Доплата к заработной плате служащим

Ценные кадры: чиновников ждет новая надбавка к зарплате

У российских чиновников может появиться новая надбавка к зарплате — за наставничество. Например, для заместителя начальника отдела максимальное вознаграждение составит чуть менее 2 тыс. рублей, пояснили «Известиям» в Минтруде. Скромный размер суммы сможет скрасить похвала и благодарность начальника, говорится в проекте постановления министерства. Однако опрошенные «Известиями» эксперты считают, что эффективнее было бы не доплачивать сотрудникам, а нанять консультанта-наставника, который и займется работой с молодежью.

Кто на новенького?

Проект постановления правительства, утверждающий порядок наставничества на госслужбе, Минтруд уже направил на согласование всем заинтересованным ведомствам, сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства. Если чиновник безупречно обучит новичка, он сможет рассчитывать на прибавку к зарплате. Она составит до 30% от оклада, уточнили в Минтруде. Там также добавили, что материальное поощрение предусмотрено наряду с нематериальной мотивацией — признанием результатов наставника, объявлением ему благодарности.

Например, размер оклада замначальника отдела федерального министерства в соответствии с указом президента «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» составляет 6471 рубль. Таким образом, максимальная предлагаемая доплата за наставничество для него может составлять 1941 рубль в месяц, привели пример в пресс-службе Минтруда.

Тот факт, что оклад чиновника меньше МРОТ, может вызвать удивление. Однако на деле госслужащие получают гораздо больше. Например, зарплата того же заместителя начальника отдела предусматривает два с половиной оклада. Но помимо этого есть и специальные надбавки.

Во-первых, доплата за «особые условия службы». В нашем примере она составит от 90 до 120% от оклада. Еще есть надбавка за выслугу лет — от 10 до 30% от оклада. Например, за 10 лет работы она составит 20%. С учетом этих доплат размер оклада достигнет уже 15,5 тыс. рублей, 2,5 оклада — 38,8 тыс. рублей.

К этой сумме стоит прибавить и оклад за классный чин. Например, для советника государственной гражданской службы РФ первого класса это 2 тыс. рублей. Итого 40,8 тыс. рублей, к которым могут быть еще премии за выполнение особо важных и сложных заданий и надбавка за секретность (такая есть не у всех).

По данным Росстата, в прошлом году средняя зарплата госслужащего в органе исполнительной власти составляла 115,3 тыс. рублей.

Правила расчета зарплат госслужащих зафиксированы в законе «О государственной гражданской службе в РФ», тарифы — в указе президента «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Один чиновник сможет быть наставником для пяти новичков, указано в проекте постановления. Передача знаний может длиться от месяца до года, однако, как правило, устанавливается на испытательный срок — до трех месяцев. По итогам и педагог, и его подопечный заполняют анкеты о результатах своего взаимодействия. Наставнику предлагается оценить навыки стратегического мышления ученика, его персональной эффективности, готовности к командной работе и принятию решений, а также дать рекомендации, какие качества стоит подтянуть. Стажер же описывает, что узнал, чему научился и достаточно ли этого для самостоятельной работы.

— Наставничество является достаточно ответственной, значимой и трудоемкой задачей. Сохранение накопленного опыта и передача знаний молодым гражданским служащим является основой для стабильного функционирования института государственной службы, — уверены в пресс-службе Минтруда.

Другие варианты

Раньше института наставничества на госслужбе не было, рассказал «Известиям» экс-глава Минприроды Сергей Донской. Как правило, введением молодежи в курс дела занимался начальник отдела — без всяких доплат.

— Режима, когда молодой специалист приходит и кто-то с ним постоянно занимается, не было. Руководитель, как заинтересованное в выполнении задачи лицо, обычно брал погружение в специфику на себя, мог помогать решать задачи, — рассказал Сергей Донской.

В итоге молодые чиновники не были должным образом обучены, отметил член экспертного совета при правительстве Александр Сафонов.

— У начальника обычно физически нет времени отвечать на все вопросы стажера. Но при этом он вынужден искать способы обучить новенького, чтобы не работать еще и за него. Поэтому качество учебы оставляло желать лучшего. Однако предложенная система наставничества принципиально ничего не изменит, — уверен эксперт.

Наиболее удачна западная модель погружения в профессию — когда наставничеством занимаются отдельные специалисты, для которых это и есть основная работа, считает Александр Сафонов. Соответственно, спросить, как оформить документ или кому позвонить, можно в любое время. К учителям могут быть выдвинуты особые требования — например, иметь не меньше 20 лет опыта на госслужбе без проступков.

По итогам прошлого года должности гражданской службы в федеральных ведомствах страны занимали 38,3 тыс. человек, зафиксировал Росстат. Укомплектованность штата в среднем составляла 84,7%.

Год назад Минтруд советовал коллегам из других министерств сосредоточиться на привлечении молодежи на госслужбу. Как писали «Известия», ведомство подготовило рекомендации о том, как взаимодействовать с вузами, проводить дни открытых дверей и формировать молодежный кадровый резерв. Создать его помогут стажировки для студентов старших курсов и выпускников — перспективных стажеров стоит включать в реестр и затем приглашать на работу, полагают в Минтруде.

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

Смотрите так же:  Нод 32 лицензия ключи

ЗП — заработная плата;

МТК — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 — 13 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— оклада за классный чин;

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет — 10;

от 5 до 10 лет — 15;

от 10 до 15 лет — 20;

свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 5 — 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации — также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне — еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие «базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 6 ст. 144 — это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 «О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

Смотрите так же:  Дарственная гражданский кодекс

Доплата за классный чин муниципальным служащим

Статьи по теме

В соответствии с нормами действующего законодательства, труд сотрудников муниципальных органов должен оплачиваться определенным образом. Какие существуют тонкости и нюансы решения возникающих в связи с этим вопросом, рассмотрим в статье.

Из статьи вы узнаете:

  • за что муниципальным служащим начисляют надбавки;
  • по какому принципу формируются размеры доплат;
  • в каких случаях за муниципальным служащим сохраняются все его надбавки, а в каких – нет.
  • Основной документ, который регулирует работу муниципальных служащих – 25-Ф3. В ст.22 указанного документа приведены все необходимые нормы и требования относительно оплаты труда. Кроме того, формирование заработной платы муниципальных служащих регулируют и некоторые другие документы, а именно:

  • Конституция и законы РФ;
  • Нормативные документы конкретно выбранного региона;
  • Уставы муниципальных образований;
  • Трудовой Кодекс РФ.
  • Подробнее о доплатах читайте здесь:

    В первом пункте ст. 22 Ф3 №25 описана структура заработной платы сотрудников муниципальной сферы, а во втором пункте – размеры и условия для денежных выплат. В соответствии с этим документом, размер заработной платы муниципальных работников, а также условия их труда устанавливают непосредственно муниципалитеты. Поэтому закрепление принципов и нюансов в Положении об оплате труда не исключается, хоть и не является строго обязательным.

    Размер доплаты за классный чин муниципальным служащим

    Заработная плата любого сотрудника муниципалитета состоит из трех основных частей. Это оклад в соответствии с должностью, размер которого формируется в соответствии с возможностями определенного региона страны. Сюда же входит оклад за уже присвоенный чин, который напрямую зависит от фонда конкретного региона, а также все те выплаты, которые осуществляются ежемесячно и дополнительно. К числу дополнительных выплат относятся:

    • за выслугу лет, которые выплачивают ежемесячно;
    • премии и надбавки за особые условия труда;
    • дополнительные начисления, которые присваивают, если работник имеет дело с информацией, которая считается государственной тайной;
    • премии и поощрения за выполненные поручения особого назначения;
    • денежные выплаты за оплачиваемый отпуск (производится единовременно);
    • дополнительное финансовое поощрение, которое выплачивается каждый месяц.
    • Из чего формируется фонд оплаты труда и от чего зависят размеры окладов?

      При формировании фонда оплаты труда учитываются оклады за замещаемые должности и за полученные чины, а также доплаты, которые выплачиваются за выслугу лет ежемесячно. Причем, если стаж работы составляет 12-60 месяцев, то выплата составляет 10% от оклада, 15% в случае, когда стаж достигает 60-120 месяцев, 20% — для тех, кто трудится в течение 120-180 месяцев, и 25% — в случае со сроком службы более 180 месяцев.

      В общий фонд входят также дополнительные выплаты, которые начисляются за специальные условия труда (в соответствии с законом это 200% от оклада) и за работу с информацией, что подлежит государственной тайне. Причем размер доплаты за работу с информацией устанавливается в соответствии с нормативными актами РФ. Кроме того, нужно учитывать премии, которые выплачивают за выполнение особых поручений (итоговый размер доплаты устанавливает наниматель), а также регулярные ежемесячные выплаты поощрений, которые формируются на основании действующих локальных актов конкретно взятого региона.

      Оформление доплаты за классный чин муниципальным служащим

      В сельских местностях оплата труда муниципальных служащих производится в соответствии теми требованиями, которые установлены в локальных актах муниципального образования. Работнику начисляется оплата как за фактически отработанное время даже в том случае, когда он проходит переквалификацию, находится в командировке или работает в период специальной служебной проверки. Такое же положение остается и тогда, когда сотрудник временно отстранен от работы в связи с выяснением обстоятельств из-за конфликта интересов.

      Также в этом случае сохраняются все дополнительные выплаты:

    • оклад за чин и по должности;
    • доплаты за выслугу лет, за работу с секретной информацией и за особые условия труда;
    • ежемесячное финансовое поощрение.

    В случае, когда служащий находится в оплачиваемом отпуске, ему обязаны также выплачивать премии за важные задания и 1/12 материальной помощи перед уходом в отпуск.

    Материальную помощь начисляют и выплачивают в случаях, когда работник находится в отпуске или был уволен из-за реорганизации или ликвидации, а также когда служебный договор расторгается из-за нарушений в процессе составления этого документа. В остальных случаях материальная помощь не сохраняется и не начисляется.

    Требуется ежегодно проводить индексацию заработной платы муниципальных сотрудников в соответствии с уровнем инфляции в стране, а также нормативными актами, которые установлены в конкретном регионе РФ.

    Рекомендуем материалы по теме:

    Доплаты и надбавки к заработной плате

    Как известно, получение регулярного дохода является одной из главных причин, по которой современные работники занимаются исполнением своих профессиональных обязанностей. В соответствии с действующими требованиями, заработная плата должна выдаваться работодателем не реже, чем два раза в месяц. Именно поэтому многие начальники сначала выдают аванс, и уже потом – оставшуюся сумму основного оклада.

    Точный размер заработной платы конкретного сотрудника может зависеть от многих показателей. В большинстве случаев, данная выплата формируется из двух основных частей, а именно – основного оклада, который был установлен тарифной сеткой и иными документами внутри компании, а также дополнительных выплат. Последние, в свою очередь, могут представлять собой самые различные надбавки, которые были установлены в отношении подчиненного на основании соответствующих документов.

    Установление дополнительных надбавок, а также иные особенности предоставления данного вида выплат регулируются современными положениями трудового законодательства – статьями 129, 146, 149 ТК РФ.

    Основные виды доплат к заработной плате

    В отличие от оклада, который является постоянной величиной заработной платы, различные надбавки и дополнительные выплаты могут быть признаны временными. В зависимости от непосредственных причин и оснований для их начисления, а также иных индивидуальных особенностей, все дополнительные выплаты можно разделить на две главные категории:

  • Выплаты компенсационного характера.
  • Выплаты стимулирующего характера.
  • Если говорить об основных различиях двух вышеуказанных категорий выплат, сюда можно отнести тот факт, что в отношении компенсационных выплат законодательными нормами были установлены минимальные значения. Следовательно, работодатель может изменять размер выплат только в большую сторону. Если же он примет решение об уменьшении итак минимальных размеров – такие действия начальника будут являться серьезным нарушением прав подчиненного.

    Что же касается процедуры увеличения компенсационных выплат – она должна осуществляться уполномоченным лицом в официальном порядке. Для этого работодателем составляется и утверждается соответствующий приказ, в который включают всю важную информацию. Она должна содержать в себе следующие сведения: новый размер компенсационных выплат, структурные подразделения или список определенных должностей, на которые будет распространяться содержание данного приказа и т.д.

    Отдельно следует упомянуть и о таком важном факте, что о необходимости повышения компенсационных выплат могут заявлять и сами подчиненные. Для этого они обращаются к своему работодателю с официальным документом, в котором указываются все имеющиеся у них требования. Если в организации функционирует профсоюз – всю ответственность за осуществление переговоров с работодателем он берет на себя. В своем официальном обращении они указывают такую важную информацию, как целесообразность и причины повышения текущего размера компенсационных выплат, примерная величина новых надбавок и иные сведения.

    Необходимо знать, что в грамотном повышении компенсационных выплат всегда должны быть заинтересованы обе стороны профессиональных отношений – как сотрудники, так и их работодатели. Дело в том, что такая «награда» нередко способствует повышению работоспособности коллектива, достижению максимальных результатов в регулярной работе, что, в конечном итоге, положительно отражается на доходе предприятия.

    Доплата до МРОТ

    Как известно, размер заработной платы, в большинстве случаев, устанавливается самим работодателем. При этом он ориентируется на такие документы, как, например, тарифная сетка, должностные обязанности каждой категории сотрудников, а также иные локальные акты и инструкции, действующие на конкретном предприятии. Однако каждому начальнику следует знать и о таком важном показателе, как минимальный размер оплаты труда. МРОТ устанавливается Правительством РФ на основании таких показателей, как уровень экономического развития в конкретном регионе нашей страны, средний размер заработной платы на местности, степень произошедшей инфляции и т.д.

    Основной целью установления вышеуказанного показателя, безусловно, является официальное фиксирование минимального размера оплаты труда. Это означает, что ни один сотрудник, вне зависимости от его фактической должности, места исполнения профессиональных обязанностей, а также от иных дополнительных нюансов не должен получить заработную плату в более низком размере, чем действующий минимум.

    Если, например, на основании действующей тарифной сетки либо иных документов работодатель установил, что определенная категория его подчиненных будет получать заработную плату ниже, чем существующий минимум, он должен принять соответствующее решение относительно доплаты. Данная доплата будет представлять собой определенную денежную компенсацию, которая в сумме с основным размером оклада и будет являться прожиточным минимумом.

    Следует отметить, что инициатива по установлению необходимой надбавки всегда должна исходить именно от работодателя. Если же он бездействует и не желает тратить дополнительные денежные средства – у сотрудника будут иметься полноценные основания для предъявления официальных претензий. Более того, любая проверка деятельности предприятия быстро обнаружит подобное нарушение. Сам факт его наличия будет зафиксирован в письменной форме. В дальнейшем, именно это основание сможет выступать причиной для установления предусмотренных мер наказания в отношении ответственных лиц.

    Составление приказа о доплате к заработной плате

    Как уже было сказано выше, установление определенных доплат к заработной плате членов коллектива всегда должно быть осуществлено в официальной форме. Для этого работодателю необходимо составить и утвердить специальный приказ.

    Сразу следует отметить, что обязательной формы для вышеуказанного распорядительного документа действующими нормами установлено не было. Следовательно, распоряжение может быть подготовлено в свободном порядке. Можно использовать ту форму приказов, которая до этого была разработана в учреждении. Необходимо помнить, что в содержание приказа обязательно должны быть внесены следующие сведения:

    В самом конце приказа обязательно должна быть проставлена подпись ответственного лица, а также дата составления данного документа.

    Следует также отметить, что, помимо составления и утверждения приказа о надбавке, работодателю, для грамотного завершения данной процедуры, необходимо будет выполнить и несколько иных дополнительных действий. К таковым можно отнести:

  • Заключение официального дополнительного соглашения к трудовому договору каждого подчиненного. Так как сама процедура установления надбавки, безусловно, будет характеризоваться появлением определенных изменений в ранее принятом размере оклада труда подчиненного, данный факт необходимо зафиксировать в письменной форме. Для этого работодателю нужно подготовить специальное дополнительное соглашение к уже действующему трудовому договору каждого сотрудника.
    Дополнительное соглашение, как и приказ об установлении надбавки, также может быть составлено уполномоченным лицом в свободной форме. В документ обязательно нужно включить сведения о размере нового оклада, а также о трудовом договоре, к которому будет прикреплено данное дополнительное соглашение. После подписания этого документа руководителем компании с содержанием соглашения должен быть ознакомлен и сам сотрудник. Один экземпляр соглашения выдается ему на руки.
  • Внесение соответствующих изменений в штатное расписание. С юридической точки зрения штатное расписание представляет собой особый документ, в который вносятся основные сведения о должностях, имеющихся в определенной организации, а также о непосредственных размерах окладов труда сотрудников. Следовательно, в случае изменения данных окладов дополнительные поправки должны быть внесены и в действующее штатное расписание. Оформляется данная процедура с помощью составления соответствующего распоряжения руководителем.
  • Коэффициент доплаты к заработной плате

    Помимо надбавок, которые устанавливаются по одностороннему решению работодателя, уполномоченным лицом могут быть использованы и специальные коэффициенты. К основным разновидностям данного показателя можно отнести следующие:

  • Районные коэффициенты. Данные надбавки могут быть установлены в различных регионах нашей страны. Наиболее распространенными из них при этом будет являться Крайний Север, а также приравненные к нему территории. Районные коэффициенты могут быть установлены:
    • соответствующими постановлениями Правительства нашей страны;
    • постановлениями различных субъектов нашего государства – районов, городов и т.д. В данном случае, документ составляется и утверждается уполномоченным органом, а именно – городской администрацией;
    • иными нормативно-правовыми актами, которые могут быть приняты, например, Министерством Финансов РФ, коллегией Верховного суда РФ и т.д.
    • Процентная надбавка. Также представляет собой определенную денежную величину, которая, в большинстве случаев, является дополнительной компенсацией. Она может компенсировать, например, работу граждан в наиболее суровых регионах нашей страны и т.д.
    • Порядок расчета доплаты к зарплате

      Процедура расчета необходимой суммы надбавки осуществляется достаточно легко:

      1. Если речь идет о расчете надбавки до минимального размера труда, сама процедура расчета будет выглядеть следующим образом: из действующего МРОТ необходимо вычесть текущий размер оклада, который был установлен в отношении конкретного сотрудника. Получившееся значение и будет представлять собой размер надбавки, которая должна быть установлена подчиненному.
      2. Если же речь идет о применении различных районных коэффициентов, здесь необходимо ориентироваться на фактические значения, которые уже было установлены уполномоченной организацией. Как правило, все эти значения выражаются в определенном процентном соотношении от заработной платы. Следовательно, определив данное соотношение, ответственному лицу можно будет легко установить процент надбавки, а также новый размер заработной платы служащего.
      3. Итоги

        Таким образом, процедура установления надбавки к основному окладу подчиненного будет включать в себя следующие этапы:

      4. Всегда необходимо помнить, что само установление определенной надбавки должно осуществляться исключительно официальным способом, который предполагает составление и утверждение соответствующего приказа работодателем.
      5. Вышеуказанный приказ может быть создан в свободной форме. Главное, чтобы в его содержание действительно присутствовала вся основная и наиболее важная информация.
      6. После утверждения приказа, с его содержанием обязательно должны быть ознакомлены и все сотрудники, на которых будут распространяться положения данного документа.
      7. Помимо составления официального распоряжения, работодателю необходимо будет осуществить и несколько иных действий, в частности:
        • составить дополнительное соглашение к каждому трудовому договору. В документе обязательно должна присутствовать ссылка на ранее заключенный сторонами договор, а именно – его номер и дата подписания;
        • внести соответствующие изменения в штатное расписание. Оптимальным решением станет оформление данной процедуры с помощью вынесения дополнительного распоряжения работодателем. В нем, помимо основных сведений, обязательно нужно указать ссылку на иные документы, которые являются фактическим основанием для процедуры внесения изменений в действующее штатное расписание.
        • Оплата труда муниципальных служащих по новому закону

          (Чаннов С. Е.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

          Подготовлен для системы КонсультантПлюс

          ОПЛАТА ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО НОВОМУ ЗАКОНУ

          Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 8 августа 2007 года

          Чаннов С. Е., кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы (г. Саратов).

          Денежное содержание муниципального служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Можно отметить, что в законодательстве о муниципальной службе используется термин «денежное содержание» вместо близкого по смыслу «заработанная плата», содержащегося в Трудовом кодексе Российской Федерации, что обусловлено как спецификой труда муниципальных служащих, так и особенностями исчисления самого денежного содержания. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года выделяет следующие основные элементы денежного содержания муниципальных служащих: 1) должностной оклад; 2) ежемесячные дополнительные выплаты; 3) иные дополнительные выплаты. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на практике элементы денежного содержания муниципального служащего.

          Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за его профессиональную квалификацию. Для расчета должностного оклада муниципальных служащих обычно используется их привязка к какому-нибудь определенному показателю. Так, например, в муниципальном образовании «Город Черноголовка» Ногинского района Московской области должностной оклад муниципальных служащих является кратным должностному окладу специалиста II категории в органах государственной власти Московской области. Кроме того, можно отметить, что во многих субъектах Российской Федерации размер должностных окладов муниципальных служащих ставится в зависимость от численности наличного населения, проживающего на территории муниципального образования. Так, например, Постановлением губернатора Московской области от 23 декабря 2005 г. N 61-ПГ «О распределении муниципальных образований Московской области по группам для оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы Московской области» все муниципальные образования поделены на пять таких групп.

          Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин)

          Данная надбавка устанавливается со дня присвоения муниципальному служащему квалификационного разряда. Размер ее обычно устанавливается в процентах к должностному окладу муниципального служащего. Так, например, в соответствии с Положением о системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Город Черноголовка», надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд устанавливается в процентном отношении к должностному окладу в следующих размерах: за 1 класс — 30 процентов от должностного оклада; за 2 класс — 25 процентов от должностного оклада; за 3 класс — 20 процентов от должностного оклада. Новый Закон о муниципальной службе, в отличие от ранее действовавшего, не предусматривает присвоения муниципальным служащим квалификационных разрядов. Можно отметить, что в ходе его обсуждения в Государственной Думе Российской Федерации вносились предложения о закреплении в нем нормы, предусматривающей обязательное присвоение муниципальным служащим уже не квалификационных разрядов, а классных чинов (по аналогии с законодательством о государственной гражданской службе), причем в качестве главной цели указывалось именно сохранение существующей системы оплаты труда . ——————————— См.: стенограмма заседания Государственной Думы от 03.11.2006.

          Однако надбавки за квалификационный разряд (или за классный чин) могут быть сохранены за муниципальными служащими в случае закрепления соответствующих положений в законодательстве субъектов Российской Федерации.

          Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе

          Эта надбавка устанавливается в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой надбавки. Соотношение стажа работы и размера надбавки устанавливается в процентах к должностному окладу соответствующим нормативным правовым актом. Так, например, Законом Волгоградской области «О денежном содержании муниципальных служащих в Волгоградской области и лиц, замещающих муниципальные должности в Волгоградской области» от 31 августа 1999 года N 301-ОД установлено следующее соотношение надбавки за выслугу лет в зависимости от стажа муниципальной службы: от 1 года до 5 лет — 10%; от 5 лет до 10 лет — 20%; от 10 лет до 15 лет — 30%; 15 лет и выше — 40%.

          Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы

          В законодательных актах субъектов Российской Федерации обычно определяются минимальные и максимальные размеры данной надбавки в зависимости от группы муниципальных должностей. Например, Закон Липецкой области «О денежном содержании и социальных гарантиях муниципальных служащих муниципальной службы Липецкой области» устанавливает следующие размеры надбавки: для высших муниципальных должностей — от 150 до 200 процентов должностного оклада; для главных муниципальных должностей — от 120 до 150 процентов должностного оклада; для ведущих муниципальных должностей — от 90 до 120 процентов должностного оклада; для старших муниципальных должностей — от 60 до 90 процентов должностного оклада; для младших муниципальных должностей — до 60 процентов должностного оклада. В то же время встречаются и другие подходы. Так, например, Законом Волгоградской области «О денежном содержании муниципальных служащих в Волгоградской области и лиц, замещающих муниципальные должности в Волгоградской области» от 31 августа 1999 года N 301-ОД установлена единая для всех муниципальных служащих надбавка за особые условия муниципальной службы, сложность, напряженность и специальный режим работы — в размере до 50 процентов от должностного оклада. Конкретные размеры надбавки, выплачиваемые муниципальному служащему, определяются руководителем органа местного самоуправления.

          Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

          Размеры и порядок выплаты муниципальным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, обычно определяются исходя из Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке). Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50 — 75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», — 30 — 50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, — 10 — 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, — 5 — 10 процентов.

          Нормативные акты о муниципальной службе обычно закрепляют два вида премий, выплачиваемых муниципальным служащим: премии по результатам труда и премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Первый вид премии выплачивается служащим за успешное и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей ежемесячно или ежеквартально. За конкретные упущения в работе размер премии может быть уменьшен, а за наиболее серьезные проступки муниципальный служащий премии может быть лишен. Размер таких премий обычно колеблется от 25% до 100% должностного оклада. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются персонально с указанием конкретных достижений муниципального служащего. Размер таких премий не ограничен. В органах местного самоуправления обычно принимаются локальные правовые акты, регулирующие вопросы премирования муниципальных служащих. В качестве примера можно привести Положение о материальном стимулировании муниципальных служащих города Серпухова (утверждено распоряжением главы муниципального образования «Город Серпухов» Московской области от 27 февраля 2004 г. N 133-рл). Этим Положением, в частности, установлено, что годовой объем премиального фонда устанавливается в размере до 50% годовой суммы должностных окладов муниципальных служащих. Премиальный фонд состоит из трех частей: 1) премия за основные показатели служебной деятельности, определяемая в размере 10% от должностного оклада (основная); 2) премия за конкретный результат деятельности работника, определяемая в размере 10% от должностного оклада (дополнительная); 3) премия, назначаемая главой города за особые заслуги при осуществлении служебной деятельности и определяемая в размере 30% от должностного оклада.

          Ежемесячное денежное поощрение

          В некоторых муниципальных образованиях муниципальным служащим помимо премии выплачивается еще и ежемесячное денежное поощрение. Размер его обычно устанавливается от 50% до 200% должностного оклада муниципального служащего. Законом Саратовской области от 19 декабря 2005 года N 130-ЗСО «Об установлении предельных нормативов оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности» установлены следующие предельные размеры ежемесячного денежного поощрения муниципального служащего: в муниципальных районах и городских округах: 1) по высшим должностям: по должности главы администрации — 2,0 должностного оклада, по иным должностям — 1,0 должностного оклада; 2) по главным должностям: по должности заместителя главы администрации — 1,0 должностного оклада, по иным должностям — 0,5 должностного оклада; 3) по старшим должностям и младшим должностям — 0,5 должностного оклада; в городских и сельских поселениях: 1) по высшим должностям — 1,5 должностного оклада; 2) по главным должностям: по должности заместителя главы администрации — 1,0 должностного оклада, по иным должностям — 0,5 должностного оклада; 3) по старшим должностям и младшим должностям — 0,5 должностного оклада. В случае наличия упущений в работе размер ежемесячного денежного поощрения может быть уменьшен или служащий может быть вообще его лишен.

          Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь

          Выплата материальной помощи при предоставлении муниципальным служащим ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в некоторых других случаях предусматривается некоторыми действующими нормативными актами. Размер этих выплат при предоставлении служащему ежегодного оплачиваемого отпуска обычно равен его двухмесячному денежному содержанию. В качестве примеров иных случаев оказания материальной помощи обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр. Размер таких выплат лимитируется установленным для данного органа местного самоуправления фондом оплаты труда.

          Иные надбавки и выплаты

          В ряде субъектов Российской Федерации предусматривается выплата муниципальным служащим и иных надбавок. В качестве примера можно привести надбавки за ученую степень, надбавки за почетное звание и за наличие государственных наград Российской Федерации. Так, например, п. 6 ст. 4 Закона Липецкой области от 30 ноября 2000 года N 124-ОЗ «О денежном содержании и социальных гарантиях муниципальных служащих муниципальной службы Липецкой области» установлена ежемесячная надбавка лицу, имеющему государственные награды Российской Федерации, в размере 15 процентов должностного оклада муниципального служащего. Пунктом 2 ст. 2 Закона Волгоградской области «О денежном содержании муниципальных служащих в Волгоградской области и лиц, замещающих муниципальные должности в Волгоградской области» от 31 августа 1999 года N 301-ОД установлены следующие надбавки к должностному окладу: за ученую степень кандидата наук — 15 процентов, доктора наук — 25 процентов и почетное звание, присвоенное Указом Президента Российской Федерации, Верховного Совета СССР или РСФСР, — 25 процентов. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию муниципального служащего устанавливается районный коэффициент. Трудовой кодекс РФ также предусматривает для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо районных коэффициентов выплату процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размеры северных процентных надбавок установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. Определение конкретных размеров должностных окладов муниципальных служащих отнесено к ведению органов местного самоуправления. Новый Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» при этом предусматривает, что муниципальные правовые акты, регулирующие данные вопросы, могут издаваться только представительным органом муниципального образования. Действовавший до этого Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» такого требования не содержал, поэтому на практике правовые акты по вопросам денежного содержания муниципальных служащих принимались и иными органами и должностными лицами местного самоуправления. К моменту вступления в силу нового закона все эти вопросы должны быть урегулированы только правовыми актами представительного органа муниципального образования. Возможность органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать размеры денежного содержания муниципальных служащих ограничена для дотационных муниципальных образований. В муниципальных образованиях, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, установленных федеральными законами, размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливается в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 22). В качестве примера такого закона можно привести Закон Ульяновской области «Об установлении предельных нормативов оплаты труда лиц, замещающих отдельные муниципальные должности муниципальных образований Ульяновской области» от 29 ноября 2005 года N 127-ЗО.

          Смотрите так же:  Сохраняется ли северная пенсия
  • Оставьте комментарий