Имеет ли право налоговая инспекция запрашивать персональные данные

Инспекция может запросить обработку персональных данных и без согласия налогоплательщика

Mazirama / Depositphotos.com

Законодательством установлено, что обработка персональных данных допускается в случаях, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отсутствии согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, далее – Закон № 152-ФЗ). Вместе с тем, также указывается, что персональные данные могут быть получены оператором не только от субъекта, но и от другого лица. При этом должны выполняться условия предоставления оператору подтверждения наличия оснований соблюдения принципов и правил обработки данных, установленных законодательством (подп. 2 — 11 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

Так, например, налоговая служба может запросить сведения, подтверждающие право на налогоплательщика на налоговую льготу, если в самой инспекции такие документы отсутствуют или не представлены налогоплательщиком. Запрашивать проверяющие будут их у органов и иных лиц, обладающих этими сведениями (п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса).

При этом у налогового органа не будет согласия налогоплательщика на обработку его персональных данных. Тем не менее, как поясняет ФНС России, это не может рассматриваться основанием для не направления налоговым органом соответствующего запроса с целью подтверждения права налогоплательщика на налоговую льготу (письмо ФНС России от 22 октября 2020 г. № БС-4-21/[email protected]).

Именно поэтому типовые формы согласия налогоплательщика – физлица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, применяются в качестве необязательных.

Имеет ли право налоговая инспекция запрашивать персональные данные

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 13 июня 2018 г. № ММВ-7-6/[email protected] “Об утверждении Правил обработки персональных данных в Федеральной налоговой службе”

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2017, N 31, ст. 4772) и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1626; 2013, N 30, ст. 4116; 2014, N 37, ст. 4967) приказываю:

1. Утвердить Правила обработки персональных данных в Федеральной налоговой службе согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом ФНС России
от 13 июня 2018 г. № ММВ-7-6/[email protected]

Правила
обработки персональных данных в Федеральной налоговой службе

I. Общие положения

1. Настоящие Правила обработки персональных данных в Федеральной налоговой службе (далее — Правила) определяют цели, содержание и порядок обработки персональных данных, меры, направленные на защиту персональных данных, а также процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной налоговой службы.

2. Настоящие Правила определяют политику ФНС России как оператора, осуществляющего обработку персональных данных, в отношении обработки и защиты персональных данных.

3. Настоящие Правила разработаны в соответствии с:

Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 7, ст. 968);

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2018);

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2017, N 31, ст. 4772) (далее — Федеральный закон «О персональных данных»);

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063; 2016, N 22, ст. 3091);

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2018, N 1, ст. 7);

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2018, N 1, ст. 7);

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2018, N 9, ст. 1283) (далее — Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»);

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2017, N 49, ст. 7327) (далее — Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7 ст. 776; 2018, N 1, ст. 7) (далее — Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2018);

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2016, N 26, ст. 3889);

Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3617; 2018, N 1, ст. 90);

Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 439; 2017, N 37, ст. 5506);

Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2242; 2008, N 43, ст. 4921; 2014, N 27, ст. 3754);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. N 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 28, ст. 3384; 2012, N 53, ст. 7958);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 38, ст. 4320);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 6, ст. 739; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2018) (далее — Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 697; 2016, N 30, ст. 4926);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. N 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 13, ст. 1511; 2014, N 46, ст. 6369);

постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 108 «Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 8, ст. 1024; 2017, N 2, ст. 368);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1626; 2013, N 30, ст. 4116; 2014, N 37, ст. 4967);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257) (далее — Постановление N 1119);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст. 2192; 2007, N 43, ст. 5264; 2018, N 12, ст. 1677);

приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2013 г., регистрационный N 28608) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 15 февраля 2017 г. N 27 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2017 г., регистрационный N 45933).

4. Обработка персональных данных в центральном аппарате и территориальных органах ФНС России осуществляется с соблюдением принципов и условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, а также настоящими Правилами.

II. Категории субъектов персональных данных

5. К субъектам персональных данных, персональные данные которых обрабатываются в центральном аппарате и территориальных органах ФНС России в соответствии с настоящими Правилами, относятся:

1) федеральные государственные гражданские служащие центрального аппарата и территориальных органов ФНС России (далее — гражданские служащие ФНС России);

2) граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате и территориальных органах ФНС России;

3) работники центрального аппарата и территориальных органов ФНС России замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее — работники ФНС России);

4) граждане, претендующие на замещение должностей в центральном аппарате и территориальных органах ФНС России, не являющихся должностями федеральной государственной гражданской службы;

5) лица, замещающие должности руководителей организаций (учреждений), находящихся в ведении ФНС России, назначаемые на должность и освобождаемые от должности руководителем ФНС России (далее — руководители организаций);

6) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей организаций;

7) работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФНС России, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — работники организаций);

8) граждане, претендующие на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФНС России, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

9) лица, состоящие в родстве (свойстве) с субъектами персональных данных, указанными в подпунктах 1-8 пункта 5 настоящих Правил;

10) лица, представляемые к награждению, наградные материалы по которым представлены в ФНС России;

11) физические лица и представители организаций, обратившиеся в центральный аппарат и территориальные органы ФНС России:

в связи с предоставлением государственной услуги;

в связи с исполнением государственной функции;

в связи с обязанностью давать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

12) граждане, обратившиеся в центральный аппарат и территориальные органы ФНС России в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

III. Условия и порядок обработки персональных данных субъектов персональных данных в связи с реализацией служебных или трудовых отношений

6. Персональные данные субъектов персональных данных (далее — персональные данные), указанных в подпунктах 1-10 пункта 5 настоящих Правил, обрабатываются в целях обеспечения задач кадровой работы, в том числе кадрового учета, делопроизводства, содействия в осуществлении служебной (трудовой) деятельности, формирования кадрового резерва, обучения и должностного роста, учета результатов исполнения должностных обязанностей, обеспечения личной безопасности субъектов персональных данных, обеспечения установленных законодательством Российской Федерации условий труда, гарантий и компенсаций, а также в целях противодействия коррупции.

Смотрите так же:  Квартальный налог

7. В целях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

8. Согласие на обработку персональных данных субъекта персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, не требуется при обработке персональных данных в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».

9. Согласие на обработку специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, не требуется при обработке персональных данных в соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 части 2 статьи 10 и частью 2 статьи 11 Федерального закона «О персональных данных» и положениями Трудового кодекса, за исключением случаев получения персональных данных работника у третьей стороны.

10. Необходимо получить согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в следующих случаях:

при передаче (распространении, предоставлении) персональных данных третьим лицам в случаях, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции;

при трансграничной передаче персональных данных;

при принятии решений, порождающих юридические последствия в отношении указанных лиц или иным образом затрагивающих их права и законные интересы, на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

11. В случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, согласие субъекта персональных данных оформляется в письменной форме, если иное не установлено Федеральным законом «О персональных данных».

12. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, осуществляется гражданскими служащими, уполномоченными на обработку персональных данных.

13. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, включает в себя следующие действия: сбор (получение), запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

14. Сбор (получение), запись, систематизация, накопление и уточнение (обновление, изменение) персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, осуществляется путем:

получения оригиналов необходимых документов;

копирования оригиналов документов;

внесения сведений в учетные формы (на бумажных и электронных носителях);

формирования персональных данных в ходе кадровой работы;

внесения персональных данных в автоматизированные информационные системы, оператором которых является ФНС России (далее — автоматизированные информационные системы), используемые в целях кадровой работы.

15. Сбор (получение), запись, систематизация, накопление и уточнение (обновление, изменение) персональных данных осуществляется путем получения персональных данных непосредственно от субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил.

16. В случае возникновения необходимости получения персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, у третьей стороны, следует известить об этом субъектов персональных данных заранее, получить их письменное согласие и сообщить им о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных.

17. Запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личным делам гражданских служащих ФНС России, работников ФНС России, руководителей организаций персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, частной жизни, членства в общественных объединениях.

18. При сборе персональных данных гражданский служащий, уполномоченный на обработку персональных данных, осуществляющий сбор (получение) персональных данных непосредственно от субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, обязан разъяснить указанным субъектам персональных данных юридические последствия отказа предоставить их персональные данные.

19. Передача (распространение, предоставление) и использование персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, определенных пунктом 6 настоящих Правил, осуществляется лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

IV. Условия и порядок обработки персональных данных гражданских служащих ФНС России и лиц, состоящих с ними в родстве (свойстве), в связи с рассмотрением вопросов: о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, о предоставлении служебного жилого помещения и о формировании списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно — строительных кооперативов

20. В центральном аппарате и территориальных органах ФНС России осуществляется обработка персональных данных гражданских служащих ФНС России и лиц, состоящих с ними в родстве (свойстве), в связи с рассмотрением вопросов: о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее — субсидия), о предоставлении служебного жилого помещения (далее — служебное жилое помещение) и о формировании списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно — строительных кооперативов (далее — списки членов ЖСК).

21. Перечень персональных данных, подлежащих обработке в связи с предоставлением субсидии, служебного жилого помещения, формированием списков членов ЖСК включает в себя:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) (в том числе прежние фамилии, имена и (или) отчества (при наличии), дату, место и причину их изменения);

2) вид, серию, номер документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, наименование органа и код подразделения органа (при его наличии), выдавшего его, дату выдачи;

3) адрес и дату регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания), адрес фактического проживания;

4) сведения о семейном положении, составе семьи и о близких родственниках (отец, мать, братья, сестры и дети), а также о муже (жене), в том числе бывших;

5) персональные данные, содержащиеся в выписке из домовой книги, копиях финансового лицевого счета, свидетельства о браке, свидетельства о рождении ребенка (детей), трудовой книжки, документов о наличии в собственности гражданского служащего ФНС России и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов), документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

6) иные персональные данные, ставшие известными в связи с рассмотрением вопросов о предоставлении субсидии, служебного жилого помещения или формированием списков членов ЖСК.

22. Обработка персональных данных гражданских служащих ФНС России и лиц, состоящих с ними в родстве (свойстве), при рассмотрении вопросов: о предоставлении субсидии, служебного жилого помещения и формировании списков членов ЖСК осуществляется на основании заявления гражданского служащего ФНС России, представляемого в соответствующую Комиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Федеральной налоговой службы единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, подкомиссию территориального органа ФНС России (далее — Комиссия по предоставлению субсидии, территориальная подкомиссия по предоставлению субсидии), в Комиссию о предоставлении служебного жилого помещения (далее — Комиссия о предоставлении служебного жилого помещения) или в Комиссию по формированию списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно — строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Комиссия по формированию списков членов ЖСК).

23. Обработка персональных данных гражданских служащих ФНС России и лиц, состоящих с ними в родстве (свойстве), в связи с предоставлением субсидии, служебного жилого помещения или формированием списков членов ЖСК, в частности, сбор (получение), запись, систематизация, накопление и уточнение (обновление, изменение) персональных данных осуществляется гражданскими служащими ФНС России, входящими в состав соответствующей Комиссии по предоставлению субсидии (территориальной подкомиссии по предоставлению субсидии), Комиссии о предоставлении служебного жилого помещения или Комиссии по формированию списков членов ЖСК путем:

1) получения оригиналов необходимых документов;

2) предоставления заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке копий документов.

24. Комиссия по предоставлению субсидии (территориальная подкомиссия по предоставлению субсидии), Комиссия о предоставлении служебного жилого помещения или Комиссия по формированию списков членов ЖСК вправе проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданскими служащими ФНС России для рассмотрения вопросов о предоставлении субсидии, служебного жилого помещения или формирования списков членов ЖСК.

25. Передача (распространение, предоставление) и использование персональных данных гражданских служащих ФНС России и лиц, состоящих с ними в родстве (свойстве), полученных в связи с рассмотрением вопросов о предоставлении субсидии, служебного жилого помещения или формированием списков членов ЖСК осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

V. Условия и порядок обработки персональных данных субъектов персональных данных в связи с предоставлением государственной услуги и исполнением государственной функции в установленной сфере деятельности

26. В центральном аппарате и территориальных органах ФНС России обработка персональных данных физических лиц и представителей организаций (далее — заявители) осуществляется в связи с:

1) оказанием государственной услуги по:

бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов);

государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

ведению Государственного реестра контрольно-кассовой техники;

выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;

внесению сведений о саморегулируемых организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах, государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах, по исключению сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах, государственного реестра саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах, по предоставлению сведений из реестра саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах, государственного реестра саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

лицензированию деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;

включению сведений о лотерейных терминалах в единый реестр лотерейных терминалов, по включению изменений в единый реестр лотерейных терминалов, по предоставлению выписки о лотерейных терминалах из единого реестра лотерейных терминалов;

выдаче специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц;

предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями;

2) исполнением государственной функции по:

осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

осуществлению федерального государственного надзора за проведением лотерей;

проверке технического состояния игрового оборудования;

контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;

ведению в установленном порядке реестра лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

27. В целях, указанных в пункте 26 настоящих Правил, осуществляется обработка следующих персональных данных заявителей:

2) номер контактного телефона;

3) адрес электронной почты;

4) почтовый адрес.

28. Обработка персональных данных в целях, указанных в пункте 26 настоящих Правил, осуществляется без согласия заявителей в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», федеральными законами «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и иными нормативными правовыми актами, определяющими предоставление государственной услуги и исполнение государственной функции в установленной сфере ведения ФНС России.

Смотрите так же:  Лицензия на услуги телефонной связи

29. Обработка персональных данных в целях, указанных в пункте 26 настоящих Правил, осуществляется структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов ФНС России, в полномочия которых входит предоставление государственной услуги, исполнение государственной функции в установленной сфере деятельности.

30. Сбор (получение), запись, систематизация, накопление и уточнение (обновление, изменение) персональных данных в целях, указанных в пункте 26 настоящих Правил, осуществляется путем:

получения оригиналов необходимых документов (заявлений);

заверения копий документов;

внесения персональных данных в автоматизированные информационные системы.

31. Запрещается запрашивать у заявителей и третьих лиц, а также обрабатывать персональные данные в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

32. При сборе (получении) персональных данных уполномоченное должностное лицо соответствующего структурного подразделения центрального аппарата и территориальных органов ФНС России, осуществляющее получение персональных данных непосредственно от заявителей, обратившихся в ФНС России в связи с предоставлением государственной услуги, исполнением государственной функции, обязанностью давать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обязано разъяснить указанным заявителям юридические последствия отказа предоставить персональные данные.

33. Передача (распространение, предоставление) и использование персональных данных заявителей осуществляется лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

VI. Условия и порядок обработки персональных данных субъектов персональных данных в связи с рассмотрением обращений граждан

34. В центральном аппарате и территориальных органах ФНС России обработка персональных данных граждан осуществляется в целях обеспечения своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

35. Персональные данные граждан, обратившихся в центральный аппарат и территориальные органы ФНС России лично, а также направивших индивидуальные или коллективные письменные обращения или обращения в форме электронного документа, обрабатываются в целях рассмотрения указанных обращений с последующим уведомлением граждан о результатах рассмотрения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в ФНС России подлежат рассмотрению обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

36. В соответствии со статьями 7 и 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с рассмотрением поступивших в ФНС России обращений граждан обработке подлежат следующие персональные данные:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) почтовый адрес;

4) указанный в обращении контактный телефон;

5) иные персональные данные, указанные в обращении, а также ставшие известными в ходе личного приема или в процессе рассмотрения поступившего обращения.

37. Обработка персональных данных, необходимых в связи с рассмотрением обращений граждан, осуществляется без согласия субъектов персональных данных в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», федеральными законами «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

38. Передача (распространение, предоставление) и использование персональных данных, указанных в пункте 36 настоящих Правил, осуществляется лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

VII. Порядок обработки персональных данных в автоматизированных информационных системах

39. Обработка персональных данных в центральном аппарате и территориальных органах ФНС России может осуществляться с использованием автоматизированных информационных систем.

Перечень автоматизированных информационных систем утверждается приказом ФНС России.

40. Доступ к автоматизированным информационным системам гражданских служащих ФНС России, осуществляющих обработку персональных данных в автоматизированных информационных системах, реализуется посредством учетной записи, состоящей из имени пользователя и пароля.

41. Доступ к автоматизированным информационным системам предоставляется в соответствии с функциями, предусмотренными должностными регламентами гражданских служащих ФНС России.

42. Информация может размещаться в автоматизированных информационных системах как в автоматическом, так и в ручном режиме, при получении информации на бумажном носителе или в ином виде, не позволяющем осуществлять ее автоматическую регистрацию.

43. Обеспечение безопасности персональных данных, обрабатываемых в автоматизированных информационных системах ФНС России, осуществляется Управлением информационных технологий ФНС России и достигается путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, а также иных неправомерных действий в отношении персональных данных согласно статье 19 Федерального закона «О персональных данных».

VIII. Организация хранения персональных данных

44. Персональные данные хранятся на бумажном носителе в соответствующих структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органов ФНС России, в функции которых входит обработка персональных данных в соответствии с положениями об этих структурных подразделениях.

45. Персональные данные хранятся в электронном виде в автоматизированных электронных системах.

46. Сроки хранения персональных данных на бумажном носителе определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок их сбора (получения) и обработки.

47. Срок хранения персональных данных, внесенных в автоматизированные информационные системы, должен соответствовать сроку хранения персональных данных на бумажных носителях.

48. Персональные данные при их обработке, осуществляемой без использования автоматизированных информационных систем, должны обособляться от иной информации, в частности, путем фиксации их на разных материальных носителях персональных данных, в специальных разделах или на полях форм (бланков).

49. Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных на разных материальных носителях персональных данных, обработка которых осуществляется в целях, определенных настоящими Правилами.

IX. Порядок уничтожения персональных данных при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований

50. Документы, содержащие персональные данные на бумажном носителе, по истечении срока хранения в структурном подразделении передаются на последующее хранение в архив центрального аппарата и территориальных органов ФНС России.

51. Документы, содержащие персональные данные, сроки хранения которых истекли, подлежат уничтожению.

52. Уничтожение по окончании срока обработки персональных данных на электронных носителях производится путем механического нарушения целостности носителя, не позволяющего произвести считывание или восстановление персональных данных, или удалением с электронных носителей методами и средствами гарантированного удаления остаточной информации.

X. Порядок доступа в помещения, в которых ведется обработка персональных данных

53. Доступ в помещения, в которых ведется обработка персональных данных, в том числе хранятся персональные данные, содержащиеся на материальных носителях персональных данных, имеют гражданские служащие ФНС России, уполномоченные на обработку персональных данных, и ограничен для иных лиц.

54. Пребывание лиц, не имеющих право на осуществление обработки персональных данных либо на осуществление доступа к персональным данным в помещениях, в которых ведется обработка персональных данных, возможно только в сопровождении гражданского служащего ФНС России, уполномоченного на обработку персональных данных.

XI. Ответственный за организацию обработки персональных данных

55. Ответственный за организацию обработки персональных данных в ФНС России (далее — ответственный за обработку персональных данных), назначается руководителем ФНС России из числа гражданских служащих ФНС России, относящихся к высшей и (или) главной группе должностей категории «руководители».

56. Ответственный за обработку персональных данных в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации в области персональных данных и настоящими Правилами.

57. Ответственный за обработку персональных данных обязан:

1) организовывать принятие правовых, организационных и технических мер для обеспечения защиты персональных данных, обрабатываемых в ФНС России, от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий;

2) осуществлять внутренний контроль за соблюдением гражданскими служащими ФНС России, уполномоченными на обработку персональных данных, требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных;

3) доводить до сведения гражданских служащих, уполномоченных на обработку персональных данных, положения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, локальные акты по вопросам обработки персональных данных, требования к защите персональных данных;

4) организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей, а также осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов в ФНС России;

5) в случае нарушения в ФНС России требований к защите персональных данных принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав субъектов персональных данных.

58. Ответственный за обработку персональных данных вправе:

1) иметь доступ к информации, касающейся обработки персональных данных в ФНС России и включающей:

цели обработки персональных данных;

категории обрабатываемых персональных данных;

категории субъектов персональных данных, персональные данные которых обрабатываются;

правовые основания обработки персональных данных;

перечень действий с персональными данными, общее описание используемых в ФНС России способов обработки персональных данных;

описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Федерального закона «О персональных данных», в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

дату начала обработки персональных данных;

срок или условия прекращения обработки персональных данных;

сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;

сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, установленными Постановлением N 1119;

2) привлекать к реализации мер, направленных на обеспечение безопасности персональных данных, обрабатываемых в ФНС России, иных гражданских служащих ФНС России с возложением на них соответствующих обязанностей и закреплением ответственности.

59. Ответственный за обработку персональных данных несет ответственность за ненадлежащее выполнение функций по организации обработки персональных данных в ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Обзор документа

Урегулированы вопросы обработки персональных данных в ФНС России.

Так, указаны субъекты персональных данных, обрабатываемые сведения. Отдельно закреплены процедуры обращения со сведениями в трудовых (служебных) целях, при оказании госуслуг, при исполнении госфункций, при рассмотрении обращений и др.

Прописаны особенности обработки персональных данных в АИС.

Закреплены условия доступа в помещения, в которых ведется обработка персональных данных.

Вправе ли налоговый орган требовать документы?

Здравствуйте. У нашего контрагента проводится выездная проверка. Нам пришло требование , где наряду с документами подтверждающими оказание нами услуг , истребуются трудовые договоры с нашими работниками за два года и книга доходов и расходов за 2 года ( мы применяем УСН). Вправе ли налоговый орган истребовать данные документы?

Вопрос относится к городу Биробиджан

Ответы:

Статья 31. Права налоговых органов

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 5] [Статья 31]

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;.

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 93]

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В отношении организации проводится комплексная выездная налоговая проверка.

Налоговый орган требует представить копии книги расчетов по оплате труда, трудовые договоры.

Законно ли это, если в трудовых договорах содержатся персональные данные сотрудников, в книге расчетов — доходы сотрудников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговый орган в связи с проведением комплексной выездной налоговой проверки имеет право истребовать у налогоплательщика документы, содержащие персональные данные его сотрудников (в том числе трудовые договоры и книги расчетов по оплате труда). Для представления по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные физических лиц, получать согласие субъектов этих персональных данных оператору не требуется.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По сути, это любые сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной государствами — членами Совета Европы 28.01.1981.

В соответствии с частью первой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, его ИНН. Типовых бланков для книги учета расчетов по оплате труда не предусмотрено, такие книги ведутся в произвольной форме. Как правило, в них отражаются сведения о фамилиях, именах, отчествах работников и о получаемых ими от работодателей суммах доходов.

Таким образом, трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда содержат персональные данные сотрудников.

Любые действия или операции с персональными данными считаются обработкой персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Смотрите так же:  Кафка завещание о чем

К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Таким образом, представление по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные, является обработкой персональных данных.

Согласно ст. 6, ст. 9 Закона N 152-ФЗ по общему правилу обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.

В частности, обработка персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Таким образом, предоставление в налоговый орган (оператору — смотрите п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ) документов, содержащих персональные данные, не требует получения согласия субъекта персональных данных (сотрудников) в том случае, если такие данные предоставляются в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 93 НК РФ налоговому органу предоставлено право в ходе проведения выездной проверки требовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы*(1):

— служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

— подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Этому праву корреспондирует установленная пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 12 ст. 89 НК РФ обязанность налогоплательщиков в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом нормы НК РФ не содержат запрета на истребование в рамках проведения контрольных мероприятий (в том числе выездной проверки) документов, содержащих персональные данные физических лиц.

Соответственно, в рамках проведения выездной проверки документы, содержащие персональные данные физических лиц, могут предоставляться в налоговый орган без согласия этих физических лиц.

Обращаем Ваше внимание, что НК РФ не определяет конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы в рамках выездной налоговой проверки у налогоплательщиков (налоговых агентов) с целью проверки правильности исчисления и уплаты ими тех или иных налогов.

Установлен только запрет на истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Кроме того, косвенное ограничение на круг подлежащих истребованию документов содержится в п. 5 ст. 94 НК РФ, согласно которому не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Иными словами, критериев, позволяющих определить, какие именно документы (и в каких случаях) могут считаться необходимыми для проверки налогоплательщика, НК РФ не установлено, что предоставляет на практике налоговым органам возможность запрашивать документы, руководствуясь собственным усмотрением.

Как поясняют специалисты Минфина России (письмо от 22.02.2012 N 03-02-08/16), перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим.

Вместе с тем, учитывая норму п. 12 ст. 89 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять только документы, которые связаны с исчислением и уплатой определенного налога, правильность исчисления которого проверяется в ходе проверки. На это указывает и судебная практика (постановления ФАС Московского округа от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10 по делу N А40-91995/09-107-571, Поволжского округа от 14.11.2006 N А57-26422/05-25).

В рассматриваемом случае налоговый орган требует представить трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда. Данные документы, на наш взгляд, вполне можно считать документами, связанными с проверкой правильности исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль и НДФЛ.

Так, например, в целях исчисления налога на прибыль расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). Подпунктом 25 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Как видим, трудовой договор прямо назван в НК РФ в качестве документа, которым должны быть подтверждены расходы на оплату труда. Напомним, что в целях расчета налога на прибыль могут быть учтены только обоснованные и документально подтвержденные затраты.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в частности, в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответственно, отсутствие трудовых договоров (или отсутствие в этих договорах тех или иных условий, соблюдение которых необходимо для учета того или иного вида расходов на оплату труда) влечет невозможность принятия к налоговому учету расходов на оплату труда (заработная плата, премии и т.д.).

Таким образом, трудовые договоры являются документами, подтверждающими возможность учета расходов на оплату труда.

Что касается книг учета расчетов по уплате труда, то данные книги будут выступать документами, подтверждающими величину расходов на оплату труда, учтенных при расчете налога на прибыль.

В целях исчисления НДФЛ налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ). То есть данные, содержащиеся в книгах учета расчетов по уплате труда, служат прямым основанием для расчета НДФЛ при исполнении работодателем обязанностей налогового агента (ст. 226 НК РФ).

Таким образом, с учетом всего вышесказанного считаем, что в данном случае действия налогового органа по истребованию копий книг учета расчетов по оплате труда и трудовых договоров правомерны.

Отказ от представления таких документов или непредставление их в установленные сроки может быть признан налоговым правонарушением, влекущим ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Уточнение от 10 марта 2017 — 13:03
Извините, не внимательно прочла вопрос, проглядела, что проверка проводится у Вашего контрагента.

Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 93.1]

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять ТОЛЬКО ТЕ ДОКУМЕНТЫ (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией.

Трудовые договоры это сугубо внутренние документы и никакой информации о контрагенте не содержат, поэтому налоговая не вправе их запрашивать.

Посмотрите решение суда

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

от 15 января 2009 года Дело № А12-10258/2008

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: .

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2008 по делу NА12-10258/2008,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЧОП» КОР-Сервис», г.Волгоград к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Волгограда, о признании недействительным Решения от 05.06.2008г. № 18-06-65

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «КОР-сервис» г.Волгоград обратилось в арбитражный суд с требованием к Инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Волгоград о признании недействительным Решения от 05.06.2008г. № 18-06-65.

Обжалуемым решением заявитель был привлечен к налоговой ответственности по основаниям ст.ст. 93.1, 129.1 НК РФ за отказ в предоставлении информации в рамках проведения проверки деятельности другого налогоплательщика (банка).

Решением суда первой инстанции заявление было удовлетворено, решение налогового органа было признано недействительным. В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

Как следует из материалов дела, 09.04.2008г. ИФНС России по Центральному району г.Волгограда в адрес ООО «ЧОП «КОР-Сервис» было направлено требование N18-06-СО/2292 о предоставлении документов: штатного расписания (с изменениями и дополнениями, действующими в 2006г.; приказов (распоряжений) о приеме на работу, переводе, увольнении сотрудников Общества, трудовых договоров, трудовых книжек сотрудников Общества (лист первый ФИО), листов с записями, датированными в 2006г., перечисленных в списке, ведомостей начисления заработной платы за январь- декабрь 2006г.

В обоснование указанного требования указано, что данные документы запрашиваются связи с тем, что в ходе проведения выездной проверки ОАО «АКБ «КОР» г.Волгоград установлены факты перевода сотрудников банка (охранников) в Общество, а также заключение между данными юридическими лицами договоров на оказание охранных услуг.

В ответ на данное требование Общество письмом от 23.04.2008г. сообщило, что требование в части представления вышеперечисленных документов исполнению не подлежит, поскольку не соответствует ст. 93.1 НК РФ.

ИФНС России по Центральному району г. Волгограда был составлен Акт № 18-06-6/376дсп от 12.05.2008г. и решением ИФНС России по Центральному району г. Волгограда N18-06-65 от 05.06.2008г. ООО «ЧОП «КОР-Сервис» привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений налоговому органу в виде штрафа в размере 1000 руб.

Суд кассационной инстанции исследовав доводы, изложенные в жалобе применительно к материалам дела пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Исходя из положений п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Пунктом 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Положения п. 1 ст. 93.1 НК РФ предусматривают право налогового органа, проводящего налоговую проверку на истребование у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку вправе истребовать у контрагента или иного лица не любые документы, а только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Истребованные налоговым органом документы являются внутренними документами ООО «ЧОП «КОР-Сервис», которые не содержат информации о проверяемом ОАО «АКБ «КОР» и не имеют отношения к деятельности банка.

Поскольку налоговым органом в нарушение ст. 93 НК РФ были истребованы документы у Общества, не касающиеся деятельности проверяемого ОАО «АКБ «КОР», следовательно, привлечение ООО «ЧОП «КОР-Сервис» к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, неправомерно, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2008 по делу NА12-10258/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Оставьте комментарий