Факторы определяющие эргономические требования

Факторы, определяющие эргономические требования

Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений наук о человеке, обществе, технических и естественных наук и в рамках междисцип­линарных исследований согласовывает и увязывает друг с другом их данные, достигая в эргономических рекомендациях слияния человеческого и техниче­ского аспектов. Эргономические исследования осуществляет коллектив специа­листов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инже­неров и т.д.

Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, приведены ниже.

Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструк­ции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межлич­ностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по уп­равлению объектом.

Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, раз­меров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, тех­нологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, па­мяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим особенностям человека, его силовым, скоростным, биомехани­ческим и энергетическим возможностям.

Гигиенические (гигиена — греч. hygieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной сре­ды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемое, токсич­ности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегруз­ке и ускорению.

Антропометрические требования к изделиям (оборудованию)

Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-про­странственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека и должны соответствовать его антропометрическим признакам.

Антропометрия (от греч. anthropos — человек и . метрия) — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); является систе­мой измерений человеческого тела и его частей, морфологических размеров тела.

Различают классические и эргономические антропометрические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологической характеристики различных групп населения, а вторые — при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические.

Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела, а также габаритные, т.е. наиболь­шие, размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, мебели, определении минимальных проходов и пр. Их значения, определяемые для различных полов и национальностей (этнических принадлежностей), показаны на приведенных рисунках, а также в Приложениях.

Динамические антропометрические признаки — это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются как угловыми, так и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота голо­вы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педа­лей, определении зоны видимости и т.п. [2.5].

Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приводятся среднее арифметическое значение признака М, среднее квадратичное отклонение о и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям.

Перцентиль — это сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах, которой соответствует определенное значение признака. Площадь, ограниченная кривой нормального распределения значений признака, делится на 100 равных частей, или перцентилей, каждый из которых имеет свой порядко­вый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает слева на кривой нормального рас­пределения 5% численности людей с наименьшими значениями признака, 95-й — 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифметическому значению признака М. Систему перцентилей используют для определения необходимых границ ин­тервалов, минимальных и максимальных значений антропометрических призна­ков. Зная М и о, можно установить значения признаков, которые соответствуют значениям его заданного интервала.

При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и ра­бочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспе­чиваться для 90% работающих или отдыхающих людей. Поэтому в практике про­ектирования чаще используют значения антропометрических признаков, соот­ветствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Например, если необхо­димо определить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крыш­кой стола (для размещения ног сидящего), то надо принимать значения соответ­ствующих признаков, равные 95-му перцентилю, а при определении высоты си­денья — значения, соответствующие 50-му перцентилю. В таком случае приня­тые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять макси­мальное количество людей.

Казалось бы, совершенно излишне говорить о необходимости общей компо­новки оборудования и расположения органов управления таким образом, чтобы было удобно работать, не меняя положения тела. Но на практике об этом часто как-то забывают. Например, органы управления серийного токарного станка рас­положены так, что они труднодоступны для условного среднего мужчины без глубоких наклонов вперед и в стороны, перемещений вдоль станка влево и впра­во. Английские специалисты по этому поводу шутят, что за таким станком мо­жет оперативно работать только некий «идеальный» оператор с сильно дефор­мированными пропорциями: рост 1372 мм (усредненное значение 1740 мм), ши­рина плеч 610 мм (470—500 мм), размах рук 2348 мм (1830 мм).

Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных, половых, этнических (территориальных) и других факторов, так как существенно от них зависят. Наиболее ярко выражены различия по половому признаку. Так, про­дольные признаки мужчин в положении стоя отличаются от этих признаков женщин (в сторону увеличения) на 7—12 см, длина ноги — на 16—19 см, длина руки — на 7—15 см и т.д.

Этнические различия по группам размеров менее значительны и в продоль­ном направлении для положения стоя достигают 6—9 см.

Наибольшие суммарные половые и этнические различия продольных разме­ров наблюдаются также в положении стоя. Так, разница в росте между житель­ницами Японии 5-го и жителями Судана 95-го перцентилей превышает 45 см.

При использовании числовых значений антропометрических признаков, при­водимых в таблицах и на рисунках, необходимо иметь в виду, что они даны для обнаженного тела. В проектной практике вносятся поправки на одежду (легкую и тяжелую), а также на обувь (см. Приложения).

Для определения размеров изделий и их элементов для детей пользуются антропометрическими признаками, сгруппированными по ростовым группам (приведены в Приложениях).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Тема 5.4. Факторы, определяющие эргономические требования

Тема 5.3. Факторы окружающей среды.

Тема 5.2. Психологические и психофизиологические факторы.

Тема 5.1. Стандартизация в эргономике.

Тема 4.6. Средства визуальной коммуникации.

Средства и системы визуальной информации. Дизайнер-график как визуальный коммуникатор. Концепция функционализма в графическом дизайне. Поля зрения человека и оптимальные параметры элементов информации. Линейные размеры знаков индикации. Время полной аккомодации. Классификация устройства отображения информации. Дистанция наблюдения средств индикации. Графический язык. Элементы фирменного стиля.

1. Дизайнер-график как визуальный коммуникатор.

2. Специфика графического языка.

3. Элементы фирменного стиля.

4. Средства и системы визуальной информации.

5. Поля зрения человека

Раздел 5. Отраслевая эргономика.

Эргономика в промышленности. Эргономика в сельском хозяйстве. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне. Военная, авиационная и космическая эргономика. Эргономика технически сложных потребительских изделий. Эргономика для инвалидов и пожилых людей. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения.

1. Эргономика в строительстве и архитектуре.

2. Эргономика в дизайне.

3. Эргономика потребительских изделий.

4. Эргономика упаковки.

5. Эргономика рекламы.

Психологические особенности личности и внимания. Восприятие и информационное взаимодействие. Роль «гештальтов» в процессах восприятия. Перцептивные стереотипы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Восприятие и информационное взаимодействие.

2. Психологические особенности личности.

3. Психологические особенности внимания.

4. Влияние «гештальтов» на процессы восприятия.

5. Перцептивные стереотипы.

Эгоцентрические очертания пространства. Комфортные и предельные допустимые условия окружающей среды. Основные элементы среды обитания. Экологическая предпочтительность. Гигиенический сертификат.

1. Дайте определение понятию «эгоцентрические очертания» пространства.

2. Дайте характеристику эгоцентрическим очертаниям пространства.

3. Перечислите комфортные и предельные допустимые условия окружающей среды.

4. Назовите основные элементы среды обитания.

5. Дайте определение понятию «экологическая предпочтительность».

Социально-психологические факторы. Антропометрические факторы. Психологические факторы. Психофизиологические факторы. Физиологические факторы. Гигиенические факторы.

1. Виды факторов, определяющих эргономическихтребований.

2. Антропометрические факторы.

3. Психологические факторы.

4. Психофизиологические факторы.

5. Физиологические и гигиенические факторы

Раздел 6. Оборудование жилой среды.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 465 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

GN1405: Эргономика

Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений наук о человеке, обществе, технических и естественных наук и в рамках междисциплинарных исследований согласовывает и увязывает друг с другом их данные, преследуя, достигая в эргономических рекомендациях синтеза человеческого и технического аспектов.

В эргономических исследованиях занят коллектив специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.

Ближайшие для эргономики отрасли науки:

  • инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);
  • психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);
  • физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);
  • гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).
  • Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом.

    Антропометрические факторы обусловливают соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

    Психологичесние факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

    Психофизиологические факторы обусловливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

    Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

    Смотрите так же:  Заявление на ознакомление с материалами дела судебным приставам

    Гигиенические (гигиена — греч. Hyhieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.

    Базовыми для эргономики являются психологические моменты, связанные, прежде всего, с психологией труда. Основные среди них следующие:

  • психологические особенности личности;
  • психологические особенности внимания;
  • роль психологического климата в коллективе.
  • Особое внимание уделяется восприятию окружающей среды, которое представляет собой многоуровневый психофизиологический процесс.

    Психологические особенности личности — совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности.

    Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.). К основным психологическим особенностям личности относятся:

  • мировоззрение, т.е, система вилядов на окружающие явления в природе и обществе;
  • интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);
  • черты характера личности, т.е, совокупность стержневых психологических свойств, накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность, добросовестность, нерешительность и пр.);
  • способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;
  • сила нервной cистемы (ее работоспособность) и тип нервной системы личности (меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик), который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.
  • Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами.

    ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    УДК 73/76

    Р86

    Рецензенты:Грашин А.А., доктор искусствоведения,

    завотд. ВНИИТЭ, академик Международной академии наук

    о природе и обществе;

    Манусевич Ю.П., канд. архитектуры, ст. преподаватель МАрхИ

    Рунге В.Ф.

    Р 86 Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. пособие. — М.: Архитектура-С, 2004 — 160 с. ил. ISBN5-9647-0011-Х

    Излагаются основные понятия и базовые положения по учёту «человеческих факторов», методы решения эргономических задач в процессе проектирования окружающей среды на основе конкретных рекомендаций и обширного справочного материала. Приведены све­дения о номенклатуре элементов комплексного оборудования и на­полнения интерьеров жилого и общественного назначения, городских пространств, рассмотрены функционально-эксплуатационные и эрго­номические характеристики современных образцов

    Для архитектурных и художественно-промышленных средних учебныхзаведений.

    ISBN 5-9647-0011-Х

    ББК 85.11

    © Архитектура-С, 2004 © Pvhic В.Ф, 2004

    ВВЕДЕНИЕ

    Творческий процесс проектирования рукотворной среды обита­ния основывается на интуиции и спонтанности, с одной стороны, это решение эмоционально-образных задач (сфера искусства), ин­формации и методологии, с другой — решение утилитарно-конст­руктивных задач (область науки и техники). Проектировщик (архи­тектор, дизайнер) как бы балансирует между искусством и научны­ми фактами. К основополагающим факторам, определяющим харак­теристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, отно­сятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Роль этих факторов тем весомее, чем сложнее техни­чески или объемно-планировочно объект проектирования.

    Восемьдесят лет назад творчество пионеров «классического» дизайна положило практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «челове­ческих факторов». Так Оскар Шлеммер еще в Баухаузе целью свое­го курса (1922—1929) ставил ни больше, ни меньше, как ознакомле­ние студентов «с человеком в совокупности его бытия», и подчерки­вал, что «соотношение между человеком и внешним миром являет­ся посвящением в проблемы жилища и его планирования». Сегодня понятно, что это касается не только жилища, но и всей среды жизне­деятельности.

    Научно-технический прогресс наряду с огромными положитель­ными результатами уже принес и продолжает приносить с собой определенные отрицательные социальные последствия. Все новые технические средства (машины, механизмы, «умные» приборы, в т.ч. компьютерное оборудование и пр.), новейшие технологические про­цессы, синтетические материалы и т.д., с одной стороны, облегчают процесс труда, повышают его производительность, ускоряют пере­движение в пространстве людей и грузов, позволяют достигать вы­сот в космосе и глубин в океане, совершенствовать архитектурную среду. С другой стороны, одновременно растет количество аварий, техногенных катастроф, ухудшается экологическая обстановка. Многие негативные моменты обусловлены «сбоями» в деятельнос­ти людей, невозможностью адекватного реагирования ими на изме­няющиеся условия природной и рукотворной окружающей среды. Как современное производство, авиация, водный и наземный транс­порт, офисы, конторы и т.д., так и бытовая среда, широко оснащае­мые сложными техническими системами, предъявляют к человеку

    3

    требования, вынуждающие его нередко работать на пределе психо­физиологических возможное гей, а также в экстремальных ситуаци­ях.

    Недостаточная двигательная активность в труде и бытовой обстановке становится все более распространенным фактором, сни­жающим физические показатели и ухудшающим здоровье человека. Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее элементов (особенно технически сложной аппаратуры, приборов) с объективными потребностями и возможностями человека за­трудняют или делают практически невозможным выполнение жиз­ненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, ра­ботает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффек­тивность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворе­ние» и пр., т.е. о необходимости максимального учета человеческих факторов.

    Под человеческими факторамив эргономике понимается сово­купность анатомических, физиологических, психологических и пси­хофизиологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой, а также социально-психологические моменты, связанные с межличностными отношениями, влияющими на психологический климат в коллективе.

    Проблема человеческих факторов так же стара, как орудия тру­да и рукотворная среда обитания, созданные для нужд человека. Еще в доисторические времена их удобство и соответствие потребностям людей были, по образному выражению английского ученого Б. Шеккела, вопросом жизни и смерти: если человек изго­тавливал плохое орудие и не мог достаточно эффективно его приме­нять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструкто­ром меньше [19].

    Научно-практическое осознание этой проблемы началось пять­десят лет назад. До начала XX века целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком, главным образом, ручной инстру­мент и оружие, в первой половине XX века — машины: станки, меха­низмы, транспортные средства. Только после Второй мировой вой­ны учет человеческих факторов выделился в самостоятельную науч­ную дисциплину, которая возникла на стыке между науками о чело­веке и техническими дисциплинами. В разных странах она получи­ла разное название: в США — «исследование человеческих факто­ров», в Англии — «эргономика», в Германии (Западной) — «антро-потехника» и др. В Советской России был принят английский тер­мин, который сейчас распространен практически повсеместно. Раз-

    витие эргономики началось с военной техники. В США, Вели­кобритании и других странах к ее созданию были привлечены значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (60-е годы XX века) эргономика все больше использовалась при проектирова­нии средств транспорта и оборудования для управления их движе­нием, станков и производственной среды, а также космической тех­ники. 1970-е годы — время развития эргономики потребительских товаров и услуг: повышенное внимание начинает уделяться удобству, безопасности и, по возможности, комфорту при пользовании бытовой техникой, а также вопросам детского травматизма. 1980-е — годы бурного развития компьютерной техники (в офисе и быту) и ее эр­гономических характеристик. В последние десятилетия приоритет­ными являются направления эргономики информации, не ослабева­ют работы в областях военной и космической техники.

    Создание архитектурной среды, наиболее полно отвечающей со­временным тенденциям повышения качества жизни, возможно только при масштабном использовании эргономики как естествен­но-научной основы дизайн-проектирования. Поэтому в наши дни сложившееся содержание эргономики, охватывающее, главным об­разом, трудовую деятельность, дополняется учетом человеческих факторов в быту, на отдыхе, учебе и т.д., а также в социально-куль­турной и других общественных сферах.

    Изучение эргономики, освоение методики учета человеческих факторов при дизайн-проектировании среды, ее оборудования и предметного наполнения — важная составляющая цикла подготов­ки по специальностям «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн ин­терьера».

    Предлагаемое учебное пособие состоит из двух разделов, рас­крывающих основные моменты курса «Эргономика и оборудование интерьера»:

    раздел 1. Основы эргономики;

    раздел 2. Эргономика основных видов среды.

    Каждый раздел в свою очередь членится на ряд подразделов, которые, по сути, являются отдельными темами. Для более глубоко­го усвоения изучаемого материала учащиеся должны сосредоточить свое внимание именно на них.

    РАЗДЕЛ 1.

    Основы эргономики

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭРГОНОМИКИ

    Рассмотрим определение как самой эргономики, так и ее основ­ных понятий [9, 32, 38, 39, 40].

    Эргономика(от греч. ergon — работа и nomos — закон) — на­учная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляю­щая закономерности создания оптимальных условий высокоэффек­тивной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводи­тельного труда.

    Предметом эргономикикак науки является изучение систем­ных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими объектами, предметом деятельности и средой в про­цессе достижения цели деятельности или при специальной подго­товке к ее выполнению.

    В процессе жизнедеятельности теснейшим образом взаимосвя­заны человек и технические средства, многие объекты, с которыми он взаимодействует. Последние, т.е. различные объекты, невозмож­ны и ненужны без человека — их он создает для себя и его особенно­стям они должны соответствовать. В свою очередь творения рук че­ловека оказывают непосредственное воздействие на своего создате­ля. Таким образом человек и все созданное им находятся в нераз­рывной взаимосвязи, образуя единую систему. Еще один компонент этой системы составляют условия, в которых происходит их взаи­модействие, т.е. среда жизнедеятельности, среда обитания.

    Система— сочетание взаимодействующих факторов, компонен­тов, объединенных определенной единой целью. Чаще всего в эрго­номике речь идет о системе «человек—машина—среда» (рис. 1), но могут рассматриваться и другие системы, например система взаимо­действия людей в производственном или ином коллективе.

    Машина— в эргономике это любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энер­гии, информации и пр. В быту — это пылесос, холодильник, газовая или электроплита, аудиокомплекс, компьютер и т.д.

    Цель эргономики— повышение эффективности и качества дея-

    ти человека в системе «человек—машина—предмет деятель-

    Р Да обитания» (сокращенно «человек—машина—среда»)

    Граница раздела между человеком и машиной

    Г»

    Машина

    Результат работы

    Тактильное воздействий I

    Средства отображения информации

    Органы управления

    Т

    Машина

    Органы управления и приборы

    Человек и окружающая среда

    Рис. 1. Система «человек—машина—окружающая среда»

    при одновременном сохранении здоровья человека и создании пред­посылок для развития его личности.

    Задачей эргономикикак сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (спосо­бов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосред­ственно влияют на эффективность и качество деятельности и пси­хофизиологическое состояние человека.

    Смотрите так же:  У кого есть льготы на транспортный налог в татарстане

    Эргономические требования— это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях опти­мизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антро­пологических, физиологических и гигиенических характеристик и

    возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и от­дельных ее элементов.

    Человек-оператор— любой человек, управляющий машиной. Для эргономиста и диспетчер аэропорта, и рабочий-станочник, и домохозяйка у плиты или с пылесосом —операторы. Эргономика, ее методы в последнее время все шире используются при проектирова­нии не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреб­лять более обобщенные понятия «изделие», «предмет».

    Эргономические свойства— это свойства изделий (предметов), которые проявляются в системе «человек—предмет—среда» в ре­зультате реализации эргономических требований.

    Основные структурные элементы эргономики (рис. 2) — это тео­рия, методология и научные знания о предмете исследования. На­ряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функцио­нирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргоно­мики в качестве прикладной научной дисциплины [7].

    Блок оперативных средств и методов охватывает три важней­ших направления эргономических исследований объекта «чело­век — предмет—среда»: анализ, синтез (моделирование) и оценку объекта.

    Результаты эргономического исследования — научно и экспери­ментально обоснованные данные, необходимые для проектной раз­работки системы.

    Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.

    Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:

    • анализ деятельности человека с исследованием факторов ее про­
    текания;

    • разработка эргономических требований и показателей, а также
    рекомендаций по их учету;

    • формирование эргономических свойств проектируемой техники
    (изделия) и среды.

    ЭРГОНОМИКА
    __ как наука

    НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

    об объекте иссле­дования человек-предмет—среда (отно­шения, связи, законо­мерности)

    ОПЕРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

    Анализ Синтез Оценка

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕК — ПРЕДМЕТ — СРЕДА

    РЕЗУЛЬТАТЫ Эргономическое обеспечение:

    принципы и требования

    оценки и рекомендации

    Рис. 2. Эргономика как наука (структурная схема) [7]

    Заключительный этап — оценка полноты и правильности реали­зации эргономических требований (эргономическая оценка и аттес­тация).

    Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям чело­века. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые при­дают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как есте­ственно-научную основу дизайна.В практическом плане учет чело-

    веческпх факторов неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.

    С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране употреб­ляется понятие эргодизайндля обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человечес­кого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что установить границы между ними порой оказывается просто невозможно.

    ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе до­стижений социально-экономических, технических и естественных наук. Как междисциплинарное направление она синтезирует наибо­лее близкие к ее целям и задачам сведения, методики этих наук в интересах человека. Эргономический подход к решению задачи оп­тимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными осо­бенностями человека, приведены ниже.

    Социально-психологические факторыпредполагают соответ­ствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организа­ции рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных от­ношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.

    Антропометрические факторы(антропо. — греч. anthropos — человек + . метрия — греч. — metreo) обуславливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элемен­тов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответ­ствие характера форм изделий анатомической пластике человечес­кого тела.

    Психологические факторыпредопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего чело­века.

    Психофизиологические факторыобуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

    Физиологические факторыпризваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

    Гигиенические факторыпредопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, тем­пературе, давлению, запыленности, вентилируемое™, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излуче­ний, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, грави­тационной перегрузке и ускорению.

    Гигиена (греч. hygieinos — приносящий здоровье) — раздел про­филактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область при­менения гигиены — санитария (лат. sanitas — здоровье), разработка санитарных норм и требований.

    Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 467 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Факторы определяющие эргономические требования

    Лекции по эргономике для дизайнеров интерьера

    Факторы, определяющие эргономические требования

    Уяснить взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами

    Выяснить какие психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею

    Средства обучения – иллюстративный материал, информационный материал – тест

    Тип урока — изучение нового материала

    • инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);

    • психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);

    • физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);

    • гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).

    Гигиена — раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область применения гигиены — санитария — разработка санитарных норм и требований.

    Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом (удовлетворение работой, оплатой, социальное обеспечение, режим работы).

    ПРИМЕР: Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

    Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека

    Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

    Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

    Гигиенические (гигиена — греч. Hyhieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению (микроклимату)

    Если говорить о психологических моментах, то они связаны, прежде всего, с психологией труда: психологические особенности личности; психологические особенности внимания; роль психологического климата в коллективе.

    Психологические особенности личности — совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.).

    К основным психологическим особенностям личности относятся:

    • мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в природе и обществе;

    накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность,

    добросовестность, нерешительность и пр.);

    • сила нервной системы (её работоспособность) и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.

    Основных характерных типов нервной системы четыре:

    1. Слабый (меланхолик) — характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Такой работник не отличается высокой работоспособностью, зато способен реагировать на более тонкие сигналы, склонен к тонкой, тщательной работе.

    3. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Сильная нервная система со сбалансированными и легко переключаемыми процессами.

    Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами (психология профессий – определение выбора до 30 лет)

    В процессе жизнедеятельности (на производстве, при вождении автомобиля, в простых, на первый взгляд, бытовых ситуациях и т.д.) большую роль играет внимание — сложное психологическое явление, тесно связанное с мышлением.

    Внимание – это способность человека целенаправленно сосредоточивать своё сознание на определенном объекте, определённых мыслях и одновременное отвлечение от других. В силу этой особенности психической деятельности одни объекты могут восприниматься ярко и отчетливо, другие выпадают из поля зрения, удаляются на второстепенный план.

    Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его направлением, концентрацией, устойчивостью, объемом, глубиной, скоростью переключения.

    Направление внимания характеризуется уровнем сосредоточенности психической деятельности человека на объектах внимания, которые могут быть внешними и внутренними.

    Объем внимания характеризуется количеством объектов внимания и, в зависимости от свойств личности и конкретных условий труда, может значительно различаться. Наиболее плодотворно можно работать, имея не более 5 объектов внимания (максимум — до 7).

    Устойчивость внимания характеризуется продолжительностью его концентрации на объектах внимания.

    ПРИМЕР: Как показывают специальные исследования, для работ, где требуется высокая концентрация внимания в производственных условиях, человек может удержать его на определенном объекте 15—20 мин, после чего внимание ослабевает.

    На устойчивость внимания в процессе труда влияет глубина знания работником объекта внимания; состояние объекта (человеку легче концентрировать внимание на динамичных, а не статичных объектах).

    Смотрите так же:  Договор оказания услуг по доставке продукции

    Процесс распределения внимания тесно связан с процессом переключения внимания (т.е. намеренного его переноса с одного объекта на другой).

    Мышление – процесс познавательной деятельности, который характеризуется обощением и опосредованным отражением действительности. Мыслительные операции: анализ (разложение) – синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение (объединение по признаку).

    Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

    Суждение — это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

    Умозаключение – сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим и частным выводам. Человек пользуется двумя видами умозаключений – индуктивным (способ рассуждений от частных суждений к общему) и дедуктивным (способ рассуждений от общего суждения к частному)

    Наглядно – деятельностное, образное, отвлеченное

    Память – психический процесс, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

    Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.

    Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

    Непосредственное — проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом

    Опосредованное — используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение

    Открытое (явное) — наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

    Скрытое — наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

    Включенное (причастное) — Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

    Все эти процессы и свойства человеческой психики зависят от природных способностей и склонностей человека к определенному виду деятельности, а также от тренировки (производственной практики) и созданных производственных условий.

    Провести ТЕСТ НА ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА (стандартный, который проводят психологи) или ТЕСТ на внимание, мышление, память

    3. Факторы, определяющие эргономические требования

    Факторы, определяющие эргономические требования

    • Уяснить взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами
    • Выяснить какие психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею
    • Средства обучения – иллюстративный материал, информационный материал – тест

      Тип урока — изучение нового материала

      В эргономических исследованиях занят коллектив специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.

      *Ближайшие для эргономики отрасли науки:

      инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);

      психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);

      физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);

      гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).

      Гигиена — раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область применения гигиены — санитария — разработка санитарных норм и требований.

      В эргономике ведутся поиски обоюдного приспособления техники и человека: с одной стороны адаптация техники к человеческим возможностям, с другой — приспособление человека к условиям труда.

      Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека:

      Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом (удовлетворение работой, оплатой, социальное обеспечение, режим работы).

      ПРИМЕР: Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

      Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека

      Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

      Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

      Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

      Гигиенические (гигиена — греч. Hyhieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению (микроклимату)

      Если говорить о психологических моментах, то они связаны, прежде всего, с психологией труда: психологические особенности личности; психологические особенности внимания; роль психологического климата в коллективе.

      Психологические особенности личности — совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.).

      • интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);

      • черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психологических свойств,

      • способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;

      Основных характерных типов нервной системы четыре:

      2. Сильный неуравновешенный тип (холерик). У него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такого человека вряд ли следует занимать монотонной или требующей длительной концентрации внимания работой. Однако он способен на быстрое переключение внимания, проявление инициативы.

      4. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Спокойный, стрессоустойчивый, маловозбудимый тип незаменим для педантичной, скрупулезной, требующей усидчивости работы.

      В “чистом” виде характерные типы нервной системы, как правило, не встречаются. Реальные конкретные люди обладают смешанными чертами с преобладанием того или иного типа.

      Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами (психология профессий – определение выбора до 30 лет)

      В процессе жизнедеятельности (на производстве, при вождении автомобиля, в простых, на первый взгляд, бытовых ситуациях и т.д.) большую роль играет внимание — сложное психологическое явление, тесно связанное с мышлением.

      Внимание это способность человека целенаправленно сосредоточивать своё сознание на определенном объекте, определённых мыслях и одновременное отвлечение от других. В силу этой особенности психической деятельности одни объекты могут восприниматься ярко и отчетливо, другие выпадают из поля зрения, удаляются на второстепенный план.

      Направление внимания характеризуется уровнем сосредоточенности психической деятельности человека на объектах внимания, которые могут быть внешними и внутренними.

      Объем внимания характеризуется количеством объектов внимания и, в зависимости от свойств личности и конкретных условий труда, может значительно различаться. Наиболее плодотворно можно работать, имея не более 5 объектов внимания (максимум — до 7).

      Устойчивость внимания характеризуется продолжительностью его концентрации на объектах внимания.

      ПРИМЕР: Как показывают специальные исследования, для работ, где требуется высокая концентрация внимания в производственных условиях, человек может удержать его на определенном объекте 15—20 мин, после чего внимание ослабевает.

      На устойчивость внимания в процессе труда влияет глубина знания работником объекта внимания; состояние объекта (человеку легче концентрировать внимание на динамичных, а не статичных объектах).

      Процесс распределения внимания тесно связан с процессом переключения внимания (т.е. намеренного его переноса с одного объекта на другой).

      Мышление – процесс познавательной деятельности, который характеризуется обощением и опосредованным отражением действительности. Мыслительные операции: анализ (разложение) – синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение (объединение по признаку).

      Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

      Суждение — это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

      Умозаключение – сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим и частным выводам. Человек пользуется двумя видами умозаключений – индуктивным (способ рассуждений от частных суждений к общему) и дедуктивным (способ рассуждений от общего суждения к частному)

      Наглядно – деятельностное, образное, отвлеченное

      Память – психический процесс, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

      Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, т. е. запечатления воспринятого материала, затем сохранения этого запомненного материала в сознании в течение какого-то (нередко очень длительного) времени; а о том, сохранился ли в сознании этот материал или нет, можно сказать только в случае попытки его узнавания или воспроизведения. Каждому из этих четырех этапов памяти присущи свои особенности.

      Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

      Непосредственное — проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом

      Опосредованное — используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение

      Открытое (явное) — наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

      Скрытое — наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

      Включенное (причастное) — Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

      Психические процессы: наблюдение, восприятие, ощущение, воображение, речь.

      Все эти процессы и свойства человеческой психики зависят от природных способностей и склонностей человека к определенному виду деятельности, а также от тренировки (производственной практики) и созданных производственных условий.

      Провести ТЕСТ НА ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА (стандартный, который проводят психологи) или ТЕСТ на внимание, мышление, память

    Оставьте комментарий