Федеральный закон от 21.11.2011 г 330-фз

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых статьей 5 установлен иной срок вступления их в силу

Президент Российской Федерации

21 ноября 2011 г.

Принят закон, вносящий изменения в часть вторую НК РФ. В частности, речь идет о стандартных вычетах по НДФЛ для отдельных категорий налогоплательщиков.

Так, вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода (до того, в котором облагаемый по ставке 13% доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 40 тыс. руб.) ликвидирован.

Ранее граждане имели право на вычет в 1 тыс. руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка.

С 1 января по 31 декабря 2011 г. включительно налоговый вычет в размере 1 тыс. руб. распространяется на 1-го и 2-го ребенка, а 3 тыс. руб. — на 3-го и каждого из последующих детей. Последний будет актуален и с 1 января 2012 г., когда вводятся повышенные вычеты на 1-го и 2-го ребенка в размере 1,4 тыс. руб.

Это касается родителя (в т. ч. приемного), его супруги(а), усыновителя, опекуна, попечителя, у которых ребенок находится на обеспечении.

Как и прежде, вычет действует до месяца, в котором облагаемый по ставке 13% доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 280 тыс. руб.

Кроме того, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам), образовавшаяся у физлиц на 1 января 2009 г., задолженность по пеням на нее, а также по штрафам, которая числится за гражданами на 1 января 2009 г., в отношении которых у налогового органа нет возможности взыскания.

Принимает соответствующее решение налоговый орган. При этом требовать от налогоплательщиков представить документы, подтверждающие наличие оснований для этого, не допускается.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением отдельных положений).

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением пункта 1, подпункта «в» пункта 7, абзацев третьего — двадцать второго подпункта «а» пункта 8 статьи 1, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2011 г., в «Парламентской газете» от 25 ноября 2011 г. N 51, в «Российской газете» от 26 ноября 2011 г. N 266С, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6731

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 330-ФЗ

Первоначально Законопроект № 511230-5, который после принятия стал Федеральным законом от 21.11.2011 № 330 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 330 ФЗ), предусматривал внесение изменений лишь в порядок предоставления стандартных вычетов. Но в окончательном варианте в него были включены и изменения по другим налогам.

В целом Федеральный закон № 330 ФЗ вступает в силу с 01.01.2012, за исключением отдельных положений.

Льготы по услугам в сфере культуры и искусства

Федеральным законом № 235 ФЗ в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ были внесены поправки. В нем идет речь об освобождении от обложения НДС услуг в сфере культуры и искусства. Действующая формулировка данной нормы позволяет применять эту льготу всем учреждениям, занимающимся такой деятельностью. Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

После изменений, внесенных Федеральным законом № 235 ФЗ и вступивших в силу с 01.10.2011, в нем прямо указано, что действие данного подпункта распро-страняется на соответствующие услуги, оказываемые именно некоммерческими организациями. Это определенно сузило список предприятий, которые могли пользоваться названной льготой, так как прежняя редакция пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на п. 1 ст. 120 ГК РФ, нередко позволяла судам трактовать эту норму как распространяющуюся на предприятия разных организационно-правовых форм, главное, чтобы они выполняли (оказывали) определенный перечень работ (услуг), приведенный в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (постановления ФАС ВСО от 25.03.2010 № А19-18327/09, от 23.11.2009 № А19-12401/08 , от 20.04.2010 № А19-26579/09, ФАС ВВО от 26.07.2010 № А38-6688/2009, ФАС СКО от 27.08.2010 № А32-48228/2009-25/2009-25/437 ).

Новая поправка в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ вносит в него иную определенность, он теперь однозначно будет распространяться не только на некоммерческие органи-зации, но и на предприятия любой другой организационно-правовой формы. Изменения вступили в силу с даты опубликования, то есть с 22.11.2011, но распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2011 (п. 2, 4 ст. 5 Фе-дерального закона № 330 ФЗ).

Аренда имущества у казенных учреждений

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами госу-дарственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога отдельно по каждому арендованному объекту имущества налоговыми агентами, которыми в этом случае признаются арендаторы указанного имущества.

С 1 января 2012 года не будет признаваться объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Такие изменения согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 239 ФЗ внесены в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Федеральным законом № 330 ФЗ из п. 3 ст. 161 НК РФ исключено упоминание о казенных учреждениях. То есть предприятие, для которого казенное учреждение является арендодателем, не будет являться налоговым агентом.

Поправки в порядке обложения НДС деятельности нефтяников и рыбаков

В подпункте 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ указывается, что по налоговой ставке 0% облага-ется реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубо-проводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Поясняется, какие именно работы (услуги) такого рода имеются в виду. Их список дополнен работами (услугами), выполняемыми (оказываемыми) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории РФ на территорию государства – члена таможенного союза. Статьей 165 НК РФ определен порядок подтверждения права на получение возме-щения при обложении по «нулевой» ставке. Какие документы нужны для этого при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубо-проводного транспорта нефти и нефтепродуктов, указано в п. 3.2 ст. 165 НК РФ. В их числе полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров (пп. 3 данного пункта).

Теперь в указанной норме учитывается вероятность, что декларацию регистрирует таможенный орган таможенного союза, а не российский, в этом случае, разумеется, она представляется в налоговый орган с соответствующими отметками. Кроме того, если таможенное декларирование таких операций таможенным законодательством таможенного союза не предусмотрено, то в налоговый орган можно предоставить документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, не позднее 180 календарных дней с момента их составления (уточнен абз. 7 п. 9 ст. 165 НК РФ). Небольшие изменения в списке подтверждающих документов коснулись и рыболов, претендующих на «нулевую» ставку. При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, они должны были предоставлять в налоговый орган, в частности, копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни РФ (абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Теперь такая копия может не представляться в случае вывоза уловов водных био-логических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, достав-ленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ.

Перенос неиспользованного вычета – право пенсионеров

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена на-логовая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, то есть в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налого-обложению, уменьшенных на сумму всевозможных налоговых вычетов, преду-смотренных ст. 218 – 221 НК РФ.

При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, которые подлежат налогообложению и в отношении которых предусмотрена указанная налоговая ставка, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период возникшая отрицательная разница не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

Иное теперь будет предусмотрено для пенсионеров, если выплата им пенсии про-изводится в соответствии с законодательством РФ. Им разрешено такую разницу переносить, но почему то не на следующие, а на предшествующие налоговые периоды. Если это не ошибка законодателей, то не очень понятно, как такая возможность будет реализовываться на практике, даже с учетом возможности подавать корректирующую декларацию.

К тому же условием для переноса отрицательной разницы между суммами вычетов и доходов является полное отсутствие в соответствующем налоговом периоде доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть получается, что при наличии дохода хотя бы в сумме 1 руб. пенсионеры данной нормой воспользоваться не смогут.

При этом есть отдельное уточнение для имущественных вычетов, предоставляемых в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов:

– на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

– на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

– на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Если в налоговом периоде такой имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток можно перенести на последующие налоговые периоды до полного его использования. Но для пенсионеров, у которых в налоговом периоде полностью отсутствуют иные доходы, кроме пенсии, предусмотрен иной порядок. Как и в п. 3 ст. 210 НК РФ, здесь указывается, что остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие периоды, но в отличие от п. 3 ст. 210 НК РФ установлено ограничение: таких пе-риодов может быть не более трех.

Исчисление НДФЛ по операциям РЕПО

Некоторые изменения внесены в ст. 214.3 НК РФ, которая совсем недавно появи-лась в Налоговом кодексе и посвящена особенностям определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

Еще несколько изменений по НДФЛ

Некоторые виды компенсационных выплат, установленных действующим законо-дательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представи-тельных органов местного самоуправления, не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). В частности, если они связаны с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Изменение в п. 48 ст. 217 НК РФ вступает в силу с момента опубликования Феде-рального закона № 330-ФЗ, то есть с 22.11.2011, и распространяется на правоотно-шения, возникшие с 01.01.2011 (п. 2, 3 ст. 5 данного закона).

Теперь в эту норму добавлено еще одно исключение. Если увольняется руководи-тель, заместитель руководителя, главный бухгалтер, то выплачиваемые при этом выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства, ком-пенсация будут облагаться НДФЛ в части, превышающей в целом трехкратный раз-мер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выражение «в целом» должно означать, что с этим пределом будет сравниваться общая сумма указанных выплат, а не каждая по отдельности.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи) налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств.

Сейчас уточняется, что эти выплаты должны быть обязательно направлены на возмещение причиненного указанным физическим лицам материального ущер-ба или вреда их здоровью. В новой редакции данное уточнение будет отсутствовать, останется только связь выплат со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством.

Еще одно изменение в обложении НДФЛ связано с выплатой пенсий. Не облагаются сейчас НДФЛ суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица. Теперь также не будут облагаться налогом выплаты указанным правопреемникам умерших пенсионеров из пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде (п. 48 ст. 217 НК РФ).

Смотрите так же:  Как оформить красиво коробочку для диска

Увеличился размер стандартных вычетов на детей

Напомним, что сейчас стандартные вычеты предоставляются, во первых, непосредственно на физическое лицо и, во вторых, на его детей. Законодатели решили увеличить «детские» вычеты за счет первых.

При этом остаются стандартные вычеты для льготных категорий нало-гоплательщиков в размере 3 000 и 500 руб. в месяц, предоставляемые за налоговый период без ограничения (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). А вот вычет в размере 400 руб., которым пользовалась основная масса налогоплательщиков, прекратит существование. Впрочем, вряд ли этот факт скажется на них ощутимо, ведь реальная экономия составляла всего 52 руб. в месяц и то при условии, если доход нарастающим итогом с начала года не превысил 40 000 руб.

Этим же объясняется и незначительность увеличения для большей части налого-плательщиков вычетов на детей, ведь принятие Федерального закона № 330 ФЗ не потребовало выделения дополнительных средств, их предполагается получить за счет отмены с 01.01.2012 стандартных вычетов в размере 400 руб. (утратил силу пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Первоначально законопроект предусматривал отмену для всех категорий налого-плательщиков вычета, предусмотренного указанным подпунктом. В итоге так и получилось, но законодатели немного исправили свое первоначальное намере-ние: для налогоплательщиков, у которых есть несовершеннолетние дети, уменьшения вычетов не произойдет.

В настоящее время налоговый вычет в размере 1 000 руб. за каждый месяц налого-вого периода распространяется на:

– каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ре-бенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

– каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

В результате принятых изменений к этим категориям добавятся усыновители.

Все изменения, касающиеся стандартных вычетов на детей, вступили в силу с мо-мента опубликования Федерального закона № 330-ФЗ, то есть с 22.11.2011 и рас-пространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (п. 2, 3 ст. 5 данного закона).

Важнее то, что, если у всех этих категорий налогоплательщиков имеется более двух детей, вычет на каждого третьего и последующего ребенка становится равным 3 000 руб. Разумеется, имеется в виду общее количество детей данного налогоплательщика. Даже если первый или второй становятся старше 18 лет, на третьего и последующих положен именно указанный вычет.

Вычет в размере 3 000 руб. распространяется и на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Очевидно, что при этом не имеет значения, сколько всего детей у налогоплательщика.

Кстати, в связи с этим отменено удвоение налоговых вычетов для таких налогопла-тельщиков.

Обратите внимание

Вычет в размере 3 000 руб. применяется уже с 01.01.2011, то есть задним числом. Бухгалтерам необходимо пересчитать облагаемую базу за текущий год по налогоплательщикам, которых это коснется.

Что касается налогоплательщиков, имеющих одного или двух детей, то вычет на каждого ребенка с 01.01.2012 у них составит 1 400 руб. То есть пока они будут получать этот вычет, общая сумма вычетов по сравнению с 2011 годом у них не уменьшится, несмотря на отмену вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ. А вот бездетные налогоплательщики сразу потеряют те самые 52 руб., о которых сказано выше.

Предел, установленный для детских вычетов и равный 280 000 руб., сохранился.

Резонное уточнение внесено в отношении вычетов на детей, которые находятся за пределами РФ. Сейчас для иностранных физических лиц, получающих вычеты на таких детей, определено, что соответствующий вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети). Но ведь дети могут постоянно находиться за границей и у налогоплательщиков, проживающих в РФ, которые теперь тоже смогут подавать такие документы.

Расходы на стандартизацию – теперь в НК РФ

Дополнен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В него вслед за расходами на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ) добавлены расходы на стандартизацию. Подробно разъясняется, что относится к таким расходам, а также в каком порядке они могут быть приняты к учету (новые пп. 2.1 п. 1, п. 5 ст. 264, п. 5.1 ст. 272 НК РФ).

К сведению

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техрегулировании)).

До сих пор приходилось руководствоваться главным образом лишь Письмом Мин-фина России от 28.04.2010 № 03 03 05/97. В нем ведомство, ссылаясь на ст. 2, 15 и 16 Закона о техрегулировании, ст. 252 НК РФ и даже на Определение КС РФ от 04.06.2007 № 320 О-П и Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, пришло к выводу, что если расходы на разработку национального стандарта, а также международного и регионального стандарта, документально подтверждены, разработанный налогоплательщиком стандарт утвержден национальным органом по стандартизации и налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате применения разработанного им стандарта, то указанные расходы могут быть единовременно учтены для целей налогообложе-ния прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 02.02.2010 № 03 03 05/14 ).

О госпошлине за техосмотр

Установлен новый размер государственной пошлины за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним – 300 руб. (новый пп. 41.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

В настоящее время схожая и более широкая норма имеется в пп. 41 данного пункта: та же сумма взимается за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра любым автомототранспортным средством, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность. Но дело в том, что согласно Федеральному закону от 01.07.2011 № 170 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2012 пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ уточнен таким образом, что госпошлина будет взиматься за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 ФЗ «О полиции».

С 01.01.2012 функция по техосмотру в числе прочих передается от полиции другим организациям, полиция исполняет эту функцию до срока не позднее указанной даты. То есть пошлина все равно будет взиматься, но только за техосмотр тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним.

Льгота по расходам на уплату процентов по кредитам на строительство

Согласно п. 24.1 ст. 255 НК РФ расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения учитываются в расходах на оплату труда, но в размере, не превышающем 3% суммы всех расходов на оплату труда. Эти расходы, кроме того, не облагаются НДФЛ (п. 40 ст. 217 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 158 ФЗ данная льгота была ограничена в сроках применения до 01.01.2012. Теперь это ограничение отменено (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 330 ФЗ).

Налоговая «почистит» лицевые счета

Будут списаны недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образо-вавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задол-женности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) – физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера такой недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 330 ФЗ).

Физическим лицам не надо предпринимать никаких самостоятельных действий, все должны сделать налоговые органы на основании данных, которые имеются у них.

Эта норма не распространяется на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Росийской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 6, 10; N 21, ст. 1958; N 28, ст. 2874, 2879, 2886; 2004, N 27, ст. 2711, 2715; N 34, ст. 3517, 3518, 3524, 3527; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 29, 30, 38; N 24, ст. 2312; N 27, ст. 2710, 2717; N 30, ст. 3101, 3104, 3117, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 10, ст. 1065; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3295; N 31, ст. 3436, 3443, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4628; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 7, 20, 31; N 13, ст. 1465; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5416, 5417, 5432; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6045; N 50, ст. 6237; 2008, N 18, ст. 1942; N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3577, 3614, 3616; N 48, ст. 5504, 5519; N 49, ст. 5723, 5749; N 52, ст. 6218, 6227, 6237; 2009, N 1, ст. 21; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772; N 29, ст. 3598, 3625, 3639; N 30, ст. 3735, 3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5726, 5731, 5737; N 51, ст. 6155; N 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1737, 1746; N 19, ст. 2291; N 25, ст. 3070; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4176, 4198; N 32, ст. 4298; N 45, ст. 5750, 5756; N 46, ст. 5918; N 48, ст. 6247, 6250; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7; N 24, ст. 3357; N 26, ст. 3652; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4563, 4566, 4575, 4583, 4593) следующие изменения:

1) в подпункте 20 пункта 2 статьи 149:

а) в абзаце первом слово «некоммерческими» исключить;

б) в абзаце втором слово «некоммерческих» и слово «некоммерческим» исключить;

в) в абзаце пятом слово «некоммерческим» исключить;

2) в абзаце первом пункта 3 статьи 161 слова «и казенными учреждениями» исключить;

3) в подпункте 2 2 пункта 1 статьи 164:

а) в абзаце пятом слова «настоящего подпункта» заменить словами «настоящей главы»;

б) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

«Положения настоящего подпункта распространяются также и на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Таможенного союза, с учетом особенностей, изложенных в настоящем подпункте.»;

в) абзац девятый считать абзацем десятым;

а) в абзаце третьем подпункта 4 пункта 1 слова «Российской Федерации;» заменить словами «Российской Федерации. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется;»;

б) подпункт 3 пункта 3 2 изложить в следующей редакции:

«3) полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа (если российский таможенный орган регистрирует таможенную декларацию) или таможенного органа государства — члена Таможенного союза (если таможенная декларация регистрируется указанным таможенным органом), осуществившего выпуск товара (нефти, нефтепродуктов), либо документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза);»;

в) абзац седьмой пункта 9 изложить в следующей редакции:

«документы, указанные в пункте 3 2 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов на таможенной декларации, указанной в подпункте 3 пункта 3 2 настоящей статьи, либо с даты составления документа, подтверждающего факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза);»;

5) пункт 3 статьи 210 дополнить абзацем следующего содержания:

«У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном настоящей главой.»;

6) в статье 214 3 :

в абзаце пятом слово «прекращено» заменить словом «исполнено»;

абзацы шестой и седьмой изложить в следующей редакции:

«В случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО, а также досрочного расторжения договора РЕПО участники операции РЕПО учитывают доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО в порядке, установленном статьей 214 1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей. При этом доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО учитываются на дату исполнения второй части РЕПО (установленную договором) или на дату досрочного расторжения договора РЕПО по соглашению сторон. При этом доходы от реализации (расходы по приобретению) определяются исходя из рыночной стоимости ценных бумаг на дату перехода права собственности на ценные бумаги при совершении первой части РЕПО.

В целях настоящей статьи рыночная стоимость ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 212 настоящего Кодекса.»;

в абзаце девятом слово «прекращении» заменить словами «исполнении (прекращении)»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Правила настоящей статьи применяются к операциям РЕПО налогоплательщика, совершенным за его счет комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими (в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг и на торгах фондовой биржи) на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.»;

б) абзацы второй и третий пункта 4 изложить в следующей редакции:

«доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, — если такая разница является отрицательной;

расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, — если такая разница является положительной.»;

в) абзацы второй и третий пункта 5 изложить в следующей редакции:

«доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, — если такая разница является положительной;

расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, — если такая разница является отрицательной.»;

Смотрите так же:  Приказ о совмещение должностей в связи с вакансией

г) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО.

Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО, уменьшают налоговую базу по операциям РЕПО после применения ограничений, установленных абзацем вторым настоящего пункта.

Если величина расходов, принимаемых для целей налогообложения в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, превышает величину доходов, указанных в настоящем пункте, налоговая база по операциям РЕПО в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

Сумма превышения расходов признается убытком налогоплательщика по операциям РЕПО.

Убыток по операциям РЕПО принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Стоимость ценных бумаг, используемая для определения указанной пропорции, определяется исходя из фактической стоимости ценных бумаг по второй части операций РЕПО, надлежаще исполненных в соответствующем налоговом периоде.»;

д) абзац третий пункта 7 дополнить словами «, с учетом положений пункта 25 статьи 217 настоящего Кодекса»;

е) абзацы четвертый — шестой пункта 11 изложить в следующей редакции:

«продавец по первой части РЕПО признает в целях налогообложения исполнение второй части РЕПО и учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, а также доход (убыток) от реализации (купли-продажи) ценных бумаг, не выкупленных по второй части РЕПО, рассчитанный на дату завершения процедуры урегулирования взаимных требований исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО;

покупатель по первой части РЕПО признает в целях налогообложения исполнение второй части РЕПО (учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи), а также приобретение ценных бумаг, не проданных по второй части РЕПО, исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО.

Доходы (расходы) от операций купли-продажи ценных бумаг учитываются для целей налогообложения в порядке, установленном статьями 212 и 214 1 настоящего Кодекса, рыночная стоимость ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 212 настоящего Кодекса.»;

ж) в абзаце пятом пункта 12 цифру «8» заменить цифрой «9»;

з) пункты 13 и 14 изложить в следующей редакции:

«13. Закрытие короткой позиции осуществляется путем приобретения (получения в собственность по основаниям, отличным от операции РЕПО, договора займа ценными бумагами, получения на возвратной основе в соответствии с условиями, определенными пунктом 8 настоящей статьи) ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда, по которым открыта короткая позиция.

Закрытие короткой позиции осуществляется до момента приобретения ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда покупателем по первой части РЕПО, последующее (немедленное) отчуждение которых не приведет к открытию короткой позиции. В случае, если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг.

В первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (метод ФИФО).

14. Налоговая база по операциям, связанным с открытием короткой позиции, определяется в следующем порядке.

Доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются в порядке, установленном статьей 214 1 настоящего Кодекса, на дату закрытия короткой позиции.

В случае открытия короткой позиции по ценным бумагам, по которым предусмотрено начисление процентного (купонного) дохода, налогоплательщик, открывший такую короткую позицию, признает процентный (купонный) расход, определяемый как разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату закрытия короткой позиции (включая суммы процентного (купонного) дохода, которые были выплачены эмитентом в период между датой открытия и датой закрытия короткой позиции) и суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату открытия короткой позиции. Признание такого процентного (купонного) расхода осуществляется на дату закрытия короткой позиции.»;

и) пункт 15 признать утратившим силу;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«увольнением работников, за исключением:»;

дополнить новыми абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:

«компенсации за неиспользованный отпуск;

суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;»;

абзацы седьмой — десятый считать соответственно абзацами девятым — двенадцатым;

б) в абзаце втором пункта 8 слова «, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью» исключить;

в) пункт 48 изложить в следующей редакции:

«48) суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и (или) на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица.»;

подпункт 3 признать утратившим силу;

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:

1 000 рублей — на первого ребенка;

1 000 рублей — на второго ребенка;

3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

с 1 января 2012 года:

1 400 рублей — на первого ребенка;

1 400 рублей — на второго ребенка;

3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце двенадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.»;

б) в пункте 2 слова «подпунктами 1 — 3» заменить словами «подпунктами 1 и 2»;

в) в абзаце втором пункта 3 слова «подпунктами 3 и 4» заменить словами «подпунктом 4»;

9) в подпункте 2 пункта 1 статьи 220:

а) абзац двадцать восьмой дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.»;

10) в статье 264:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1 ) расходы по стандартизации с учетом положений пункта 5 настоящей статьи;»;

б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).»;

11) статью 272 дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

«5 1 . Расходы по стандартизации, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации или зарегистрированы в качестве региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.»;

12) пункт 1 статьи 333 33 дополнить подпунктом 41 1 следующего содержания:

«41 1 ) за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним — 300 рублей;».

Статью 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 15, ст. 1278; 2009, N 26, ст. 3124; N 45, ст. 5264) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.».

Признать утратившими силу:

1) абзац второй статьи 1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2874) в части замены слов в подпункте 3 пункта 1;

2) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3577);

3) часть 2 статьи 7 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3614);

4) абзац шестьдесят восьмой пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 25 ноября 2009 года N 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5731).

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера таких недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении недоимки по налогам (сборам), уплачиваемым физическими лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящимся за указанными физическими лицами.

3. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом.

4. Перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядок списания утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование от налогоплательщиков (плательщиков сборов) физических лиц представления документов, подтверждающих наличие оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 1, подпункт «в» пункта 7, абзацы третий — двадцать второй подпункта «а» пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений подпункта 2 2 пункта 1 статьи 164, подпункта 3 пункта 3 2 и абзаца седьмого пункта 9 статьи 165, пункта 48 статьи 217, подпункта 4 пункта 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

4. Действие положений подпункта 20 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Смотрите так же:  Мкб заявление об отсрочке

Федеральный закон от 21.11.2011 г 330-фз

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 26 декабря 2012 года N 3-5-06/[email protected]

О применении форм 2-НДФЛ и 3-НДФЛ за налоговый период 2012 года

Управление налогообложения Федеральной налоговой службы в связи с подготовкой к декларационной кампании 2013 года в части декларирования доходов, полученных физическими лицами, а также в целях разъяснения порядка заполнения Справок о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) за 2012 год, представляемых налоговыми агентами в налоговые органы в соответствии со статьей 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), сообщает следующее.

1. Действующая в настоящее время форма Справки о доходах физического лица за 20__ г. (форма 2-НДФЛ) (далее — Справка), Рекомендации по ее заполнению, Формат сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» в электронном виде (далее — Формат), а также Справочники «Коды доходов», «Коды вычетов», «Коды документов», «Коды регионов» (далее — Справочники) утверждены Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected] (в редакции Приказа ФНС России от 06.12.2011 N ММВ-7-3/[email protected]).

Вместе с тем в 2012 году вступил в силу ряд изменений, внесенных в Кодекс, касающихся налогообложения доходов физических лиц, которые необходимо учитывать при формировании Справки.

На основании изложенного вплоть до внесения соответствующих изменений в Формат и Справочники при заполнении Справки за налоговый период 2012 года следует руководствоваться следующим.

1) Согласно абзацу второму подпункта «а» пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 330-ФЗ) с 01.01.2012 признан утратившим силу подпункт 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса, предусматривавший право налогоплательщика на получение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода и распространявшийся на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта 1 статьи 218 Кодекса.

На основании изложенного при формировании Справки за налоговый период 2012 года код вычета 103 не применяется.

2) Абзацем третьим подпункта «а» пункта 8 статьи 1 Федерального закона N 330-ФЗ подпункт 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса изложен в новой редакции, согласно которой с 01.01.2012 изменились размеры стандартного налогового вычета, распространяющегося на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.

Для отражения в Справках сумм стандартных налоговых вычетов, предоставленных налогоплательщикам налоговыми агентами с 01.01.2012 в соответствии с новой редакцией указанной нормы Кодекса Приказом ФНС России от 06.12.2011 N ММВ-7-3/[email protected] Справочник «Коды вычетов» дополнен кодами вычетов 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125.

На основании изложенного коды вычета 108, 109, 110, 111, 112, 113, использовавшиеся для отражения сумм стандартных налоговых вычетов, предусмотренных утратившей силу редакцией подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, при формировании Справки за налоговый период 2012 года не применяются.

3) Федеральным законом от 28.11.2011 N 223-ФЗ* «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» глава 23 Кодекса дополнена статьей 214.5 «Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества», вступившей в силу 01.01.2012.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 28.11.2011 N 336-ФЗ». — Примечание изготовителя базы данных.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» физические лица могут быть сторонами договора инвестиционного товарищества в случае, если они являются индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пунктом 2 статьи 214.5 Кодекса установлено, что налоговая база по доходам от участия в инвестиционном товариществе определяется налогоплательщиками на основании сведений о доходах и об убытках инвестиционного товарищества, предоставляемых им участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета.

Таким образом, участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, не является налоговым агентом в отношении доходов, полученных физическими лицами от участия в инвестиционном товариществе.

Следовательно, на управляющего не возложены обязанности по формированию и представлению Справок в налоговый орган, в связи с чем дополнение Справочников кодами доходов (вычетов) для отражения доходов (расходов) от участия физических лиц в инвестиционных товариществах не требуется.

Исключением является ситуация, предусмотренная пунктом 14 статьи 214.5 Кодекса. Согласно данной норме в случае, если налоги недоудержаны эмитентом ценных бумаг с доходов физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации в виде процента (купона, дисконта) по ценным бумагам, приобретенным в рамках участия в договоре инвестиционного товарищества, управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, признается налоговым агентом.

В этом случае налоговому агенту при оформлении Справок доходы физических лиц в виде процентов (купона, дисконта) по ценным бумагам следует отражать в зависимости от конкретной ситуации по коду 1011 «Проценты (за исключением процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007, доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках и доходов, получаемых при погашении векселя), включая дисконт, полученный по долговому обязательству любого вида», 1110 «Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007», 2800 «Проценты (дисконт), полученные при оплате предъявленного к платежу векселя».

4) В соответствии с абзацем 6 пункта 12 статьи 214.1 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) отрицательный финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, может уменьшать финансовый результат, полученный в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Для применения данной нормы Кодекса в действующем Справочнике «Коды вычетов» предусмотрен код вычета 204.

Согласно подпункту «г» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2012 абзац 6 пункта 12 статьи 214.1 Кодекса изложен в прямо противоположной редакции: «Финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг».

Продолжение использования кода вычета 204 в данной ситуации не представляется возможным, поскольку наименование данного вычета полностью повторяет текст утратившей силу нормы Кодекса и не может быть истолковано иначе.

В этой связи для отражения в Справке суммы отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, уменьшающего финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, следует использовать код вычета 620 «Иные суммы, уменьшающие налоговую базу в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации».

5) В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 данной статьи.

Согласно абзацу третьему пункта 7 статьи 214.1 Кодекса доходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признаются доходы от реализации финансовых инструментов срочных сделок, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам.

В Справочнике «Коды доходов» для отражения, в частности, доходов от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, предусмотрен код дохода 1533.

Подпунктом 2 пункта 10 статьи 214.1 Кодекса к расходам по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок отнесены суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями финансовых инструментов срочных сделок.

Однако применительно к расходам по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, действующая редакция Справочника «Коды вычетов» соответствующего вычета не содержит.

В этой связи для отражения в Справке суммы расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, следует использовать код вычета 620 «Иные суммы, уменьшающие налоговую базу в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации».

6) Согласно абзацу шестому пункта 6 статьи 214.3 Кодекса убыток по операциям РЕПО принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Для данной ситуации действующей редакцией Справочника «Коды вычетов» для доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, предусмотрен код вычета 212, поставленный в соответствие с кодом дохода 1530. Для доходов по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, соответствующего вычета не предусмотрено.

В этой связи для отражения в Справке суммы убытка по операциям РЕПО, принимаемого в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как отношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, следует использовать код вычета 620 «Иные суммы, уменьшающие налоговую базу в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее — Декларация), порядок ее заполнения (далее — Порядок) и формат Декларации (форма 3-НДФЛ) утверждены Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/[email protected]

В 2012 году вступил в силу ряд изменений, внесенных в Кодекс, касающихся налогообложения доходов физических лиц, которые необходимо учитывать при заполнении Декларации.

На основании изложенного вплоть до утверждения обновленной формы Декларации, учитывающей вышеупомянутые изменения, при заполнении Декларации за налоговый период 2012 года следует руководствоваться следующим.

1) Согласно пункту 6 статьи 105.3 Кодекса, вступившей в силу с 01.01.2012, в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 Кодекса, одновременно с представлением налоговой декларации по НДФЛ налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года.

При заполнении формы Декларации скорректированные таким образом доходы и расходы подлежат отражению в Листе В Декларации в составе доходов и расходов, полученных от предпринимательской деятельности, адвокатской деятельности и частной практики, по строкам 030 (для доходов) и 090 (для расходов).

2) Подпунктом «а» пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2012 признан утратившим силу подпункт 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса, предусматривавший право налогоплательщика на получение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода и распространявшийся на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта 1 статьи 218 Кодекса.

На основании изложенного при заполнении формы Декларации за налоговый период 2012 года в строке 130 Листа Ж1 следует проставлять нулевое значение.

3) В соответствии с абзацем 6 пункта 12 статьи 214.1 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) отрицательный финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, может уменьшать финансовый результат, полученный в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Данная норма Кодекса реализована в действующей форме Декларации путем отражения соответствующих сумм по строкам 050 и 100 Листа 3 Декларации.

Согласно подпункту «г» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2012 абзац 6 пункта 12 статьи 214.1 Кодекса изложен в прямо противоположной редакции: «Финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг».

В этой связи сумму отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг и принимаемого в уменьшение финансового результата, полученного в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, следует отражать по строке 090 Листа 3 Декларации в составе расходов по совершенным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

В этом случае по строке 030 Листа 3 Декларации отражается сумма убытка по результатам операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, уменьшенная на величину убытка, принимаемого в уменьшение финансового результата, полученного в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

При этом строки 050 и 100 Листа 3 Декларации не заполняются.

4) Федеральным законом от 28.11.2011 N 223-ФЗ* «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» глава 23 Кодекса дополнена статьей 214.5 «Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества», вступившей в силу 01.01.2012.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 28.11.2011 N 336-ФЗ». — Примечание изготовителя базы данных.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» физические лица могут быть сторонами договора инвестиционного товарищества в случае, если они являются индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пунктом 3 статьи 214.5 Кодекса установлено, что налоговая база по доходам от участия в инвестиционном товариществе определяется раздельно по следующим осуществленным в рамках инвестиционного товарищества операциям:

1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

3) с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

4) с долями участия в уставном капитале организаций;

5) по прочим операциям инвестиционного товарищества.

Доходы, полученные физическими лицами от участия в инвестиционном товариществе, подлежат отражению в Листе А Декларации.

Учитывая изложенное, Управление налогообложения ФНС России просит при необходимости внести изменения и дополнения в соответствующие программные продукты.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Оставьте комментарий