все перечисленные документы.

    Возмещение затрат для оформления земельного участка также является отдельной мерой фермерской поддержки. В этом случае субсидия предоставляется только для участков с/х назначения, которые:

    Единовременная помощь для фермеров предоставляется при следующих расходах:

  20. Покупка транспорта для перевозки пассажиров.
  21. Подключение жилого помещения к газовым и электросетям, водопроводу и канализации.
  22. Приобретение жилья и последующее строительство и ремонт, если оно является единственным (также включаются затраты на погашение кредита и процентов).
  23. Приобретение установок, которые предназначаются для очистки водо-, тепло-, газо-установок и прочих устройств, используемых для подачи воды и септиков.
  24. Покупка и доставка 1 единицы домашней мебели, инженерного оборудования, коммуникационных средств, бытовой техники, газовых и электроплит.
  25. Что касается программ кредитования, то поддержка осуществляется для следующих направлений:

  26. Поручительство по кредитам.
  27. Микрофинансирование.
  28. Беспроцентные ссуды.
  29. Материальная поддержка, предусматривающая наличие права на получение денег для погашения затрат, которые фермер понес при оплате процентов по банковским займам.
  30. Прочие виды кредитов.
  31. В 2020 году финансовая поддержка будет оказываться государством по разным направлениям. Этот список можно пополнить покрытием издержек на:

  32. аренду земельных участков и специализированной техники;
  33. закупку удобрений, кормов, сельскохозяйственных животных;
  34. выполнение монтажно-строительных работ (возмещение осуществляется частично);
  35. мероприятия, направленные на улучшение агропроизводства;
  36. работы по благоустройству территорий.
  37. В 2020 году претендовать на получение государственной финансовой поддержки могут:

  38. Сельскохозяйственные кооперативы.
  39. КФХ
  40. Индивидуальные предприниматели, специализирующиеся в сфере сельского хозяйства.
  41. Согласно данным статистики, ежегодно увеличивается размер государственных грантов, предназначенных для аграриев. К концу этого года сумма финансовой поддержки может достигнуть 30 млрд. рублей. На сегодняшний день уже более 120 фермеров получили субсидию из Федерального бюджета и направили средства на развитие бизнеса.

    Размеры поддержки

    В 2020 году объемы финансирования сельскохозяйственной отрасли были увеличены. Теперь фермеры могут рассчитывать на более серьезную поддержку со стороны государства.

    Государством было принято решение о дополнительном финансировании сельскохозяйственной отрасли в надежде на то, что именно эта инвестиция окажется оправданной и положительной для экономической ситуации в стране.

    В соответствии с регламентом Федерального законодательства аграрии могут получить максимум 30 000 000 рублей. В тоже время должно соблюдаться одно важное условие – выделенная субсидия способна покрыть до 60% всех понесенных издержек. Из этого следует, что у претендентов должны быть в наличии средства, которых хватит для покрытия 40% расходов (10% личные средства, 30% — кредитные).

    Для получения гранта от государства аграрии должны выполнить ряд требований:

  42. самостоятельно вести свой бизнес;
  43. иметь прописку в конкретном регионе;
  44. использовать труд работников, связанных с ними семейными узами, проживающими в том же регионе;
  45. ранее не получать субсидии от государства и местных властей;
  46. предприятию должно быть не менее 12 месяцев.
  47. Стоит отметить, что Правительство в 2020 году приняло решение финансово поддержать начинающих аграриев, для которых была разработана специальная программа. По ее условиям единоразово выделяемые из Федерального бюджета средства должны будут расходоваться на модернизацию имеющегося у фермера хозяйства либо на улучшение бытовых условий.

    Начинающие аграрии могут принять участие в этой программе и получить от 1 500 000 до 4 000 000 рублей. Но, при этом претендентами должны быть выполнены следующие условия:

  48. фермер должен иметь опыт работы в сельскохозяйственной сфере минимум 10 лет, стаж предпринимателя — до двух лет;
  49. у претендента должно быть высшее образование в агросекторе;
  50. для получения субсидии необходимо составить грамотный бизнес-план, а также предъявить рекомендательные письма с прежнего места работы;
  51. начинающий аграрий должен иметь личные средства, которых ему хватит для оплаты части издержек (минимум 1/10 части);
  52. требуется документальное подтверждение источников реализации сельскохозяйственной продукции.
  53. Начинающие фермеры должны понимать, что выбранное направление должно быть актуальным для конкретного региона. В процессе презентации бизнес-плана им придется доказать, что будущее аграрное предприятие будет рентабельным.

    Аграрии-новички могут получить финансовую помощь от государства еще одним способом. Для этого им следует открыть организацию, в которой будут осуществлять трудовую деятельность родственники. В случае расширения бизнеса и увеличения поголовья свыше ста голов, они смогут привлекать к сотрудничеству до 5 наемных работников.

    Порядок получения

    Для участия в любой возможной государственной программе необходимо соблюсти два условия:

  54. Создать бизнес-проект.
  55. Сдать все необходимые документы для участия в Министерство сельского хозяйства в своем регионе.
  56. Требования к участникам

    Требования для фермеров в 2020 году просты – иметь средства на личном расчетном счете в банке, а также уметь защитить свой бизнес-проект.

    Также необходимо обратить внимание на направление развития своего бизнеса. Если бизнес-проект имеет крупный масштаб, подразумевает покупку земельного участка, строительства помещения, приобретение элементов с/х техники – будет большая вероятность получения гранта.

    Также при подаче заявки нужно подготовить полный перечень необходимых для участия в конкурсе документов, которые представлены выше.

    Порядок подачи заявок

    Сначала фермерам необходимо сдать все документы в Минсельхоз в своем регионе. В течение 15 дней происходит экспертная оценка бизнес-проекта фермера-заявителя, результатом которой и будет являться вынесенное решение.

    Внимательно изучите перечень необходимых документов. После рассмотрения заявки поступает вызов в Минсельхоз для беседы. В ходе беседы эксперты оценивают деловые качества претендента и принимают окончательное решение. В случае одобрения заявки субсидированные средства будут зачислены на расчетный счет в банке в течение 1-3 месяцев после фактического оформления гранта.

    Практика

    Начиная с 2015 года сроки выдачи грантов для фермеров начали сокращаться.

    Ежегодно Минсельхоз каждого региона направляет запросы в Правительство РФ запросы о снижении сроков выдачи субсидий фермерам, на 2020 год заметен особый прогресс – максимальный срок получения субсидии с момента подачи заявки на участие в конкурсе составляет 3 месяца, минимальный срок сократился до 21 дня.

    О порядке субсидирования агросектора на примере Ростовской области

    Порядок предоставления средств из бюджета разъясняет заместитель министра сельского хозяйства Ростовской области Миронова Ольга Анатольевна.

    Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства

    С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

    Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

    В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

    Цели данных программ

    Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

    Сюда можно отнести:

  • на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей;
  • поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства;
  • организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
  • поддержку растениеводства;
  • содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
  • внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.
  • Большой ошибкой будет считать, что глобальные планы преследуют единственную цель по увеличению доли отечественных продуктов на рынке.

    Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.
  • К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

    По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

    Виды, условия и порядок участия в программах

    Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

    Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

    Расскажем об общих видах действующих субсидий:

    • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
    • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
    • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
    • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
    • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.
    • Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

      Условия предоставления:

    • Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
    • Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
    • Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
    • На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
    • Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
    • Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.
    • При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

      Подготовка документов

      В общих случаях это:

    • заявление и анкета претендента;
    • копии паспорта и документа о профессиональном образовании;
    • свидетельство регистрации предпринимательства ФНС;
    • учредительные документы КФХ, сельхозпредприятия иной формы;
    • контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.;
    • письма-рекомендации представителей муниципальной власти.
    • В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

      Программа «Начинающий фермер»

      Начинать всегда сложно, поэтому в 2020 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

      Размер и условия участия

      Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

      В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

      Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

      Как оформить

      Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона, собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

      Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

      Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

      «Семейная животноводческая ферма»

      Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

      Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

      Форма субсидии – грантовое финансирование.

      Размер перечисления и условия предоставления

      Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

      Требования к претендентам:

    • численность работников – не менее трех человек;
    • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
    • семья не получала ранее грантовую поддержку для малого/среднего бизнеса, создание и развитие крестьянских хозяйств.
    • Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

      Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

      Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

      Старая помощь по-новому принципу

      Распределяться деньги будут по иной схеме.

      Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2020 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

      Схема получила название «единой региональной субсидии».

      Предоставление кредитов

      С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

      В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

      Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

      Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

      Требования к заемщикам вполне лояльны:

    • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
    • стабильность в развитии хозяйства;
    • доходы, позволяющие производить текущие платежи.
    • Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

      Существующие проблемы

      Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

      Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

      О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

      Субсидии для сельского хозяйства на развитие в 2020 году

      Когда стало ясно, что европейские и американские санкции против России отменены будут не скоро, правительство начало активно поддерживать в финансовом и информационном плане сферу сельского хозяйства, чтобы продуктовые магазины были заполнены отечественными продовольственными товарами. Министерство сельского хозяйства вынесло предложение о выделении финансирования на развитие фермерства в регионах, и Правительство одобрило его, благодаря чему из бюджета направлено более 17 млрд. рублей на поддержку сельскохозяйственной промышленности. Разберёмся, какие именно субсидии для сельского хозяйства на развитие можно оформить в 2020 году, и какие условия должны для этого соблюдаться.

      С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие

      Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами – приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:

    • Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
    • Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
    • Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
    • Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.
    • Какие направления деятельности считаются приоритетными

      Программа активной поддержки сельского хозяйства рассчитана на 2013-2020 годы. Предполагается, что к тому времени отрасль окрепнет и будет расширяться самостоятельно.

      Финансирование сельскохозяйственной области производства преследует следующие цели:

    • освоение заброшенных или пустующих участков земли;
    • создание новых рабочих мест и направлений работ;
    • повышение уровня заработных плат в отрасли;
    • расширение сырьевого рынка;
    • замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.
    • Прежде чем выделять финансирование, власти изучают вопрос значимости сельскохозяйственных отраслей для нынешней экономики страны. На данный момент наиболее приоритетными направлениями считаются:

    • инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
    • помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
    • оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
    • проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
    • открытие перерабатывающих предприятий;
    • помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
    • разработка плана рационального использования земельных угодий;
    • мелиорация сельскохозяйственных земель.
    • Виды субсидии для сельского хозяйства на развитие

      На сегодняшний день, несмотря на обещания предпринять новые меры поддержки сельского хозяйства, действуют старые методы помощи фермеров и крестьянских хозяйств:

    • Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства – покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
    • Возмещение затрат на постройку объектов, необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
    • Выделение субсидий на договоры лизинга, оформленного для покупки оборудования, техники.
    • Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
    • Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).
    • Условия получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

      Решение о выдаче субсидии для сельского хозяйства на развитие или об отказе в выплате принимает специальная комиссия, опираясь на следующие критерии отбора претендентов:

    • Грамотность разработанной схемы сбыта сельскохозяйственной продукции. В первую очередь рассматриваются заявители, кто уже имеет опыт продаж произведённой продукции (придётся доказывать, предъявив договора с магазинами, закупочными линиями).
    • Наличие у заявителя как минимум 30% суммы запрашиваемого гранта (к учёту идут денежные средства, скот, постройки, оборудование).
    • Наличие грамотно составленного, адекватного и реалистичного бизнес-плана.
    • Членство в кооперативе или наличие письменных рекомендаций от муниципалитетов.
    • Организация работы личного подсобного хозяйства на протяжении как минимум 10 лет до подачи заявки на получение гранта.
    • Наличие высшего аграрного образования и опыта работы, профессионализм в выбранной сфере.
    • Уровень социальной значимости проекта (будут ли оборудованы дополнительные дороги и подъездные пути, будут ли созданы рабочие места и т.д.).
    • Какие документы нужны для получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

      Шансы на получение гранта повысит написание и защита диссертации на тему развития сельского хозяйства.

      Чтобы участвовать в конкурсном отборе претендентов на получение гранта, необходимо подготовить следующий набор документов:

    • Заявление на участие в конкурсе на получение гранта.
    • Анкета участника конкурсного отбора.
    • Ксерокопия паспорта РФ (разворота с фото и штампом о регистрации).
    • Любые два из перечисленных ниже документов:
      • Выписка (заверенная установленным законом образом) из похозяйственной книги, подтверждающая занятие развитием личного хозяйства.
      • Ксерокопия трудовой книжки с записями о работе в отрасли сельского хозяйства на протяжении более 3 лет.
      • Ксерокопия сертификата об окончании специализированных курсов подготовки фермеров.
      • Ксерокопия диплома о получении среднего специального или высшего образования в аграрной области.
      • Учредительные документы фермерского или крестьянского хозяйства или предприятия другой формы.
      • Ксерокопия свидетельства о регистрации предприятия в налоговой службе.
      • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
      • Выписка из расчётного счёта, свидетельствующая о наличии как минимум 10% от суммы запрашиваемого гранта.
      • Подробная смета работ.
      • Договор о реализации продукции на сумму не менее 30 000 рублей.
      • Свидетельство о постановке на налоговый учёт.
      • Справка о приобретении специальной техники, материалов, оборудования, скота и так далее.
      • Любые договоры с партнёрами, розничными и оптовыми точками продаж.
      • Рекомендательные письма из муниципалитета, справка о членстве в кооперативе.
      • Программа поддержки “Начинающий фермер”

        Суть программы заключается в том, чтобы поддержать фермеров, только начинающих ведение сельского хозяйства. Поскольку запуск подобного бизнеса является сложным, Правительство решило оказывать финансовую помощь, чтобы энтузиазм предпринимателей не погас ещё на старте.

        Размер субсидии и условия участия в программе

        Помощь государства в рамках данной программы заключается в предоставлении разовой субсидии на обустройство хозяйства (не более 300 000 рублей) или в выдаче гранта на расширение (полтора миллиона рублей). Потратить средства разрешается на приобретение участка земли, запаса кормов для скота, семян, поголовья домашней птицы и сельскохозяйственных животных.

        Как получить грант по программе “Начинающий фермер”

        Чтобы попытаться получить грант, нужно составить подробный и грамотный бизнес-план, на основании которого будет происходить расходование средств субсидии. Направить его нужно в Министерство сельского хозяйства территориального образования по месту регистрации хозяйства. Пакет документов не отличается от того, что мы рассматривали выше. Защищать проект публично не придётся – экспертная комиссия рассмотрит представленные бумаги самостоятельно и примет решение за 15 дней с даты подачи заявки.

        Программа поддержки “Семейная животноводческая ферма”

        Целями данной госпрограммы являются помощь в развитии семейного хозяйства (в котором нет других работников, кроме родственников, причём как близких, так и дальних), увеличение численности сельскохозяйственных животных, развитие социальной структуры сельского поселения. Средства выделяются в виде гранта на развитие.

        На открытие семейного хозяйства может быть также выделена адресная региональная помощь. Читайте об этом в статье ? “Как заключить социальный контракт”.

        Размер гранта и условия участия в программе

        Величина гранта не является фиксированной суммой и зависит от составленного и представленного на рассмотрение комиссией бизнес-плана развития фермерского хозяйства – субсидия будет предоставлена в размере 60% от общей суммы предполагаемых затрат (но не более 10 миллионов рублей). При этом необходимо предъявить документы, доказывающие наличие на личном счёте оставшихся 40% процентов (для данной цели можно взять кредит).

        Данный проект рассчитан на тех представителей сельскохозяйственного бизнеса, кто производит мясо-молочную продукцию. Основными условиями участия в программе являются:

        • отсутствие в прошлом случаев получения любых грантов на развитие малого и среднего бизнеса или на открытие КФХ;
        • минимальный срок работы фермы до подачи заявления – 12 месяцев;
        • как минимум трое работников фермы.

        Как и в случае с другими программами, необходимо будет заполнить анкету участника конкурсного отбора, которая должна быть передана в с/х ведомство региона нахождения предприятия. Средства на финансирование проекта выделяются из федерального бюджета, но распоряжаются деньгами местные власти, которые вправе также выплачивать средства и из бюджета региона.

        Что такое единая региональная субсидия

        Ранее средства на развитие сельскохозяйственной отрасли выделялись из бюджета на определённые программы, на каждую в отдельности. Сегодня же все запланированные средства направляются региональным властям для их дальнейшего распоряжения ими. К примеру, в текущем году Правительство направило в бюджеты регионов в общей сложности более 216 млрд. рублей. Нынешняя схема финансирования и получила название “единой региональной субсидии”.

        Предоставление кредитов на развитие сельского хозяйства

        Кредиты не предоставляются предприятиям, находящимся в стадии реорганизации или банкротства.

        С зимы текущего года начала действовать программа выдачи кредитов фермерам по льготным ставкам (5% годовых). Банк выдаёт заёмные средства, после чего получает компенсацию от государства в размере 100% ключевой ставки, то есть Правительство уплачивает проценты за владельца КФХ. Список участвующих в проекте банковских учреждений утверждён Министерством сельского хозяйства. Условиями же для заёмщика являются:

      • наличие заработка, достаточного для перечисления ежемесячных платежей;
      • доказательство стабильности развития бизнеса (справки о доходах, справки о своевременной уплате налогов и т.д.);
      • отсутствие задолженностей по займам перед другими банками.
      • Законодательные акты по теме

        Регулирование агропромышленной отрасли

        Типичные ошибки

        Ошибка: Фермерское хозяйство выиграло конкурс на получение гранта на развитие, после чего ни разу не представило отчётов по расходованию выданных средств.

        Комментарий: Одним из условий предоставления гранта на развитие является регулярное направление отчётов о проделанной работе и суммах потраченных денег. Только так можно доказать целевое расходование гранта.

        Ошибка: Полученный семейным хозяйством грант планируется потратить на погашение кредита, взятого ранее на развитие бизнеса.

        Комментарий: Перечень направлений расходования средств гранта чётко определён законом, и погашение процентов или основного долга по кредиту не является целевым использованием средств.

        Ответы на распространённые вопросы про субсидии для сельского хозяйства на развитие

        Вопрос №1: По каким критериям определяется начинающее сельскохозяйственное предприятие?

        Ответ: С целью рассмотрения кандидатов для участия в конкурсе на получение гранта под начинающими предприятиями понимаются те, в которых трудится от 15 (микропредприятие) до 100 работников (малое), в которые входят юр. лица (составляющие 25% уставного капитала), и в которых прибыль с начала года не возросла.

        Вопрос №2: Кто может претендовать на получение кредита на развитие с/х предприятия по льготной ставке?

        Ответ: Кредиты по ставке 5% с последующим возмещением банкам ключевой ставки из бюджета страны предоставляется предпринимателям, организовавшим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным кооперативам и фермерским хозяйствам.

        Видео-советы.Кто получает субсидии на поддержку сельского хозяйства?

        В видео раскрывается информация о том, что больше двенадцати миллиардов рублей субсидий в этом году выделено на поддержку сельского хозяйства регионам страны?

        Субсидии на сельское хозяйство.

        Семинары и вебинары Аюдар Инфо

        О субсидиях, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

        В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства?[1] Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство — сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.

        Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.

        Субсидирование сельского хозяйства.

        Вводная информация.

        Бюджетное субсидирование деятельности организаций – субсидирование сельского хозяйства — сельскохозяйственных товаропроизводителей различается по видам и направлениям поддержки, которая в соответствии с бюджетным законодательством может осуществляться не только из региональных источников, но и за счет федерального бюджета. Чаще всего субсидии на сельское хозяйство выделяются на возмещение конкретных расходов (например, затрат на приобретение топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацию земельных угодий).

        Теперь о том, кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем. Данное понятие приведено в ст. 3 Закона № 264?ФЗ[2]. Таковыми признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год.

        Иначе говоря, для получения бюджетной субсидии на сельское хозяйство по общему правилу необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за соответствующий календарный год (то есть за период с 1 января по 31 декабря). Очевидно, для крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей в этой части в 2015 году будут действовать особые правила, установленные в том числе региональными нормативными правовыми актами. Сказанное обусловлено Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423, положениями которого утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 – 2017 годы.

        Субсидия на сельское хозяйство – это внереализационный доход.

        Субсидия на сельское хозяйство, полученная коммерческой организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном ст. 78 БК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ не является целевым финансированием или целевым поступлением (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому она подлежит включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль вне зависимости от цели, ради достижения которой она выделена из бюджета.

        Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465?ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

      • субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату данного налогового периода;
      • субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;
      • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления;
      • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам, связанным с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов в порядке, аналогичном порядку признания дохода по субсидиям, полученные на финансирование упомянутых расходов.
      • В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных п. 4.1 ст. 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

        Итак, полученная организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия на сельское хозяйство для целей налогообложения прибыли представляет собой внереализационный доход.

        ООО «Урожай», применяющее общую систему налогообложения, получило в апреле 2015 года субсидию на сельское хозяйство из бюджета Республики Крым в сумме 5 900 тыс. руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.[3]) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением оборудования для животноводства. Оборудование было приобретено в феврале 2015 года и в этом же месяце принято к учету и введено в эксплуатацию. Оно отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно), установлен срок полезного использования – 36 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации по оборудованию составляет 139 тыс. руб. и начисляется с марта 2015 года.

        В апреле 2015 года ООО «Урожай» учтет единовременно во внереализационных доходах сумму 278 тыс. руб. (139 тыс. руб. х 2). Оставшаяся сумма 5 622 тыс. руб. (5 900 — 278) начиная с мая 2015 года и до окончания срока полезного использования данного оборудования учитывается в составе внереализационных доходов в размере 139 тыс. руб.

        В Письме Минфина России от 06.04.2011 № 03?03?06/1/220 тоже подчеркивается, что субсидии на сельское хозяйство, полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом же письме финансисты отмечают: данные субсидии могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и произведенной и переработанной названными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (см. также Письмо от 01.11.2013 № 03?03?06/1/46682). Следовательно, в отношении этих доходов может быть применена ставка налога 0%, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ для данного вида деятельности, при условии соблюдения требований, определенных п. 2 ст. 346.2 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03?03?06/1/56444).

        Если полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), а, например, направлена на компенсацию расходов, связанных со строительством дорог или газопровода (см. Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03?03?06/1/611), то названная субсидия включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.

        И последнее в этом разделе. Затраты, на компенсацию которых предоставлены бюджетные субсидии, для целей налогообложения прибыли признаются в общем порядке. Так, если субсидия предоставлена организации на возмещение затрат на приобретение элитных семян, сумма фактических расходов на их приобретение включается в состав материальных расходов на дату передачи семян в производство (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).

        Субсидирование сельского хозяйства и НДС.

        О налоговой базе по НДС

        Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

        Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то данные суммы субсидий не включаются в облагаемую базу.

        В ситуации, когда предоставленные организации – сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии являются платой за реализуемые ей товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Источник выплаты субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ) в данном случае значения не имеет.

        Справедливость сказанного подтверждают разъяснения официальных органов (см., например, письма Минфина России от 08.02.2013 № 03?07?11/3144, от 01.02.2013 № 03?07?11/2142, от 27.05.2011 № 03?03?06/1/313).

        О восстановлении налога.

        Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж[4]).

        Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03?07?11/38849).

        Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.

        Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

        Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 [5] в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.

        Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

        Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

        В каком случае субсидию придется вернуть?

        Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.

        Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.

        Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012[6]: субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.

        Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.

        Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.

        Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.

        При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.

        В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.

        И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.

        [1] См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02?04?11/68124.

        [2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 264?ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

        [3] Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.

        [4] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

        [5] Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310?КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

        [6] Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307?ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

        Т. М. Медведева
        эксперт журнала «Бухгалтер Крыма», №3, март, 2015 г.

        Как сельхозпроизводителю получить помощь от государства

        На сегодняшний день сельское хозяйство как никогда нуждается в государственной поддержке. Развитие сельских территорий угасает, престиж сельскохозяйственного труда сходит на нет, получить прибыль от работы на земле все сложнее. Государство осознает все эти проблемы и стремится создать условия для исправления ситуации. На развитие сельского хозяйства выделяются гранты, субсидии для разных целей. Эта инструкция поможет вам лучше сориентироваться в существующих инструментах поддержки.

        Основные приоритеты государственной программы

        На сегодняшний день разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В ней устанавливаются основные приоритеты поддержки. В первую очередь, к приоритетам программы относятся:

        в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

        в институциональной сфере – развитие кооперации, связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров.

        Согласно программе, для поддержки сельхозпроизводителей реализуются разнонаправленные мероприятия: предоставляются субсидии, раздаются гранты на различные цели, устраивается конкурс, проводится консультирование. Ниже представлены общие положения таких мероприятий.

        ШАГ 1: СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯМ

        В первую очередь, для участия в конкурсе на субсидии или грант необходимо быть уверенным, что Вы подходите под все критерии субъекта поддержки. Здесь важно обратить внимание, можете ли Вы причислить себя к начинающим фермерам и соответствует ли ваше хозяйство параметрам микропредприятия. Итак, начинающим фермером является любой гражданин Российской Федерации трудоспособного возраста, имеющий среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, либо окончивший специальные курсы, или имеющий опыт работы в сельском хозяйстве не менее 3-х лет, являющийся главой КФХ и зарегистрированный индивидуальным предпринимателем.

        Начинающее крестьянское (фермерское) хозяйство должно соответствовать параметрам малого предприятия в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. http://rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html. Основные параметры следующие: а) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий и пятнадцати человек для микропредприятий; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, ежегодно установленные Правительством РФ.

        Есть и дополнительные условия участия в программе: участником Программы может быть крестьянское (фермерское) хозяйство начинающего фермера, зарегистрированное не ранее, чем за три года до дня подачи заявки участия и реализовавшее товарную продукцию не менее чем на 30 тыс. руб. за год. Это может быть и личное подсобное хозяйство ведущие товарное производство не менее трех лет, в случае перерегистрации в КФХ.

        Глава КФХ, претендующий на участие в Программе (то есть желающий получить субсидию, грант или другого рода поддержку), должен быть гражданином России, проживающим в сельской местности данного региона не менее года до подачи заявки на участие в Программе. КФХ может участвовать в каждом из мероприятий Программы только один раз.

        А судьи кто? В каждом субъекте РФ создаются комиссии по поддержке начинающих фермеров. В состав комиссии, кроме представителей органов управления АПК, входят представители региональной АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России). Комиссия проводит ежегодные конкурсы на участие в каждом из мероприятий Программы.

        ШАГ 2: СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

        Итак, финансовые инструменты поддержки (субсидии, гранты) можно получить в рамках участия в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования». Эта подпрограммаохватывает малые формы хозяйствования (МФХ), к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные микропредприятия.

        Поддержка начинающих фермеров

        Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разработало комплекс мер, направленных на поддержку начинающих фермеров:

        — гранты на создание К(Ф)Х ( Крестьянского (фермерского) хозяйства);

        — субсидирование инвестиционных кредитов;

        — гранты на бытовое обустройство начинающих фермеров;

        — субсидирование части первого взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;

        — проведение всероссийского конкурса «Лучший фермер».

        Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х

        Рассмотрим каждую из этих видов поддержки поддержки подробнее:

      • Предоставление грантов на создание К(Ф)Х.
      • Цель мероприятия – создание, расширение и модернизация производственной базы фермерских хозяйств.

        Гранты могут быть использованы на приобретение земли, подключение к инженерным сетям, разработку проектов — сметной документации, а также и для строительства сельскохозяйственных объектов.

        Порядок выделения грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам. Начинающий фермер может получить грант на создание, расширение и модернизацию производственной базы только один раз. Каждый получатель гранта должен предоставить отчет об использовании полученных средств. Форма и срок предоставления отчета ежегодно устанавливается приказом Минсельхоза России.

        В субъектах Российской Федерации создаются региональные конкурсные комиссии по поддержке начинающих фермеров. Региональная конкурсная комиссия ежегодно до 15 января публикует условия проведения конкурса на получение грантов. КФХ, желающие участвовать в конкурсе на получение гранта, подают в комиссию заявки по установленной форме, которую можно узнать в местной АККОР. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и определяет победителей. Число КФХ, получающих гранты, определяется с учетом лимитов финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

        2. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам

        Цель мероприятия – обеспечение доступа начинающих фермеров к инвестиционным кредитным ресурсам.

        Инвестиционные кредиты могут быть использованы на приобретение животных, сельскохозяйственной техники и оборудования, оборотных средств, то есть на развитие сельскохозяйственного предприятия.

        Сумма кредитов для начинающих фермеров составляет до 5 млн. руб. Срок кредитования — 15 лет, льготный период (от срока начала возврата кредита) – 5 лет.

        Порядок предоставления кредитов, субсидий, залогов (поручительств).КФХ, желающие получить субсидии на открытие процентных ставок по кредитам, подают в комиссию по поддержке начинающих фермеров заявку. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и отбирает победителей. Число победителей определяется с учетом лимитов финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также гарантий (поручительств) региональных гарантийных фондов.

        Победители конкурса на получение кредита обращаются, при необходимости, в региональный залоговый или специальный фонд за поручительством или гарантией, в банк за кредитом, а при его получении, в органы управления АПК субъекта РФ за субсидиями по выплате процентных ставок по кредиту.

        3. Предоставление грантов на бытовое обустройство начинающих фермеров

        Цель мероприятия – оказание начинающим фермерам единовременной помощи на строительство жилья и бытовое обустройство.

        Средства гранта могут быть направлены на строительство жилья, приобретение мебели и других предметов обустройства жилища фермера.

        Однако данное мероприятие не предусматривает покупку жилья на вторичном рынке. Предполагается, что начинающий фермер осуществляет строительство или приобретает новостройку.

        Порядок предоставления грантов. Сроки проведения и условия конкурса разнятся в каждом регионе, поэтому для участия необходимо внимательно отслеживать информацию на сайтах профильных региональных ведомств, оказывающих поддержку малому и среднему бизнесу, а также региональных министерств сельского хозяйства. Как правило, объявления о конкурсе выходит в форме постановлений профильных региональных министерств сельского хозяйства.

        4. Предоставление субсидий в части первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота.

        Цель мероприятия – обеспечение доступности лизинга для начинающих фермеров. При получении в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования и скота начинающими фермерами, из федерального бюджета будет предоставляться компенсация части первоначального взноса. Но при этом размер взноса должен быть не более 1/15 от стоимости предмета лизинга.

        Порядок предоставления субсидий по лизингу. Начинающий фермер, желающий получить льготы по лизингу, должен подать в региональную комиссию по поддержке начинающих фермеров заявку по установленной форме. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и определяет победителей. По итогам конкурса комиссия оформляет документы на субсидии и выделяет положенные средства, а победитель предоставляет их в лизинговую компанию.

        5. Проведение всероссийского конкурса «Лучший начинающий фермер».

        Цель мероприятия – освещение положительного опыта создания новых фермерских хозяйств и достигнутых ими успехов. Для достижения этой цели предполагается ежегодно проводить конкурс начинающих фермеров в каждом из федеральных округов. Конкурс планируется проводить ежегодно. Об организации конкурса и правилах участия сообщается так же на сайтах профильных ведомств. В 2012 году конкурс будет проходить впервые.

        6. Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х

        Цель мероприятия – стимулирование развития животноводства на базе фермерских хозяйств. Крестьянским (фермерским) хозяйствам, строящим или реконструирующим молочные и иные животноводческие фермы, компенсируются затраты – шестьдесят процентов затрат. Остальные сорок процентов затрат фермер должен покрыть сам. При этом до тридцати процентов затрат фермер может покрывать за счет кредитов, но десять процентов должен заплатить из собственных средств.

        Порядок предоставления субсидий. Фермер подает заявку по установленной форме на субсидирование затрат в комиссию при региональном органе АПК. Комиссия рассматривает поданные заявки и определяет победителей. Фермеры, выигравшие право на получение субсидий, систематически должны предоставлять отчет о произведенных затратах и необходимых суммах субсидий.

        В программе также прописано, что региональная власть, в свою очередь, обязуется выполнить подключение инженерных сетей и обеспечить рынок сбыта производимой фермером сельскохозяйственной продукции.

        ШАГ 3: РАСШИРЕНИЕ БИЗНЕСА

        Если Вы уже действующий сельхозпроизводитель и Вашему бизнесу более трех лет, Вы также можете претендовать на государственную поддержку. Субсидирование процентной ставки по кредитам и поручительства

        Субсидии на возмещение части затрат по кредитам

        Субсидии на возмещение части затрат по кредитам предоставляются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Поддержка предоставляется на различные сроки и цели. Максимальный размер кредита – 40 миллионов рублей на срок до восьми лет. Однако все зависит от целей кредита и юридической формы предприятия. Подробнее об условиях предоставления субсидий можно почитать на сайте Министерства Сельского Хозяйства Российской Федерации: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/15487.266.htm

        Предоставление поручительств залогового фонда

        В случае недостаточности залогового обеспечения при оформлении кредита в коммерческих банках можно обратиться в специальные гарантийные фонды, которые сегодня функционируют почти во всех субъектах Российской Федерации при Департаментах по поддержке малого и среднего бизнеса. Для получения поручительства заемщик (сельхозпроизводитель) самостоятельно обращается в тот банк, с которым у данного гарантийного фонда подписано соглашение о сотрудничестве. А далее предоставить все необходимые документы в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами банка. Банк рассматривает заявку, анализирует представленные документы, финансовое состояние и принимает решение о возможности кредитования. Если предоставляемого заемщиком обеспечения недостаточно для получения кредита, то банк информирует его о возможности привлечения поручительства гарантийного фонда для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору. В случае согласия заемщика банк направляет в гарантийный фонд субъекта подписанную заемщиком и согласованную заявку на получение поручительства.

        Полную информацию об условиях работы гарантийного фонда, а также список банков, с которыми подписано соглашение о сотрудничестве можно получить, обратившись в местные органы управления АПК или департаменты поддержки предпринимательства.

        Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных.

        Если Вы участник сельско-хозяйственного кооператива, то сможете воспользоваться дополнительной поддержкой. Такая поддержка предусмотрена с целью увеличения объемов производства и реализации продукции членов сельскохозяйственных кооперативов, обеспечения доступа к рынкам сбыта и кредита, повышение уровня занятости и доходов сельского населения.

        Кроме субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов может включать:

        — предоставление субсидий СКПК (сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам) на пополнение фондов финансовой взаимопомощи. На 1 рубль из средств федерального бюджета приходится 1 рубль пополнения фонда финансовой взаимопомощи членами кооператива. Субсидии предоставляются членам указанных кооперативов в размере 50 % от обязательных паевых взносов, внесённых ими в фонд, но не свыше 100 тыс. руб. на каждого в год. В случае ликвидации СКПК в течение трёх лет с даты получения членами кооператива бюджетных субсидий, полученные средства должны быть возвращены в бюджет.

        — возмещение не менее 50 % документально подтверждённых затрат СПоК (сельскохозяйственного потребительского кооператива) на цели формирования материальной базы кооператива (строительство, приобретение техники и технологического оборудования и т.д.), но не более 5 млн. на один СПоК. В случае ликвидации СПоК в течение трёх лет с даты получения СПоК бюджетных субсидий полученные средства также должны быть возвращены в бюджет;

        — возмещение части затрат на уплату членских взносов в ревизионные союзы в размере 50 % от фактически уплаченных взносов, но не более 50 тыс. руб. на один кооператив в год.

        Помощь в оформлении земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

        Как известно, при создании или расширении сельскохозяйственного бизнеса в первую очередь необходима земля. Оформление земельных участков – отдельная статья расхода для предпринимателей. В настоящее время средняя стоимость оформления участка составляет 1000 рублей за 1 га. Для этого в программе поддержки сельхозпроизводителей предусматривается компенсация расходов на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Из федерального бюджета предоставляется компенсация порядка 500 руб. на 1 га, что составляет порядка 50 % от общей стоимости, остальные средства, необходимые для проведения кадастровых работ предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

        Фермеру возмещаются затраты по проведению наиболее трудоёмких кадастровых работ. Субсидии смогут получить только те фермеры, у которых имеются на руках следующие документы: свидетельство о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка; свидетельство о пожизненном наследуемом владении землей; договор купли продажи или аренды с правом выкупа земельных долей. На региональном уровне порядок предоставления средств на возмещение части затрат фермеров при оформлении в собственность используемых ими земельных участков, определяется соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подробнее о этом можно почитать в Памятке фермера http://msh.mosreg.ru/userdata/189841.doc

        ШАГ 4: КОНСУЛЬТАЦИИ

        «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» действует в каждом субъекте Российской Федерации. Региональные власти профильных ведомств (Министерств сельского хозяйства и государственных органов развития малого и среднего предпринимательства) в силе расширить их, адаптируя под территориальную специфику. Поэтому более подробную оперативную информацию о порядке получения субсидий, а также других формах поддержки сельхозпроизводителей, можно получить в органах управления АПК конкретного региона.

        Кроме того, при участии Минсельхоза России в субъектах Российской Федерации создана и функционирует система сельскохозяйственного консультирования http://mcx-consult.ru/ За любой интересующей информацией Вы можете обратиться по телефонам: 8 (499) 977-84-51,977-84-47или по почте[email protected]

        Консультанты окажут помощь владельцам личных подсобных и фермерских хозяйств в оформлении кредитов, подготовке бизнес-планов, приобретении техники, молодняка скота, организации потребительских кооперативов, а также в решении других вопросов.

        Смотрите так же:  Судебная практика в гпп

    Оставьте комментарий