Губернатор в сша полномочия

Может ли в реальности в США губернатор штата без последствий отказаться выполнять приказы президента страны, как в сериале Designated Survivor?

Ситуация, изоражённая в сериале, является чрезвычайной и связана с непосредственной угрозой безопасности страны, т.е. когда по стране нанесён военный удар или он очевидно готовится. В этом случае, с конституционной точки зрения, главным и единственным уровнем принятия решений является федеральный, поскольку всё, что отнесено к обороне и действиям вооружённых сил является предметом федеральных полномочий. В такой обстановке президент или лицо его замещающее в установленном законом порядке вправе принимать обязательные для всех должностных лиц и граждан США решения.

В обычной же ситуации губернатор вполне спокойно может отказаться от выполнения каких бы то ни было приказов президента. Более того, трудно представить, в связи с чем у президента вообще может возникнуть желание или повод отдавать губернатору какие-либо приказы. Такая ситуация в принципе не может возникнуть, поскольку уровень федеральных полномочий не пересекается с уровнем штатов. Упомянутый в другом ответе случай, когда президент Эйзенхауэр в 1957 г. в Арканзасе использовал Национальную гвардию для обеспечения исполнения закона о десегрегации вопреки позиции и действиям губернатора, как раз подтверждает ту норму, что президент не вправе давать приказы губернаторы. Если бы у Эйзенхауэра такое право было, то он как раз бы и отдал приказ, но у президента такого права не было и нет. Эйзенхауэр использовал гвардию во исполнение решения другого органа власти — Верховного Суда, отменившего сегрегацию. Кстати, аналогичная ситуация повторилсь 6-ю годами позже, когда в 1963 г. губернатор штата Алабама Дж.Уоллес лично встал в проёме входа в Университет Алабамы и тем самым преградил проход двум чернокожим абитуриентам. Тогда заместитель генерального прокурора США (министра юстиции) официально потребовал от губернатора освободить проход. Уоллес прервал его и выступил перед собравшейся тут же многочисленной толпой журналистов и местных жителей (о намерениях губернатора было известно заранее, поэтому вся эта драма проходила на виду у всей страны в режиме реального времени) с речью о правах штатов. Тогда зам. генпрокурора позвонил по телефону в Белый дом тогдашнему президенту Кеннеди. Тот принял (заранее подготовленное) решение о федерализации Национальной гвардии и приказал ей обееспечить доступ чернокожим в университет. Через несколько часов к Уоллесу, всё ещё стоявшему в дверях университеа, подошёл генерал гвардии и попросил его «отойти в сторону по приказу президента Соединённых Штатов». Уоллес, продолжая что-то говорить, тем не менее отступил и чернокожие прошли в университет для подачи документов на приём.

В вопросе взаимоотношений губернаторов и президента США необходимо исходить из приниципиально важной посылки: США начались со штатов — федерация стала результатом их объединения. Если сравнивать с Россией, то у нас ситуация иная: земли завоёвывались саммодержцем и всегда находились в подчинении центральной власти. Именно в силу этого молодая концепция федерализма в России не имеет корней в прошлом и поэтому её так легко выхолостить и опрокинуть.

В США ситуация обратная: страна началась со штатов, они явились и являются источником государственной (и политической) власти, часть которой ими отдана на федеральный уровень. В то время как объём федеральных полномочий достаточно чётко очерчен, действует правовой принцип, что все остальные полномочия по определению являются предметом ведения штатов. Таким образом, по сути, речь идёт о разделении не 3-х (законодательная, исполнительная и судебная), а 4-х властей (+штаты). У штатов есть права и полномочия, которых попросту нет у федеральной власти.

Не президентская власть объединяет США — страну объединяет закон. В этом плане если и можно говорить о какой-либо вертикали, так это вертикаль судов, когда решения Верховного суда обязательны для судов штатов.

Конечно, президент и губернаторы не равны между собой — статус президента в политическом смысле выше. Но они занимаются несовпадающими вопросами.

Иногда происходит столкновение интересов, как например, при Обаме в вопросе обязательного медицинского страхования. Эта тема сама по себе относится к ведению штатов, но изменение в системе страхования осуществлял президент в качестве реализации пункта своего предвыборного обещания. Что он мог сделать в этом случае? Только убеждать штаты принять его систему. Обама не мог и не имел права приказать губернаторам принять его систему. Часть штатов её приняла, часть — нет. Более того, некоторые штаты как раз оспорили в суде право президента вмешиваться в компетенцию штата.

Частью политического наследия Обамы, кстати, будет частое применение им так называемого президентского приказа в обход враждебно настроенного Конгресса, который хотел блокировать часть его решений, требовавших согласия Конгресса. Многие конгресмены поэтому обвинют Обаму в злоупотреблении своими полномочиями, в то время как многие юристы говорят о превышении Когрессом своих полномочий за счёт президента.

Заслуживает внимания в этой теме и следующее. Государственная власть на уровне штатов весьма децентрализована: избирается не только губернатор, но и ряд должностных лиц (госсекретарь, генеральный прокурор штата и др.), что делает их самостоятельными и независимыми. Эта децентрализованность и является характерной чертой американской политической и экономической жизни. Основные источники политической деятельности находятся на уровне штатов, а не на федеральном уровне. Если вы хотите сделать политическую карьеру, то правильно начинать её снизу, в одном из штатов, где вы заручитесь поддержкой местной партийной машины, которая будет самым надёжным оплотом в карьере политика. Стать членом палаты представителей, сенатором, губернатором — всё это только через штат.

Политика

В мире

Президент и партия губернаторам не указ

Как проходит ротация губернаторского корпуса в США

На прошлой неделе ряд руководителей регионов России покинули свои посты. На их место президентскими указами были назначены временно исполняющие обязанности. Этот процесс заставил «Газету.Ru» рассмотреть практику США, где отношения между центральными властями и губернаторами штатов строятся на других принципах.

Вместо уходящих в отставку по рекомендации Кремля сразу нескольких губернаторов российских регионов, президент России Владимир Путин назначил исполняющих их обязанности. Полномочия на это ему дает закон, который гласит, что в случае ухода губернатора в отставку полномочия «осуществляется лицом, назначенным президентом Российской Федерации».

«Сегодняшние выборы губернаторов — это откованное лицемерие. Лучше бы назначали. Тогда можно было бы и отстранить, если человек не подходит для области. Раньше у нас были выбранные независимые губернаторы-личности, а сейчас это просто пешки», — прокомментировал региональные перестановки последних двух недель «Газете.Ru» бывший губернатор Камчатского края Михаил Мошковцев, руководивший регионом с 2000 по 2007 год.

Таким образом политик старой закалки противопоставляет свое поколение руководителей «молодым технократам», оказавшимся на своих местах не столько благодаря известности и работе в регионе, сколько благодаря аппаратному весу — своему собственному и своих покровителей.

Определение «независимые губернаторы» вполне подходит к нынешним американским коллегам Мошковцева. Это независимые политические фигуры, являющиеся полноправными руководителями своих штатов, которые привыкли выстраивать свою политику, учитывая политические расклады в своем регионе.

«Несмотря на партийную принадлежность, партия им не указ, так как в каждом штате свои республиканцы и демократы», — объяснил «Газете.Ru» глава фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.

Иногда, правда, об этом можно даже пожалеть. Во время печально известных событий во время урагана Катрина, президенту США Джорджу Бушу пришлось сломать немало копий в борьбе с губернатором штата Луизиана Кэтлин Бланко. Она, как считали в Белом Доме, проявляла бездействие в борьбе со стихией. Президенту пришлось несколько раз обращаться к ней, с просьбой о возможности перевести находящиеся в ее юрисдикции части национальной гвардии в федеральное подчинение.

Правда, за провалы Бланко все же ответила: партия не стала выдвигать ее на второй срок.

В отличие от российских губернаторов, фактически лишенных реальной политической субъектности, американские губернаторы имеют возможность распоряжаться ресурсами национальной гвардии, Перед ними также отвечает полиция штата. При этом только 36 штатов США установили лимиты на пребывание губернатора у власти.

Средний срок правления нахождения губернатора на посту составляет четыре года. На начало 2017 года самым «долгоиграющим» губернатором США стал глава штата Айова Терри Бранстад, установивший своеобразный рекорд. С начала 80-х он пробыл на своем месте в общей сложности более 20 лет. В администрации Дональда Трампа политик занял ключевую должность посла в КНР.

«Мини-президенты» с возможностью отзыва

«Американские губернаторы — это мини-президенты. [Поскольку] их избирают, они больше думают о взаимодействии с обществом и местной легислатурой (региональным парламентом — «Газета.Ru»), чем с федеральной властью. И их нельзя уволить», — обозначила основные различия региональной политики США с российской системой в разговоре с «Газетой.Ru» Виктория Журавлева, завсектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН.

«Уволить» американского губернатора все же можно «за утрату доверия». Только делает это не президент станы, а жители штата, проводя референдум по отзыву губернатора и выборы нового. Этот процесс регулируется местным законодательством и различается от штата к штату.

К слову сказать, аналогичная процедура отзыва полномочий прописан и в российском законе о выборах губернатора от 2012 года, однако она пока ни разу не применялась.

В США отзыв губернатора тоже, справедливости ради, применяется достаточно редко. В 2012 году общественность штата Висконсин созвала референдум по вопросу полномочий губернатора-республиканца Скотта Уолкера. Недовольство губернатором проявляли служащие, считавшие, что политика Уолкера ухудшает их права внутри профсоюзов. После сбора подписей в поддержку референдума были объявлены досрочные выборы, на которых Уолкер смог победить своего соперника-демократа.

Другой заметный пример имел место в 2003 году. Тогда отзыва полномочий губернатора Калифорнии Грея Дэвиса, приведшего штат к энергетическому кризису, был успешным. В бюллетене для голосования значилось два вопроса. На первом бланке избиратели должны были ответить, должен ли Дэвис покинуть свой пост. В связи с тем, что по соцопросам большинство заранее заявило, что выступает за уход Дэвиса, на втором сразу этапе предлагалось проголосовать за других кандидатов. В списке значилось 135 кандидатов, среди которых калифорнийцы выбрали звездное имя актера Арнольда Шварценеггера.

Правление Шварценеггера оставило о себе смешанные воспоминания жителей штата. Однако многие считают, что в любом случае Шварц проявил себя лучше Дэвиса. «Он сослужил нам хорошую службу, потому что он все испробовал. Он сражался с оппонентами, но мог работать и с республиканцами и работать с демократами», — рассказывал в интервью Тime эксперт New America Foundation Джо Мэтьюс.

Работавший со Шварценеггером, а затем и с губернатором Юты и будущим послом в России Джоном Хантсманом, политический стратег Дэвид Конэйрз, поведал «Газете.Ru», что губернаторство «это должность, которая очень убеждает избирателя». «Когда я работал с Арнольдом, то видел, какому давлению ты подвергаешься. Ты там должен быть для всех и все время. Хантсману этот пост дал многое и он был отличным губернатором Юты. Да, Юта консервативный штат, однако он смог проявить там свои лидерские качества».

Смотрите так же:  Льготная пенсия для опекунов

Шварценнегер стал первым в новейшей истории США губернатором, родившемся не в США. Эмигрант из Австрии стал натурализованным американцем. Правда, «варягом» его назвать сложно, так как он десятилетиями жил в Лос-Анжелесе и работал в Голливуде.

Губернаторство стало венцом политической и общественной карьеры Терминатора. Конституция США позволяет стать президентом только гражданину, родившемуся на территории страны. Однако успешное губернаторство часто становится ресурсом для президентства. В истории США президентами стали 17 губернаторов. Среди них одни из самых почитаемых президентов Теодор Рузвельт, Джимми Картер, Рональд Рейган, Билл Клинтон, Джордж Буш-младший.

Как отмечает глава Фонда имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев, для Клинтона, бывшего губернатором относительно периферийного штата Арканзас, все равно именно губернаторство стало главным залогом на пути к президентству. Но сегодня это уже не имеет такого значения, полагает эксперт, указывая на пример президента Трампа, никогда не занимавшего должностей в политике.

Корреспондент «Газеты.Ru» успел в этом убедиться лично на прощальном обеде, данном губернатором штата Огайо Джоном Кейсиком, сошедшим с предвыборной гонки президентской гонки в 2000 году. Речь Кейсика сопровождалась овациями, несмотря на поражение: «Наш все равно лучше всех», — слышалось в толпе. Сам Кейсик держа за руку супругу признался в шутку: «Ребята, я просто не могу столько врать».

В настоящее время в США 34 губернатора-республиканца, 25 губернаторов-демократов и один беспартийный губернатор Билл Уолкер, возглавляющий администрацию штата Аляска. Осенью следующего года США ждут промежуточные выборы в Конгресс, и политическая роль губернаторов резко возрастет, так как их поддержка понадобиться выдвиженцам. Однако свою главную политическую партию они сыграют на президентских выборах.

«Это те фигуры, поддержку которых очень ищет президент во время переизбрания, или новый кандидат на высший государственный пост. Именно они, в конечном итоге, могут «отдать ему» свой штат», — указывает на федеральную роль губернаторов штатов Виктория Журавлева из ИМЭМО.

Правовое положение губернатора в Соединенных штатах Америки Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Першина Елена Анатольевна

В статье анализируется правовой статус губернатора США, дается характеристика порядка формирования должности, функций и полномочий высшего должностного лица штата .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Першина Елена Анатольевна,

The legal position of governor in the United States of America

The article analyzes the legal status of the Governor of the US, describes the procedure of formation of positions, functions and powers of the Supreme official of the state.

Текст научной работы на тему «Правовое положение губернатора в Соединенных штатах Америки»

?ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

В статье анализируется правовой статус губернатора США, дается характеристика порядка формирования должности, функций и полномочий высшего должностного лица штата. Ключевые слова: губернатор, штат, функции, полномочия, импичмент, отзыв.

THE LEGAL POSITION OF GOVERNOR IN THE UNITED STATES

The article analyzes the legal status of the Governor of the US, describes the procedure offormation of positions, functions and powers of the Supreme official of the state.

Key words: Governor, state, functions, powers, impeachment, feedback.

Федерация является одной из форм государственного устройства. В современном мире насчитывается около 20 федеративных государств. Они включают значительное число субъектов федерации, образованных с учетом различных факторов: национальных, территориальных, историко-территориальных и т. д. Так, в США — 50 субъектов федерации, Мексики — 31, Бразилии — 26, Швейцарии — 23, Германии — 16. Значителен удельный вес федераций с небольшим числом субъектов: на Коморских островах их два, в Бельгии — девять, Австралии — шесть1.

Субъекты федерации представляют собой государственные образования (или даже государства — субъекты федерации). Именно наличие государственной власти отличает их, например, от автономных образований. Они имеют свою систему органов государственной власти, в субъекте формируется законодательный орган, правительство или иная администрация. Иногда (очень редко) есть своя система судов (США). Субъекты федерации, обладая государственной властью, вместе с тем не обладают государственным суверенитетом, поскольку данное свойство характерно только для государства. У субъектов федерации имеются и другие элементы государственности, в частности, конституции (или основные законы). Конституции субъектов федерации строятся в соответствии с союзными конституциями, и аналогично устанавли-

вается система государственных органов. Так, в государствах с президентской формой правления (Аргентина, Бразилия, Мексика, США) конституция закрепляет президентскую систему правления на двух уровнях.

В США глава субъекта федерации (обычно называется губернатором) избирается гражданами путем прямого голосования, как правило, по мажоритарной системе.

Как известно, следующее за президентом страны наиболее влиятельное выборное должностное лицо в Соединенных Штатах Америки — губернатор, осуществляющий исполнительную власть в штате. Позволим себе заметить, что многие политики в США склонны рассматривать пребывание в этой должности как необходимое условие для того, чтобы стать президентом страны. Не случайно большинство американских президентов до вступления на этот пост прошли школу губернаторства. В их числе В. Вильсон, Ф. Рузвельт, Дж. Картер, Р. Рейган, Б. Клинтон, Дж. Буш2.

Обычно губернатором становится политический деятель, уже имеющий опыт работы в различных органах власти на уровне штата. Многие губернаторы, как правило, хорошо знакомы с законодательным процессом, так как прежде чем занять должность они являлись членами легислатур штатов. Так, из 225 губернаторов, избранных на свой пост в 1970-1994 годах 43 губернатора (19 %) были

State Government. Congressional Quarterly’s Guide to

1 Страны мира: энциклопедический справочник. Смо- Current Issues & Activities. 1994-1995. Wash., 1994.

ленск: Русич, 2001. С. 6, 60, 79, 135, 341, 572. Р. 107-108.

до этого местными парламентариями3. Губернатор избирается населением из числа граждан штата (обычно с требованием проживания в штате не менее 5-7 лет), как правило, достигшим 30-летнего возраста. Кандидаты на этот пост выдвигаются с помощью конвентов (съездов) политических партий или праймериз.

Если обратиться к истории, то первоначально прямым голосованием избирались губернаторы пяти штатов Новой Англии (1789 г.) В остальных же восьми штатах (из тринадцати) они избирались законодателями, что значительно усиливало влияние последних.

Некоторые факторы, такие как тенденции к проведению прямых выборов, растущее доверие к самой должности губернатора, требование более сильного и независимого главы исполнительной власти в штате способствовали постепенному переходу к прямому голосованию во всех штатах США. К 60-м годам XIX века оно стало проводиться в восьми штатах Новой Англии. Первой была Пенсильвания (1790 г.), затем Делавэр (1792 г.), Джорджия (1824 г.), Северная Каролина (1835 г.), Мериленд (1838 г.), Нью-Джерси (1844 г.), Вирджиния (1851 г.). В Южной Каролине переход к прямому голосованию произошел уже после окончания Гражданской войны, в 1865 г.4.

Таким образом, почти все штаты, вступившие в Союз после образования США в составе 13 штатов, сделали свой выбор в пользу прямых выборов губернатора.

Порядок избрания губернатора, круг и сроки его полномочий определяются конституциями штатов США. Кандидат на пост губернатора должен отвечать определенным требованиям. Наиболее распространенные из них: возрастной ценз (не ниже 25-30 лет), обладание гражданством США, проживание на территории субъекта федерации в течение определенного времени. Так, согласно разд. 2 ст. 5 Конституции Штата Калифорния, губернатором штата может быть избран гражданин США, проживающий в штате непосредственно перед выборами не менее пяти лет. Губернатор Штата Калифорния не может состоять на другой государственной должности. Ни один губернатор не может пребывать в должности более двух сроков5.

Срок пребывания в должности колеблется от 2 до 4 лет. Прослеживается тенденция

3 Moore J. Elections A to Z. Wash., 1999. P. 168.

4 Moore J. Op. Cit. P. 172.

5 Конституции зарубежных стран / сост. В. Н. Дубро-

вин. М.: Юрлитинформ, 2003. С. 275.

к увеличению сроков пребывания губернаторов в должности. Так, в 1998 г. уже в 48 штатах губернаторы избирались на четыре года. Последними за переход к четырехлетнему сроку (начиная с 1986 г.) проголосовали избиратели Арканзаса в 1984 г. и избиратели Род-Айленда в 1994 г. Только в двух штатах губернаторы сегодня избираются на два года -в Нью-Хэмпшире и Вермонте6.

Ради справедливости следует отметить, что основной причиной такой динамики является значительное усложнение функций главы исполнительной власти субъекта федерации. Допустим, при двухлетнем сроке полномочий губернатор вынужден первый год вникать в свою работу, а второй год посвящать подготовке к новым выборам (там, где переизбрание на второй срок допускается).

Кроме этого, власть губернатора ограничивается количеством повторных сроков пребывания в должности. Так, в 1998 г. большинство штатов (37) приняло ограничения на число сроков повторного пребывания в должности губернатора. В 35 штатах страны возможно повторное переизбрание губернатора, но только на еще один новый срок. Для того чтобы один и тот же человек мог быть избран в третий раз, требуется интервал хотя бы в один срок. В пяти штатах — Арканзасе, Делавэре, Миссисипи, Миссури и Огайо — установлен предел пребывания на посту в два срока, после чего бывший губернатор уже не имеет права баллотироваться на этот пост. В остальных 13 штатах США пределы на сроки пребывания губернаторов в должности отсутствуют. В Юте установлен предел в три срока. Только в Вирджинии губернатор изби-

рается на один срок .

Нельзя не согласиться с тем, что ограничение сроков пребывания губернатора в должности гарантирует их постоянную сменяемость и возможность избирателям заменять непопулярных губернаторов. Также губернаторы, обвиненные в неэтичном поведении, правонарушениях или преступлениях могут отстраняться от должности в порядке импичмента или процедуры отзыва.

Импичмент губернатора проводится легислатурой штата подобно тому, как происходит импичмент высших должностных лиц на

6 Гарбузов В. Н., Попович А. П. Губернатор штата: статус и полномочия // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2002. № 7. С. 65.

7 Гарбузов В. Н., Попович А. П. Губернатор штата: статус и полномочия // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2002. № 7. С. 66.

федеральном уровне. Нижняя палата законодательного органа штата выносит обвинение в отношении губернатора, а сенат — оправдательный или обвинительный приговор. В случае обвинения следует отстранение от должности. Кроме того, приговор по суду импичмента не должен предусматривать иные наказания помимо отстранения от должности и лишения права занимать иные государственные посты в штате. Должностное лицо, привлеченное к суду импичмента, независимо от того, осуждено оно или оправдано, «может быть в соответствии с законом также привлечено к ответственности и подвергнуто наказанию по приговору суда»8.

Отзыв губернатора представляет усложненную процедуру, в которой участвует определенное число избирателей, выступающих за отстранение высшего должностного лица штата. Данная процедура закреплена конституциями 12 штатов. Так, в 1921 г. избиратели Северной Дакоты отстранили губернатора — республиканца Линна Фрейзера после того, как тот отбыл треть своего двухлетнего срока9.

В некоторых штатах вместе с губернатором избирается лейтенант-губернатор (вицегубернатор), который председательствует в сенате и замещает пост губернатора, если он оказывается вакантным. К этому должностному лицу переходят на время вакансии все права и власть, которыми по конституции штата наделен губернатор. Так, согласно разд. 10 ст. 5 Конституции Штата Калифорния лейтенант-губернатор действует как губернатор во время процедуры импичмента, отсутствия губернатора в штате или временной нетрудоспособности губернатора10.

Смотрите так же:  Клиент отказывается подписывать договор

Позволим себе заметить, что проведение предвыборной агитации за губернаторское кресло — крайне дорогостоящая процедура11.

8 Соединенные штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993. С. 109-110.

9 Гарбузов В. Н., Попович А. П. Губернатор штата: статус и полномочия // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2002. № 7. С. 69.

10 Конституции зарубежных стран / сост. В. Н. Дубровин. М.: Юрлитинформ, 2003. С. 276.

11 В 1990 г. средняя стоимость губернаторских выборов (статистические данные по 36 штатам) составила

10,6 млн долл. Например, на выборы губернатора Калифорнии в этом же году было израсходовано 58,8 млн долл., Техаса — 55,9 млн долл. В 23 штатах США применяется правило так называемого «общественного финансирования» выборов губернатора; в 32 штатах действуют ограничения на индивидуальные взносы в предвыборные фонды, а в 44 штатах — ограничения на взносы корпораций. См.: Гарбузов В. Н., Попович А. П. Губер-

Традиционно губернатор является лидером партии в своем штате. Еще несколько десятилетий назад большинство губернаторов контролировали деятельность своей партии на вверенной им территории. Н. Рокфеллеру, например, вскоре после избрания на высокий пост, удалось консолидировать Республиканскую партию штата Нью-Йорк. Таким образом, опираясь на сильную и сплоченную партийную фракцию в законодательном собрании, губернатор может довольно легко проводить в жизнь свою политику.

По мнению В. Н. Гарбузова, в настоящее время партийная принадлежность губернатора уже не играет той роли, какая отводилась ей несколько десятилетий назад, хотя она по-прежнему служит опорой многим губернаторам. Законодатели в штатах, как правило, склонны поддерживать главу исполнительной власти, который принадлежит к их собственной партии. Причем законодатели — однопар-тийцы губернатора зачастую играют роль проводников его политики в легислатуре штата. Это вызвано тем, что законопроекты, которые губернатору хотелось бы принять, представляются на рассмотрение в законодательное собрание членами его партии, так как в соответствии с принципом разделения властей сам он не может их вносить12. Но бывает и так, что партийная принадлежность губернатора и большинства других органов власти оказывается различной, и тогда во взаимодействии властей могут происходить конфликты. Но в целом механизм власти в штатах, как и механизм отношений штата с федеральной властью, достаточно хорошо отлажен.

В ряде штатов в обязанности губернатора входит контроль исполнения федеральных законов на территории штата, назначение на высшие должности, руководство аппаратом исполнительной власти. Однако ряд важнейших должностных лиц штата (казначей, секретарь, генеральный атторней и др.) избираются населением или назначаются легислатурой. Это делает их независимыми во взаимоотношениях с губернатором, который не может сместить их с занимаемых постов. В большинстве штатов губернаторы оказывают большое влияние на законодательный процесс в легислатурах (имеют право вето, направляют послания, готовят основную мас-

натор штата: статус и полномочия // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2002. № 7. С. 69.

12 Гарбузов В.Н., Попович А.П. Губернатор штата: статус и полномочия //США. Канада. Экономика. Политика. Культура.2002. № 7. С. 64-66.

су законопроектов, обладают правом созыва очередных и чрезвычайных сессий легислатуры). В настоящее время 49 губернаторов обладают правом вето в отношении законодательных решений, а 43 — даже в отношении отдельных положений закона, в то время как президент США может накладывать вето лишь на законы целиком13. Так, губернатор Аризоны демократ Брюс Бэббит за девять лет своего пребывания на посту (1978-1987) наложил вето на 114 законопроектов. Губернатор Иллинойса республиканец Джеймс Томпсон отклонял каждый третий законопроект, представленный ему легислатурой, в которой преобладали демократы, а губернатор Калифорнии Джордж Дюкмейн — каждый де-сятый14. Губернатор является главнокомандующим национальной гвардией штата, пока Президент страны не призовет ее на службу Соединенных Штатов, что происходит редко. Обычно национальная гвардия выполняет функции внутренних войск, ее роль возрастает, если губернатор объявляет на территории штата военное положение, при котором гражданские органы управления подчиняются командованию национальной гвардии.

Губернатор руководит вопросами по борьбе с международным терроризмом в штате США15. Губернатор обладает правом помилования и отсрочки приведения приговора в действие (часто по согласованию с органами по помилованию) в отношении лиц, осужденных за преступления по законам штата.

Таким образом, конституционно-правовой статус губернаторов стран мира достаточно разнообразен. Он различается по функциям, порядку формирования компетенции губернатора, состоящему из предметов ведения, полномочий и ответственности, а также организации деятельности губернатора исходя из традиций, обычаев, исторического этапа развития самого государства.

Першина Елена Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Ставропольского института кооперации (филиал), тел. 8-962-449-25-42, регеЬіпа^ешіпш @шаіі.гц

13 Ганликс А. Б. Многообразие форм федерализма США // Государство и право. 1994. № 6. С. 136.

14 Rosenthal A. Governors & Legislatures Contending

Powers. Wash., 1990. P. 7.

15 Захарова Л. Н. Проблемы борьбы с международными преступлениями в условиях глобализации // Право и образование. 2013. № 9. С. 133.

Губернатор в сша полномочия

Губернатор, назначаемый на свою должность императором, обладал довольно широкими полномочиями, совмещая административные, судебные, военные и некоторые другие функции, осуществлял свою власть над тем или иным регионом — губернией. Впоследствии часть военных и полицейских функций губернаторов были переданы генерал-губернаторам, которые руководили особо важными губерниями (например, Москва, Санкт-Петербург) либо несколькими губерниями, объединенными в одну административную единицу, и в этом случае осуществляли контроль за губернаторами.

В Советском Союзе функции губернатора (руководителя области, края) были переданы избираемому членами исполнительного комитета Председателю исполкома. Однако фактически его функции дублировались руководителем областного комитета КПСС, который обладал даже большими полномочиями.

С распадом СССР в административном аппарате государства вновь появилась должность губернатора, возглавляющего систему исполнительной власти в регионах.

Руководство большинством субъектов Российской Федерации осуществляется губернаторами, в функции которых входит решение социальноэкономических вопросов региона, управление его хозяйственной деятельностью, управление административным аппаратом региона, а также некоторые другие функции.

Конституция России 1993 г. дает право самим субъектам Федерации определять название высшего должностного лица в регионе, таким образом не во всех регионах России формально глава региона называется губернатором, хотя «народное название» за ними сохраняется.

Изначально, до 1995–96 гг., губернаторы в России назначались Президентом России. Потом в течение нескольких лет эта должность была выборной. Каждый раз выборы превращались в соревнование финансово-промышленных групп, во время которого ситуация в регионе резко дестабилизировалась, фактически это приводило к безвластию. Кризисом пользовались криминальные структуры, террористические организации (особенно на Кавказе). В результате на пост главы региона приходили и криминальные субъекты, и популисты, и люди без высшего образования и даже без опыта работы в народном хозяйстве или на государственной службе. Каждый раз такой «всенародно избранный» руководитель вставал в позицию «переговоров» с федеральной властью, отказывался подчиняться, выполнять свои функции, торговался, угрожал сепаратизмом.

В настоящий момент губернатор, как и в большинстве стран мира, назначается на свою должность непосредственно Президентом Российской Федерации с одобрения представительных органов власти субъекта федерации.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо . А. В. Беляков, О. А. Матвейчев . 2009 .

Смотреть что такое «ГУБЕРНАТОР» в других словарях:

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator, от gubernare управлять). Начальник губернии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУБЕРНАТОР лат. gubernator, от gubernare, управлять. Начальник губернии. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, губернатора, муж. (лат. gubernator, букв. кормчий). Начальник губернии в дорев. России. || Начальник колонии (назначаемый колониальной державой). Французский губернатор в Тунисе. || Начальник штата в США. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

губернатор — ландгевдинг, дуцзюнь, начальник, иренарх Словарь русских синонимов. губернатор сущ., кол во синонимов: 11 • беглербей (2) • … Словарь синонимов

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но может стоять и во главе… … Юридический словарь

ГУБЕРНАТОР — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Современная энциклопедия

ГУБЕРНАТОР — (от лат. gubernator правитель) 1) в России до 1917 высший правительственный чиновник в губернии.2) В некоторых современных государствах (США, Великобритания, Дания и др.) высшее должностное лицо административно территориальной или федеративной… … Большой Энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, а, муж. Начальник какой н. большой административно территориальной федеративной единицы (напр. губернии в царской России, штата в США, колониальной области), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Губернатор — по действующему русск. праву непосредственный начальниквверенной ему губернии (или области), первый в ней блюстительнеприкосновенности прав верховной власти, польз государства иповсеместного, точного исполнения законов, уставов,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Губернатор — (от лат. gubernator правитель; англ. governor) 1) в России с начала XVIII в. высший правительственный чиновник, возглавляющий управление губернией, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. Должность Г. была учреждена Петром … Энциклопедия права

Губернатор — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubemator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но тж. может стоять и во главе… … Юридическая энциклопедия

Посол России в США встретился с вице-губернатором Аляски Кевином Мейером

Возможности для сотрудничества

В свою очередь Мейер, общаясь с журналистами после встречи, заверил, что у Аляски и России много общего, и власти штата нацелены на выстраивание отношений и развитие сотрудничества. «Для меня было большой честью, что он [Антонов] приехал ко мне, у нас был долгий и приятный разговор. Мы поговорили о выстраивании отношений», — отметил он. «Мы расположены так близко к России, и мы все находимся в регионе Арктики, у нас много общего. Мы обсудили это достаточно подробно», — добавил Мейер. «Он также пригласил меня на ряд конференций, на которых мы будем обсуждать экономическое развитие в регионе», — рассказал политик.

«Мы соседи, и у Аляски также был длительный русский период, когда ей владела России. В нашем городе можно увидеть русскую православную церковь, повсюду русские названия, как здесь, так и по всей территории штата Аляска. Так что у нас великолепные отношения с нашим соседом, и мы хотим развивать их еще сильнее», — заверил он.

«Я говорил послу, что, возможно, нам стоит присылать вам больше лосося, у нас полно рыбы. У нас у обоих и так уже много нефти, газа и полезных ископаемых. Поэтому не знаю, можем ли мы ими обмениваться. Так что, возможно, рыба», — пошутил вице-губернатор.

Он подтвердил, что, несмотря на все сложности в отношениях двух стран, сотрудничество на региональном уровне остается возможным. «Это абсолютно так», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

«У нас в штате уже есть города, которые являются побратимами российских городов, мы хотим продолжать и развивать это направление», — отметил также Мейер.

Посол России Анатолий Антонов в ходе своего визита в штаты Вашингтон и Аляска уже побывал в Сиэтле, где выступил на площадке World Affairs Council («Совет по международным делам»), а в ближайшие дни отправится также в Ситку, Анкоридж, Фэрбанкс, посетит различные памятные места и советские воинские захоронения.

uspensky.me

Архив

Типичный губернатор США

Не только Трамп вступил в должность в январе 2016 года. Ещё восемь новых губернаторов США за последние два месяца прошли процедуры инаугурации. Каков социальный портрет глав американских штатов, и чем они отличаются российских глав регионов, смотрите в материале.

Губернатор штата США – высшая должность исполнительной власти штата, глава его правительства. Они как «мини-президенты» имеют права законодательной инициативы и вето. Большинство губернаторов влияют и на судебную власть – имеют полномочия назначать судей. Всего их 50 человек (мы не брали зависимые территории, только штаты).

Все губернаторы штатов избираются прямым голосованием граждан. Ему предшествует процедура партийных праймериз. Как и в случае с постом президента и Конгрессом США среди губернаторского корпуса доминируют республиканцы. Их в два раза больше, чем демократов. Один губернатор (Билл Уокер, штат Аляска) не имеет партийной принадлежности. А ещё один состоит в партии «Democratic-Farmer-Labor» штата Миннесота.

«Партийная принадлежность губернаторов»:

Республиканская партия 66 33 Демократическая партия 30 15 Democratic-Farmer-Labor (Миннесота) 2 1 Независимый 2 1

Ограничение количества сроков определяется конституциями штатов. Сколько угодно раз избираться можно в 14 штатах, ограничения (везде, кроме Вирджинии, это 2 срока) есть в 36. Таким образом, Терри Бранстед (Айова) находится уже на шестом сроке. Но скоро он отравится послом в Китай. А губернатор Калифорнии Джерри Браун смог вернуться на пост губернатора после перерыва благодаря тому, что в первые два раза лимита ещё не было. Кстати, он сам сын бывшего губернатора Калифорнии.

«Сколько лет подряд находятся в должности губернаторы штата» (на 20.01.2017):

длительность % губернаторов
меньше 1 года 16 8
1-4 лет 34 17
5-9 лет 48 24
Дольше 10 лет 2 1

В этой части позиции российских глав субъектов федерации долговечнее. У американцев средний период с начала непрерывных полномочий составляет около четырёх лет, а у россиян – около пяти лет. Половина губернаторов на начало 2017 года работают больше пяти лет, находятся на втором и более сроке.

«Количество сроков на посту губернатора штата» (на 20.10.2016):

6 2 1 4 2 1 3 6 3 2 44 22 1 46 23

Несмотря на распространённое мнение, что американцы мобильнее россиян, губернаторы штатов более близки по биографии к своему региону. 90% губернаторов работают в штате, где они родились или начинали карьеру. Остальные пять человек тоже связаны с регионом, но приехали они в штат уже после окончания студенческих лет. В России практика избрания «не родных» глав более распространена – таких 27%. 2/3 американских губернаторов родились в городах.

«Губернаторы, работающие в штате, где родились или начинали карьеру»:

Местные 90 45 Приехали во взрослом возрасте 10 5

Молодых 30-летних губернаторов в США нет. Самый младший на начало 2017 года был в возрасте 42 лет – Крис Сунуму из Нью-Гэмпшира. Законодательный возрастной ценз зависит от штата. Избрания людей среднего и старшего возраста – проявление политическо-управленческой культуры: по законам минимальный возраст варьируется от 18 до 31 лет. Старше 70 лет (возраст Трампа) пять губернаторов. Самый возрастной – 78-летний Джерри Браун.

«Возраст губернаторов штатов» (на 20.01.2017):

возраст % губернаторов
42-49 лет 12 6
50-59 лет 36 18
60-69 лет 42 21
70+ лет 10 5

Подавляющее большинство губернаторов – белые мужчины. 5 из 45 – женщины, 3 – представители этнических меньшинств. Ни одного чёрного среди губернаторов штатов нет. Последний из них покинул пост в 2015 году. Всего за историю США губернаторами штатов были четверо афроамериканцев. С единственной индусской Никки Хейли из Южной Каролины в детстве из-за происхождения произошёл скандальный случай – пятилетнюю девочку дисквалифицировали с городского конкурса «Мисс Бамберг» из-за того, что она не подходила под критерии белой или чёрной «королев».

Мужчины 90 45 Женщины 10 5

«Раса губернаторов штатов»:

сроков % губернаторов
Белые 92 46
Латиносы 4 2
Азиаты 2 1
Индусы 2 1

Только два губернатора не состоят в браке. У других двоих глав штатов нет детей. Один губернатор является первой публичной бисексуалкой на посту (Кейт Браун, Орегон). Ещё один по слухам гомосексуалист. Но при этом оба они состоят в браке. У четверых губернаторов 6 детей. В среднем у губернаторов по три ребёнка, что больше, чем у глав субъектов РФ (у них в среднем два).

«Семейный статус губернаторов»:

В браке 96 48 Вне брака 4 2

«Количество детей у губернаторов»:

от 5 до 6 12 6 от 3 до 4 50 25 от 1 до 2 34 17 нет детей 4 2

Губернаторов-католиков больше, чем протестантов, что не совпадает с общей ситуацией в США – среди населения протестантов, наоборот больше. Нет ни одного мусульманина. Есть представители совсем мелких христианских ответвлений – Церковь бога в Индиане и Faith Christian Community, что переводится как Верующая Христианская Община.

«Религиозная принадлежность губернаторов»:

Католики 42 21 Протестанты (методисты, квакеры, пресвитериане, конгрегационе, евангеляне, епископалияне, лютеране) 32 16 Баптисты 8 4 Буддисты 2 1 Церковь Бога (Андерсон) 2 1 Faith Christian Community Church 2 1 Иудеи 2 1 Мормоны 2 1 Нет данных 8 4

Губернаторы большей частью происходят из семей среднего класса. Есть как дети рабочих, фермеров и сталеваров, так и бывших губернаторов и мэров. В качестве примера представителя политического истеблишмента можно привести губернатора Нью-Йорка Эндрю Куомо. Его отец ранее занимал этот же пост на протяжении 11 лет. Эндрю работал у него в качестве советника. Вторым браком нынешней губернатор женат на поваре-телеведущей Сандре Ли. Среди поднявшихся условно «из низов» можно, например, выделить сына глухих фермеров Денниса Дагерда (Южная Докота) или Гэри Герберта (Юта), который после отчисления из университета за неуспеваемость шесть лет служил сержантом в Нацгвардии.

«Годовой оклад губернаторов» (на 2016 год):

До 100 тысяч долларов 14 7 100-130 тысяч долларов 30 15 130-160 тысяч долларов 38 19 Больше 160 тысяч долларов 18 9

Только двое губернаторов не имеют степени. Больше всего докторов, в первую очереди, права (Juris Doctor). Юридическое образование как основное самое популярное. Многие губернаторы начинали карьеру в юридических фирмах. Только трое губернаторов имеют в основе техническое образование. Это большое отличие от российских глав регионов, среди которых доминируют как раз обладатели технического образования. Восемь губернаторов штатов не имели в прошлом опыта работы на законодательных или чиновничьих должностях. Десять служили в армии.

«Высшая степень губернатора»:

% губернаторов
Нет степени 4 2
Bachelor (бакалавр) 32 16
Master’s (магистр) 20 10
Doctor (доктор) 44 22

«Служба губернаторов в армии»:

Не служили 80 40 Служили 20 10

Таким образом, портрет типичного губернатора штата США выглядит так:

60-летний белый мужчина-христианин, рождённый в городе в семье среднего класса. Имеет юридическое образование, не служил в армии, женат, имеет трёх детей. Работает в родном штате губернатором около четырёх-пяти лет, ранее уже занимал государственную должность. Избран как кандидат от Республиканской партии.

Российский губернатор выглядит несколько по-другому:

55-летний мужчина, рождённый в городе. Имеет скорее техническое образование, женат, имеет двух детей. Работает главой в родном субъекте РФ около 6 лет. Избран или назначен от партии «Единая Россия».

Губернатор Аляски наказал деньгами судей штата за поддержку абортов

Губернатор американского штата Аляска Майкл Данливи наложил вето на выделение денег местному Верховному суду в 2020 году за то, что ранее этот суд отменил два противоабортных закона.

Согласно распоряжению губернатора, почти 335 тысяч долларов вычтены из расходов на судебную систему Аляски в связи с тем, что в феврале 2020 года Верховный суд отменил два противоабортных закона, признав их «неконституционными», сообщает сайт «Православие.ru».

Оба закона были направлены на прекращение финансирования Правительством Аляски абортов, кроме случаев изнасилования, инцеста и угрозы жизни матери, но Верховный суд штата посчитал, что они нарушают Конституцию США.

Однако Майкл Данливи убежден, что Конституция совсем не обязывает налогоплательщиков оплачивать аборты. Именно поэтому, в ответ на решение суда, губернатор постановил, что точная сумма на покрытие абортов в 2018 году будет вычтена из расходов на суд в 2020 году. По факту, это означает, что судьи должны будут оплатить своими личными средствами проведение абортов в штате.

В официальном документе, отмечается, что законодательная и исполнительная ветви власти Аляски едины по вопросу недопустимости госфинансирования абортов, и только судебная ветвь поддерживает такое финансирование, а потому их стоимость является ответственностью этой ветви власти.

Сообщается, что 10 июля в Интернете была открыта петиция в поддержку действий Майкла Данливи, которую уже подписали более 7 тысяч человек.

В петиции, в частности, говорится, что судьи постоянно выходили за пределы своих полномочий, заставляя налогоплательщиков платить за аборты.

Авторы обращения призывают других политиков последовать примеру Майкла Данливи и принять меры против судебной поддержки госфинансирования абортов.

До своего вступления на пост губернатора Аляски Майкл Данливи несколько лет был местным сенатором и автором двух законопроектов, запрещавших представителям проабортной Ассоциации планирования семьи доступ в государственные школы. Правда, проекты этих законов так и не были приняты.

Майкл Данливи имеет троих детей, много лет он проработал в школах, имеет степень магистра педагогики, а до избрания в Сенат был исполнительным директором Ассоциации школьных директоров Аляски. Он также известен как многолетний член католического прихода Святого Сердца в городе Уасилла.

Оставьте комментарий