Государственный служащий рк имеет право

Комитет по регулированию естественных монополий
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

Архив новостей

Подписка на рассылку

Справочная информация по областям

Ваше мнение

  • Низкая
  • Средняя
  • Высокая
  • В целом отсутствуют барьеры (препятствия) для развития конкуренции в регионах
  • Государственное вмешательство в развитие бизнеса сильное и мешает здоровой конкуренции
  • Конкуренция не развита в ключевых отраслях экономики, в том числе на региональном уровне
  • Узнать новости
  • Профессиональный интерес
  • Я потребитель
  • Прозрачность процесса тарифного регулирования

  • Прогноз погоды
  • Обмен валют
  • Порядок поступления граждан на государственную службу

    О государственной службе Республики Казахстан

    Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК

    Примечание РЦПИ!
    Вводится в действие с 01.01.2016.

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    1) корпус «А» – административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв, конкурсного отбора, прохождения и прекращения государственной службы, а также специальные квалификационные требования;
    2) кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» – сформированный в установленном законодательством Республики Казахстан порядке систематизированный список граждан Республики Казахстан, претендующих на занятие вакантных либо временно вакантных административных государственных должностей корпуса «А»;
    3) корпус «Б» – административные государственные должности, не включенные в корпус «А»;
    4) бонус – денежная выплата, устанавливаемая государственным служащим по результатам оценки эффективности их деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
    5) квалификационные требования – требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие государственной должности по образованию, опыту работы и компетенциям;
    6) государственная служба Республики Казахстан (далее – государственная служба) – деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти;
    7) компетенции – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности на конкретной государственной должности;
    8) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах;
    9) должностные полномочия – права и обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, отвечающие целям и задачам, стоящим перед государственными органами, в которых осуществляют свою деятельность государственные служащие;
    10) административный государственный служащий – государственный служащий, осуществляющий свою деятельность на постоянной профессиональной основе, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;
    11) категория административной государственной должности – совокупность административных государственных должностей с соответствующими квалификационными требованиями;
    12) государственный служащий – гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики Казахстан государственную должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства;
    13) служебная этика государственных служащих (далее – служебная этика) – правила поведения государственных служащих, установленные настоящим Законом иЭтическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан;
    14)уполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере государственной службы;
    15) государственная должность – структурная штатная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий;
    16) политический государственный служащий – государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер, который несет ответственность за реализацию политических целей и задач;
    17) конфликт интересов – противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий;
    18) наставник – государственный служащий,закрепляемый за государственным служащим, впервые принятым на государственную службу, оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной адаптации;
    19) низовая должность – государственная должность административных государственных служащих корпуса «Б», категория которой в соответствии среестром должностей является нижестоящей среди категорий должностей, предусмотренных в штатном расписании государственного органа;
    20) временно вакантная государственная должность – государственная должность, временно свободная в связи с прикомандированием, нахождением государственного служащего, занимающего данную государственную должность, в социальном отпуске либо на обучении на основе государственного заказа, а также отсутствием его на рабочем месте более двух месяцев подряд вследствие заболевания, если заболевание входит в перечень заболеваний, для которых установлен более длительный срок нетрудоспособности, утверждаемый уполномоченным государственным органом в области здравоохранения;
    21) уполномоченная комиссия – комиссия по рассмотрению вопросов поступления граждан Республики Казахстан на административную государственную службу, ее прохождения и прекращения, а такжепривлечения в государственные органы иностранных работников, положение и состав которой утверждаются Президентом Республики Казахстан;
    22) надбавка – денежная доплата к должностному окладу, устанавливаемая административному государственному служащему корпуса «Б» в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
    23) прикомандирование – занятие государственными служащими государственных должностей в других государственных органах, загранучреждениях Республики Казахстан и иных организациях с сохранением прежнего места работы (государственной должности) впорядке,установленномзаконодательствомРеспубликиКазахстан.

    Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной службы

    1. Правовую основу государственной службы составляютКонституция Республики Казахстан,Трудовой кодекс Республики Казахстан, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
    2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

    Статья 3. Действие настоящего Закона

    1. Действие настоящего Закона распространяется на:
    1) всех государственных служащих, за исключением случаев, когдаКонституцией, конституционными законами или иными законодательными актами Республики Казахстан для них определен иной правовой статус;
    2) административных государственных служащих, назначаемых местными представительными органами или избираемых в соответствии с законами Республики Казахстан, в части, не урегулированной законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;
    3) государственных служащих, проходящих правоохранительную службу, с особенностями, предусмотреннымизаконодательными актами Республики Казахстан о правоохранительной службе.
    2. Действие настоящего Закона не распространяется на:
    1) лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственных органов;
    2) служащих и технических служащих Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;
    3) лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах на основании трудового договора в соответствии с трудовымзаконодательством Республики Казахстан, в том числе иностранных работников государственных органов.

    Статья 4. Основные принципы государственной службы

    1. Государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах:
    1) законности;
    2) казахстанского патриотизма;
    3) единства системы государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
    4) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;
    5) эффективности, результативности, прозрачности в деятельности государственных органов;
    6) равного права граждан на доступ к государственной службе;
    7) добровольности поступления граждан на государственную службу;
    8) профессионализма государственных служащих;
    9) меритократии – признания личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
    10) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и государственных служащих нижестоящих государственных органов;
    11) подконтрольности и подотчетности государственных служащих;
    12) личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих должностных полномочий;
    13) этичности;
    14) нетерпимости к правонарушениям;
    15) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
    16) правовой и социальной защищенности государственных служащих;
    17) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы;
    18) поощрения государственных служащих за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности;
    19) непрерывности обучения государственных служащих и развития необходимых компетенций;
    20) практической ориентированности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
    2. В государственных органах не допускается создание организаций политических партий. Государственные служащие при исполнении должностных полномочий руководствуются требованиями законодательства Республики Казахстан и не связаны с решениями политических партий, общественных объединений и их органов.

    Статья 5. Уполномоченный орган

    1. Единую систему органов по делам государственной службы образуют уполномоченный орган, его территориальные подразделения, организации, подведомственные уполномоченному органу.
    Территориальные подразделения осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
    2.Уполномоченный орган:
    1) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, а также принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
    2) разрабатывает иутверждает типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей;
    3) ведет мониторинг состояния кадрового состава политических и административных государственных служащих, а также политических и административных государственных должностей государственной службы, включая общую координацию по формированию единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы;
    4)формирует кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А»;
    5)определяет порядок, программы, организацию тестирования административных государственных служащих, кандидатов на занятие административных государственных должностей и граждан, поступающих на правоохранительную службу в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан;
    6) разрабатывает и представляет наутверждение Президенту Республики Казахстанреестр должностей политических и административных государственных служащих, а также акты в соответствии с настоящим Законом;
    7) разрабатывает и представляет наутверждение Президенту Республики Казахстан акты, определяющие статус и полномочия ответственных секретарей и руководителей аппаратов министерств и центральных государственных органов;
    8) координирует деятельность государственных органов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации административных государственных служащих, в том числе за рубежом;
    9) координирует формирование и размещение государственного заказа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации административных государственных служащих;
    10)осуществляет государственный контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами, за соблюдением служебной этики государственными служащими, за качеством оказания государственных услуг;
    11)определяет порядок проведения конкурсов на занятие административной государственной должности;
    12) согласовывает назначение на административную государственную должность в части соответствия кандидата предъявляемым квалификационным требованиям;
    13)определяет порядок разработки и утверждения должностной инструкции административного государственного служащего;
    14)утверждает типовое положение о службе управления персоналом (кадровой службе);
    15) разрабатывает иутверждает типовые формы документов кадрового делопроизводства административной государственной службы;
    16) вносит предложения должностным лицам и государственным органам об отмене их решений, принятых с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
    17) вносит государственным органам в пределах своей компетенции обязательные к рассмотрению представления об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки по вопросам государственной службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
    18) участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам государственной службы;
    19) осуществляет в государственных органах оценку эффективности управления персоналом;
    20) координирует и осуществляет методологическое руководство деятельностью служб управления персоналом (кадровых служб);
    21) рассматривает жалобы физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения государственных органов или должностных лиц по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, а также соблюдения служебной этики;
    22) осуществляет координацию деятельности государственных органов по организации проведения стажировок административных государственных служащих;
    23) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
    3. Уполномоченный орган имеет в областях, городах республиканского значения, столице советы по этике, положение о которыхутверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
    4. Решения уполномоченного органа и его территориальных подразделений оформляются в форме приказов.

    Статья 6. Служба управления персоналом (кадровая служба)

    1.Служба управления персоналом (кадровая служба) в пределах своей компетенции:
    1) координирует деятельность структурных подразделений государственного органа по исполнению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы;
    2) организует деятельность дисциплинарной, конкурсной и иных комиссий по кадровым вопросам;
    3) обеспечивает соблюдение процедур проведения оценки деятельности административных государственных служащих, конкурсного отбора, продвижения по службе государственных служащих, служебных расследований, привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности, увольнения государственных служащих;
    4) организует отбор кадров, оформляет документы, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, осуществляет учет персональных данных государственных служащих, сведений о результатах оценки деятельности административных государственных служащих и прохождения обучения, в том числе в единой автоматизированной базе данных (информационной системе) по персоналу государственной службы;
    5) обеспечивает соблюдение ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе;
    6) организует стажировку, наставничество, оценку деятельности, подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в соответствии с установленными сроками, разрабатывает порядок применения поощрений государственных служащих;
    7) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Республики Казахстан.
    2. Служба управления персоналом (кадровая служба) организационно самостоятельна от других структурных подразделений государственного органа, непосредственно подчинена ответственному секретарю или руководителю аппарата, а в государственных органах, в которых не введены должности ответственного секретаря и руководителя аппарата, – руководителю государственного органа.
    3. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы единой службы управления персоналом (кадровой службы) для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.
    Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой службы управления персоналом (кадровой службы) в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или вышестоящего органа.

    Смотрите так же:  Мкб заявление об отсрочке

    Статья 7. Классификация государственных должностей государственных служащих

    1. Государственные должности государственных служащих учреждаются в соответствии сКонституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
    2. Для административных государственных служащих устанавливаются категории государственных должностей. Для политических государственных служащих категории государственных должностей не устанавливаются.
    3. Реестр должностей политических и административных государственных служащихутверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

    Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

    Статья 8. Статус государственных служащих и их правовые гарантии

    Статус государственного служащего включает общие права, свободы и обязанности государственного служащего как гражданина Республики Казахстан сограничениями,установленнымизаконами Республики Казахстан, связанными с пребыванием на государственной службе, а также права, обязанности и ответственность, обусловленные особенностями государственной службы.
    Граждане Республики Казахстан приобретают статус государственного служащего с момента назначения или избрания на государственную должность и утрачивают с момента прекращения государственной службы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.

    Статья 9. Основные права государственных служащих

    Государственный служащий имеет право:
    1) пользоваться правами и свободами, гарантируемыми гражданам Республики КазахстанКонституцией и законами Республики Казахстан;
    2) на правовую и иную защиту в соответствии с законодательством Республики Казахстан в случае доведения им до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, и (или) до правоохранительных органов о ставших ему известными достоверных случаях коррупционных правонарушений;
    3) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для эффективной работы условия труда;
    4) на социальную и правовую защиту;
    5) участвовать в пределах своих должностных полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;
    6) посещать в установленном порядке для исполнения должностных полномочий организации;
    7) требовать от руководителя точного определения задач и объема должностных полномочий в соответствии с государственной должностью, занимаемой государственным служащим;
    8) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
    9) на стимулирование и оплату труда в зависимости от государственной должности, которую он занимает, качества работы, опыта и иных оснований, установленных настоящим Законом;
    10) на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета и средств Национального Банка Республики Казахстан;
    11) на сохранение места работы (государственной должности) в случаях направления его государственным органом на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан или стажировку, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;
    12) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
    13) на продвижение по государственной службе с учетом квалификации, компетенций, способностей, заслуг и добросовестного исполнения своих должностных обязанностей;
    14) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению государственного служащего, обвинений;
    15) на увольнение с государственной службы по собственному желанию, за исключением случаев рассмотрения его ответственности за коррупционное правонарушение либо за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;
    16) на пенсионное и социальное обеспечение;
    17) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных полномочий;
    18) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.
    Иные права государственного служащего могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

    Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

    Государственные служащие обязаны:
    1) соблюдатьКонституцию и законодательство Республики Казахстан;
    2) приносить присягу государственного служащего в порядке,утвержденном Президентом Республики Казахстан;
    3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленныезаконодательством Республики Казахстан, их обращения и принимать по ним необходимые меры;
    4) осуществлять функции в соответствии со своими должностными полномочиями;
    5) при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений;
    6) соблюдать служебную дисциплину;
    7) соблюдать ограничения, установленныезаконами Республики Казахстан;
    8) соблюдатьслужебную этику;
    9) выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их должностных полномочий;
    10) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;
    11) не разглашать получаемые при исполнении должностных полномочий сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
    12) обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать вверенную государственную собственность только в служебных целях;
    13) незамедлительно доводить до сведения руководства государственного органа, в котором они работают, и (или) правоохранительных органов о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений;
    14) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения должностных обязанностей;
    15) отработать в государственном органе, направившем их на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, непосредственно после завершения обучения, а также на государственной службе в порядке и сроки,определенные Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Неисполнение данного обязательства влечет возмещение государственным служащим государству бюджетных средств, выделенных на его обучение и связанных с обучением затрат, пропорционально неисполненным обязательствам;
    16) обеспечивать информационную безопасность в процессе работы с информационными ресурсами государственного органа в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан.
    Иные обязанности государственных служащих могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

    Статья 11. Основные функции политических государственных служащих, являющихся руководителями государственных органов, и акимов областей, городов республиканского значения и столицы

    1. Функциональные обязанности политических государственных служащих определяются законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, положением о соответствующем государственном органе и распределением обязанностей.
    2. Основными функциями политических государственных служащих, являющихся первыми руководителями государственных органов, и акимов областей, городов республиканского значения и столицы являются:
    1) определение целей государственного органа, развития соответствующей территории;
    2) принятие решений, способствующих выработке, определению и реализации государственной политики;
    3) взаимодействие с главами иностранных дипломатических представительств по согласованию с уполномоченным органом в сфере внешнеполитической деятельности;
    4) представление государственного органа в Парламенте Республики Казахстан и других государственных органах и организациях;
    5) регулирование и оценка хода исполнения государственных, правительственных программ и иных проектов;
    6) иные функции, предусмотренныеКонституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

    Статья 12. Полномочия ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы

    1. Статус и полномочия ответственных секретарей министерств и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства,устанавливаются Президентом Республики Казахстан.
    2. К полномочиям руководителей аппаратов центральных государственных органов относятся:
    1) организация реализации целей, возложенных на государственный орган;
    2) организация, координация и контроль за деятельностью структурных подразделений государственных органов в пределах своей компетенции;
    3) утверждениеположений о структурных подразделениях государственного органа;
    4) назначение на государственные должности и освобождение от государственных должностей административных государственных служащих корпуса «Б» государственного органа, если иное не установлено законами Республики Казахстан;
    5) осуществление общего руководства деятельностью дисциплинарной и конкурсной комиссий государственного органа;
    6) осуществление контроля за соблюдением служебной дисциплины;
    7) решение вопросов командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок государственным служащим государственного органа, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих должностных лиц;
    8) решение вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих государственного органа, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих должностных лиц;
    9) обеспечение исполнения требованийзаконодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции в пределах своей компетенции;
    10) контроль за ходом исполнения решений, принятых политическими государственными служащими государственного органа;
    11) осуществление иных полномочий, возложенных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
    3. Полномочия руководителей аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы устанавливаютсяЗаконом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
    4. Не допускается возложение на ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных государственных органов, руководителей аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы обязанностей первых руководителей центральных государственных органов (местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы), а также обязанностей ответственных секретарей, руководителей аппаратов государственных органов, руководителей аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы на первых руководителей центральных государственных органов (местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы) и их заместителей.
    5. Полномочия руководителей аппаратов правоохранительных органов определяются их первыми руководителями.
    6. Ответственные секретари, руководители аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы несут персональную ответственность за выполнение должностных полномочий, предусмотренных настоящей статьей.
    7. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения функций и полномочий ответственными секретарями, руководителями аппарато

    БЛОГ-ПЛАТФОРМА
    ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Событие в Павлодаре

    Ноябрь 2020

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Окт
    1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30

    Прогноз Погоды

    Опрос 1

    Опрос 2

    Опрос 3

    Опрос 4

    Опрос 5

    Курсы валют

    Официальный сайт Президента Республики Казахстан

    Министерство юстиции Республики Казахстан

    Стратегия Казахстан 2050

    Исполняя поручения Президента

    Послание Президента «Н?рлы Жол – путь в будущее»

    Всемирный Конгресс инженеров и ученых

    ГУ «Назарбаев центр»

    Комитет технического регулирования и метрологии

    Министерство финансов Республики Казахстан

    Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

    Ассоциация ветеринарных врачей Казахстана

    Книга: «Павлодарская область: страницы новейшей истории 1991-2012»

    Электронное лицензирование Республики Казахстан

    Информационный центр по вопросам вступления Казахстана в ВТО

    АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ»

    АО «Инвестиционный фонд Казахстана»

    АО «Жилстройсбербанк Казахстана»

    Система оценки уровня владения казахским языком “КАЗТЕСТ”

    Информационный ресурс Павлодарской области

    Премия Президента Республики Казахстан «Алтын сапа»

    Мобильное приложение eGov.kz

    Мобильное правительство Казахстана

    РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФОРУМ «ШАПА?АТ»

    О внедрении обязательного социального медицинского страхования

    Некоторые права и обязанности государственных служащих

    Государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же как и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом на ровне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например всфере предпринимательской деятельности).

    Государственыйслужащий имеет определенное правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутригосударственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).

    Правовое положение служащего находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.

    Правовое положение государственных служащих зависит также от условии, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться: служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности [1].

    Одним из важных принципов казахстанской государственной службы является принцип социальной защищенности .

    В соответствии с этим принципом, государственным служащим обеспечиваются, во-первых, общие для всех граждан Республики конституционные права и свободы, а также иные гарантии, такие как: право на вознаграждение за труд, право на отдых, право на безопасность условий труда, социальное обеспечение без какой — либо дискриминации. Во-вторых, на государственных служащих распространяются специальные нормы правовой и социальной обеспеченности и защиты, которые получили конкретизацию и дальнейшее развитие в Законе «О государственной службе» и целом блоке подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной службы, вступивших в действие с 1 января 2000г. [2].

    Конкретные права и обязанности государственных служащих, вытекающие из законодательства о государственной службе, определяются на основе типовых квалификационных требований и отражаются в ведомственных нормативных правовых актах, утверждаемых руководителями государственных органов. Для обеспечения стабильности пребывания административных государственных служащих на государственной службе, законом обеспечены их правовая защита от необоснованных увольнений. В нем прямо записано, что смена политических служащих не является основанием для прекращения службы административными государственными служащими. Другой нормой Закона обеспечивается гарантия трудоустройства административных госслужащих при реорганизации или ликвидации государственного органа. Согласно Закону, в случае ликвидации или реорганизации государственного органа административных служащих при наличии стажа работы в государственных органах не менее трех лет обеспечиваются работой во вновь образованном либо в другом государственном органе в соответствие с их квалификацией, либо по выбору административных служащих им производится выплата выходного пособия.

    Новеллой Закона в части усиления правовой защиты государственного служащего являются следующие нормы: при сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своем] непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение; в случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовк наказуемым деяниям; ответственность за исполнение государственным служащим неправомерног распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

    Также Законом определены гарантии прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности:

  • государственный служащий обязан быть ознакомлен со всеми материалами, связанными с привлечением его к дисциплинарной ответственности;
  • действия и решения государственного органа или должностного органа или должностного лица могут быть обжалованы привлекаемыми к ответственности государственными служащими в порядке, определенном уполномоченным органом, либо суд;
  • Закон предусматривает такую меру социальной защиты, как обеспечение государственных служащих жильем в установленном законодательством порядке. Для индивидуального жилищного строительства государственным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, бесплатн предоставляются земельные участки;
  • Кроме того, Законом предусматривается, что в целях определенности служебных функций государственные служащие вправе:

  • требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;
  • на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со сторонь: руководителей, иных должностных лиц и граждан;
  • Помимо этого государственные служащие имеют также и иные права, как:

  • на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;
  • на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
  • на продвижение по службе с учетом квалификации способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;
  • требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;
  • на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;
  • на социальную и правовую защиту;
  • увольнение с государственной службы по собственному желанию;
  • на пенсионное и социальное обеспечение;
  • на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы;
  • Государственный служащий участвует в формировании общественно-политических, государственно-правовых и социально-экономических предпосылок сфер управления, обеспечивают реальную связь с жизнью общества и народа.

    Государственный служащий должен знать и соблюдать Конституцию Республики Казахстан Кроме того, он обязан:

    • обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;
    • осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;
    • соблюдать государственную и трудовую дисциплину;
    • принимать на себя ограничения, установленные законом;
    • -соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством,
    • выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий,
    • хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;
    • сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
    • обеспечивать сохранность государственной собственности;
    • незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;
    • повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей [3].
    • Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РК «О прокуратуре» и т.д.

      Правовое положение государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности.

      Конкретные обязанности государственных служащих, вытекающие из установленных настоящим Законом основных обязанностей, определяются на основе типовых квалификационных требований и отражаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов.

      Таким образом, законодательство Республики Казахстан учитывает интересы государственных служащих, адекватно возможностям государства, обеспечивает их социальную и правовую защиту, что является гарантией повышения стабильности и профессионализации персонала государственной службы.

      Согласно передовому мировому опыту, в органах государственного управления существует строгое разделение политической и административно-исполнительной деятельности, а также соответствующих им должностей. Практически во всех странах с рыночным управлением успешно прошел испытание временем, и как показала практика, является наиболее эффективным и распространенным. По общественным и объективным причинам основные пара?летры проводимых экономических реформ в Казахстане задавались из центра и осуществлялись по схеме «сверху-вниз». Ключевой проблемой при создании эффективной системы государственного управления является рационализация структуры центральных исполнительных органов и упорядочение их деятельности. Положительное решение этой проблемы создаст соответствующее условия для рационализации территориального управления и оптимального перераспределения функции между центральными и местными исполнительными органами, что является целью следующего этапа реформ [4].

      Таким образом цель реформирования государственной службы в Республике Казахстан заключается в создании эффективной системы государственного управления, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие за счет эффективного государственного регулирования.

      Литература

      1. Стариіюв Ю.Н. Государственная служба. — Воронеж, 2006г.
      2. Конституция Республики Казахстан.
      3. Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года N 453
      4. Манохин В.Н. Советская государственная служба. — М.,2006г.

      Государственный служащий рк имеет право

      >» onclick=»checkLength(‘search_input_doc’, ‘SearchInDoc($(\’#search_input_doc\’).val(), \’bottom\’);’, 150); return false;» />
      Смотрите так же:  Федеральный закон о дополнительном образовании рф

      Оставьте комментарий