Изменения в трудовой кодекс 2012

Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году

Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года.

Изменение 1. Минимальный размер оплаты труда с нового года составит 5554 руб.

Документ: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Напомним, последнее изменение в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» было внесено около года назад, когда сумма выплаты на 2013 год была изменена с 4611 руб. до 5205 руб. Таким образом, индексация составила 6,3%, что в целом коррелирует с процентом инфляции за текущий год (5,9%). В 2014-2015 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума (7372 руб. по данным на II квартал 2013 года), как это было предложено Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Кроме федерального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. Так, например, в столице он составляет 12200 руб.

Напомним, что МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Изменение 2. К заработной плате молодежи (до 30 лет), прожившей в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее трех с половиной лет, может быть введена процентная надбавка с первого дня работы.

Документ: законопроект № 317345-6 «О внесении изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 1
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на 20 декабря 2013 года.

Соответствующие изменения планируется внести в ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». На данный момент законодательством не предусматриваются особые условия выплат для молодежи, трудящейся в районах Крайнего Севера.

Борьба с безработицей

По данным Минтруда России на начало декабря 2013 года численность официально зарегистрированных безработных составила 864,5 тыс. человек. По сравнению с началом прошлого месяца рост числа безработных граждан составил 13 тыс. человек (+1,6%), что свидетельствует об ухудшении ситуации на рынке труда в целом. Наиболее напряженная обстановка складывается в Астраханской, Тюменской, Курганской и Омской областях. Более благоприятно – в республиках Ингушетия и Дагестан.

Изменение 3. Субъектам РФ планируется выплатить субсидии с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах.

Документ: проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах» 2
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). 20 октября 2013 года данный проект прошел процедуру раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В 2014 году в РФ продолжит действовать Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р). Объем заложенных средств составляет 68,6 млрд руб. Кроме того, одним из ожидаемых результатов на 2013-2015 годы является создание специальных рабочих мест для инвалидов.

Во многом этой задаче отвечает проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах». Он предусматривает выплату субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения следующие два года. В случае принятия постановления субсидии будут выделены субъектам при:

  • содействии трудоустройству граждан, имеющих квалификацию, в организации, которые реализуют крупные инвестиционные проекты и программы;
  • содействии трудоустройству россиян, имеющих квалификацию (в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также расположенных в Арктической зоне, из других регионов);
  • стимулировании работодателей к приему на работу лиц без опыта работы, имеющих профессиональное образование по инженерно-техническим направлениям в течение последних трех лет, предшествующих трудоустройству, и проживающих в местностях с напряженной ситуацией на рынке труда: республика Адыгея, Алтай, Бурятия и др. (приказ Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 230н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году»);
  • стимулировании работодателей к приему на работу инвалидов, а также сопровождении в процессе их трудоустройства с целью адаптации на рабочем месте;
  • опережающем профессиональном обучении работников организаций, находящихся под риском увольнения.

Изменение 4. Может быть введен запрет заемного труда.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами)» 3
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

С принятием законопроекта ТК РФ может пополнится ст. 56.1, запрещающей заемный труд.

Напомним, что под ним понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

Заемный труд не включает в себя выполнение работником трудовой функции обусловленной трудовым договором, если работник временно направлен работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (ст. 3 проекта Федерального закона № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

«Если комиссия будет на свое усмотрение заявлять те или иные факторы, а они не окажутся в классификаторе, эксперт может их не идентифицировать. Он их не будет оценивать. И вот в этом большая сложность. Поэтому рекомендую в момент заявления этих факторов привлекать эксперта«.

Изменение 5. За уклонение от заключения трудового договора и фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

Если работодатель будет уклоняться от заключения трудового договора, или трудовой договор будет оформлен ненадлежащим образом, то работодателю может грозить штраф в размере от 10 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Кроме того, если физическое лицо было фактически допущено к работе не уполномоченным на это работодателем, и работодатель отказывается признать трудовые отношения, возникшие между ним и лицом, фактически допущенным к работе, то работодатель обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время.

Вместе с тем, за фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом теперь будет предусмотрена и административная ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Цитата

Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

«В той редакции законопроекта, которая была внесена в Госдуму возможна следующая опасная для работников схема: работодатель предлагает эксперту-оценщику не проводить свои замеры, а воспользоваться измерениями лаборатории работодателя. Комиссию возглавляет работодатель. При этом, если результаты измерений не соответствуют действительности, либо условия труда признаны комиссией допустимыми вопреки реальному положению вещей, то страдает работник, так как именно его здоровье подвергается опасности«.

Изменение 6. Планируется ввести специальную оценку условий труда

Документ: проект Федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» 4
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

В начале следующего года могут ввести оценку условий труда, направленную на обеспечение безопасности работников во время их трудовой деятельности. Процедура оценки будет проходить раз в пять лет и реализовываться в два этапа. На первом этапе будет осуществляться идентификация вредных и опасных факторов производственного процесса. На втором – определяться уровень воздействия факторов на организм человека. По итогам этих мероприятий рабочему месту каждого сотрудника будет присвоен один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Затем организацией, проводящей специальную оценку труда, будет подготовлен отчет, с которым в течение 30 дней со дня его утверждения работодатель будет обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Предполагается, что законопроект повысит уровень защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда.

Проводить экспертизу доверено независимым организациям с привлечением сертифицированных экспертов. Данные будут заноситься в единую информационную систему, которая начнет функционировать с 2016 года.

Изменение 7. Тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии могут измениться.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» 5
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Статья 7 законопроекта предусматривает изменение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии для страхователей, в зависимости от выявленного класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда. Данная поправка может быть внесена в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. таблицу).

Таблица. Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии*

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
Вредный 3.4 7,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
3.3 6,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
3.2 4,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
3.1 2,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
Допустимый 2 0,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов
Оптимальный 1 0,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов.

*(ст. 7 законопроекта № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»)

«Закон дает право работнику (через жалобу в Госинспекцию труда) или профсоюзу обжаловать результаты спецоценки или добиться внеплановой оценки (ст. 17 законопроекта № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» [далее – законопроект № 337970-6. – Ред.] или экспертизы качества (ст. 23 законопроекта № 337970-6), но даже если в этих случаях и будет доказано несоответствие результатов спецоценки, то ни работодатель, ни эксперт-оценщик не несут ответственности, которая предусмотрена планируемыми в связи с принятием закона о спецоценке поправками в КоАП РФ так как вина работодателя за результаты производственного контроля не предусмотрена, а вины эксперта вообще нет, так как он не нарушал порядок спецоценки и за результаты измерений лаборатории работодателя ответственности не несет.

Вот такое слабое место. Если профсоюзы пропустят этот момент (т.е. слова «(при наличии)» в п. 2. ст. 9 законопроекта № 337970-6), то считайте это серьезным их проколом.»

Изменение 8. Реализация Программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья», предусматривающая создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции.

Документ: постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. № 662/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Программа рассчитана на четыре года и направлена на достижение высоких темпов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня жизни жителей Подмосковья. По результатам программы планируется достичь увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, повышения средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в Московской области; роста промышленного производства к уровню 2012 года в 1,9 раза, роста оборота розничной торговли к уровню 2012 года в 1,3 раза и др.

Смотрите так же:  Банкротство муп североморские теплосети

Изменение 9. За нарушение требований охраны труда и установленного порядка проведения специальной оценки условий труда может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Планируется ввести административную ответственность за нарушение требований охраны труда – предупреждение или штраф в размере до 50 тыс. руб. За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение – предупреждение или штраф в размере до 80 тыс. руб.

Изменение 10. Не исключено появление досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Документ: проект Федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

«Механизма реального контроля за пенсионной системой у государства нет. Не говоря уже о негосударственном пенсионном обеспечении. «.

Может быть введено досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, под которым понимается обеспечение, обязательным условием которого является выплата негосударственной пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), в связи с работой на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Для получения этой пенсии в стаж работы будут засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по досрочным пенсионным договорам, а также периоды, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Изменение 11. Планируется ввести конкурсный отбор творческих работников.

Документ: законопроект № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» 6
Вступление в силу: по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. 15 ноября 2013 года рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено.

Для заключения трудового договора с работниками творческих профессий может быть введен предварительный конкурсный отбор кандидатов. Конкурс планируется проводить один раз в пять лет. При этом процедура отбора не распространится на руководителей организаций, беременных женщин и женщин, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Изменение 12. Планируется разграничить полномочия между органами власти по возмещению расходов, связанных со служебными командировками.

Документ: законопроект № 393979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников» 7
Вступление в силу: со дня официального опубликования. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет Госдумы направил законопроект в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы для подготовки предложений и замечаний.

Из формулировки ч. 2 ст. 119 ТК РФ, может исчезнуть привязка к «бюджету». В случае принятия изменений право устанавливать порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях предоставляется Правительству РФ, в государственных учреждениях субъекта РФ – органам государственной власти субъекта, в муниципальных учреждениях – органам местного самоуправления.

Обновленная ст. 168 ТК РФ будет посвящена урегулированию вопросов о разграничении полномочий между ветвями органов власти по установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, а также порядка их возмещения. На настоящий момент в статье перечислены только виды расходов, которые подлежат возмещению в связи с командировками работников.

Изменение 13. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, изменятся.

Документ: постановление Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
Вступление в силу: с 1 января 2014 г.

В конце октября Правительство РФ утвердило потребность в привлечении иностранных работников на территорию нашей страны на 2014 год в количестве 1,6 млн человек. Это на 100 тыс. работников меньше, чем в 2013 году. В основном это неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики (постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»). С 1 января 2014 года вступят в силу новые Правила и квоты, взамен утратившего силу постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». Документ предполагает смещение сроков подачи заявок на мигрантов. Так, Минтруд России должен представить в Правительство РФ не позднее 15 ноября соответствующего года (на настоящий момент до 15 октября) проект акта Правительства РФ об определении потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. ФМС, в свою очередь, ежемесячно, не позднее 20-го числа, необходимо представить в Минтруд России сведения об исчерпании квот по субъектам РФ.

Изменение 14. Регулирование труда иностранных работников будет зафиксировано в ТК РФ.

Документ: законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» 8
Вступление в силу: со дня принятия. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет ГД направил законопроект в комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов ГД для подготовки предложений и замечаний.

В 2014 году планируется закрепить в ТК РФ регулирование труда работников из-за рубежа. Так, законодатель предусматривает заключение бессрочного, так и срочного трудовых договоров. Кроме стандартных сведений в трудовом договоре с иностранцами будут указываться: сведения о договоре (полисе) добровольного медицинского страхования либо договоре работодателя с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг иностранному гражданину, сведения о наличии разрешения на работу или патента, сведения о разрешении на временное проживание или сведения о виде на жительство в Российской Федерации.

Кроме того, для иностранцев предусмотрен временный перевод иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя раз в год на срок до одного месяца (проект Федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»).

Перечисленные нововведения составляют лишь небольшую часть изменений, которые могут быть внесены в трудовое законодательство в 2014 году. Однако они затрагивают наиболее значимые стороны регулирования трудовых отношений практически со всеми категориями работников и направлены на улучшение положения иностранцев в России.

Документы по теме:

  • ТК РФ;
  • Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»;
  • постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»;
  • распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р «Об утверждении государственной программы РФ «Содействие занятости населения»;
  • Новости по теме:

    Мнение:

    4 июня 2013
    Индексация зарплат или налог на инфляцию?
    Идея обязать всех российских работодателей раз в год индексировать размер зарплаты своим сотрудникам на величину инфляции – одновременно и бессмысленна, и вредна. Бессмысленна она потому, что инфляционное индексирование зарплат само по себе ничтожно, особенно для работников с мизерной заработной платой.

    Андрей Рябов,
    главный редактор сайта JOB.RU (ООО «Джоб.ру»). Член союза журналистов России, член Международной федерации журналистов, магистр политологии

    Инфографика:

    29 ноября 2013
    Безработица в России
    В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Количество предлагаемых рабочих мест почти в два раза превышает число официально зарегистрированных безработных. Однако растет сумма задолженности предприятий по заработной плате своим работникам. Какова динамика развития безработицы в России, какие вакансии служба занятости населения может предложить безработным и сколько составляет в России задолженность по заработной плате перед работниками, узнайте из нашей инфографики.

    1 Текст законопроекта № 317345-6 размещен на официальном сайте Госдумы
    2 Текст проекта постановления Правительства РФ размещен на Едином портале раскрытия информации
    3 Текст законопроекта № 451173-5 размещен на официальном сайте Госдумы
    4 Текст законопроекта № 337970-6 размещен на официальном сайте Госдумы
    5 Текст законопроекта № 337978-6 размещен на официальном сайте Госдумы
    6 Текст законопроекта № 289979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
    7 Текст законопроекта № 393979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
    8 Текст законопроекта № 393946-6 размещен на официальном сайте Госдумы

    Автор: Елена Розанова

    Обзор самых актуальных изменений в законодательстве: 2012 год

    Елена Розанова, директор департамента управления персоналом ООО «Балтийская солодовенная компания»

    В 2012 году несколькими федеральными законами были внесены изменения в основной документ, регулирующий трудовые отношения, — Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти изменения коснулись трудовых отношений со спортсменами, педагогическими работниками, а также в целом работодателей в их обязанности письменного уведомления работников о составляющих заработной платы (содержанию расчетного листка). Кроме того, нововведения для россиян коснулись нерабочих праздничных дней.

    Важным моментом явились изменения последнего периода, касающегося гарантий при расторжении трудового договора для лиц с семейными обязанностями, ранее касавшихся исключительно женщин (подробно — в разделе «Трудовые отношения»).

    Важные и долгожданные сдвиги коснулись сферы охраны труда, а именно порядка предоставления льгот и гарантий, связанных с вредными (тяжелыми) условиями труда. Подробнее об изменениях — в разделе «Охрана труда».

    На протяжении долгого времени в законодательстве наблюдалось противоречие между одновременно действующими законами — Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 и «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, а также «Инструкцией о порядке применения Списка. », утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20. Это противоречие приводило к неоднозначной судебной практике в случае возникновения разногласий между работниками и работодателями в части, касающейся объема и порядка предоставления льгот и компенсаций.

    Сейчас, когда наконец-то поступили официальные разъяснения о порядке применения этих законодательных актов, действующих одновременно, работодателям должно стать проще ориентироваться в вопросе установления конкретных льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных (тяжелых) условиях труда. Однако до конца вопрос все же не проработан, за период с 2008 г. по настоящее время все еще не реализован п. 2 Постановления № 870. Министерство труда и социальной защиты РФ так до сих пор и не установило в зависимости от класса условий труда конкретику в отношении сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Остается надеяться, что в 2013 году эти изменения произойдут.

    Итак, об изменениях за последний квартал уходящего года и готовящихся изменениях в 2013 году.

    24.11.2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 188-ФЗ от 12.11.2012 г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 261 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

    Изменено наименование статьи 261 ТК РФ, оно изложено в новой редакции как «Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора», и часть четвертая изложена в следующей редакции:

    «Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пп. 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 настоящего Кодекса)».

    12.11.2012 г. принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , устанавливающий, что обязательным требованием для получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является подтверждение владения русским языком.

    Смотрите так же:  Штраф от мвд за просмотр запрещенных сайтов

    Знание русского языка должны будут подтверждать иностранные граждане, планирующие осуществлять трудовую деятельность в сфере розничной торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.

    Непредставление иностранным гражданином документов, подтверждающих владение русским языком, будет являться основанием для отказа в приеме заявления о выдаче ему разрешения на работу.

    Закон вступает в силу 1 декабря 2012 года и действует в отношении лиц, заключающих новые трудовые договоры.

    Необходимый уровень владения русским языком должен быть подтвержден одним из следующих документов:

    •сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;

    •документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), если в данном документе имеется запись об изучении русского языка, выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории Российской Федерации, с нотариально удостоверенным переводом данного документа на русский язык;

    •документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года, а также выданным образовательным учреждением на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

    Подтверждение владения русским языком не требуется для граждан иностранных государств, в которых русский язык является государственным (Казахстан, Киргизия и др.).

    Вышло Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048 «О переносе выходных дней в 2013 году».

    В 2013 году россияне будут отдыхать 10 дней в новогодние праздники, 5 дней — в Праздник весны и труда и 4 дня — на День Победы.

    Переносятся следующие выходные дни:

    с субботы 5 января на четверг 2 мая;

    с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая;

    с понедельника 25 февраля на пятницу 10 мая.

    Таким образом, период зимнего отдыха составит 10 дней — с 30 декабря 2012 года по 8 января 2013 года (с учетом переноса выходных дней в 2012 году). В мае 2013 года предусматривается пятидневный период отдыха, совпадающий с празднованием Праздника весны и труда, и четырехдневный период отдыха, совпадающий с празднованием Дня Победы.

    В соответствии со ст. 112 ТК РФ Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней.

    15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

    Данным законом уточнены порядок заключения и содержание соглашений между представителями работников и работодателей.

    Более подробно регламентировано содержание соглашений. Положения соглашения, регулирующие оплату труда, должны включать вопросы установления размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.

    Кроме вопросов оплаты труда, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, развития социального партнерства, включение в соглашения которых предписывалось Трудовым кодексом РФ и ранее, в соглашения в обязательном порядке также должны будут включаться вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам, вопросы занятости, условий высвобождения работников, повышения квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства. Под развитием социального партнерства теперь должно пониматься в том числе и участие работников в управлении организацией.

    Установлены полномочия государственных и местных органов по регистрации в уведомительном порядке коллективных договоров и соглашений.

    Также 15.12. 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании».

    В Трудовом кодексе РФ появились понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

    Квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

    Профессиональный стандарт — это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности.

    Предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    01.10.2012 г. Минтруда России предоставило «Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870».

    Работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установить повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Сообщается, что до реализации Министерством труда и социальной защиты РФ поручения, указанного в п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

    Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 №N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

    Верховный Суд РФ вынес Определение от 01.11.2012 № АПЛ12-651.

    Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ отменила Определение о признании недействующими нормативных правовых актов СССР, устанавливающих право на дополнительный отпуск работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.

    Определением Верховного Суда РФ от 04.04.2012 № АКПИ12-317 было прекращено производство по делу о признании недействующими отдельных положений Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», и Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20).

    В данном Определении было указано, что в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу РФ и являются недействующими.

    Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ указала: при вынесении определения судом не учтено, что изменение федеральным законодателем порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, не исключает применение нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, устанавливающих Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативный правовой акт, заменяющий данные акты бывшего Союза ССР.

    С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Применительно к трудовым отношениям интересны изменения, касающиеся главного бухгалтера организации.

    Главный бухгалтер обязан (ч. 4 ст. 7):

    1) иметь высшее профессиональное образование;

    2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет (при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет);

    3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

    Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу Закона № 402-ФЗ возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 30).

    Государственная дума приняла Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», подготовленный Минтрудом России.

    Согласно документу, с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда вырастет до 5205 рублей в месяц. Сегодня МРОТ составляет 4 611 рублей, таким образом, увеличение составит почти 13%.

    С 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Принятым Законом предусматривается в том числе:

    установление дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица (например, для подземных работ, работ с вредными условиями труда, в горячих цехах в 2013 году — 4 процента, 2014 году — 6 процентов, начиная с 2015 года — 9 процентов; на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающих право на назначение досрочной пенсии, в 2013 году — 2 процента, в 2014 — 4 процента, с 2015 года — 6 процентов);

    введение фиксированного тарифа страховых взносов на обязательное страхование и страхование для самозанятых лиц в процентах от МРОТ.

    Что изменилось в Трудовом кодексе: последние поправки

    В течение ноября — декабря 2012 г. в Трудовой кодекс РФ несколько раз вносились изменения. Тематика поправок, которые вступили в силу в 2012 г., связана с введением в законодательство такого понятия, как «профессиональные стандарты», отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей, а также гарантиями для лиц с семейными обязанностями при расторжении трудового договора. Для удобства мы свели все поправки в таблицу.

    Изменения в Трудовом кодексе РФ, произошедшие в ноябре — декабре 2012 г.

    Какая норма ТК РФ изменена или введена

    Суть изменения или нововведения

    Новая редакция нормы/новая норма

    Квалификация работника, профессиональные стандарты

    Абзац 3
    ч. 2 ст. 57

    Дополнен словами
    «, или соответствующим положениям профес-сиональных стандартов»

    Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов

    После слова «служащих» дополнена словами «или с учетом профессиональных стандартов»

    Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов

    после слова «служащих» дополнена словами «или профессиональных стандартов»

    Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашения­ми, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда

    Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных

    гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей

    Дополнена ст. 195.1 «Понятия квалификации работника, профессио­нального стандарта»

    Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

    Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

    Смотрите так же:  Дома за материнский капитал омск

    Часть 1
    ст. 330.2

    Дополнена словами «, или соответствующим положениям профес-сиональных стандартов»

    Лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов

    Отраслевые
    (меж-
    отраслевые) объединения работодателей, отраслевые (меж-
    отраслевые) соглашения

    Дополнена новым предложением

    В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей

    Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением

    Изложена в новой редакции

    В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

    — оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

    — гарантии, компенсации и льготы работникам;

    — режимы труда и отдыха;

    — занятость, условия высвобождения работников;

    — повышение квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства;

    условия и охрана труда;

    — развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

    — дополнительное пенсионное страхование;

    — другие вопросы, определенные сторонами

    Дополнена новой ч. 6

    При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения — в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий

    Дополнена новой ч. 7

    Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами

    Прежняя
    ч. 6 считается ч. 8

    Соглашение подписывается представителями сторон

    Дополнена новыми предложениями

    Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих

    нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений

    Статья 52, а также абз. 2, абз. 8 (после слов «коллективным договором») ч. 1
    и абз. 5
    ч. 2 ст. 53

    Дополнены словом «соглашениями»

    Гарантии при расторжении трудового договора для беременных и лиц с семейными обязанностями

    Изменилось название статьи

    Статья теперь называется «Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора»

    Слова «беременными женщинами» заменены словами «беременной женщиной»

    Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем

    Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5—8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 настоящего Кодекса)

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»

    Документ является поправкой к

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года

    Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года

    Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 17, ст. 1930; N 43, ст. 5084; 2008, N 9, ст. 812; 2011, N 49, ст. 7031) следующие изменения:

    1) абзац третий части второй статьи 57 дополнить словами «, или соответствующим положениям профессиональных стандартов»;

    а) часть восьмую после слова «служащих» дополнить словами «или с учетом профессиональных стандартов»;

    б) часть девятую после слова «служащих» дополнить словами «или профессиональных стандартов»;

    3) часть пятую статьи 144 после слова «служащих» дополнить словами «или профессиональных стандартов»;

    4) главу 31 дополнить статьей 195 1 следующего содержания:

    «Статья 195 1 . Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

    Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

    Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.»;

    5) часть первую статьи 330 2 дополнить словами «, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».

    Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2007, N 19, ст. 2293; N 49, ст. 6070; 2011, N 30, ст. 4603; N 49, ст. 7025) дополнить словами «, профессиональные стандарты».

    Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

    СТ 333 ТК РФ.

    Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего
    времени не более 36 часов в неделю.

    Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 г.

    В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом
    особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической
    работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в
    трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной
    нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской
    Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Комментарий к Ст. 333 Трудового кодекса РФ

    1. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

    Данные нормы распространяются на всех педагогических работников, а не только педагогических работников образовательных учреждений.

    2. В соответствии с п. 3 ст. 92 ТК РФ комментируемая статья устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников не более 36 час. в неделю. В силу Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 час. в неделю. Для остальных педагогических работников названным Приказом определена норма часов преподавательской работы.

    3. Согласно ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

    Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

    4. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Для педагогических работников высшего учебного заведения учебная нагрузка устанавливается учебным заведением самостоятельно в размере до 900 час. в учебном году (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69). Поскольку учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 час. в учебном году, доцента — 700 — 720, ассистента — 850 — 900 час. в год.

    5. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы определяется в астрономических часах.

    6. Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Образовательная деятельность сверх нормы рабочего времени осуществляется за дополнительную оплату.

    7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

    8. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство) разрешается педагогическим работникам в соответствии с общими правилами о совместительстве.

    В соответствии со ст. 282 ТК РФ особенности работы по совместительству педагогических работников могут быть установлены Правительством РФ. Постановлением от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» Правительство РФ поручило установить особенности работы по совместительству педагогических работников Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этим в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. N 41 определены особенности работы по совместительству педагогических работников.

    Продолжительность работы по совместительству определяется по соглашению между работником и работодателем и не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то работа по совместительству не должна превышать 16 часов в неделю. Кроме того, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. Важно, чтобы продолжительность работы по каждому из трудовых договоров по совместительству не превышала половины месячной нормы рабочего времени.

    В основное рабочее время с согласия работодателя разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом заработная плата по основному месту работы сохраняется. Кроме того, в основное рабочее время с согласия работодателя могут осуществляться следующие виды работ, не считающиеся совместительством и не требующие заключения трудового договора:

    педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

    консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

    руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения (организации) с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения;

    педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

    работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

    работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

    Оставьте комментарий