Исключение из егрюл ликвидация

Зачистка ЕГРЮЛ 2.0

Генеральный директор ООО «СааС проект», юрист, член Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, консультант по государственной поддержке в Кабардино-Балкарии, член и координатор экспертной группы АСИ по внедрению стандартов

специально для ГАРАНТ.РУ

Планомерная борьба налоговиков с недобросовестными компаниями продолжается. В январе 2018 года ФНС России отчиталась о том, что в 2017 году из ЕГРЮЛ были исключены 500 тыс. недействующих компаний. По итогам года в реестр внесено 550 тыс. записей о недостоверности данных о юридических лицах. Также служба отчиталась о том, что за год доля компаний с признаками фиктивности снизилась на 45%. И мы можем с уверенностью заявить, что это лишь начало пути.

В марте началась массовая зачистка ЕГРЮЛ – ФНС России исключает из реестра компании, сведения о которых, на взгляд налоговиков, являются недостоверными. Все дело в том, что с 1 сентября 2017 года налоговые органы получили право самостоятельно исключить компанию из ЕГРЮЛ в случае, если запись о недостоверности сведений числится в реестре более шести месяцев. Ранее для исключения компании из ЕГРЮЛ требовалось обращаться в арбитражный суд.

Существовавший порядок, который не позволял ФНС России оперативно реагировать на выявление в реестре недобросовестных компаний, был изменен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ). Подп. «г» п. 2 ст. 2 Закона № 488-ФЗ внес дополнения в ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Статью об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа дополнил п. 5 следующего содержания: «Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

  • невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
  • наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи».
  • П. 2 ст. 4 Закона № 488-ФЗ предусматривает, что эта норма вступила в силу с 1 сентября 2017 года. Если прибавить указанный в законе шестимесячный срок к 1 сентября 2017 года, то и получится 1 марта 2018 года. Именно поэтому массовая зачистка стартовала в марте.

    Анализируя нововведения, поговорим также о проблемах, с которыми может столкнуться малый и средний бизнес в связи с описанными изменениями.

    Нормативная база

    Полноценная борьба с «юридическими лицами, имеющими признаки недостоверности» началась в 2016 году, когда вышли письмо ФНС России от 3 августа 2016 г. №ГД-4-14/[email protected] «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности» и письмо ФНС России от 3 августа 2016 г. №ГД-4-14/[email protected] «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности». Управлениям ФНС России в субъектах РФ было поручено тщательно проверить юридические лица, зарегистрированные до 1 августа 2016 года на предмет недостоверности сведений о них в ЕГРЮЛ.

    Немаловажно отметить, что в указанных письмах ФНС России сформулировала несколько различные признаки недостоверности. В общем виде к ним, в частности, отнесли следующие сведения:

    лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;

    участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;

    адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;

    лицом, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, а также назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

    в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

    Однако разнится информация о «значительном» количестве юридических лиц. Ситуация выглядит следующим образом (таблица):

    Таблица. «Основные признаки недостоверности компаний в зависимости от даты регистрации»

    Для компаний, зарегистрированных:

    до 1 августа 2016 года

    после 1 августа 2016 года

    > 10. А также введен дополнительный признак недостоверности сведений в ЕГРЮЛ: управляющая организация является таковой более чем в 20 юрлицах.

    Порядок действий

    Запись о недостоверности сведений вносится налоговым органом в ЕГРЮЛ по двум основаниям: по результатам проведенной проверки или по заявлению физического лица о недостоверности сведений о нем. При этом по второму основанию направление юридическому лицу, его учредителям (участникам) и руководителю уведомления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не предусмотрено (п. 3 Письма УФНС России по г. Москве от 27 июня 2016 г. №13-11/069445).

    Уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений отправляется лишь в случае, если запись о недостоверности сделана в результате собственной проверки налогового органа. На наш взгляд, решение не уведомлять юридические лица о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ по какому-либо из оснований необоснованно и может привести к значительным проблемам для самих компаний.

    При этом немаловажно, что запись вносится в реестр, а значит, становится доступной для лиц, запросивших выписку по конкретному юридическому лицу, лишь тогда, когда срок получения ответа от компании истек или представленные ею документы не свидетельствуют о достоверности спорных сведений. С момента внесения соответствующей записи ФНС в разделе «Дополнительные сведения» будет прямое указание на недостоверность сведений о юрлице. При этом решение территориального налогового органа может быть оспорено в административном порядке.

    Некоторые сомнения вызывает тот факт, что никто не застрахован от ошибок, а доказать достоверность отдельных данных в 30-дневный срок иногда крайне затруднительно. В таком случае из-за неправомерно внесенной в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о себе компания может понести значительные репутационные и, как следствие, финансовые издержки. Будем надеяться, что практика покажет необоснованность данных предположений, и подобные случаи, если и будут присутствовать, будут единичными.

    Что делать?

    Учитывая массовый характер внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений о юридических лицах (так, например, пресс-служба УФНС России по Челябинской области предупреждает, что по данному основанию ликвидация грозит 11 тыс. компаний региона), предприниматели должны вплотную заняться этим вопросом уже сейчас.

    В данной ситуации лучший вариант – проверить себя и контрагентов по договорам через запросы выписок из ЕГРЮЛ. Если вы обнаружите запись о недостоверности сведений о контрагенте, немедленно свяжитесь с ним и проясните ситуацию, посоветовав предоставить достоверную информацию в налоговую службу.

    Порядок действий УФНС России при обнаружении подобных обстоятельств, а также сроки исключения юридического лица из реестра позволяют предпринимателям оперативно среагировать. Как я указывала ранее, запись появляется в ЕГРЮЛ только по истечению предоставленного законом для ответа компании срока (30 дней) и отсутствии такого ответа или его недостаточности.

    При появлении отметки у компаний есть еще полгода до сообщения о предстоящем исключении из реестра в «Вестнике государственной регистрации». И даже после этого сообщения оспорить решение можно в течение 3 месяцев (п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

    Однако истечение данных сроков (в сумме 10 месяцев) – также пока не приговор. Сейчас в ЕГРЮЛ есть компании, запись о недостоверности сведений для которых была внесена еще год назад. Инспекторы объясняют это тем, что ждут инструкций от ФНС России, а также специального программного обеспечения для исключения таких компаний.

    Таким образом, если вы получили от УФНС России уведомление о том, что налоговики считают сведения о вашем юридическом лице недостоверными, или увидели запись о недостоверности непосредственно в ЕГРЮЛ, свяжитесь с вашим налоговым управлением для прояснения ситуации и предоставьте необходимые сведения. Если налоговую службу не удовлетворят ваши ответы, и запись в реестре сохранится, вы можете оспорить это решение в надлежащем порядке.

    Ликвидация и исключение из ЕГРЮЛ

    С 28 июня 2017 года вступают в силу изменения, касающиеся ликвидации и исключения организаций из ЕГРЮЛ. По новым правилам сведения о начале банкротства юридического лица и о проводимых по делу процедурах вносятся в реестр. Наличие этих данных не позволит регистрирующему органу исключить организацию из ЕГРЮЛ как недействующую.

    Ранее для исключения организации было достаточно, чтобы в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия решения, юридическое лицо не представляло документы отчетности о налогах и сборах. А также не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

    Вместе с тем, с 1 сентября будет дополнен перечень оснований исключения компаний из ЕГРЮЛ:

    • невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на осуществление данной процедуры. И невозможность возложить эти расходы на учредителей или участников;
    • наличие в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых имеется запись об их недостоверности. Срок – более чем шесть месяцев с момента внесения такой записи.
    • Изменился промежуток времени, в течение которого возможно осуществить ликвидацию. Теперь он не превышает 1 года. В случае если завершить ликвидацию в указанный срок не удается, он продлевается в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

      При отмене добровольной ликвидации участниками или истечении положенного времени повторное решение может быть принято не ранее чем через 6 месяцев. Отсчет ведется со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

      Исключение из ЕГРЮЛ по новым правилам

      Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет. Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

      Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

      Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки. По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

      Процедура исключения

      При каких условиях возможно исключение?

      Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

    • не представляло отчетности по налогам и сборам;
    • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
    • Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

      С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

    • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
    • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.
    • Исключение и банкротство

      Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

      Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

      Когда налоговая запустит процедуру?

      До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

      В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

      В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

      Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

      Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

      Что делает налоговая?

      Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

      В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

      Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

      Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

      Как остановить исключение из реестра?

      Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

      С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

      Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

      Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

      В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

      Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

      Альтернативный вариант – начать банкротство.

      Последствия исключения из реестра

      Прекращение лица и обязательств

      В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

      Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

      Субсидиарная ответственность

      Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

      Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

      На акционерные общества новое правило не распространяется.

      Распределение имущества

      Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

      В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ. А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

      Исключение и будущие регистрационные действия

      Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

    • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами голосов ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
    • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

    В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

    Обжалование исключения

    Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

    Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.
  • Как видите, возможностей «по-тихому слить фирму» всё меньше. Рисков ответить по ее обязательствам всё больше. Налоговые органы настойчиво переводят предпринимателей в законное русло ликвидации и банкротства. Если для руководителей или участников «с каждым днём всё непосильней кладь», сбросить ее может оказаться непросто.

    Исключение должника из ЕГРЮЛ как повод списать задолженность

    Можно ли признать дебиторскую задолженность безнадежной для целей налога на прибыль, если компания-должник исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа? Этот вопрос Минфин России рассмотрел в письме от 21.05.2020 № 03-03-06/2/36730.

    Закрытый перечень оснований для признания задолженности безнадежной содержится в п. 2 ст. 266 НК РФ. Это, в частности, долги, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Безнадежная задолженность списывается за счет резерва сомнительных долгов, а если такой резерв не создавался, включается в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

    Исключение из ЕГРЮЛ = ликвидация?

    Итак, одним из оснований для признания задолженности безнадежной является ликвидация должника. Ликвидация организации считается завершенной после внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ). Поэтому датой признания дебиторской задолженности безнадежной в связи с ликвидацией организации-должника является дата исключения ее из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 18.03.2020 № 03-03-06/1/17813, от 08.12.2016 № 03-03-06/1/73076, от 06.06.2016 № 03-03-06/1/32678, от 25.03.2016 № 03-03-06/1/16721, от 11.12.2015 № 03-03-06/1/72494).

    А если должник исключен из ЕГРЮЛ не в результате ликвидации, а по иным основаниям? Например, в результате признания компании недействующей (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ), или же при наличии оснований, которые указаны в п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Можно ли в этих случаях признать задолженность безнадежной на дату исключения должника из ЕГРЮЛ?

    Недействующая организация

    Недействующей считается компания, которая в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении ее из ЕГРЮЛ, не представляла отчетность и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Гражданское законодательство фактически приравнивает исключение такой компании из ЕГРЮЛ к ликвидации: согласно п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующей компании из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

    В связи с этим Минфин России в письмах от 24.07.2015 № 03-01-10/42792, от 23.01.2015 № 03-01-10/1982 разъяснил, что долги компании, фактически прекратившей свою деятельность, могут быть признаны безнадежными в порядке, установленном ст. 266 НК РФ, с даты исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ. В комментируемом письме прослеживается та же позиция.

    Отметим, что ст. 64.2 ГК РФ вступила в силу с 1 сентября 2014 г. До введения этой нормы каких-либо правовых оснований для признания долгов недействующей компании безнадежными не было. Исключение такой компании из ЕГРЮЛ подобным основанием не признавалось. Минфин России в своих письмах того периода это подтверждал (письма от 27.02.2013 № 03-03-06/1/5556, от 11.12.2012 № 03-03-06/1/649, от 08.11.2012 № 03-03-06/1/577, от 07.07.2008 № 03-03-06/1/309).

    Исключение из ЕГРЮЛ по основаниям п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ

    С 1 сентября 2017 г. в ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ появилось два новых основания для исключения организации из ЕГРЮЛ. Согласно п. 5 этой нормы исключение из реестра производится регистрирующим органом в случаях:

    невозможности ликвидации компании ввиду отсутствия для этого необходимых средств и невозможности возложить такие расходы на ее учредителей (участников);

    наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

    При этом исключение компании из ЕГРЮЛ в этих случаях производится в порядке, преду-смотренном для недействующих организаций. В связи с этим возникает вопрос: можно ли признать задолженность такой компании безнадежной?

    Специалисты финансового ведомства разъяснили, что ни ГК РФ, ни Закон № 129-ФЗ не относят указанные в п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ организации к недействующим юридическим лицам. Кроме того, правовые последствия, установленные п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, распространяются только на недействующие юридические лица, которые исключаются регистрирующим органом из ЕГРЮЛ на основании п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Поэтому при исключении компании из ЕГРЮЛ в случаях, установленных п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, ее задолженность не может быть признана безнадежной и кредитор не вправе включать ее в состав внереализационных расходов.

    Финансисты также отметили, что у кредитора сохраняется возможность признать данную задолженность безнадежной по одному из установленных ст. 266 НК РФ оснований, например, при истечении срока давности.

    Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия?

    Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

    Дата публикации: 23.09.2013

    Статья просмотрена: 11349 раз

    Библиографическое описание:

    Куликова Т. В. Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия? [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. ? С. 52-58. ? URL https://moluch.ru/conf/law/archive/112/4209/ (дата обращения: 11.11.2020).

    Ликвидация и исключение из единого государственного реестра юридических лиц — синонимы или различные понятия? Для того чтобы разобраться в этом, изначально нужно разобраться с терминологией указанной в законодательстве.

    Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1].

    Каждое юридическое лицо имеет правоспособность, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Данная запись вносится в нескольких случаях:

    — при добровольной ликвидации;

    — при принудительной ликвидации;

    — при исключении недействующего юридического лица.

    Ликвидация, исходя из п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Исключение из ЕГРЮЛ — это также прекращение юридического лица. Оно возможно при соблюдении двух условий, указанных в ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

    1) в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    2) в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету [2].

    Если придерживаться точки зрения, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация юридического лица — это равнозначные понятия, возникает множество вопросов.

    Одним из таких вопросов является судьба оставшегося у юридического лица имущества после исключения его из ЕГРЮЛ. Вспомним, что при ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссией или ликвидатором составляется ликвидационный баланс, имущество, которое числится в собственности за обществом, распределяется между его учредителями пропорционально их долям.

    При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ мы не можем прибегнуть к данному способу распределения имущества, так как исходя из норм Федерального закона от 02 июля 2005 года № 83 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует иной порядок прекращения юридического лица:

    — при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

    — решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

    — заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

    — если в течение трех месяцев заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи [3].

    Таким образом, мы видим, что законодатель не предусматривает в данной процедуре прекращения юридического лица возможности определить судьбу принадлежащего на праве собственности имущества. Следовательно, можно предположить, что данное имущество, после внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица, можно считать бесхозным. Но так ли это?

    Судебная практика Вологодского областного суда говорит нам обратное:

    «Судом установлено, что ООО «Продукты», соучредителями которого являлись О. и В. с принадлежащими им по 1/2 доли уставного капитала (50 %), на праве собственности принадлежало нежилое помещение — магазин, общей площадью 206,8 кв. м кадастровый номер N. расположенное по адресу: .

    Согласно справке N. составленной 28.04.2011 должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, у ООО «Продукты». зарегистрированное 06.12.2002 за основным государственным регистрационным номером N. отсутствуют в течение последних 12 месяцев сведения об открытых банковских счетах.

    Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области было принято решение от 29.04.2011 N. о предстоящем исключении недействующего указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц с обязательным опубликованием данного решения в органах печати, в котором было указано о праве кредиторов и иных лиц, интересы которых затрагиваются данным решением, направить соответствующие заявления в этот орган по адресу: , в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения.

    На основании указанного решения регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2011 была внесена запись за государственным регистрационным номером N. об исключении сведений об ООО «Продукты» как фактически прекратившее деятельность.

    В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

    Согласно ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

    Принимая во внимание, что правоспособность ООО «Продукты» была прекращена не в установленном гражданским законодательством порядке, а на основании решения регистрирующего органа (п. 2 ст. 21.1 вышеуказанного федерального закона), в связи с чем прекращено и право собственности данного юридического лица на нежилое помещение (магазин), судебная коллегия находит исковые требования О. подлежащими удовлетворению.

    При определении размера доли, подлежащей выделению в собственность истца, судебная коллегия полагает необходимым применить по аналогии положения п. 2 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

    В данном случае О. принадлежала доля в уставном капитале ООО «Продукты» в размере 50 %, следовательно, в собственность истца подлежит выделению 1/2 доля в нежилом помещении (магазин).

    Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, сводятся к неправильному толкованию норм материального права и правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

    Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

    Исковые требования О. удовлетворить.

    Выделить 1/2 доли в имуществе: нежилом помещении — магазине, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер N. расположенном по адресу: , принадлежавшем обществу с ограниченной ответственностью «Продукты».

    Признать за О. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение — магазин, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер N. расположенном по адресу: «. [8].

    Таким образом, данный вопрос остается открытым, так как судебная практика с противоположным решением так же имеет место быть.

    Если же полагать, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация — это различные понятия, тут тоже не совсем все сходится. Ведь даже Высший Арбитражный Суд РФ в своих разъяснениях путается в терминах [7].

    Так, 13 августа 2004 г. в информационном письме «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВАС РФ) поясняет: «По основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо» [5]. А уже 17 января 2006 г. в своих разъяснениях он указывает: «Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом» [6]. Таким образом мы видим, что изначально Президиум ВАС РФ говорит о возможности ликвидации лишь действующих юридических лиц, а далее речь идет о ликвидации недействующего юридического лица.

    Для того, чтобы избежать путаницы предлагается законодательно закрепить и разграничить такие понятия, как действующее и недействующее юридическое лицо.

    Возвращаясь к вопросу о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ», можно указать Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в котором говориться, что: «Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией» [4].

    Подводя итог, можно сказать, что вопрос о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» до сих пор до конца не урегулирован. И хотя Пленум ВАС РФ не однократно давал пояснения по этому вопросу, необходимо законодательно закрепить еще один способ прекращения юридических лиц. А так же дополнить классификацию юридических лиц делением на действующие и недействующие.

    1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

    2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.

    3. Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2005, № 27, ст. 2722.

    4. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 (ред. от 15.02.2013) «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // «Вестник ВАС РФ», № 2, февраль, 2007.

    5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Вестник ВАС РФ», № 10, 2004.

    6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Вестник ВАС РФ», № 4, 2006.

    7. Статья: К вопросу об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра (Чарковская Н. И., Красовская А. А.) // «Исполнительное право», 2008, № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

    8. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.05.2013 N 33–1851/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

    Похожие статьи

    Внесение изменений в Единый государственный реестр.

    юридическое лицо, Российская Федерация, недействующее юридическое лицо, единый государственный реестр, регистрирующий орган, лицо, предстоящее исключение, нежилое помещение, Гражданский кодекс, РФ.

    Виды юридических лиц и их особенности | Статья в журнале.

    юридическое лицо, Российская Федерация, недействующее юридическое лицо, единый государственный реестр, регистрирующий орган, лицо, предстоящее исключение, нежилое помещение, Гражданский.

    Государственная регистрация юридических лиц | Статья.

    В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. Для развития рыночной экономики любой страны.

    Правовые основы государственной регистрации.

    услуга, Юридическое лицо, коммерческая деятельность, РФ, требование, вид услуг, регистрирующий орган, индивидуальный предприниматель, деятельность, Российская Федерация.

    Особенности государственной регистрации индивидуальных.

    Государственная регистрация юридических лиц | Статья.

    государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, физическое лицо, место жительства, жилое помещение.

    Проблемы, связанные с регистрацией индивидуального.

    К вопросу регистрации права оперативного управления.

    Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица.

    унитарное предприятие, Российская Федерация, имущество, Гражданский кодекс, коммерческая деятельность, предприятие, извлечение прибыли, коммерческая организация, недвижимое.

    Юридические лица, понятие и особенности их признаков

    В гражданском праве определение юридического лица дается в ст. 48 Гражданского кодекса, [2] которая определяет юридическое лицо как организацию, обладающую обособленным имуществом на праве собственности.

    Понятие и специфика нежилых помещений | Статья в сборнике.

    Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219 [1] утверждены «Правила ведение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые устанавливают, что жилые и нежилые помещения (наряду с иными).

    Ликвидация и исключение организаций из ЕГРЮЛ: изменения 2017 года

    Для чего были нужны поправки

    Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ (далее — Закон № 488-ФЗ) внес ряд изменений в нормативные акты, касающиеся ликвидации и банкротства юридических лиц.

    Эти новшества направлены на приведение указанных нормативных актов в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П.

    В указанном постановлении КС РФ признал неконституционными некоторые положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), касающиеся исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

    Согласно действующей редакции статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган может признать юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юрлицом) и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ, если указанное юрлицо:

  • в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло отчетность, предус­мотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
  • Такое решение принимается, в частности, с целью актуализации налоговиками сведений реестра и служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

    Кредитор в этом случае лишается возможности удовлетворить свои требования как за счет имущества должника, так и за счет лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.

    Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10-П скорректировал нормы Закона № 129-ФЗ, приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ.

    Большинство изменений вступает в силу 28.06.2017. Рассмотрим наиболее важные из них подробнее.

    Информация о процедуре банкротства будет включаться в реестр

    С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в его отношении процедурах в рамках дела. Указанные сведения должны будут вноситься в реестр, в частности, на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в новой редакции).

    Наличие подобных сведений не позволит регистрирующему органу исключить организацию из реестра как недействующую. Соответствующие нормы добавлены в статью 5 и пункт 2 статьи 21.1 и в пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ.

    Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

    Новые нормы появились в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). Как следует из нового пункта 3.1 статьи 3 этого закона, исключение ООО из ЕГРЮЛ в случае признания его регистрирующим налоговым органом недействующим, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отказа основного должника (исключенного из ЕГРЮЛ ООО) от исполнения обязательства. Если к этому привели недобросовестные или неразум­ные действия лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, руководителя), членов ее коллегиальных органов или лиц, определяющих действия общества (например, участников), по заявлению кредитора они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Эта норма действует с 28.06.2017.

    Кроме того, скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной (дополнительной) ответственности, закрепленный в пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Новый порядок также действует с 28.06.2017.

    Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

    Уточнен порядок подачи заявлений недействующим юрлицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра.

    Так, с 01.09.2017 такое заявление будет приниматься по утвержденной ФНС России форме. Заявление можно будет направить в регистрирующий орган почтовым отправлением, представить непосредственно, направить через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В связи с этим в новой редакции изложен пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

    Увеличен перечень оснований для исключения из реестра

    С 01.09.2017 будет дополнен перечень случаев исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

    В частности, исключить юрлицо смогут при отсутствии средств на его ликвидацию и невозможности возложения таких расходов на его участников, а также при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации более 6 месяцев с момента внесения в него записи об их недостоверности (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

    Новые сроки ликвидации ООО

    Срок ликвидации ООО не может превышать одного года. Продлить такой срок сможет только суд, максимальный срок продления — 6 месяцев. Если решение о ликвидации общества отменено или истек срок (в т. ч. продленный судом) его ликвидации, повторное решение о добровольной ликвидации общества может быть принято не ранее чем через 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГЮЛ (п. п. 6, 7 ст. 57 Закона об ООО). Правило действует с 01.09.2017.

    Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

    Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

    Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства.

    Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

    Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

    Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

    Добровольная ликвидация и банкротство

    В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры.

    Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

    При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

    Судебная ликвидация

    Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

    Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

    Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

    Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  • Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  • Способом ликвидации.
  • Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.
  • Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

    Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

    Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

    Ответственность учредителей по долгам общества

    Расходы на ликвидацию

    За счет имущества ООО

    Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве

    Солидарно, за счет учредителей

    Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ)

    Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО

    Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

    В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

    При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

    В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

    Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

    Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

    1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
    2. Непроведения банковских операций за тот же период.

    В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

    Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

    Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

    Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

    Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

    Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

    Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

    Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

    Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес».

    Смотрите так же:  Ч 1 статья 290 ук рф

Оставьте комментарий